РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2015 года N 1738-р
[Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации]
(с изменениями на 17 сентября 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года N 768-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 года N 1969-р.
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемый стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее - стандарт).
2. Минэкономразвития России при необходимости ежегодно, не позднее 30 апреля, представлять в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в стандарт.
3. Рекомендовать:
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при осуществлении деятельности по развитию конкуренции руководствоваться положениями стандарта;
субъектам естественных монополий руководствоваться положениями стандарта в рамках раскрытия информации о своей деятельности.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации
(с изменениями на 17 сентября 2016 года)
1. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее соответственно - конкуренция, стандарт) разработан во исполнение пункта 2 раздела III плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2579-р.
2. Стандарт разработан в следующих целях:
а) установление системного и единообразного подхода к осуществлению деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по созданию с учетом региональной специфики условий для развития конкуренции между хозяйствующими субъектами в отраслях экономики;
б) содействие формированию прозрачной системы работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах потребителей товаров, работ и услуг, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, граждан и общества;
в) выявление потенциала развития экономики Российской Федерации, включая научно-технологический и человеческий потенциал;
г) создание стимулов и содействие формированию условий для развития, поддержки и защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействие устранению административных барьеров.
3. Принципами внедрения стандарта являются:
а) ориентация на потребителя - высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (далее - высшее должностное лицо) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с руководством муниципальных образований и сотрудниками органов местного самоуправления осуществляют мероприятия по содействию развитию конкуренции, исходя из текущих и предполагаемых потребностей потребителей товаров, работ и услуг, участников экономических отношений и общества в целом;
б) заинтересованность высшего должностного лица - высшее должностное лицо обеспечивает единство целей и направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации для результативной и эффективной реализации стандарта;
в) системный подход - совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по анализу состояния рынков товаров, работ и услуг, поведения хозяйствующих субъектов на указанных рынках, выявленных ожиданий потребителей товаров, работ и услуг, по планированию деятельности, а также по формированию процессов и систем мониторинга, оценки, контроля и анализа деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
г) постоянное улучшение деятельности - повышение удовлетворенности потребителей и других участников экономической деятельности качеством товаров, работ и услуг, обеспечение информационного взаимодействия с потребителями товаров, работ и услуг и другими заинтересованными сторонами, проведение аудита и анализа результативности мероприятий по содействию развитию конкуренции;
д) прозрачность деятельности - содействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении открытости и доступности для потребителей товаров, работ и услуг и других участников экономической деятельности информации о мероприятиях по содействию развитию конкуренции, процедурах оказания услуг, а также о решениях, оказывающих воздействие на экономическую конкуренцию.
4. С учетом положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года N 570-р (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2015 года N 190-р) между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления предполагается заключение соглашений (меморандумов) о внедрении в субъекте Российской Федерации стандарта (далее - соглашения).
В соглашении отражаются положения, определяющие его цели и предмет, описываются порядок, формы и направления взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. В рамках соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации при внедрении ими стандарта в субъекте Российской Федерации.
5. Внедрение стандарта осуществляется на основании решения высшего должностного лица.
6. Для достижения целей стандарта и соблюдения принципов его внедрения, формирования перечня рынков товаров, работ и услуг для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации (далее - перечень), а также для разработки плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции (далее - "дорожная карта") предполагается ознакомление органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также членов коллегиального координационного или совещательного органа, созданного при высшем должностном лице (далее - коллегиальный орган), с Инструментарием для оценки воздействия на конкуренцию (версия 2.0), разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2016 года N 1969-р. - См. предыдущую редакцию)
7. Информация и документы, касающиеся внедрения стандарта, не реже чем раз в квартал размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного содействовать развитию конкуренции (далее уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.
8. В субъекте Российской Федерации уполномоченный орган определяется из числа органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
9. Уполномоченный орган осуществляет следующие полномочия:
а) формирует проект перечня с аргументированным обоснованием выбора каждого рынка и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу;
б) подготавливает ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации (далее - доклад) для его рассмотрения и утверждения коллегиальным органом;
в) разрабатывает проект "дорожной карты" и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу;
г) координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выполнению мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";
д) организует проведение и (или) проводит не реже 2 раз в год обучающие мероприятия и тренинги для органов местного самоуправления по вопросам содействия развитию конкуренции;
е) формирует при принятии высшим должностным лицом решения, предусматривающего систему поощрений, рейтинг муниципальных образований в части их деятельности по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата;
ж) размещает информацию о деятельности по содействию развитию конкуренции и соответствующие материалы на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет";
з) рассматривает обращения субъектов предпринимательской деятельности, потребителей товаров, работ и услуг и общественных организаций, представляющих интересы потребителей, по вопросам содействия развитию конкуренции, относящимся к компетенции уполномоченного органа;
и) организует проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации (далее - мониторинг).
10. Коллегиальный орган на своих заседаниях рассматривает подготавливаемые в целях стимулирования развития конкуренции:
а) проект перечня с аргументированным обоснованием выбора каждого рынка;
б) проект "дорожной карты", включая информацию о разработке и выполнении мероприятий, предусмотренных "дорожной картой";
в) иную информацию и проекты правовых актов субъекта Российской Федерации в части их потенциального воздействия на состояние и развитие конкуренции;
г) результаты и анализ результатов мониторинга.
11. Коллегиальный орган рассматривает и утверждает ежегодный доклад, а в случае необходимости представляет замечания, предложения и особые мнения членов коллегиального органа для включения их в доклад.
12. В состав коллегиального органа (в том числе в рамках отдельных специализированных рабочих групп по направлениям) включаются:
а) руководители или заместители руководителей уполномоченного органа, а также иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в функции которых входит реализация мероприятий по содействию развитию конкуренции;
б) представители совета муниципальных образований, и (или) иных объединений муниципальных образований, и (или) органов местного самоуправления;
в) представители общественных организаций, действующих в интересах предпринимателей и потребителей товаров, работ и услуг;
г) представители региональной комиссии по проведению административной реформы;
д) представители научных, исследовательских, проектных, аналитических организаций и технологических платформ;
е) представители потребителей товаров, работ и услуг, задействованные в механизмах общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, а также представители некоммерческих объединений, действующих в интересах технологических и ценовых аудиторов;
ж) представители объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработчиков сельскохозяйственной продукции, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов;
з) представители объединений, действующих в интересах сферы рыбного хозяйства (воспроизводство водных биологических ресурсов, аквакультура, марикультура, товарное рыбоводство, промышленное рыболовство, рыбопереработка и др.);
и) представители профессиональных союзов и обществ, в том числе представители организаций, действующих в интересах кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности;
к) представители организаций, действующих в интересах независимых директоров;
л) эксперты и специалисты иных направлений (конструкторы, инженеры, изобретатели, инноваторы, специалисты в области программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, медицинских и биотехнологий, нанотехнологий, альтернативной энергетики и энергоэффективности, нового материаловедения, представители научно-технологического и промышленно-делового сообщества, участники процесса, задействованные в рамках развития междисциплинарных исследований, направленных на прорывные разработки и открытия, и др.).
13. В случае необходимости в состав коллегиального органа помимо лиц, указанных в пункте 12 стандарта, могут включаться иные участники (с учетом региональной специфики).
14. В заседаниях коллегиального органа могут принимать участие, а также являться членами отдельных специализированных рабочих групп по направлениям:
а) представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
б) уполномоченный по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;
в) уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации.
15. Указанные в настоящем разделе функции коллегиального органа в случае необходимости возлагаются на общественный координационный или совещательный орган, созданный в субъекте Российской Федерации с целью улучшения инвестиционного климата, либо на иной общественный координационный или совещательный орган, действующий в целях улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации.
16. Материалы заседаний коллегиального органа являются открытыми и размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети "Интернет".
17. Уполномоченный орган разрабатывает проект перечня, состоящего из перечня приоритетных рынков и перечня социально значимых рынков, обосновывая выбор каждого рынка из приоритетных или социально значимых рынков, и устанавливает целевые показатели в отношении таких рынков.
18. При формировании перечня рекомендуется в первую очередь включать в него рынки, характеризующиеся наличием значимых проблем, препятствующих конкуренции.
19. При формировании перечня приоритетных рынков рекомендуется в первую очередь включать в него рынки товаров, работ и услуг несырьевого сектора экономики с высокой степенью передела и добавленной стоимости конечной продукции, имеющей экспортный потенциал и (или) возможность замещения импорта, чьи производственно-технологические и инновационные цепочки, а также цепочки создания добавленных стоимостей находятся преимущественно в Российской Федерации (в том числе в рамках промышленных и инновационных кластеров).
20. Особое внимание при формировании перечня приоритетных рынков рекомендуется уделять развитию производств высокотехнологичной продукции и (или) технически сложной продукции с перспективными технологиями, стремящимися к инновационным системам полного цикла в Российской Федерации и имеющими потенциал достижения новых технологических уровней и (или) потенциал встраивания в глобальную производственную и технологическую кооперацию.
21. Перечень разрабатывается на основе анализа результатов мониторинга. При этом в него ежегодно вносятся изменения с учетом результатов указанного анализа.
22. При формировании перечня социально значимых рынков в первую очередь в него включается обязательный перечень рынков, предусмотренных приложением к стандарту, в отношении которых целесообразно придерживаться установленных числовых значений целевых показателей либо установить числовые значения целевых показателей с учетом региональной специфики.