Недействующий

     

ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 мая 2015 года N 1185р

Об утверждении Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД"

(с изменениями на 13 сентября 2016 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 21 августа 2017 года N 1697р
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением ОАО "РЖД" от 30 ноября 2015 года N 2780р;

распоряжением ОАО "РЖД" от 13 сентября 2016 года N 1882р.

____________________________________________________________________



На основании Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 года N 344 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2015 года N 36209), и в целях реализации полномочий владельца инфраструктуры при организации расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД":

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД".

2. Признать утратившим силу Положение об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 1 июля 2010 года N 1419р.

Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

     

     

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 8 мая 2015 года N 1185р

     

Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД"

(с изменениями на 13 сентября 2016 года)

     

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 года N 344 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2015 года N 36209), определяет требования к информированию о допущенных транспортных происшествиях и иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нарушения безопасности движения), органов государственной власти, а также причастных к их возникновению или последствиям дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" (далее - ДЗО), владельцев (собственников) железнодорожного подвижного состава, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - сторонние организации), а также порядок:

образования комиссий ОАО "РЖД" для расследования нарушений безопасности движения и организации их работы;

взаимодействия комиссий ОАО "РЖД" с представителями сторонних организаций и Ространснадзора;

оформления материалов расследования, их хранения и предоставления органам государственной власти и сторонним организациям;

проведения совещаний по рассмотрению обстоятельств и причин возникновения нарушений безопасности движения;

учета нарушений безопасности движения и предоставления отчетных данных об их количестве в Ространснадзор.

2. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:

транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;

тяжкий вред здоровью человека - вред, опасный для жизни человека: потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности;

нарушение условий жизнедеятельности - наличие либо отсутствие ситуации, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

техническое заключение - документ, содержащий вывод комиссии ОАО "РЖД" по случаю нарушения безопасности движения на инфраструктуре ОАО "РЖД";

сторонняя организация - организация или индивидуальный предприниматель, не входящие в состав холдинга "РЖД", выполняющие работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с изготовлением, ремонтом железнодорожного подвижного состава, его составных частей и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

крушение - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, автотракторной техникой, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:

погиб один и более человек, за исключением случаев гибели людей, не являющихся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой, транспортным средством;

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 30 ноября 2015 года N 2780р. - См. предыдущую редакцию)

причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек, за исключением несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации;

возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек;

поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;

нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек;

авария - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, автотракторной техникой, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:

причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек, за исключением случаев причинения вреда людям, не являющимся работниками ОАО "РЖД" и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с автотракторной техникой, транспортным средством и несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации;

возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек;

нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек;

поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;

столкновение - событие, при котором произошло соударение движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, автотракторной техникой, в результате которого допущено повреждение железнодорожного подвижного состава или его составных частей в объеме какого-либо ремонта, за исключением капитального;

сход железнодорожного подвижного состава - событие, при котором хотя бы одно колесо сошло с головки рельса и для его постановки на рельс требуется применение подъемных средств и (или) приспособлений;

несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон - самопроизвольный уход подвижного состава на станциях за предельный столбик (светофор), с перегона или с подъездных путей на станцию;

неготовый маршрут приема или отправления поезда - маршрут, приготовленный поезду на свободный путь (перегон, блок-участок), не предназначенный для движения по нему данного поезда, за исключением случаев, предусмотренных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

развал груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - выход груза за пределы габарита погрузки или габарита железнодорожного подвижного состава;

излом рельса под железнодорожным подвижным составом - нарушение целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения;

отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования - отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда по любой неисправности, препятствующей его дальнейшему движению на всех станциях, кроме станции отправления и станции назначения;

отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс - отцепка вагона от грузового поезда на всех станциях, кроме конечных станций гарантийного участка из-за нагрева букс;

скрытый случай нарушений безопасности движения - нарушение безопасности движения, информация о котором не передана в соответствии с требованиями раздела III настоящего Положения.

II. Требования к информированию о нарушениях безопасности движения

3. Работники ОАО "РЖД", оказавшиеся свидетелями или участниками допущенного нарушения безопасности движения на железнодорожной станции, незамедлительно сообщают о его возникновении с помощью любых доступных средств связи дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру поездному), а на перегоне - дежурным по соседним железнодорожным станциям (диспетчеру поездному), которые передают информацию о случившемся в соответствии с установленным порядком.

Время информирования начальника оперативной смены (дежурного диспетчера) Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями (далее - Ситуационный центр) о нарушении безопасности движения не должно превышать 20 минут с момента его обнаружения.

Первоначальная информация о допущенном нарушении безопасности движения должна содержать:

дату, время и место возникновения нарушения безопасности;

обстоятельства, предварительную причину и последствия нарушения безопасности движения, выявленные на момент информирования.

4. Уточненная информация о допущенном нарушении безопасности движения по мере ее получения предоставляется в Ситуационный центр незамедлительно. Информация о нарушениях безопасности движения, в результате которых допущено причинение тяжкого вреда здоровью пассажиров или работников ОАО "РЖД", предоставляется с указанием фамилий пострадавших, места их жительства и мерах по оказанию необходимой помощи, а о нарушениях безопасности движения, которые могут привести к серьезным осложнениям в графике движения поездов, - с указанием сведений о сложившейся поездной обстановке и принимаемых мерах по нормализации движения поездов.

Начальник железной дороги устанавливает порядок информирования о нарушениях безопасности движения, допущенных в границах железной дороги:

органов управления железной дороги, региональных дирекций, региональных центров безопасности;

территориальных органов МЧС России и Ространснадзора, органов прокуратуры, внутренних дел и местного самоуправления, осуществляющих деятельность в границах железной дороги;

владельцев (собственников) железнодорожного подвижного состава, которым нанесен ущерб, и сторонних организаций.

5. Порядок информирования, указанный в пункте 4 настоящего Положения, разрабатывается с учетом требований:

Порядка оперативного оповещения руководителей ОАО "РЖД" о транспортных происшествиях, иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, и чрезвычайных ситуациях на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 29 марта 2013 года N 830р;

Положения о системе информационного реагирования ОАО "РЖД" на чрезвычайные ситуации и Регламента взаимодействия участников системы информационного реагирования ОАО "РЖД" на чрезвычайные ситуации, утвержденных приказом ОАО "РЖД" от 16 января 2008 года N 6;

Регламента взаимодействия Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями с аппаратом управления ОАО "РЖД", железными дорогами, функциональными филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД" в штатном режиме функционирования и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 13 июня 2012 года N 1171р.

III. Порядок образования комиссий ОАО "РЖД" для расследования нарушений безопасности движения

6. Для расследования нарушений безопасности движения на инфраструктуре ОАО "РЖД" образуются комиссии ОАО "РЖД", состав которых определяется в зависимости от первоначальной информации о последствиях и вероятных причинах допущенного нарушения безопасности движения согласно приложению.

7. Первый вице-президент, возглавляющий производственно-хозяйственный блок, определяет состав и председателя комиссии ОАО "РЖД" для расследования следующих нарушений безопасности движения:

крушение;

авария;

происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, экологической сфере, приведшие к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера, определяемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

8. Начальник железной дороги является председателем и определяет состав комиссии ОАО "РЖД" для расследования следующих нарушений безопасности движения:

столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом на перегонах и станциях при поездной работе, не имеющее последствий крушений и аварий;

сход железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях при поездной работе, не имеющий последствий крушений и аварий;

прием поезда на занятый путь;

отправление поезда на занятый перегон;

несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;

проезд железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика;

ложное появление на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появление более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;

перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»