ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2023 года N 864


О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 16 декабря 2019 года N 689 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области"



В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Орловской области от 16 декабря 2019 года N 689 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" следующие изменения:


1) в преамбуле слова "от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области" заменить словами "от 26 июня 2023 года N 459 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Орловской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Орловской области";


2) приложение изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Орловской области
В.А.ТАРАСОВ



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 21 декабря 2023 г. N 864



Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 16 декабря 2019 г. N 689



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области"



I. Оценка текущего состояния агропромышленного комплекса Орловской области


Государственная программа Орловской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области" (далее также - Государственная программа) определяет цели, задачи и основные направления развития и регулирования агропромышленного комплекса, финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий и достижения показателей их результативности. Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также участия в Евразийском экономическом союзе.


В 2022 году во всех категориях хозяйств производство сельскохозяйственной продукции в фактически действовавших ценах составило 134,0 млрд. рублей, или 101,9% к 2021 году, включая растениеводство - 94,8 млрд. рублей, животноводство - 39,3 млрд. рублей.


Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 107,3% по отношению к уровню 2021 года, 105,9% по отношению к уровню 2020 года.


По оценке Департамента сельского хозяйства Орловской области и данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области в 2022 году были достигнуты или превышены плановые значения целевых показателей, предусмотренные Государственной программой, по зерну, масличным культурам, картофелю, молоку, производству сыров, масла подсолнечного. При этом уровень значений целевых показателей Государственной программы остается ниже плановых по овощам открытого грунта, размеру посевных площадей, занятых зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, валовому сбору льноволокна и пеньковолокна. В среднесрочной перспективе ожидается достижение всех плановых значений показателей Государственной программы.


Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 103,7% по отношению к уровню 2021 года, индекс производства продукции животноводства - 117,7%.


В 2022 году валовый сбор зерновых и зернобобовых культур составил более 3,9 млн. тонн в весе после доработки при средней урожайности 47,2 ц/га, рапса - 192,2 тыс. тонн (128,6% к 2021 году) и соевых бобов - 244,8 тыс. тонн (112,7% к 2021 году), картофеля - 77,7 тыс. тонн, что больше показателя 2021 года на 38%.


В 2022 году в Орловской области сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями произведено скота и птицы на убой в живом весе на 13,7% выше запланированного объема, или 258,2 тыс. тонн (114,1% к 2021 году), производство молока в организованном секторе составило 125,9 тыс. тонн (101,0% к показателю Государственной программы).


По итогу 2022 года произошло увеличение по таким показателям, как численность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (в пересчете на условные головы) (19,6 тыс. голов - 103,7% к 2021 году), численность приобретенного племенного молодняка сельскохозяйственных животных (642 головы), количество созданных, модернизированных и реконструированных ското-мест в молочном скотоводстве (500 штук - 166,7% к 2021 году).


В отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности сохраняется положительная динамика производства. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, индекс производства пищевых продуктов в 2022 году по сравнению с соответствующим периодом 2021 года составил 98,2%, индекс производства напитков - 120,8%. Активно наращивается производство по таким продуктам, как сахар белый, мука из зерновых культур, плодоовощные консервы, масло сливочное, сыры.


По результатам деятельности сельскохозяйственных организаций за 2022 год, подготовленным на основании отчетов о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получивших государственную поддержку, представленных предприятиями агропромышленного комплекса Орловской области, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составила 39,4%.


Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства без субъектов малого предпринимательства за 2022 год составила 48 575 рублей (118,2% к уровню 2021 года).


Основными проблемами в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:


1) недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;


2) технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;


3) торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;


4) невысокие темпы развития российской экономики;


5) ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;


6) отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;


7) недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.



II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р, установлены основные приоритеты государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса, которые также являются приоритетами реализации Государственной программы.


Ключевые ориентиры развития в рамках Государственной программы:


1) обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


2) развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;


3) развитие растениеводства и животноводства, в том числе с внедрением инновационных технологий;


4) развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе с внедрением инноваций;


5) развитие субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе;


6) цифровизация отраслей и подотраслей агропромышленного комплекса, в том числе внедрение технологий искусственного интеллекта в агропромышленный комплекс;


7) селекция и генетика;


8) внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы.


С 2024 года приоритетными направлениями развития АПК Орловской области определены:


1) проведение агротехнологических работ;


2) поддержка элитного семеноводства;


3) производство продукции плодово-ягодных насаждений;


4) производство молока;


5) поддержка племенного животноводства;


6) развитие специализированного мясного скотоводства;


7) развитие малых форм хозяйствования;


8) поддержка сельскохозяйственного страхования.



III. Цели, задачи и способы их эффективного решения в отрасли агропромышленного комплекса и сфере государственного управления Орловской области


Реализация Государственной программы оказывает влияние на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе на следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей:


1) обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;


2) реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателями 2020 года;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»