ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 10 июля 2014 года N 91-ОЗ


Об отдельных вопросах образования в Иркутской области

(с изменениями на 28 декабря 2023 года)

(в ред. Законов Иркутской области от 16.10.2015 N 84-ОЗ, от 02.11.2015 N 91-ОЗ, от 24.12.2015 N 133-ОЗ, от 29.04.2016 N 31-ОЗ, от 20.12.2016 N 118-ОЗ, от 04.04.2017 N 22-ОЗ, от 30.05.2017 N 44-ОЗ, от 18.07.2018 N 74-ОЗ, от 18.07.2018 N 75-ОЗ, от 07.06.2019 N 59-ОЗ, от 06.12.2019 N 120-ОЗ, от 24.12.2019 N 135-ОЗ, от 06.04.2020 N 32-ОЗ, от 08.06.2020 N 56-ОЗ, от 16.07.2020 N 68-ОЗ, от 11.11.2020 N 97-ОЗ, от 07.06.2021 N 47-ОЗ, от 07.06.2021 N 51-ОЗ, от 08.10.2021 N 88-ОЗ, от 29.11.2021 N 112-ОЗ, от 10.01.2022 N 7-ОЗ, от 06.07.2022 N 48-ОЗ, от 26.12.2022 N 118-ОЗ, от 26.12.2022 N 128-ОЗ, от 28.02.2023 N 6-ОЗ, от 04.05.2023 N 57-ОЗ, от 03.05.2023 N 47-ОЗ, от 24.11.2023 N 141-ОЗ, от 28.12.2023 N 169-ОЗ)




Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 25 июня 2014 года N 13/8-ЗС




Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящим Законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом Иркутской области осуществляется правовое регулирование отдельных вопросов образования в Иркутской области.


Термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".



Статья 2. Государственная программа Иркутской области развития образования


С целью развития образования, обеспечения прав и гарантий получения качественного образования в Иркутской области разрабатывается и реализуется государственная программа Иркутской области развития образования.



Статья 3. Инновационная деятельность в сфере образования


1. Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в Иркутской области в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями в соответствии с законодательством.


2. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования в Иркутской области, организации, указанные в части 1 настоящей статьи, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования в Иркутской области.


(в ред. Закона Иркутской области от 04.05.2023 N 57-ОЗ)



Статья 4. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации обучающимися


(в ред. Закона Иркутской области от 30.05.2017 N 44-ОЗ)


Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в государственных образовательных организациях Иркутской области, муниципальных образовательных организациях в Иркутской области, прохождения ими медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом и диспансеризации осуществляет уполномоченный Правительством Иркутской области исполнительный орган государственной власти Иркутской области в сфере здравоохранения.


(в ред. Закона Иркутской области от 30.05.2017 N 44-ОЗ)



Статья 5. Выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности


В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, уполномоченными исполнительными органами государственной власти Иркутской области в соответствии с законодательством организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.



Статья 6. Организация образовательного процесса в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, расположенных на территории Иркутской области


1. Организация предоставления начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - образовательный процесс) несовершеннолетним, помещенным в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, расположенные на территории Иркутской области, осуществляется государственными общеобразовательными организациями Иркутской области.


2. Порядок организации образовательного процесса в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, расположенных на территории Иркутской области, устанавливается исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования.



Статья 7. Организация приема на обучение по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения


При приеме либо переводе в государственные общеобразовательные организации Иркутской области и муниципальные общеобразовательные организации в Иркутской области для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, установленных Правительством Иркутской области, допускается организация индивидуального отбора.



Статья 8. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.


(в ред. Закона Иркутской области от 24.12.2015 N 133-ОЗ)


2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на основе образовательных программ, адаптированных для указанных обучающихся.


Профессиональное образование, профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для указанных обучающихся.


Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.


3. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


4. Правительством Иркутской области создаются организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


5. Уполномоченные Правительством Иркутской области исполнительные органы государственной власти Иркутской области обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.


6. Исполнительный орган государственной власти Иркутской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования, обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.


7. В целях реализации права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на образование государственные образовательные организации Иркутской области, государственные библиотеки Иркутской области, библиотеки муниципальных образовательных организаций в Иркутской области обеспечиваются периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, в том числе издаваемой на магнитных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля.



Статья 9. Дополнительные меры по реализации права на образование для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов


1. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Иркутской области и муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях в Иркутской области, осваивающих основные общеобразовательные программы, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся (далее - оздоровительные образовательные организации).


(в ред. Закона Иркутской области от 16.07.2020 N 68-ОЗ)


2. Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать государственные общеобразовательные организации Иркутской области или муниципальные дошкольные и общеобразовательные организации в Иркутской области, может быть организовано данными образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.


3. Основанием для организации обучения обучающихся на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) к руководителю государственной общеобразовательной организации Иркутской области или муниципальной образовательной организации в Иркутской области.


4. Родителям (законным представителям) детей-инвалидов, обучающихся в соответствии с настоящей статьей на дому, выплачивается компенсация в размере и порядке, установленных Правительством Иркутской области.


5. Порядок регламентации и оформления отношений государственной общеобразовательной организации Иркутской области, муниципальной дошкольной и общеобразовательной организации в Иркутской области и родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования.



Статья 9.1. Дополнительные меры по реализации права на профессиональное обучение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


(в ред. Закона Иркутской области от 30.05.2017 N 44-ОЗ)


1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим основного общего или среднего общего образования, уполномоченными Правительством Иркутской области исполнительными органами государственной власти Иркутской области наряду с дополнительными гарантиями права на профессиональное обучение, установленными Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обеспечивается однократное прохождение профессионального обучения по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Иркутской области.


2. Дополнительные меры социальной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, при прохождении ими профессионального обучения по программам переподготовки рабочих и служащих по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Иркутской области устанавливаются законом Иркутской области.



Статья 9.2. Дополнительные меры по реализации права на профессиональное обучение для несовершеннолетних, не освоивших образовательные программы основного общего образования


(введена Законом Иркутской области от 04.04.2017 N 22-ОЗ)


1. Несовершеннолетним, не освоившим образовательные программы основного общего образования, уполномоченными Правительством Иркутской области исполнительными органами государственной власти Иркутской области обеспечивается получение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований бюджета Иркутской области.


Под не освоившими образовательные программы основного общего образования понимаются несовершеннолетние, не прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также несовершеннолетние, освоившие часть образовательной программы основного общего образования и (или) отчисленные из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»