• Текст документа
  • Статус
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2012 года N 1484-ПП


О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года



В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области", а также в целях реализации прав детей на круглогодичный отдых и оздоровление, сохранения и развития детских загородных оздоровительных учреждений, совершенствования управления сферой оздоровления и отдыха детей Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (прилагается).

2. Утвердить целевые показатели Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (прилагаются).

3. Исполнительным органам государственной власти Свердловской области при осуществлении полномочий руководствоваться Концепцией развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области руководствоваться Концепцией развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года при осуществлении полномочий по организации отдыха и оздоровления детей, а также при разработке и реализации муниципальных программ развития системы отдыха и оздоровления детей.

5. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Биктуганов Ю.И.) разработать План мероприятий по реализации Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года, а также ежегодно информировать Правительство Свердловской области о достижении целевых показателей Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года, утвержденных настоящим Постановлением.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого Заместителя Председателя Правительства Свердловской области В.А.Власова.

7. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования в "Областной газете".


Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер

Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года


К Постановлению Правительства
Свердловской области
от 21 декабря 2012 года N 1484-ПП


Введение


Развитие системы отдыха и оздоровления детей является одним из основных направлений государственной социальной политики и рассматривается как непременный атрибут социальной политики в отношении детей в Свердловской области. Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; остается высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовать их отдых и оздоровление.

Изменения в федеральном законодательстве создают условия для совершенствования системы детского отдыха и оздоровления. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" впервые дал правовое определение таких понятий, как "отдых и оздоровление детей" и "организация отдыха и оздоровления детей". Данный Закон поставил в один ряд и увязал друг с другом вопросы детского отдыха и укрепления здоровья детей и подростков, образования, воспитания и развития детей, которые являются системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения. Одним из основополагающих принципов, указанных в данном Законе, является защита прав детей на отдых и оздоровление.

Обязанность по обеспечению этих законных прав детей, а также по сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

Виды услуг в учреждениях отдыха и оздоровления детей, их состав, формы, порядок и условия предоставления закреплены в Национальном стандарте услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления, утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 565-ст.

Разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей предусмотрена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761.

В Свердловской области в 2008 году была одобрена Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области, принят Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области". На улучшение качества и развитие загородного отдыха детей направлена реализация мероприятий, предусмотренных в областной целевой программе "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1472-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования в Свердловской области ("Наша новая школа")" на 2011 - 2015 годы".


Глава 1. Актуальность проблемы


Отдых и оздоровление детей определяются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Организация отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью региональной социально-демографической политики.

Настоящая Концепция развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года (далее - Концепция) является продолжением комплексных мероприятий исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни в период оздоровительной кампании.

С 2010 по 2012 год наметилась тенденция к ежегодному увеличению количества оздоравливаемых детей, расширению форм отдыха (2010 год - 312731 человек, 2011 год - 318853 человека, 2012 год - 323954 человека).

В качестве положительных моментов при подготовке и проведении детских оздоровительных кампаний 2010-2012 годов необходимо отметить:

1) создание условий по предупреждению правонарушений среди детей, особенно в каникулярный период, и снижение преступности среди подростков;

2) приоритетная организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3) проведение капитальных ремонтов в загородных оздоровительных лагерях и открытие после капитального ремонта ранее закрытых загородных оздоровительных лагерей;

4) изменение правовой формы детских оздоровительных учреждений;

5) создание ассоциации оздоровительных учреждений для детей и подростков Свердловской области;

6) ежегодное увеличение средств, выделяемых из бюджетов муниципальных образований, на организацию отдыха и оздоровления детей;

7) смена уполномоченного органа по организации отдыха и оздоровления детей в Свердловской области.

Организация работы по обеспечению отдыха и оздоровления детей характеризовалась стремлением определить оптимальные формы в условиях противоречия между ограниченностью возможностей и необходимостью удовлетворить потребности максимального количества нуждающихся.

За период 2010-2012 годов возросло число детей и подростков, охваченных летней оздоровительной кампанией. Это происходило благодаря развитию таких малозатратных форм организации отдыха и оздоровления детей как палаточные лагеря, туристические походы, многодневные мероприятия для детей. Развитие указанных форм было необходимо для компенсирования дефицита финансовых возможностей.

В 2012 году наметилась тенденция к сокращению количества детей в лагерях с дневным пребыванием и увеличению количества отдохнувших детей в загородных и санаторно-оздоровительных лагерях.

Процесс организации отдыха и оздоровления детей и подростков начал рассматриваться как целостное социальное явление, единый непрерывный процесс, как в каникулярное время, так и в течение всего года. Закрепилось представление о сфере отдыха и оздоровления как о неотъемлемой, хотя и специфической по содержанию, части учебно-воспитательного процесса детей и подростков. В то же время по-прежнему остаются актуальными вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в летний период времени.

В 2010-2012 годах в Свердловской области стабильно число детей и подростков, имеющих хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья. Данные профилактических осмотров по-прежнему свидетельствуют о том, что наиболее часто выявляемой патологией у детей (0 - 17 лет) остаются понижение остроты зрения (10,6 процента) и нарушения осанки (9,9 процента).

В структуре хронических заболеваний у учащихся общеобразовательных учреждений на первом месте болезни костно-мышечной системы (23,3 процента), на втором - болезни глаза и его придаточного аппарата (17 процентов), на третьем - болезни органов пищеварения (12,9 процента).

За время воспитания и обучения в различных типах образовательных учреждений у детей с 3 до 17 лет возрастает уровень заболеваемости гастритом - в 9,9 раза, сколиозом - в 19,8 раза, миопией - в 9,7 раза, вегетососудистой дистонией - в 14,8 раза, что связано с ухудшением санитарно-гигиенических условий и режимов воспитания, обучения и питания.

Отклонения в состоянии здоровья детей обусловлены комплексом причин, среди которых:

1) неблагоприятная экологическая обстановка, особенно в промышленно развитых городах;

2) проблемы рационального питания детей и подростков;

3) недостаточная мотивация на здоровый образ жизни, распространение среди значительной части подростков вредных привычек;

4) низкая двигательная активность и недостаточная вовлеченность в занятия физкультурой и спортом детей и подростков; неконтролируемое увлечение компьютерными играми; недостаточное формирование здоровьесберегающего поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях;

5) неполное использование возможностей средств массовой информации для пропаганды здорового образа жизни и формирования ответственности за свое здоровье.

Осуществлять профилактику заболеваний экономичнее, чем лечить хронический патологический процесс. С учетом климатической зоны Урала медико-психолого-педагогическая помощь ребенку оптимально эффективна в период летней оздоровительной кампании, а также в условиях круглогодичных учреждений отдыха и оздоровления детей, с организацией оздоровительных и профилактических мероприятий. За период отдыха возможно с максимальным эффектом оздоровить большое число детей.

В эффективном отдыхе и оздоровлении с использованием базы загородных учреждений отдыха и оздоровления детей в Свердловской области нуждаются 389593 учащихся в возрасте от 6,5 до 18 лет включительно.

Ежегодно в Свердловской области в летний период в целях укрепления здоровья детей функционируют более 1000 учреждений отдыха и оздоровления детей различного вида с охватом около 200 тысяч человек. Так, в 2012 году общая численность детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, составила 323954 человека, при этом в 72 загородных оздоровительных лагерях отдохнули 47957 человек, в 38 санаторно-оздоровительных учреждениях, а также по проекту "Поезд здоровья" - 18694 человека, в 1109 лагерях дневного пребывания отдохнули 121647 детей и иными формами отдыха и оздоровления (туристические лагеря, оборонно-спортивные лагеря, походы, базы отдыха) были охвачены 135638 детей.

Хорошо зарекомендовала себя в период летней оздоровительной кампании практика проведения спортивно-туристских и культурно-массовых мероприятий для детей и подростков. Активное участие в работе учреждений дополнительного образования для детей обогащает досуг школьников, снижает вероятность девиантного поведения подростков и оказывает значительный развивающий и оздоровительно-восстановительный эффект.

Рост числа детей, охваченных организованными формами отдыха, по сравнению с 2011 годом произошел за счет увеличения численности детей, оздоровленных в условиях лечебно-оздоровительных учреждений, открытия в загородных лагерях четвертой смены, организации малозатратных форм отдыха детей.

При этом загородные оздоровительные лагеря отдыха и оздоровления детей имеются лишь в 25 муниципальных образованиях. Кроме того, отмечается тенденция к сокращению количества данных учреждений (в 2007 году - 109 учреждений, в 2012 году - 72 учреждения).

Сокращение численности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей с 86 учреждений в 2011 году до 72 учреждений в 2012 году произошло вследствие перераспределения данных учреждений по типам. Так, численность санаторно-оздоровительных учреждений увеличилась по сравнению с 2011 годом с 33 до 38 учреждений.

Основными причинами закрытия загородных лагерей отдыха и оздоровления детей являются:

1) неудовлетворительная, не отвечающая современным требованиям материальная база загородных лагерей отдыха и оздоровления детей. Большинство загородных лагерей отдыха и оздоровления детей требует капитального ремонта, многие из них не приспособлены для круглогодичного функционирования, не развивается их материальная база. Большинство естественных водоемов Свердловской области, вблизи которых располагаются загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, имеют неудовлетворительное качество воды, при этом в большей части загородных оздоровительных учреждений отсутствуют бассейны. Из 72 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, в которых в 2012 году организован отдых детей, 2 построены в 30-е годы прошлого столетия, 3 - в 40-е годы, 15 - в 50-е годы, 22 - в 60-е годы, 17 - в 70-е годы, 5 - в 80-е годы и лишь 8 - после 1990 года;

2) отсутствие перспективных инвестиционных программ в сфере отдыха и оздоровления детей;

3) недостаточность необходимой правовой регламентации и защищенности загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;

4) отсутствие стимулов у собственников организаций на содержание загородных лагерей отдыха и оздоровления детей;

5) недостаточное финансирование детского отдыха и оздоровления из бюджетов всех уровней. Целевые программы по улучшению материально-технической базы муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей приняты в 34 муниципальных образованиях.

Несмотря на это, строительство новых загородных лагерей отдыха и оздоровления детей не ведется. За последние пять лет капитально отремонтированы и восстановлены лишь 14 загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, на проведение ежегодного косметического ремонта и выполнение предписаний надзорных органов ежегодно затрачиваются значительные средства; часть загородных оздоровительных лагерей функционирует неэффективно, организуя отдых детей в одну - две смены.

Продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда лагерей отдыха и оздоровления детей, пансионатов, баз отдыха, туристических баз, не приносящих учредителям материальной финансовой прибыли.

Проблема сохранения и развития сферы отдыха и оздоровления детей в настоящее время весьма актуальна и требует решения как на федеральном, так и региональном уровнях.

Полномочия субъектов Российской Федерации в организации отдыха и оздоровления детей уточнены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации". К полномочиям субъектов относятся:

1) реализация государственной политики в интересах детей;

2) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей;

3) осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодежью;

4) организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация отдыха детей в каникулярное время отнесена к вопросам местного значения.

Однако из-за неодинаковых финансовых возможностей муниципальных образований в Свердловской области дети, нуждающиеся в отдыхе и оздоровлении, поставлены в неравные условия. Очевидно, что без помощи Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области решение задач по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в муниципальных образованиях в Свердловской области невозможно.

В Свердловской области продолжается процесс дифференциации загородных лагерей отдыха и оздоровления детей по формам собственности:

1) преобладает число лагерей, находящихся в муниципальной собственности;

2) уменьшается число лагерей, находящихся на балансе организаций и предприятий;

3) увеличивается число лагерей, находящихся в частной собственности;

4) действует и развивается сеть областных загородных лагерей отдыха и оздоровления детей, нуждающихся в особой защите государства.

Несмотря на ежегодный рост областного и муниципального финансирования сферы отдыха и оздоровления детей, ее уровень остается недостаточным.

Одновременно имеют место объективные факторы, обуславливающие увеличение расходов на мероприятия по организации детской оздоровительной кампании:

1) рост цен на продукты питания, коммунальные услуги;

2) повышение требований родителей (законных представителей) и детей к условиям проживания, качеству предоставляемых услуг;

3) увеличение расходов на содержание и заработную плату персонала загородных лагерей отдыха и оздоровления детей.

Загородные лагеря отдыха и оздоровления детей функционируют лишь в 25 муниципальных образованиях в Свердловской области, в то время как потребность в загородном отдыхе и оздоровлении у родителей (законных представителей) и детей, проживающих во всех муниципальных образованиях в Свердловской области, достаточно высока и решается путем проведения конкурсных торгов на организацию загородного отдыха и оздоровления детей.

В соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опекуны (попечители), а также руководители учреждений как государственные опекуны должны обеспечить должное оздоровление подопечных, в том числе и в каникулярный период. Дети, нуждающиеся в защите государства, могли бы проходить оздоровление круглогодично на базе областных центров, осуществляющих организацию отдыха и оздоровления детей. Таким образом, представляется целесообразной разумная централизация управления и координация отдыха и оздоровления детей, а также расширение сети оздоровительных круглогодичных организаций с профильными сменами, позволяющих обеспечить реализацию прав на отдых и оздоровление основной массы детей, в том числе детей, нуждающихся в защите государства.

Одной из проблем сферы отдыха и оздоровления детей и подростков остается несовершенство системы управления детской оздоровительной кампанией. Практически во всех муниципальных образованиях в Свердловской области вся нагрузка в связи с организацией отдыха детей возлагается на городские, районные оздоровительные комиссии и в первую очередь - на председателей и секретарей данных комиссий, осуществляющих работу по организации отдыха и оздоровления детей как дополнение к основной деятельности. Представляется эффективным опыт развития форм централизованного отдыха Министерства общего и профессионального образования Свердловской области в виде единого управляющего центра, а также муниципальных центров в городах Нижний Тагил, Каменске-Уральском. Актуальной становится задача создания регионального центра, координирующего деятельность всех организаторов детского отдыха и аккумулирующего финансовые средства.

До 2020 года приоритетами в сфере отдыха и оздоровления детей в Свердловской области должны стать:

1) развитие сети детских загородных оздоровительных учреждений, ориентированных на круглогодичное оздоровление, отдых и занятость детей и подростков;

2) организация летних каникул как продолжение учебно-воспитательного процесса;

3) разработка моделей систем подготовки и повышения квалификации директоров (начальников), педагогов, воспитателей, вожатых лагерей отдыха и оздоровления детей;

4) разработка и внедрение новых образовательных программ, в том числе по формированию здорового образа жизни, профилактике рискованного поведения у детей и подростков;

5) обеспечение максимальной занятости детей и подростков в каникулярный период;

6) обеспечение комплексной безопасности детей в период пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе во время купания в открытых водоемах и бассейнах, организации питания, охраны общественного порядка и безопасности групп детей в период проведения отдыха и оздоровления детей.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:

Федеральные законы:

от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 N 363-н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха";

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 565-ст.);

Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года N 38-ОЗ "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области";

Концепция сбережения населения Свердловской области на период до 2015 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 06.06.2001 N 393-ПП "О Концепции сбережения населения Свердловской области";

Постановление Правительства Свердловской области от 07.03.2012 N 220-ПП "О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012 - 2014 годах".

Кроме того, основные направления развития системы отдыха и оздоровления детей, содержащиеся в настоящей Концепции, основываются на следующих документах:

Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам организации детского оздоровительного отдыха детей и подростков от 24.11.2010 N ПР-3418;

Комплекс мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровление детей и подростков, разработанный Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.11.2010 N 18-1/10/1-5686.

Настоящая Концепция определяет стратегию и основные направления развития сферы отдыха и оздоровления детей, является базовым документом для разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ, а также текущих планов и мероприятий.

Глава 2. Цель, задачи, перспективы реализации концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года


Стратегической целью развития отдыха и оздоровления детей Свердловской области на период до 2020 года является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей (законных представителей) в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.

Целью реализации настоящей Концепции является организация устойчивой, саморазвивающейся, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей в Свердловской области.

Создавая каждому ребенку гарантированные, необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного оздоровления, отдыха и занятости в системе эффективной работы организаций различных типов и организационно-правовых форм, настоящая Концепция решает следующие задачи:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей организацию сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей;

2) создание современной системы управления и научно-методической поддержки отдыха и оздоровления детей и подростков;

3) обеспечение предоставления безопасных и качественных услуг в сфере круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей с возможностью внедрения новых технологий немедикаментозного лечения и профилактики заболеваний и использования медико-психологического сопровождения;

4) разработка системы мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей, в том числе по нормативному финансированию программ в данной сфере, обеспечение сохранения и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления в Свердловской области с акцентом на увеличение числа лагерей круглогодичного пребывания с организацией профильных смен;

5) обеспечение взаимодействия всех субъектов в организации сферы круглогодичного оздоровления, отдыха, занятости детей, включая организацию учебного процесса;

6) содействие развитию различных организаций детского отдыха и оздоровления независимо от их формы собственности;

7) создание системы информационно-методической поддержки сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей.

Основными принципами развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области являются:

1) соблюдение прав ребенка на отдых и досуг;

2) обеспечение оздоровления всех категорий детей, обеспечение развивающего досуга и отдыха детей;

3) ответственность организаторов массовых досуговых мероприятий за сохранение жизни и здоровья детей, участвующих в мероприятиях;

4) доступность различных форм отдыха и оздоровления;

5) межведомственное взаимодействие организации отдыха и оздоровления детей.

Глава 3. Совершенствование сферы отдыха и оздоровления детей Свердловской области


Совершенствование политики в сфере оздоровления и отдыха детей предполагает выполнение обязательных условий:

1) обеспечение гарантий государства в соблюдении и защите прав ребенка на оздоровление, развитие, отдых и занятость в круглогодичном режиме;

2) признание отдыха и оздоровления детей обязательным условием творческого, физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития, а также средством профилактики безнадзорности детей;

3) общедоступность различных форм эффективного отдыха и оздоровления для детей всех слоев и групп населения;

4) соответствие потребностей и интересов детей, семей, общества в отдыхе и оздоровлении, сохранение права выбора на услуги в этой сфере;

5) создание максимально благоприятных условий для деятельности организаций детского оздоровления и отдыха; сохранение и развитие их материально-технической базы;

6) развитие социального партнерства;

7) повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, институтов гражданского общества, коммерческих организаций, должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов детей на оздоровление и отдых.

Параграф 1. Задачи управления в сфере отдыха и оздоровления детей

Управление сферой отдыха и оздоровления детей должно обеспечивать эффективную деятельность системы для обеспечения прав ребенка на отдых и оздоровление.

Основные задачи на областном уровне управления сферой отдыха и оздоровления детей заключаются в следующем:

1) определение (в соответствии с федеральной) стратегии и тактики развития сферы отдыха и оздоровления детей в Свердловской области на основе анализа состояния данной сферы и с учетом местных особенностей;

2) реализация федеральной и совершенствование областной нормативной правовой базы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, внесение изменений в законодательные и нормативные правовые акты Свердловской области, регулирующие вопросы оздоровления детей и подростков в части необходимого совершенствования механизма организации, финансирования и проведения детской оздоровительной кампании;

3) совершенствование и повышение эффективности управления на областном и муниципальном уровнях организации отдыха и оздоровления детей;

4) мониторинг проведения организованного отдыха и оздоровления детей, включая вопросы определения потребности в организованных формах отдыха и оздоровления детей и подростков, а также удовлетворенности населения предоставлением услуг по отдыху и оздоровлению детей в деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей;

5) повышение роли негосударственных некоммерческих организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей;

6) разработка муниципальных программ по развитию учреждений отдыха и оздоровления детей;

7) совершенствование инфраструктуры отдыха детей и подростков;

8) поддержка новых эффективных форм организации отдыха и оздоровления детей;

9) внедрение единых принципов планирования работы детских оздоровительных учреждений, стандартизации медицинских услуг и организации питания в них;

10) повышение уровня квалификации руководителей, педагогических и медицинских работников, работников пищеблоков учреждений отдыха и оздоровления детей по организации отдыха и оздоровления подростков;

11) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности персонала учреждений отдыха и оздоровления детей;

12) совершенствование деятельности межведомственных оздоровительных комиссий разного уровня как координаторов организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

13) развитие информационного обеспечения деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей;

14) проведение ежегодных конкурсов среди лагерей отдыха, оздоровления детей и областных круглогодичных центров (лагерей) отдыха и оздоровления детей на лучшую организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, проведение конкурсов профессионального мастерства, других мероприятий;

15) создание регионального центра координации деятельности по организации отдыха и оздоровления детей.

Параграф 2. Совершенствование финансового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей

Финансовое обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей осуществляется из различных источников (бюджетное финансирование различных уровней, привлеченные средства фондов, организаций, средства родителей и спонсорская помощь).

Механизмами совершенствования финансового обеспечения, направленного на оптимальное и рациональное использование средств на мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время, являются:

1) предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам на организацию отдыха детей в каникулярное время;

2) выделение субсидий из областного бюджета организациям (за исключением государственных и муниципальных), содержащим загородные учреждения отдыха и оздоровления детей, расположенные на территории Свердловской области;

3) выделение средств областного бюджета на содержание и укрепление материально-технической базы областных загородных учреждений отдыха и оздоровления детей;

4) выделение средств на частичное или полное возмещение стоимости детских оздоровительных путевок из средств областного бюджета, а также в рамках коллективно-договорных отношений между работниками и работодателями организаций;

5) выделение средств областного бюджета учреждениям отдыха и оздоровления детей независимо от их организационно-правовой формы - победителям областного смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь Свердловской области;

6) привлечение средств спонсоров на организацию оздоровления и отдыха детей;

7) выделение грантов на поддержку проектов в целях развития перспективных и инновационных форм организации круглогодичного оздоровления и отдыха детей;

8) программно-целевое финансирование, обеспечивающее реализацию инновационных программ и технологий в сфере отдыха и оздоровления детей;

9) формирование и размещение государственного (муниципального) заказа на предоставление услуг в сфере отдыха и оздоровления детей;

10) формирование государственного (муниципального) задания на предоставление услуг в сфере отдыха и оздоровления детей;

11) разработка норматива для определения стоимости путевки в учреждения отдыха и оздоровления детей в соответствии с категорией (классностью) учреждения отдыха и оздоровления детей.

Параграф 3. Совершенствование материально-технического обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей

В целях сохранения, совершенствования и развития материально-технической базы организаций детского отдыха и оздоровления необходимо предусмотреть:

1) учет, паспортизацию и ведение реестра учреждений оздоровления и отдыха детей независимо от их организационно-правовой формы;

2) принятие мер по недопущению перепрофилирования действующих учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков всех организационно-правовых форм собственности;

3) сохранение и укрепление материально-технической базы государственных областных и муниципальных учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе совершенствование материально-технической базы пищеблоков, развитие технологий оздоровления (строительство капитальных бассейнов, устройство бассейнов из сборно-разборных конструкций);

4) оснащение медицинских кабинетов учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков необходимым медицинским оборудованием и лекарственными препаратами;

5) разработку и внедрение системы категорирования (классности) в зависимости от материально-технического состояния организаций, предоставляющих услуги в сфере отдыха и оздоровления детей.

Параграф 4. Совершенствование кадрового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей

В целях повышения качества и эффективности системы отдыха и оздоровления детей, развития научно-методического и кадрового потенциала сферы оздоровления и отдыха детей необходимо предусмотреть:

1) на основе федеральных программ повышения квалификации педагогического и учебно-вспомогательного персонала учреждений отдыха и оздоровления детей разработку областной программы повышения квалификации;

2) создание системы по подготовке, отбору и переподготовке кадров для сферы отдыха и оздоровления детей;

3) организацию практики студентов педагогических образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в загородных учреждениях отдыха и оздоровления детей;

4) анализ кадрового состава, системы подготовки и переподготовки кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;

5) формирование государственного заказа на региональном и муниципальном уровнях по подготовке и переподготовке кадров учреждений отдыха и оздоровления детей;

6) создание базы данных соискателей на вакансии педагогических работников в учреждения отдыха и оздоровления детей.

Параграф 5. Совершенствование системы оздоровления детей

В целях укрепления здоровья детей в каникулярный период необходимо предусмотреть:

1) развитие существующих и создание новых областных и муниципальных центров (учреждений, предприятий, автономных некоммерческих организаций) по содержанию и развитию сети загородных оздоровительных лагерей, санаториев и баз отдыха;

2) расширение сети загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия и организацию на их базе профильных смен;

3) создание государственной областной сети загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия для оздоровления и отдыха, в том числе детей, нуждающихся в особой защите государства, детей, находящихся под опекой и попечительством, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (не менее одного в каждом управленческом округе Свердловской области);

4) расширение сети детских лагерей труда и отдыха в Свердловской области;

5) обеспечение доступности отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей, обеспечение отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

6) организацию оздоровления детей, страдающих хроническими заболеваниями, на базе санаториев, санаториев-профилакториев, загородных отделений областных больниц;

7) организацию оздоровления детей, проживающих в экологически неблагополучных территориях Свердловской области;

8) проведение в учреждениях отдыха и оздоровления детей профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

9) стандартизацию медицинских услуг в условиях загородных учреждений отдыха и оздоровления детей.

Параграф 6. Совершенствование методического обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей

Совершенствование методического обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей включает в себя:

1) выпуск методических пособий, информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса в учреждениях отдыха и оздоровления детей;

2) подготовку регионального сборника нормативных правовых и информационно-методических материалов по организации отдыха и оздоровления детей;

3) создание механизмов сотрудничества с высшими и средними профессиональными образовательными учреждениями Свердловской области в целях научного сопровождения, проведения исследований, проведения конкурса исследовательских работ студентов по проблемам развития отдыха и оздоровления детей;

4) организацию методической помощи педагогическим коллективам учреждений отдыха и оздоровления детей;

5) проведение конференций, семинаров, конкурсов, ориентированных на выявление опыта и новых технологий организации круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей;

6) разработку в организации, предоставляющей услуги в сфере отдыха и оздоровления детей, оздоровительно-образовательной программы, не противоречащей действующему законодательству в области образования в Российской Федерации;

7) создание регионального центра координации деятельности по организации отдыха и оздоровления детей.

Параграф 7. Совершенствование информационного обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей

Формирование и развитие системы информационного взаимодействия субъектов сферы отдыха и оздоровления детей, создание каналов информационной связи и регулирование информационного обмена должно осуществляться посредством:

1) разработки и реализации уполномоченным органом исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области программ информирования населения об осуществлении проектов, направленных на организацию отдыха и оздоровления детей;

2) проведения мероприятий по пропаганде инновационных форм оздоровления, отдыха, развития и занятости детей в каникулярное время в средствах массовой информации;

3) организации систематического диалога региональной и муниципальных властей с обществом по вопросам развития рынка услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и повышения их качества;

4) издания специализированных информационных сборников, справочников, буклетов и другой печатной продукции, адресованной организаторам отдыха и оздоровления детей;

5) подготовки и трансляции в электронных средствах массовой информации серии сюжетов, пропагандирующих преимущества организованного отдыха и оздоровления, временной трудовой занятости в каникулярный период;

6) создания специализированного областного Интернет-ресурса, содержащего нормативно-правовую, справочную, методическую, педагогическую информацию для организаторов отдыха, оздоровления, развития и занятости детей в каникулярное время.

Параграф 8. Совершенствование нормативно-правового обеспечения сферы отдыха и оздоровления детей

В целях нормативно-правового регулирования отношений в сфере оздоровления и отдыха детей, повышения ее эффективности в Свердловской области формируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы:

1) распределения полномочий, обязанностей и ответственности субъектов организации отдыха и оздоровления детей;

2) разработки региональной и муниципальных программ по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;

3) разработки нормативных правовых документов, регламентирующих расширение сети загородных оздоровительных лагерей круглогодичного действия областной формы собственности и совершенствование управления системой отдыха и оздоровления детей;

4) разработки и уточнения понятийного аппарата в сфере отдыха и оздоровления детей;

5) создания условий для развития организаций иных форм собственности в сфере отдыха и оздоровления детей.

В соответствии с изменениями федерального законодательства предполагается дальнейшее развитие областного законодательства по совершенствованию сферы отдыха и оздоровления детей.

Глава 4. Ожидаемые результаты реализации концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года


Реализация Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года позволит:

1) в части совершенствования сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей: заложить основы саморазвивающейся государственно-общественной региональной системы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, ориентированной на развитие личности ребенка;

сформировать развитый рынок услуг в сфере системы отдыха и оздоровления детей;

создать условия для сохранения и развития инфраструктуры детского оздоровления и отдыха;

обеспечить удовлетворение потребности основной части населения Свердловской области в услугах по круглогодичному отдыху и оздоровлению детей;

обеспечить постоянное повышение качества круглогодичного оздоровления и отдыха детей и подростков;

обеспечить качество реализации оздоровительно-образовательных программ в части оздоровления, отдыха и занятости детей;

развить различные организационно-правовые формы собственности учреждений отдыха и оздоровления детей;

совершенствовать нормативно-правовую базу, информационно-методическое сопровождение и кадровое обеспечение сферы отдыха и оздоровления детей;

повысить качество подготовки кадрового потенциала, работающего в сфере отдыха и оздоровления детей;

повысить эффективность координации деятельности субъектов организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время;

создать систему информирования населения о предоставлении услуг оздоровления, отдыха и занятости детей Свердловской области;

создать систему обратной связи между всеми субъектами круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей;

2) в части оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков:

обеспечить в среднем снижение общей заболеваемости среди детей и подростков накануне учебного года;

обеспечить максимальный охват детей различными организованными формами оздоровления, отдыха и занятости в каникулярное и межканикулярное время;

обеспечить высокую эффективность оздоровления детей (не ниже средних значений по Российской Федерации);

3) в части развития личности ребенка:

сформировать основы здорового образа и спортивного образа жизни;

сформировать экологическую культуру, развитие интереса к природе родного края;

привлекать детей и подростков в систему дополнительного образования;

создать условия для социализации детей.

Целевые показатели концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года



УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 21 декабря 2012 года N 1484-ПП


N
строки

Наименование
целевого
показателя
Концепции

Единица
измерения

Значения целевых показателей

Справочно:
базовое
значение
целевого
показателя
(на начало
реализации
Концепции)

по
итогам
2013
года

по
итогам
2014
года

по
итогам
2015
года

по
итогам
2016
года

по
итогам
2017
года

по
итогам
2018
года

по
итогам
2019
года

по
итогам
2020
года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Увеличение сети
загородных
оздоровительных
лагерей
круглогодичного
действия

единиц

13

13

14

14

16

16

17

18

12

2

Увеличение
количества
автономных
учреждений
отдыха и
оздоровления
детей

единиц

2

4

6

8

10

12

14

15

1

3

Доля учреждений
отдыха и
оздоровления
детей,
получивших
категорию
(классность)

процентов

0

10

20

30

50

60

80

100

0

4

Доля
педагогических
работников и
вожатых
учреждений
отдыха и
оздоровления
детей,
прошедших
специальную
подготовку и
повышение
квалификации

процентов

10

20

40

60

80

100

100

100

10

5

Доля детей
в Свердловской
области,
охваченных
загородным
оздоровительным
отдыхом

процентов

12,5

13

13,5

14

14,5

15

15,5

16

12



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Правительства Свердловской области
http://www.midural.ru/ по состоянию на 24.04.2014



О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года

Название документа: О Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года

Номер документа: 1484-ПП

Вид документа: Постановление Правительства Свердловской области

Принявший орган: Правительство Свердловской области

Статус: Действующий

Опубликован: Областная газета, N 590-593, 28.12.2012
Дата принятия: 21 декабря 2012

Дата начала действия: 29 декабря 2012