ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2012 года N 1484-ПП
О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области", а также в целях реализации прав детей на круглогодичный отдых и оздоровление, сохранения и развития детских загородных оздоровительных учреждений, совершенствования управления сферой оздоровления и отдыха детей Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (прилагается).
2. Утвердить целевые показатели Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (прилагаются).
3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области при осуществлении полномочий руководствоваться Концепцией развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области руководствоваться Концепцией развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года при осуществлении полномочий по организации отдыха и оздоровления детей, а также при разработке и реализации муниципальных программ развития системы отдыха и оздоровления детей.
5. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Биктуганов Ю.И.) разработать План мероприятий по реализации Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года, а также ежегодно информировать Правительство Свердловской области о достижении целевых показателей Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года, утвержденных настоящим Постановлением.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А.Власова.
7. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер
Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года
Развитие системы отдыха и оздоровления детей является одним из основных направлений государственной социальной политики и рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Свердловской области. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.
Изменения в федеральном законодательстве создают условия для совершенствования системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" впервые дал правовое определение таких понятий, как "отдых и оздоровление детей" и "организация отдыха и оздоровления детей". Данный Закон поставил в один ряд и увязал друг с другом вопросы детского отдыха и укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, которые являются системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения. Одним из основополагающих принципов, указанных в данном Законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление.
Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Виды услуг в учреждениях отдыха и оздоровления детей, их состав, формы, порядок и условия предоставления закреплены в Национальном стандарте услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 565-ст.
Разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей предусмотрена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761.
В Свердловской области в 2008 году была одобрена Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, принят Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области". На улучшение качества и развитие загородного отдыха детей направлена реализация мероприятий, предусмотренных в областной целевой программе "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011 - 2015 годы".
Отдых и оздоровление детей определяются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью региональной социально-демографической политики.
Настоящая Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (далее - Концепция) является продолжением комплексных мероприятий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни в период оздоровительной кампании.
С 2010 по 2012 год наметилась тенденция к ежегодному увеличению количества оздоравливаемых детей, расширению форм отдыха (2010 год - 312731 человек, 2011 год - 318853 человека, 2012 год - 323954 человека).
В качестве положительных моментов при подготовке и проведении детских оздоровительных кампаний 2010-2012 годов необходимо отметить:
1) создание условий по предупреждению правонарушений среди детей, особенно в каникулярный период, и снижение преступности среди подростков;
2) приоритетная организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
3) проведение капитальных ремонтов в загородных оздоровительных лагерях и открытие после капитального ремонта ранее закрытых загородных оздоровительных лагерей;
4) изменение правовой формы детских оздоровительных учреждений;
5) создание ассоциации оздоровительных учреждений для детей и подростков Свердловской области;
6) ежегодное увеличение средств, выделяемых из бюджетов муниципальных образований, на организацию отдыха и оздоровления детей;
7) смена уполномоченного органа по организации отдыха и оздоровления детей в Свердловской области.
Организация работы по обеспечению отдыха и оздоровления детей характеризовалась стремлением определить оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся.
За период 2010-2012 годов возросло число детей и подростков, охваченных летней оздоровительной кампанией. Это происходило благодаря развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей как палаточные лагеря, туристические походы, многодневные мероприятия для детей. Развитие указанных форм было необходимо для компенсирования дефицита финансовых возможностей.
В 2012 году наметилась тенденция к сокращению количества детей в лагерях с дневным пребыванием и увеличению количества отдохнувших детей в загородных и санаторно-оздоровительных лагерях.
Процесс организации отдыха и оздоровления детей и подростков начал рассматриваться как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс, как в каникулярное время, так и в течение всего года. Закрепилось представление о сфере отдыха и оздоровления как о неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков. В то же время по-прежнему остаются актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в летний период времени.
В 2010-2012 годах в Свердловской области стабильно число детей и подростков, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Данные профилактических осмотров по-прежнему свидетельствуют о том, что наиболее часто выявляемой патологией у детей (0 - 17 лет) остаются понижение остроты зрения (10,6 процента) и нарушения осанки (9,9 процента).
В структуре хронических заболеваний у учащихся общеобразовательных учреждений на первом месте болезни костно-мышечной системы (23,3 процента), на втором - болезни глаза и его придаточного аппарата (17 процентов), на третьем - болезни органов пищеварения (12,9 процента).
За время воспитания и обучения в различных типах образовательных учреждений у детей с 3 до 17 лет возрастает уровень заболеваемости гастритом - в 9,9 раза, сколиозом - в 19,8 раза, миопией - в 9,7 раза, вегетососудистой дистонией - в 14,8 раза, что связано с ухудшением санитарно-гигиенических условий и режимов воспитания, обучения и питания.
Отклонения в состоянии здоровья детей обусловлены комплексом причин, среди которых:
1) неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в промышленно развитых городах;
2) проблемы рационального питания детей и подростков;
3) недостаточная мотивация на здоровый образ жизни, распространение среди значительной части подростков вредных привычек;
4) низкая двигательная активность и недостаточная вовлеченность в занятия физкультурой и спортом детей и подростков; неконтролируемое увлечение компьютерными играми; недостаточное формирование здоровьесберегающего поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях;
5) неполное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни и формирования ответственности за свое здоровье.
Осуществлять профилактику заболеваний экономичнее, чем лечить хронический патологический процесс. С учетом климатической зоны Урала медико-психолого-педагогическая помощь ребенку оптимально эффективна в период летней оздоровительной кампании, а также в условиях круглогодичных учреждений отдыха и оздоровления детей, с организацией оздоровительных и профилактических мероприятий. За период отдыха возможно с максимальным эффектом оздоровить большое число детей.
В эффективном отдыхе и оздоровлении с использованием базы загородных учреждений отдыха и оздоровления детей в Свердловской области нуждаются 389593 учащихся в возрасте от 6,5 до 18 лет включительно.
Ежегодно в Свердловской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 1000 учреждений отдыха и оздоровления детей различного вида с охватом около 200 тысяч человек. Так, в 2012 году общая численность детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, составила 323954 человека, при этом в 72 загородных оздоровительных лагерях отдохнули 47957 человек, в 38 санаторно-оздоровительных учреждениях, а также по проекту "Поезд здоровья" - 18694 человека, в 1109 лагерях дневного пребывания отдохнули 121647 детей и иными формами отдыха и оздоровления (туристические лагеря, оборонно-спортивные лагеря, походы, базы отдыха) были охвачены 135638 детей.
Хорошо зарекомендовала себя в период летней оздоровительной кампании практика проведения спортивно-туристских и культурно-массовых мероприятий для детей и подростков. Активное участие в работе учреждений дополнительного образования для детей обогащает досуг школьников, снижает вероятность девиантного поведения подростков и оказывает значительный развивающий и оздоровительно-восстановительный эффект.
Рост числа детей, охваченных организованными формами отдыха, по сравнению с 2011 годом произошел за счет увеличения численности детей, оздоровленных в условиях лечебно-оздоровительных учреждений, открытия в загородных лагерях четвертой смены, организации малозатратных форм отдыха детей.
При этом загородные оздоровительные лагеря отдыха и оздоровления детей имеются лишь в 25 муниципальных образованиях. Кроме того, отмечается тенденция к сокращению количества данных учреждений (в 2007 году - 109 учреждений, в 2012 году - 72 учреждения).
Сокращение численности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей с 86 учреждений в 2011 году до 72 учреждений в 2012 году произошло вследствие перераспределения данных учреждений по типам. Так, численность санаторно-оздоровительных учреждений увеличилась по сравнению с 2011 годом с 33 до 38 учреждений.
Основными причинами закрытия загородных лагерей отдыха и оздоровления детей являются:
1) неудовлетворительная, не отвечающая современным требованиям материальная база загородных лагерей отдыха и оздоровления детей. Большинство загородных лагерей отдыха и оздоровления детей требует капитального ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного функционирования, не развивается их материальная база. Большинство естественных водоемов Свердловской области, вблизи которых располагаются загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, имеют неудовлетворительное качество воды, при этом в большей части загородных оздоровительных учреждений отсутствуют бассейны. Из 72 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, в которых в 2012 году организован отдых детей, 2 построены в 30-е годы прошлого столетия, 3 - в 40-е годы, 15 - в 50-е годы, 22 - в 60-е годы, 17 - в 70-е годы, 5 - в 80-е годы и лишь 8 - после 1990 года;
2) отсутствие перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей;
3) недостаточность необходимой правовой регламентации и защищенности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;
4) отсутствие стимулов у собственников организаций на содержание загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;
5) недостаточное финансирование детского отдыха и оздоровления из бюджетов всех уровней. Целевые программы по улучшению материально-технической базы муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей приняты в 34 муниципальных образованиях.
Несмотря на это, строительство новых загородных лагерей отдыха и оздоровления детей не ведется. За последние пять лет капитально отремонтированы и восстановлены лишь 14 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, на проведение ежегодного косметического ремонта и выполнение предписаний надзорных органов ежегодно затрачиваются значительные средства; часть загородных оздоровительных лагерей функционирует неэффективно, организуя отдых детей в одну - две смены.
Продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда лагерей отдыха и оздоровления детей, пансионатов, баз отдыха, туристических баз, не приносящих учредителям материальной финансовой прибыли.
Проблема сохранения и развития сферы отдыха и оздоровления детей в настоящее время весьма актуальна и требует решения как на федеральном, так и региональном уровнях.
Полномочия субъектов Российской Федерации в организации отдыха и оздоровления детей уточнены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". К полномочиям субъектов относятся:
1) реализация государственной политики в интересах детей;
2) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей;
3) осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;
4) организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к вопросам местного значения.
Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных образований в Свердловской области дети, нуждающиеся в отдыхе и оздоровлении, поставлены в неравные условия. Очевидно, что без помощи Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области решение задач по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных образованиях в Свердловской области невозможно.