МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИИ


от 3 апреля 2015 года N ПК-1вн


Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год


Заслушав и обсудив доклад министра образования и науки Российской Федерации Д.В.Ливанова по вопросу "Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2014 год и задачах на 2015 год", содержащий материалы доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2018 годы, коллегия отмечает, что деятельность Минобрнауки России в 2014 году осуществлялась в соответствии с законодательством в сфере образования и науки, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и была направлена на реализацию основополагающих документов Президента РФ и Правительства РФ, указов Президента РФ от 07.05.2012, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года.

В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 466, Минобрнауки России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2013. - N 26. - С.21-42. - Ред.


- образование;

- научная, научно-техническая и инновационная деятельность, государственная научная аттестация;

- воспитание, опека и попечительство в отношении несовершеннолетних граждан, социальная поддержка и социальная защита обучающихся образовательных организаций;

- молодежная политика.

Реализация этих функций обеспечивалась совместно с находящимися в ведении министерства Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по делам молодежи, подведомственными организациями, Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации, а также при взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и государственными академиями наук, Российским союзом ректоров, Ассоциацией ведущих университетов, научным и образовательным сообществами.

В целях обеспечения реализации стратегических целей развития образования и науки в 2014 году Минобрнауки России решались задачи:

- поставленные в указах Президента РФ от 07.05.2012;

- связанные с вхождением в состав Российской Федерации двух новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и реализуемые в рамках Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 16. - С.4-13. - Ред.


- поставленные в стратегических документах, утвержденных Правительством РФ, в том числе Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в сфере образования и науки, государственных программах Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы и "Развитие науки и технологий" (в том числе включенных в них мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", а также федеральных целевых программ), Плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Минобрнауки России в 2015 году будет продолжать работу по решению приоритетных задач в рамках реализации государственных программ Российской Федерации "Развитие образования" и "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, Программы фундаментальных научных исследований Российской Федерации на долгосрочный период и системы "дорожных карт" изменений в сфере образования и науки, направленных на повышение эффективности образования и науки, с проведением комплексного мониторинга соответствующих структурных изменений.

Основные направления государственной политики в сфере дошкольного и общего образования связаны с решением двух ключевых задач: предоставление образовательных услуг высокого качества и обеспечение их доступности, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в 2015 году реализуются через:

- обеспечение 100%-ной доступности дошкольного образования для каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет, ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации;

- внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части определения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ и с учетом этого совершенствование 36 примерных образовательных программ основного общего и среднего общего образования;

- переход с 1 сентября 2015 года на федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования всех общеобразовательных организаций, расположенных на территории Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего образования;


- реализация профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 года, рег. N 30550);

________________

См. Официальные документы в образовании. - 2014. - N 4. - С.22-49. - Ред.


- осуществление образовательного процесса в 2015/2016 учебном году на основе концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории с соответствующей подготовкой учителей истории;

- разработка совместно с органами государственной власти субъектов РФ программы содействия созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях;

- обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов посредством развития программ инклюзивного образования, апробации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 24 регионах на базе общеобразовательных организаций, специальных (коррекционных) школ и центров психолого-педагогической реабилитации, коррекции и повышения квалификации более 3,5 тыс. педагогов и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;

- расширение перечня олимпиад для детей и молодежи, в том числе по робототехнике для повышения престижа инженерных профессий;

- установление с 1 сентября 2015 года ежемесячно 5 тыс. одаренных детей, поступивших на обучение в организации высшего образования и проявивших особые склонности к техническому, гуманитарному творчеству, изобретательству, отобранных на основе установленных правил, грантов Президента РФ на весь срок обучения в вузе в размере 20 тыс. рублей каждый.

Основными направлениями в сфере дополнительного образования детей являются:

- увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам;

- создание нормативной базы для перехода с 1 января 2016 года к нормативно-подушевому финансированию реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Задача профессионального образования - это разработка востребованных образовательных программ, которые одновременно дают нашим гражданам возможности для эффективной самореализации на рабочем месте, а нашей экономике, нашим предприятиям - компетентных и грамотных специалистов.

В связи с этим ключевыми на 2015 год являются следующие задачи:

- обеспечение актуализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и профессиональных образовательных программ с учетом принимаемых профессиональных стандартов;

- установление на законодательном уровне требований к порядку проведения профессионально-общественной аккредитации всех профессиональных образовательных программ;

- развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых профессиональных образовательных организаций;

- реализация комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования;

- содействие развитию многофункциональных центров прикладных квалификаций в субъектах РФ;

- участие в мероприятиях по повышению общественного престижа среднего профессионального образования, популяризации рабочих профессий, в том числе в рамках организации и проведения региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по профессиям и специальностям среднего профессионального образования, в том числе в рамках движения WorldSkills Russia в 2015 году планируется участие команды из 45 субъектов РФ.

В высшем образовании будет продолжена реструктуризация образовательных организаций высшего образования, которая позволит гарантировать для каждого студента получение востребованной на рынке труда специальности. При этом каждому студенту реструктуризируемых вузов предоставляется возможность завершить обучение, пройти все запланированные курсы. Основными в 2015 году в сфере высшего образования являются задачи:

- проведение ежегодного мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, оптимизация сети образовательных организаций высшего образования по результатам проведенного мониторинга;

- обеспечение повышенных нормативов финансирования образовательных программ высшего образования по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям подготовки (специальностям);

- увеличение объемов приема по образовательным программам высшего образования, ориентированным на практико-ориентированный вид профессиональной деятельности как основной ("прикладной бакалавриат");

- внедрение сетевой формы обучения при реализации образовательных программ высшего образования;

- поддержка программ повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров;

- модернизация заочного образования и создание национального портала открытого образования;

- продвижение российских образовательных программ за рубежом через образовательный портал "Образование на русском".

Будут продолжены:

- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- увеличение количества общеобразовательных организаций, отвечающих современным требованиям в соответствии с соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами;

- мероприятия по развитию современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

- осуществление мониторинга системы образования в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования;

- сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- обеспечение создания условий для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан, а также создания условий воспитания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приближенных к семейным;

- проведение мероприятий по дальнейшей интеграции системы образования и науки Республики Крым и города федерального значения Севастополя в российскую систему образования и науки.

В сфере науки:

- проведение мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, в целях оптимизации и повышения эффективности национальной системы науки и технологий;

- формирование новой системы замещения должностей научных работников и механизма проведения аттестации научных работников, способствующей усилению кадрового потенциала науки и технологий;

- совершенствование законодательства в области государственной научной аттестации, в том числе внедрение новой модели государственной системы научной аттестации - предоставление Московскому государственному университету имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету права присуждать ученые степени кандидата наук, доктора наук в соответствии с самостоятельно установленным порядком присуждения ученых степеней;

- формирование эффективной системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, включая учет, государственную регистрацию, меры экономического, в том числе налогового, стимулирования, направленные на увеличение нематериальных активов и сделок с ними;

- активизация инновационной деятельности вузов через поддержку пилотных проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования в интересах повышения спроса на результаты исследований и разработок вузов и трансфера новых технологий в экономику;

- оптимизация системы формирования государственного задания на выполнение работ в сфере науки, в том числе формирование его на конкурсной основе;

- развитие двусторонних и многосторонних международных связей в сфере образования, науки, техники и технологий.

Коллегия

решила:

1. Одобрить итоги деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году и задачи на 2015 год.

2. Одобрить доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2016-2018 годы.

3. Ответственным структурным подразделениям министерства обеспечить разработку и принятие в установленном порядке актов Президента РФ, Правительства РФ и актов Министерства образования и науки Российской Федерации, предусмотренных в плане Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ (далее - акты), утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

4. Правовому департаменту (М.Н.Живаеву) обеспечить координацию работ структурных подразделений министерства по разработке и принятию актов, указанных в пункте 3.

5. Департаменту государственной службы, кадров и управления делами (В.Ю.Голубовскому) заключить до конца 2015 года трудовые договоры с вновь назначаемыми руководителями подведомственных министерству организаций и дополнительные соглашения к трудовым договорам с действующими руководителями подведомственных организаций в соответствии с доработанной формой трудового договора.

6. Департаменту стратегии, анализа и прогноза (Г.В.Андрущаку) обеспечить координацию работ в соответствии с приказом Минобрнауки России от 10.02.2015 N 76 об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки работы по выполнению плана мероприятий Правительства РФ по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014-2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.12.2014 N 2585-р.

7. Департаменту государственной политики в сфере высшего образования (А.Б.Соболеву):

- обеспечить проведение в 2015 году мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»