Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПРИКАЗ

от 15 мая 2015 года N 159

Об утверждении методических документов

____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Рослесхоза от 9 июня 2015 года N 183
____________________________________________________________________

______________________________________________________________
Документ возвращен без госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 29.05.2015 N 01/62075-ДА.

______________________________________________________________


В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 20, ст.2251, N 30 (ч.1) ст.3597, ст.3599, N 30 (ч.2), ст.3616, N 52 (ч.1), ст.6236; 2009, N Ц, ст.1261, N 29, ст.3601, N 30, ст.3735; N 52 (ч.1), ст.6441; 2010, N 30, ст.3998; 2011, N 1, ст.54, N 25, ст.3530, N 27, ст.3880, N 29, ст.4291, N 30 (ч.1), ст.4590, N 48, ст.6732, N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446, N 31,ст. 4322; 2014, N 11, ст.1092, N 26 (ч.1), ст.3377, ст.3386, N 30 (ч.1), ст.4251), и пунктом 8 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст.3431, 2012, N 46, ст.6339),

приказываю:


Утвердить следующие методические документы:

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий согласно приложению 1;


Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований согласно приложению 2;


Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов согласно приложению 3.

Заместитель руководителя
Федерального агентства
лесного хозяйства
Н.С.Кротов

     

Приложение N 1
к приказу Рослесхоза
от 15 мая 2015 года N 159

     

Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий

     

     

I. Общие положения

1. Руководство устанавливает единые требования к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий в лесах.

2. Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблагоприятных факторов.

3. Санитарно-оздоровительные мероприятия обеспечиваются уполномоченными органами в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст.5278; 2008, N 52 (ч.1), ст.6236; 2009, N 11, ст.1261, N 52 (ч.2), ст.6441; 2011, N 30 (ч.1), ст.4590, N 26, ст.3446; 2013, N 52, ст.6971, ст.6980; 2014, N 11, ст.1092, N 26 (ч.1), ст.3377, N 30 (ч.1), ст.4251) (далее - Лесной кодекс).

4. Выполнение СОМ осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса.

5. СОМ на участках леса, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса.

6. К СОМ относятся мероприятия по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

7. С целью предотвращения повреждения и дальнейшей гибели леса от вредных организмов (стволовых вредителей) проводятся профилактические мероприятия.

8. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение СОМ осуществляется в соответствии с Особенностями использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденными приказом МПР России от 16.07.2007 N 181 (зарегистрирован в Минюсте России 03.09.2007, регистрационный N 10084), с учетом изменений, внесенных приказом МПР России от 12.03.2008 N 54 (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2008, регистрационный N 11402) (далее - Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

II. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий

9. СОМ планируются органами исполнительной власти в пределах переданных полномочий.

10. Основанием для планирования СОМ являются:

- лесохозяйственный регламент;

- поквартальные планы-корректировки к лесохозяйственному регламенту не предоставленные для использования лесов, утверждаемые уполномоченными органами, обеспечивающими проведение СОМ;

- результаты лесопатологических обследований.

11. Необходимость проведения СОМ на участке леса определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесообразности.

12. В планы-корректировки включаются участки леса, требующие срочного проведения СОМ.

13. Примерная форма плана-корректировки приведена в Приложении N 1 к настоящему Руководству. Планирование проводится по видам СОМ на основании акта проверки санитарного и лесопатологического состояния участка леса (примерная форма акта приведена в Приложении N 2 к настоящему Руководству).

14. К плану-корректировке, содержащему мероприятия по сплошным и выборочным санитарным рубкам, прикладываются следующие документы:

- акт проверки санитарного и лесопатологического состояния участка леса;

- сводная ведомость поврежденных, расстроенных и погибших участков леса и пробных площадей, заложенных в них для обоснования СОМ;

- выкопировка из планшета на участки леса, намечаемые в санитарную рубку, с указанием номеров выделов и расположения пробных площадей.

15. В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздоровительные мероприятия предусматриваются с момента проведения лесопатологических обследований на данном участке леса.

16. Если в результате массовой гибели лесов на территории объявлен режим чрезвычайной ситуации, в соответствии с решением комиссии по чрезвычайной ситуации допускается планирование СОМ по результатам дешифрирования аэрокосмической съемки высокого разрешения или материалам авиалесопатологической таксации.

17. При распределении объемов СОМ учитываются степень и время повреждения насаждений, биология древесной породы, вредных насекомых и возбудителей заболеваний.

В целях недопущения распространения инфекции санитарные рубки следует проводить преимущественно в зимний период.

18. Заготовка древесины планируется в первую очередь в районах, где в результате стихийных бедствий, массовых лесных пожаров, размножения вредных насекомых, распространения болезней произошло повреждение и гибель лесных насаждений.

19. В лесах с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 свыше 40 Ки/кв.км или стронцием свыше 3 Ки/кв.км санитарно-оздоровительные мероприятия не проводятся в соответствии с приказом МПР России от 17.04.2007 N 101 "Об утверждении особенностей охраны лесов, разработки и осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий в зонах радиоактивного загрязнения лесов" (зарегистрирован в Минюсте России 14.05.2007, регистрационный N 9445). В лесах с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения почвы санитарно-оздоровительные мероприятия назначаются и проводятся на общих основаниях.

III. Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий

20. СОМ проводятся в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов, кроме заповедных участков.

При отсутствии деловой древесины в лесных насаждениях, подлежащих проведению СОМ, назначается очистка лесов от захламления.

21. Санитарно-оздоровительные мероприятия не назначаются в участках леса 4 и 5 классов бонитетов, за исключением случаев угрозы возникновения и распространения очагов опасных вредителей и болезней.

22. При заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений, указанные в примечании 10 к Ставкам платы за единицу объема древесины, полученной при разработке поврежденных насаждений, в том числе заготовленной в процессе санитарных рубок, исчисляются на основании постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22.05.2007 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 23, ст.2787, N 30, ст.3935; 2008, N 19, ст.2195; 2009, N 3, ст.387, N 10, ст.1238, N 16, ст.1946, N 41, ст.4767, N 46, ст.5498; 2011, N 10, ст.1387, N 24, ст.3502; 2012, N 3, ст.424, N 8, ст.1033; 2014, N 6, ст.589, N 25, ст.3306).

Степенью повреждения насаждений является отношение объма дровяной и неликвидной древесины к общему объему древесины на лесосеке, определенной по материалам отвода, выраженной в процентах.

Отвод лесосек для проведения СОМ

23. Отвод лесосек под санитарные рубки производится в соответствии с Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2011, регистрационный N 22883) (далее - Правила заготовки древесины).

24. Отвод лесосек под СОМ, проводимые в весенне-летний период, в зоне действия лесовозных и лесохозяйственных дорог производится не более чем за один месяц до начала рубки, а в остальных случаях не более чем за полгода до их проведения.

25. Отвод лесосек под СОМ в лиственных насаждениях проводится при наличии листвы на деревьях (кроме участков ветровала, бурелома, снеголома).

26. На визирах лесосек, отводимых в выборочную санитарную рубку, деревья не срубаются, и визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток, а также рубки кустарника. Периметр лесосеки должен быть минимальным при условии полного охвата площади поврежденного насаждения.

27. Размер лесосек под СОМ не лимитируется.

28. В обязательном порядке в СОМ назначаются деревья 5-6-й категорий состояния насаждений согласно Шкале категорий состояния насаждений, приведенной в Приложении N 3 к настоящему Руководству (далее - состояние насаждений). Лесные насаждения, поврежденные ветровалом, буреломом и снеголомом, приравниваются к 5-6-й категориям состояния насаждений.

29. Допускается уборка деревьев других категорий состояния насаждений в следующих случаях:

- деревья 3-4-й категорий состояния насаждений (сильно ослабленные и усыхающие) назначаются в рубку в очагах корневой губки, стволовых гнилей, бактериальной водянки и голландской болезни (при этом в акте лесопатологического обследования указывается на каком основании данный участок леса отнесен к очагу болезни, характеристики очага);

- в эксплуатационных лесах - деревья при наличии на стволах явных признаков гнилей (дупла, плодовые тела трутовиков, раковые раны, охватывающие более 2/3 окружности ствола);

- в насаждениях, погибших от пожаров, - деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола;

- деревья ели, имеющие повреждения коры лосем и другими животными более трети окружности ствола и признаки развития стволовой гнили, а также свежие поселения стволовых вредителей, занимающие более половины окружности ствола.

30. Отбор деревьев в рубку в очагах хвое- и листогрызущих насекомых производится после завершения периода восстановления хвои (листвы).

31. Жизнеспособные деревья с дуплами в количестве 5-10 шт./га оставляют в целях обеспечения естественными укрытиями животных.

32. Рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий проводится в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст.3431, 2012, N 46, ст.6339) (далее - Правила санитарной безопасности в лесах), Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2011, регистрационный N 22883) (далее - Правила заготовки древесины), Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (Собрание законодательства Российской Федераци, 16.05.2011, N 20, ст.2820, 06.02.2012, N 6, ст.671, 12.11.2012, N 46, ст.6339, 21.04.2014, N 16, ст.1901) (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) и Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом МПР России от 16.07.2007 N 185 "Об утверждении Правил ухода за лесами" (зарегистрирован в Минюсте России 29.08.2007, регистрационный N 10069) (далее - Правила ухода за лесами).

33. Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) красные книги субъектов Российской Федерации, а также включенным в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается в соответствии с приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 513 "Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается" (зарегистрирован в Минюсте России 19.01.2012, регистрационный N 22973), разрешается рубка только погибших деревьев и кустарников.

Выборочные санитарные рубки

34. Выборочные санитарные рубки проводятся в целях оздоровления насаждений, частично утративших устойчивость, восстановления их целевых функций, локализации и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и инфекционных заболеваний.

35. После проведения выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие их категориям защитности или целевому назначению (Приложение N 4 к настоящему Руководству).

36. В можжевеловых, арчовых, саксауловых насаждениях, сосняках на южной границе своего ареала, высокогорных кедрачах снижение полноты после выборочных санитарных рубок не лимитируется.

37. В спелых и перестойных лесных насаждениях в эксплуатационных лесах выборочные санитарные рубки не проводятся.

38. После повреждения лесных насаждений огнем к выборочной санитарной рубке следует приступать в возможно короткие сроки и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, раннелетних - до 1 августа, позднелетних и осенних - до 1 мая следующего года.

39. В еловых насаждениях с долей участия ели в составе более 7 единиц проведение выборочных рубок запрещается.

Сплошные санитарные рубки

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»