РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 августа 2014 года N 1902р
Об утверждении Положения по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования
(с изменениями на 14 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением ОАО "РЖД" от 14 июня 2016 года N 1147р.
____________________________________________________________________
С целью установления единых требований за контролем подвижного состава в пути следования:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 сентября 2014 года прилагаемое Положение по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования (далее - Положение).
2. Вице-президенту ОАО "РЖД", начальнику Дирекции тяги Воротилкину А.В., вице-президенту ОАО "РЖД", генеральному директору ОАО "ФПК" Акулову М.П. (по согласованию), начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н., начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., генеральному директору Центральной станции связи Вохмянину В.Э., начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Пименову И.Я., начальникам железных дорог обеспечить:
доведение до сведения причастных работников Положения, утвержденного настоящим распоряжением;
внесение соответствующих изменений в действующие нормативные и технические документы.
3. По вопросам организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования руководствоваться с 1 сентября 2014 года настоящим Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента ОАО "РЖД" - начальника Департамента безопасности движения Шайдуллина Ш.Н., вице-президентов ОАО "РЖД" Целько А.В., Воротилкина А.В., Акулова М.П. (по согласованию), начальников железных дорог и начальников функциональных филиалов (по кругу ведения).
Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов
Положение по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования
(с изменениями на 14 июня 2016 года)
Настоящее Положение по организации системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования (далее - Положение) устанавливает требования к организации, порядку функционирования и контролю за работой данной системы.
Основное назначение системы контроля - обеспечение осмотра вагонов в проходящих поездах и выявления в них неисправностей, угрожающих безопасности движения, принятия мер к немедленной остановке имеющимися на постах безопасности средствами, недопущения дальнейшего следования неисправных вагонов без устранения дефектов или отцепки их от состава поезда работниками по управлению подвижным составом, охране объектов инфраструктуры, а также текущему содержанию, техническому обслуживанию или ремонту подвижного состава, технических средств и устройств, пути и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В настоящем положении используются следующие сокращения:
- ПТО - пункт технического обслуживания;
- СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка;
- КТСМ - комплекс технических средств многофункциональный;
- УКСПС - устройство контроля схода подвижного состава;
- КТИ - комплекс технических измерений;
- ТРА - техническо-распорядительный акт станции;
- ДНЦ - диспетчер поездной;
- ДСП - дежурный по железнодорожной станции;
- МВПС - моторвагонный подвижной состав;
- ССПС - специальный самоходный подвижной состав;
- СКНБ - система контроля нагрева букс;
- СКНР - система контроля нагрева редуктора;
- ВО - ведомственная охрана;
- ИСИ - Инструкция по сигнализации;
- УЗП - Устройство заграждения железнодорожного переезда;
- ВКС - Вспомогательная кнопка сигнала;
- ЦУСИ - Центр управления содержанием инфраструктуры.
1.1. Постом безопасности является оборудованное рабочее место или средства автоматического контроля, предназначенные для контроля за техническим состоянием подвижного состава в проходящих поездах, выявления в них неисправностей, принятия мер по недопущению дальнейшего следования неисправного подвижного состава в поездах и предупреждению возможных последствий.
1.2. При закрытии (открытии), переносе и (или) изменении режима работы постов безопасности, в том числе персонала, участвующего в работе постов безопасности, руководители структурных подразделений, ответственных за организацию работы постов безопасности, обязаны согласовать данные изменения с заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и уведомить об этом руководителей причастных структурных подразделений.
1.3. Работники, задействованные в системе контроля за техническим состоянием подвижного состава в проходящих поездах, обязаны осуществлять внешний (визуальный) осмотр подвижного состава в проходящих поездах, локомотивах без вагонов и ССПС, обращая особое внимание на состояние ходовых частей, автотормозного и автосцепного оборудования, кузовов вагонов, размещение грузов на открытом железнодорожном составе, наличие сигналов ограждения хвоста поезда, руководствуясь при этом перечнем неисправностей и их характерных признаков, приведенным в приложении А. Порядок и действия работников перед началом смены приведены в приложении Д.
1.4. Работники, задействованные в системе контроля за техническим состоянием подвижного состава в проходящих поездах, встречают и провожают поезда на участках, установленных местными инструкциями и ТРА железнодорожных станций, и при выявлении неисправностей, угрожающих безопасности движения, обязаны принять меры к немедленной остановке поезда всеми имеющимися на постах безопасности средствами и недопущению дальнейшего следования неисправных вагонов без устранения дефектов или отцепки их от поездов.
1.5. Ответственность за принятие мер к остановке поезда, в составе которого обнаружены неисправности, возлагается на:
- работника поста безопасности, выявившего неисправность;
- ДСП, выявившего неисправность при встрече поезда или получившего информацию от работников, выявивших неисправности;
- ДНЦ, получившего информацию от работников, выявивших неисправности (на участках, оборудованных диспетчерской централизацией);
- машиниста (водителя) локомотива, МВПС, ССПС.
1.6. Осмотр подвижного состава в проходящих поездах должен выполняться в соответствии с требованиями местных технологических процессов и инструкций по охране труда, отражающих особенности и конкретные условия труда на рабочем месте работника поста безопасности.
1.7. Ответственность за предоставление информации о наличии неисправностей, угрожающих безопасности движения и требующих остановки поезда, возлагается на лицо, обнаружившее эти неисправности.
Каждый случай пропуска поезда с неисправностью, угрожающей безопасности движения, вызвавшей впоследствии задержку поезда в пути следования, должен быть в трехсуточный срок расследован руководителями причастных структурных подразделений региональных дирекций и железнодорожных станций с предоставлением материалов разбора в адрес заместителя главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги.
1.8. Посты безопасности укомплектовываются соответствующим оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими эффективный контроль за проходящими поездами.
1.9. Обязанности по обеспечению постов безопасности необходимыми оборудованием и техническими средствами, запасными частями и материалами, инструментом и необходимой документацией возлагаются службу вагонного хозяйства региональной дирекции инфраструктуры.
1.10. Работникам постов безопасности при контроле поездов запрещается отвлекаться на выполнение других обязанностей и заниматься посторонними делами.
2.1.1. Посты безопасности движения поездов организуются приказом начальника железной дороги на основании схемы их размещения, разработанной службой вагонного хозяйства региональной дирекции инфраструктуры и согласованной с причастными подразделениями железной дороги:
- на объектах, имеющих постоянное место размещения - пунктах технического обслуживания вагонов, опробования тормозов, подготовки вагонов, постах по выявлению вагонов с отрицательной динамикой, железнодорожных станциях, где контроль за проходящими поездами осуществляется осмотрщиками вагонов и ДСП, а также на железнодорожных переездах, охраняемых железнодорожных мостах, тоннелях, путепроводах, где контроль за проходящими поездами осуществляется дежурными по железнодорожным переездам, работниками ВО;
- на объектах, не имеющих постоянного места размещения - локомотивах, МВПС, ССПС, где контроль за состоянием поезда в кривых участках пути, а за встречными поездами - при скрещении с ними осуществляется локомотивными бригадами, бригадами ССПС;
- на станциях и перегонах, где контроль за проходящими поездами осуществляется работниками дистанций пути, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки; региональных центров связи и другими работниками железнодорожного транспорта, находящимися на рабочих местах, расположенных в непосредственной близости от маршрутов следования поездов.
2.1.2. Посты безопасности, имеющие постоянное место размещения, должны располагаться так, чтобы обе стороны в проходящих поездах контролировались через каждые 25-30 км пути.
2.1.3. Средства контроля КТСМ, УКСПС относятся к постам безопасности.
Средства контроля устанавливаются на подходе к станции согласно "Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда", утвержденной МПС России 30 декабря 1996 года, N ЦВ-ЦШ-453 (в редакции указаний МПС России от 20 октября 1997 года N Г-1234у и от 20 мая 1999 года N К-881у, а также телеграммы МПС России от 24 февраля 2003 года N П-1827).
2.1.4. Запрещается одновременное выключение из работы средств контроля двух соседних пунктов одного направления движения. Отключение средств контроля необходимо производить в соответствии с требованиями п.7.25 "Инструкции по размещению, установке и эксплуатации средств автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда", утвержденной МПС России 30 декабря 1996 года N ЦВ-ЦШ-453 (в редакции указаний МПС России от 20 октября 1997 года N Г-1234у и от 20 мая 1999 года N К-881у, а также телеграммы МПС России от 24 февраля 2003 года N П-1827).
2.1.5. Пост по выявлению вагонов с отрицательной динамикой располагается на расстоянии не менее 10 км от входных светофоров железнодорожных станций, на которых расположены ПТО. Выявление вагонов с отрицательной динамикой проводится на прямом равнинном участке пути длинной не менее 2 км до места расположения поста обследования. Участок выбирается таким образом, чтобы грузовые поезда проходили его в режиме тяги или выбега со скоростью не менее 60 км/ч. Протяженность зоны поста обследования - 100 м. Обустройство поста должно быть таким, чтобы операторы, выявляющие вагоны с отрицательной динамикой имели необходимые условия для работы в любое время года и суток.
2.1.6. Сигнальные знаки "Пост безопасности" на перегонах и станциях устанавливаются со стороны нахождения работника, производящего осмотр проходящего поезда, с учетом требований пункта 30 приложения N 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286 (далее - ПТЭ).
Ответственность за изготовление и установку на каждом посту безопасности, расположенном на объекте, имеющем постоянное место размещения, сигнального знака "Пост безопасности" по форме, приведенной в приложении Б к настоящему Положению, возлагается на руководителей структурных подразделений распоряжением начальника региональной дирекции инфраструктуры.
Место установки сигнального знака "Пост безопасности" определяется комиссией под председательством заместителя главного инженера железной дороги с участием руководителей причастных структурных подразделений региональных дирекций и железнодорожных станций, работника аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги и оформляется актом (по форме, приведенной в приложении И). Акт выбора места установки знака утверждается заместителем начальника железной дороги (по территориальному управлению).
2.2.1. Организация работы на постах безопасности по контролю технического состояния подвижного состава определяется приказом начальника железной дороги.
2.2.2. Общее руководство работой постов безопасности возлагается на заместителя главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги.
2.2.3. Ответственность за функционирование системы двухстороннего контроля и надёжность работы постов безопасности возлагается на руководителей структурных подразделений и региональных дирекций:
а) Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД";