АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2023 года N 3378-па


Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

(с изменениями на 7 марта 2024 года)

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 07.03.2024 N 601-па)




В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 37 Устава городского округа "Город Южно-Сахалинск", постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", распоряжением администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" администрация города Южно-Сахалинска постановляет:


1. Утвердить муниципальную программу "Формирование современной городской среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы" (приложение).


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Южно-Сахалинск сегодня" и разместить на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска.


4. Контроль исполнения постановления администрации города возложить на директора Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска (Косяк А.С.).



Исполняющий обязанности
мэра г. Южно-Сахалинска
А.В.Ковальчук



Приложение



Утверждена
постановлением
администрации г. Южно-Сахалинска
от 10.11.2023 N 3378-па



МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК" НА 2024 - 2030 ГОДЫ"

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 07.03.2024 N 601-па)




Паспорт муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"


(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 07.03.2024 N 601-па)

Наименование программы

Формирование современной городской среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

Ответственный исполнитель программы

Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Южно-Сахалинска

Соисполнители программы

Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (МКУ "УДХиБ"), Муниципальное казенное учреждение "Управление мониторинга дорожного хозяйства и благоустройства города Южно-Сахалинска" (МКУ "УМДХиБ"), Департамент культуры и туризма администрации города Южно-Сахалинска, "Муниципальное автономное учреждение "Городской парк культуры и отдыха им. Ю.Гагарина" (МАУ "ГПКиО им. Ю.А.Гагарина")

Обоснование разработки программы

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

постановление администрации города Южно-Сахалинска от 24.04.2023 N 1178-па "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ"

распоряжение администрации города Южно-Сахалинска от 23.12.2022 N 1049-р "Об утверждении Перечня муниципальных программ городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2024 - 2030 годы"

постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды"

постановление Правительства Сахалинской области от 30.06.2023 N 346 "Об утверждении государственной программы Сахалинской области "Формирование современной городской среды" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Сахалинской области и отдельного положения Правительства Сахалинской области от 31.01.2023 N 47 "О внесении изменений в некоторые нормативные акты Правительства Сахалинской области" (вместе с "Порядком предоставления и распределения субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды", "Порядком информирования граждан о ходе выполнения государственной программы и муниципальных программ, в том числе о ходе реализации конкретных мероприятий по благоустройству общественных территорий и дворовых территорий в рамках указанных программ")

постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

решение Городской Думы города Южно-Сахалинска от 30.09.2022 N 1029/48-22-6 "Об утверждении Генерального плана городского округа "Город Южно-Сахалинск"

постановление Правительства Сахалинской области от 24.12.2019 N 618 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года"

Цели программы

Повышение качества и комфортности городской среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"

Задачи программы

1. Создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды с учетом приоритетов территориального развития.

2. Выявление потенциала создания новых и благоустройства существующих озелененных территорий, создание открытых пространств для отдыха, с учетом исключения их конфликтного взаиморасположения (например, зон тихого отдыха рядом с спортивно-игровыми площадками).

3. Формирование и реализация механизмов комплексного развития комфортной городской среды городского округа "Город Южно-Сахалинск" с учетом индекса ее качества.

4. Повышение уровня благоустройства дворовых и общественных территорий

Целевые индикаторы и показатели программы

1. Доля благоустроенных дворовых территорий в общем количестве дворовых территорий, подлежащих благоустройству в отчетном году с использованием субсидии на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, %.

2. Прирост значения индекса качества городской среды по отношению к 2019 году, %.

3. Доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в городском округе "Город Южно-Сахалинск", на территории которого реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, %.

4. Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, нарастающим итогом, ед.

5. Количество капитально отремонтированных и отремонтированных дворовых территорий (двор/дом), нарастающим итогом, ед./ед.

6. Количество благоустроенных дворовых территорий (двор/дом), нарастающим итогом, ед./ед.

7. Площадь капитально отремонтированных и отремонтированных дворовых территорий, нарастающим итогом, м2.

8. Площадь благоустроенных дворовых территорий, нарастающим итогом, м2.

9. Количество благоустроенных общественных территорий, нарастающим итогом, ед.

10. Площадь благоустроенных общественных территорий, нарастающим итогом, м2.

11. Количество благоустроенных дворовых территорий в рамках Плана социального развития центров экономического роста Сахалинской области (проект "1000 дворов"), ед.

12. Количество детских игровых площадок, установленных в рамках Программы, нарастающим итогом, ед.

13. Протяженность обследованных сетей ливневой канализации, дренажной и водоотводной систем, п. м.

14. Доля отремонтированных сетей ливневой канализации, дренажной и водоотводной систем от общей протяженности сетей, планируемых к ремонту, %.

15. Доля объектов внутриквартального благоустройства от общей площади объектов, планируемой к содержанию, %

Этапы и сроки реализации программы

Муниципальная Программа носит долгосрочный характер и реализуется в один этап в период с 2024 по 2030 год

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования мероприятий программы составляет

4197229,6 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 14000,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 1040223,2 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 3143006,4 тыс. руб.

Из них по годам реализации:

2024 год

Всего - 857641,3 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 14000,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 467562,4 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 376078,9 тыс. руб.

2025 год

Всего - 515951,2 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 208111,6 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 307839,6 тыс. руб.

2026 год

Всего - 478821,9 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 204549,2 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 274272,7 тыс. руб.

2027 год

Всего - 561184,5 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 40000,0 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 521184,5 тыс. руб.

2028 год

Всего - 571383,5 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 40000,0 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 531383,5 тыс. руб.

2029 год

Всего - 594238,8 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 40000,0 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 554238,8 тыс. руб.

2030 год

Всего - 618008,4 тыс. руб., в том числе:

федеральный бюджет - 0,0 тыс. руб.;

областной бюджет - 40000,0 тыс. руб.;

бюджет городского округа - 578008,4 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

Достижение к 2030 году:

1. Сохранение доли благоустроенных дворовых территорий в общем количестве дворовых территорий, подлежащих благоустройству в отчетном году с использованием субсидии на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды на уровне 100%;

2. Увеличение значения индекса качества городской среды до 46,6%;

3. Увеличение доли граждан в возрасте старше 14 лет, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития, в общей численности городского населения в возрасте старше 14 лет до 30%;

4. Реализованы проекты победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, не менее 1 ед. нарастающим итогом;

5. Увеличение количества капитально отремонтированных и отремонтированных дворовых территорий нарастающим итогом до 301 ед.;

6. Увеличение количества благоустроенных дворовых территорий нарастающим итогом до 1129 ед.;

7. Увеличение площади капитально отремонтированных и отремонтированных дворовых территорий, нарастающим итогом до 739644,1 м2;

8. Увеличение площади благоустроенных дворовых территорий, нарастающим итогом до 96324,4 м2;

9. Увеличение количества благоустроенных общественных территорий до 11 ед.;

10. Увеличение площади благоустроенных общественных территорий, нарастающим итогом до 51565,4 м2;

11. Количество благоустроенных дворовых территорий в рамках Плана социального развития центров экономического роста Сахалинской области (проект "1000 дворов") - не менее 1 ед.;

12. Увеличение количества детских игровых площадок, установленных в рамках Программы, нарастающим итогом до 9 ед.

13. Увеличение обследованных сетей ливневой канализации, дренажной и водоотводной систем до 29431,0 п. м.

14. Сохранение доли отремонтированных сетей ливневой канализации, дренажной и водоотводной систем от общей протяженности сетей, подлежащих ремонту на уровне 100%

15. Сохранение доли содержания объектов внутриквартального благоустройства на уровне 100%



РЕЕСТР СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕЕ ПРОЕКТНУЮ ЧАСТЬ

Тип проекта

Региональный проект

Наименование

"Формирование комфортной городской среды" входящий в состав национального проекта "Жилье и городская среда", Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды"

Цель

Повышение качества и комфортности городской среды на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск"

(в ред. Постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 07.03.2024 N 601-па)

Описание

Увеличение количества благоустроенных общественных территорий на 2 ед., увеличение площади благоустроенных общественных территорий на 7590 м2

Ожидаемый эффект от реализации

Повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств. Выявление потенциала создания новых и благоустройства существующих озелененных территорий, создание открытых пространств для отдыха, с учетом исключения их конфликтного взаиморасположения (например, зон тихого отдыха рядом с спортивно-игровыми площадками)

Сроки реализации

С 2024 по 2030 гг.



1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации программы


В настоящее время создание современной и комфортной городской среды одно из важнейших направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Фундаментальной частью формирования комфортной городской среды является разработка и внедрение индекса качества городской среды в целях ее оценки.


Городская среда как сложная социально-экономическая система должна одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения и на ее устойчивое развитие. Управление состоянием городского округа "Город Южно-Сахалинск" позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня при заданной генеральной цели муниципальной деятельности: повышение качества жизни населения.


Одно из эффективных средств повышения качества жизни населения - реализация права граждан на благоприятную, комфортную окружающую среду путем благоустройства территории муниципального образования, а именно осуществление деятельности по обеспечению ее безопасности, доступности, эстетичности и приспособленности к удобному использованию в соответствии с функциональным назначением.


Практический интерес представляют опыт и деятельность городского округа "Город Южно-Сахалинск" по комплексному благоустройству дворовых и общественных территорий. Дворовая территория многоквартирных домов является частью селитебной зоны города и предназначена для организации жилой среды, играя особую социальную роль в качестве преобразованного природного окружения каждого из домов. Дворовая территория имеет бесспорный приоритет обеспечения комфорта жилого помещения, поскольку составляет логическое продолжение жилого пространства. В настоящее время благоустройству дворов уделяется особое внимание, так как в дальнейшем оно перерастает в благоустройство микрорайонов. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города. При выполнении комплекса мероприятий по благоустройству они способны значительно улучшить внешний облик города, создать более комфортные условия в жилых застройках.


Для районов жилой застройки, где не предполагается проведение градостроительных реконструктивных мероприятий, комплексное благоустройство дворовых территорий становится единственным методом совершенствования среды и формирования внутриквартальных и дворовых пространств.


В условиях интенсивной урбанизации благоустройство становится все более значимым видом градостроительной деятельности. Оно направлено, главным образом, на преодоление отрицательных последствий урбанизации, связанных с ней антропогенных и техногенных воздействий на окружающую среду.


Для повышения качества городской среды актуальной градостроительной задачей является комплексное изменение территорий городских улиц за счет совершенствования функционально-планировочной организации общественных пространств. Общественные пространства за счет своей организации и наполнения способны трансформировать жизнь отдельных районов и города в целом, если будут открыты для социальных, культурных и технологических изменений общества. Одной из главных задач благоустройства - создание пространств, отвечающих потребностям населения, наполнить пространство именно теми функциями, которые там необходимы. Реализации такого подхода способствует открытое обсуждение проекта с фокус-группами, состоящими из жителей близлежащих районов, которые будут основными пользователями благоустроенных территорий.


В целях повышения комфортности проживания граждан городского округа "Город Южно-Сахалинск" в настоящее время реализуется муниципальная программа "Формирование современной городской среды" на 2018 - 2025 гг.", которая уже сейчас позволяет повышать уровень благоустройства дворовых территорий, мест массового отдыха населения (городских парков, скверов и прочих мест массового пребывания людей).


За период с 2018 - 2022 гг. на территории Южно-Сахалинска благоустроено 4 общественные территории, капитально отремонтировано 108 дворовых территорий. Впервые в 2022 году Южно-Сахалинск принял участие в проекте "1000 дворов на Дальнем Востоке", за счет средств федерального бюджета благоустроено 12 дворовых территорий. Также, за счет средств субсидии из областного бюджета в период с 2021 по 2022 год проведен текущий ремонт дворов, отремонтирован 771 дворовой проезд.


Данные отчетов о реализации муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы" на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 29.12.2017 N 3612, за 2018 - 2022 год позволяют провести оценку результативности Программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и критериев социально-экономической эффективности, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития городского округа:


- показатель эффективности в 2018 году составил 0,88, к 2022 году - 1;


- показатель достижения плановых значений индикаторов в 2018 году - 0,98, в 2022 - 1;


- показатель исполнения запланированного уровня расходов бюджета городского округа в 2018 году - 0,75, в 2022 - 1;


- показатель своевременности реализации мероприятий в 2018 году - 0,7, к 2022 году - 1.


Учитывая непосредственное влияние эффективности реализации программы на индекс качества городской среды, необходимо обратить внимание на его рост, так в 2018 году показатель составил 157 баллов, в 2022 году - 202 балла. Рост индекса составил 28,7%.


В результате проведенной оценки эффективности все показатели имеют тенденцию к росту, программа за период 2018 - 2022 признана эффективной.


Также стоить отметить рост вовлеченности жителей города в процесс благоустройства дворовых территорий и общественных пространств города. Применение механизмов общественного участия в проектах благоустройства позволяет создавать устойчивые и осмысленные проекты, действительно нужные людям и ориентированные на их потребности. Ежегодно в городском округе "Город Южно-Сахалинск" проводится рейтинговое голосование по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке, в соответствии с порядком и условиями, определенными постановлением Правительства Сахалинской области от 26.04.2019 N 193 "Об утверждении Порядка проведения органами местного самоуправления муниципальных образований с численностью свыше 20 тыс. человек голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ формирования современной городской среды".


Несмотря на положительную динамику, все же имеется ряд нерешенных на сегодняшний день проблем, препятствующих формированию комфортной городской среды на территории Южно-Сахалинска:


1. Недостаточный уровень озеленения придомовых и дворовых территорий, недостаток общественных пространств в структуре жилых комплексов и как следствие необходимость выработки современных способов формирования зон экологического комфорта в условиях застройки.


2. Отсутствие парковок для временного хранения автомобилей, недостаточное количество паковочных мест в дворовых территориях, хаотичная стихийная парковка автомобилей жильцов на газонах, детских и спортивных площадках.


3. Отсутствие асфальтобетонного покрытия внутриквартальных проездов либо высокая степень его износа в связи с истечением срока службы дорожных покрытий с момента массовой застройки многоквартирными домами.


4. Низкая обеспеченность дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»