МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 18 декабря 2014 года N 344

Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

(с изменениями на 19 июля 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.08.2016, N 0001201608240018);

приказом Минтранса России от 1 июня 2018 года N 218 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.06.2018, N 0001201806260016);

приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2022, N 0001202208250014) (вступил в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 сентября 2029 года).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В настоящий документ вносились изменения на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 15 октября 2019 года N 315.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 октября 2019 года N 315 отменен на основании приказа Минтранса России от 28.04.2020 N 144.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________          

          

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169, N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (ч.1), ст.3597, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 30 (ч.1), ст.4590, ст.4596, N 19, ст.2716, N 45, ст.6333; 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4320, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 49 (ч.6), ст.6928) и пунктом 5.2.34 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2006, N 15, ст.1612, N 24, ст.2601, N 52 (ч.3), ст.5587; 2008, N 8, ст.740, N 11 (ч.1), ст.1029, N 17, ст.1883, N 18, ст.2060, N 22, ст.2576, N 42, ст.4825, N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378, N 4, ст.506, N 6, ст.738, N 13, ст.1558, N 18 (ч.2), ст.2249, N 32, ст.4046, N 33, ст.4088, N 36, ст.4361, N 51, ст.6332; 2010, N 6, ст.650, N 6, ст.652, N 11, ст.1222, N 12, ст.1348, N 13, ст.1502, N 15, ст.1805, N 25, ст.3172, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251; 2011, N 14, ст.1935, N 26, ст.3801, ст.3804, N 32, ст.4832, N 38, ст.5389, N 46, ст.6526, N 47, ст.6660, N 48, ст.6922; 2012, N 6, ст.686, N 14, ст.1630, N 19, ст.2439, N 44, ст.6029, N 49, ст.6881; 2013, N 5, ст.388, N 12, ст.1322, N 26, ст.3343, N 33, ст.4386, N 38, ст.4821, N 45, ст.5822; 2014, N 12, ст.1286, N 18 (ч.4), ст.2177), N 30 (ч.2), ст.4311, ст.4325, N 37, ст.4974, N 42, ст.5736, N 43, ст.5901, ст.5926)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации:

от 25 декабря 2006 года N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий" (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 года, регистрационный N 8840);

от 5 ноября 2008 года N 180 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 25 декабря 2006 года N 163" (зарегистрирован Минюстом России 11 декабря 2008 года, регистрационный N 12835).

3. Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.

(Пункт дополнительно включен с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269)



Министр
М.Ю.Соколов

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
26 февраля 2015 года,
регистрационный N 36209

     

     

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 18 декабря 2014 года N 344

     
Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

(с изменениями на 19 июля 2022 года)

     

     

I. Общие положения

1. Положение о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает классификацию, порядок расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

2. Настоящее Положение применяется при классификации, расследовании и учете транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, имевших место на железнодорожных путях общего и железнодорожных путях необщего пользования.

II. Классификация, порядок расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

3. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования (далее - субъекты железнодорожного транспорта) обязаны незамедлительно оповестить любыми доступными средствами связи, в том числе телефонной, телеграфной, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор), ее территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог, органы прокуратуры, органы Следственного комитета, органы внутренних дел, территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы местного самоуправления в пределах их территориальных полномочий, заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков, о возникновении на территории указанных субъектов железнодорожного транспорта транспортных происшествий, указанных ниже:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217. - См. предыдущую редакцию)

крушение (столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, с транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне, железнодорожной станции или на железнодорожном пути необщего пользования, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269. - См. предыдущую редакцию)

________________

За исключением:

случаев гибели или причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года приказом Минтранса России от 1 июня 2018 года N 218. - См. предыдущую редакцию)

несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.1), ст.3, N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690, N 35, ст.3607; 2005 N 1 (ч.1), ст.27, N 13, ст.1209, N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878, N 41, ст.4285, N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.34, N 17, ст.1930, N 30, ст.3808, N 41, ст.4844, N 43, ст.5084, 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812, N 30 (ч.1), ст.3613, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21, N 19, ст.2270, N 29, ст.3604, N 30, ст.3732, 3739, N 46, ст.5419, N 48, ст.5717, N 50, ст.6146; 2010, N 31, ст.4196; N 52 (ч.1), ст.7002; 2011, N 1, ст.49, N 25, ст.3539, N 27, ст.3880, N 30 (ч.1), ст.4586, 4590, 4591, 4596, N 45, ст.6333, 6335, N 48, ст.6730, 6735, N 49 (ч.1), ст.7015, 7031, N 50, ст.7359, N 52, ст.7639; 2012, N 10, ст.1164, N 14, ст.1553, N 18, ст.2127, N 31, ст.4325, N 47, ст.6399, N 50 (ч.4), ст.6954, N 50 (ч.5), ст.6957, 6959, N 53 (ч.1), ст.7605; 2013, N 14, ст.1666, 1668, N 19, ст.2322, 2326, 2329, N 23, ст.2866, 2883, N 27, ст.3449, 3454, 3477, N 30 (ч.1), ст.4037, N 48, ст.6165, N 52 (ч.1), ст.6986; 2014, N 14, ст.1542, 1547, 1548, N 19, ст.2321, N 23, ст.2930, N 26, ст.3405, N 45, ст.6143).

1) погиб один и более человек;

2) причинен тяжкий вред здоровью пяти и более человек;

3) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало десять и более человек;

4) поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря;

5) нарушены условия жизнедеятельности 100 и более человек);

авария (столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне, железнодорожной станции или на железнодорожном пути необщего пользования, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269. - См. предыдущую редакцию)

________________

За исключением:

случаев причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками железнодорожного транспорта и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством;

несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации.

(Сноска в редакции, введенной в действие с 7 июля 2018 года приказом Минтранса России от 1 июня 2018 года N 218. - См. предыдущую редакцию)

1) причинен тяжкий вред здоровью менее пяти человек;

2) возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее десяти человек;

3) нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек;

4) поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта);

происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640; 2011, N 21, ст.2971).

4. Субъекты железнодорожного транспорта не позднее трёх часов с момента случившегося обязаны оповестить по телефонным, телеграфным или электронным средствам связи Ространснадзор, его территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог, заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков, о возникновении на территории субъектов железнодорожного транспорта событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанных ниже:

возгорание груза в вагоне или контейнере при его эксплуатации на железнодорожных путях общего и железнодорожных путях необщего пользования;

(Абзац дополнительно включен с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217)

столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне, железнодорожной станции или на железнодорожном пути необщего пользования, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющих последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269. - См. предыдущую редакцию)


затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры, вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более;

происшествие, связанное с несанкционированным движением по железнодорожным путям транспортного средства или столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством вне установленного железнодорожного переезда, не имеющие последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 сентября 2016 года приказом Минтранса России от 29 июля 2016 года N 217. - См. предыдущую редакцию)

столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде, не имеющее последствий, указанных в пункте 3 настоящего Положения;

происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов (связанные с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны, нанесшего ущерб жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшие к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера, определяемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст.2640; 2011, N 21, ст.2971);

падение груза (контейнера) или его части на железнодорожный путь, вызвавшие перерыв в движении поездов хотя бы по одному из железнодорожных путей на перегоне на один час и более либо повлекшие его столкновение с железнодорожным подвижным составом.

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269)

5. Субъекты железнодорожного транспорта, на территории которых произошли события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанные в настоящем пункте, ежемесячно обязаны информировать Ространснадзор и его территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог об их количестве:

прием или отправление поезда по неготовому маршруту;

перевод стрелки под железнодорожным подвижным составом;

отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;

отмена отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления или высадка пассажиров из поезда на железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269. - См. предыдущую редакцию)


повреждение или отказ локомотива, вызвавшие вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или железнодорожной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269. - См. предыдущую редакцию)

отправление поезда с перекрытыми концевыми кранами;

излом рельса под железнодорожным подвижным составом;

саморасцеп автосцепок в поездах;

отцепка вагона с опасным грузом в пути следования на перегонах или железнодорожных станциях из-за технической неисправности вагона;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2023 года приказом Минтранса России от 19 июля 2022 года N 269. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»