МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июля 2014 года N 03-11-10/36931

[О расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы]



Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 19.06.2014 N 01-22-912/14 о расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 346.29 Кодекса установлено, что объектом налогообложения для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика.

Согласно статье 346.27 Кодекса под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога на вмененный доход, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога на вмененный доход по установленной ставке.

Базовой доходностью является условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода.

Соответственно, налогоплательщик единого налога на вмененный доход рассчитывает данный налог исходя из вмененного дохода, то есть потенциально возможного дохода, а не фактически полученного дохода в связи с осуществлением одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 главы 26.3 Кодекса.

В связи с этим способ определения вмененного дохода налогоплательщика единого налога на вмененный доход не может использоваться при определении его дохода в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения.

Таким образом, в целях назначения мер социальной поддержки органами социальной защиты населения расчет дохода индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

Расчет дохода индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в целях назначения мер социальной поддержки также следует производить исходя из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением указанной системы налогообложения.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) экономические субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено данным Законом.

Бухгалтерский учет могут не вести индивидуальные предприниматели, а также лица, занимающиеся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Кодекса в обязанность налогоплательщикам вменяется ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так, статьей 346.24 Кодекса установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Поэтому индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с Законом N 402-ФЗ.

Налогоплательщики единого налога на вмененный доход должны вести учет физических показателей, в том числе и их изменений в течение налогового периода.

Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели - налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие подпункта 1 части 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом.

При этом для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога на вмененный доход, а также применяющих упрощенную систему налогообложения, законодательством о налогах и сборах не предусмотрена обязанность ведения учета доходов в целях, не связанных с налогообложением.

В то же время согласно пункту 4 статьи 346.11 и пункту 5 статьи 346.26 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения расчетных и кассовых операций в Российской Федерации устанавливается Банком России.

В связи с этим полагаем, что для целей, не связанных с налогообложением, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.).

Одновременно сообщаем, что при определении размера доходов индивидуальных предпринимателей при расчете среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка, по нашему мнению, можно также руководствоваться разъяснением о порядке применения подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 (приказ Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013 N 703н/112н/1294, зарегистрирован в Минюсте России 17.01.2014 N 31039).

Заместитель директора
Департамента
Р.А.Саакян

     

     

Приложение

     

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПИСЬМО

от 19 июня 2014 года N 01-22-912/14

[О расчетах среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка]



В Департамент социальной защиты населения города Москвы за разъяснениями по вопросу расчета среднедушевого дохода семьи в целях назначения ежемесячного пособия на ребенка обращаются граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, применяющими различные системы налогообложения, которые не согласны с действующим порядком исчисления величины среднедушевого дохода семьи.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Указанный порядок введен в действие с 01.01.2005, до этой даты правовое регулирование ежемесячного пособия на ребенка осуществлялось федеральным законодательством. При этом, сведения о доходе семьи указывались в заявлении в письменной форме. Требование иных сведений о доходах не допускалось (статья 17.1 Закона N 81-ФЗ, действовавшая до 01.01.2005). Согласно ст.3 Закона города Москвы от 03.11.2004 N 61 "О ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях москвичей со среднедушевым доходом, размер которого не превышает установленную Правительством Москвы величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (в настоящее время - 11861 руб.).


При определении среднедушевого дохода семьи учитываются доходы членов семьи, указанных в пп.1 и 2 пункта 1 Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 N 911-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Положения о порядке учета, исчисления величины среднедушевого дохода в целях получения ежемесячного пособия на ребенка и подтверждения доходов членов семьи".

В доход семьи включаются:

а) заработная плата, в том числе за сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни и работу по совместительству; надбавки и доплаты всех видов; премии, установленные системами оплаты труда на данном предприятии, в учреждении, организации, независимо от периодичности и источников их выплаты; процентные надбавки и ежегодное вознаграждение, выплачиваемые за выслугу лет, вознаграждение из фонда материального поощрения за общие результаты работы предприятия, организации по итогам за год, а также другие денежные выплаты, носящие систематический характер (полевое довольствие, доплата за разъездной и подвижной характер работы), выплаты из фонда заработной платы нештатного состава;

б) выплаты военнослужащим;

в) социальные выплаты;

г) другие выплаты, предусмотренные вышеуказанным Положением.


В соответствии с п.9 Положения, при исчислении дохода семьи (в том числе для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью) учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов.


При разработке данной нормы Положения за основу была принята статья 7 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ). В соответствии с указанной статьей доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Для подтверждения доходов членов семьи заявитель может представить следующие документы:

- справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ;

- налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);

- налоговые декларации, представляемые физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с применением специальных налоговых режимов (налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения);

- а также документы, являющиеся подтверждением полученных доходов физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по упрощенной системе налогообложения на основе патента.

Именно налоговые декларации, представляемые предпринимателями, вызывают определенную сложность при расчете среднедушевого дохода семьи.

Анализ представленных предпринимателями деклараций показал, что порядок исчисления налогов индивидуальным предпринимателем зависит от действующей системы налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения, которые могут применять индивидуальные предприниматели:

1) общеустановленная система налогообложения (часть 2 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (далее - УСН - глава 26.2 НК РФ);

3) налогообложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - ЕНВД - глава 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ).

Целесообразность применения той или иной системы налогообложения зависит от доходов и расходов индивидуального предпринимателя, возникающих в ходе его хозяйственной деятельности, и, как объясняют заявители, определяется расчетным путем.


Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями должен вестись путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя. Однако не все предприниматели могут представить такие книги, ссылаясь на то, что книга не велась (например, у предпринимателей с налогообложением единым налогом на вмененный доход, у предпринимателей, применяющим УСН и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы (ставка 6%), либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%)).


При этом, в соответствии с федеральным законодательством в доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) амортизационные отчисления;

4) прочие расходы.

При расчете среднедушевого дохода семьи, именно с этими предпринимателями и возникают определенные трудности (особенно, если предприниматель представляет налоговую декларацию, но не может подтвердить свои расходы, указанные в ней).

Так, например, у предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения со ставкой доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%), сумма полученных доходов за налоговый период (12 месяцев 2013 года) составила 543124 руб.,


- сумма произведенных расходов за налоговый период - 521402 руб.,


- налоговая база для исчисления налога за налоговый период - 21722 руб. (543124 руб. - 521402 руб.),


- сумма исчисленного налога за налоговый период - 3258 руб. 30 коп. (15% от 21722 руб.). В указанном примере, органы социальной защиты населения города Москвы, при расчете среднедушевого дохода семьи учитывают общую сумму полученных доходов за налоговый период - 543124 руб., что вызывает несогласие этих граждан с таким расчетом. По мнению заявителей, в доход должна включаться налоговая база для исчисления налога за налоговый период, т.е. разница между полученными доходами и произведенными расходами за налоговый период - 21722 руб. Такой расчет не предусмотрен законодательством города Москвы. При этом, по мнению Департамента, каждый гражданин (в том числе индивидуальный предприниматель) вправе распоряжаться и расходовать суммы полученных доходов по своему усмотрению.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»