ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 сентября 2023 года N 799


Об утверждении государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области"

(с изменениями на 8 апреля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 01.02.2024 N 54, от 20.03.2024 N 192, от 08.04.2024 N 253)




В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 24 июля 2023 г. N 627 "О системе управления государственными программами Амурской области" Правительство Амурской области постановляет:


(преамбула в ред. постановления Правительства Амурской области от 01.02.2024 N 54)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области" (далее - государственная программа).


2. Установить, что мероприятия государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 444, реализованные до 31 декабря 2023 года, являются I этапом реализации государственной программы.


(п. 2 в ред. постановления Правительства Амурской области от 01.02.2024 N 54)


3. Признать утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 г. N 444, от 29 января 2014 г. N 42, от 26 февраля 2014 г. N 95, от 19 марта 2014 г. N 145, от 23 апреля 2014 г. N 248, от 27 мая 2014 г. N 332, от 25 июня 2014 г. N 406, от 27 августа 2014 г. N 518, от 19 сентября 2014 г. N 556, от 22 сентября 2014 г. N 561, от 25 сентября 2014 г. N 581, от 22 октября 2014 г. N 643, от 14 ноября 2014 г. N 687, от 8 декабря 2014 г. N 724, от 24 декабря 2014 г. N 773, от 26 января 2015 г. N 16, от 25 февраля 2015 г. N 57, от 19 марта 2015 г. N 97, от 22 апреля 2015 г. N 199, от 27 мая 2015 г. N 249, от 22 июня 2015 г. N 306, от 27 июля 2015 г. N 346, от 10 августа 2015 г. N 376, от 26 августа 2015 г. N 405, от 23 сентября 2015 г. N 447, от 25 сентября 2015 г. N 462, от 21 октября 2015 г. N 504, от 18 ноября 2015 г. N 541, от 9 декабря 2015 г. N 590, от 31 декабря 2015 г. N 662, от 27 января 2016 г. N 30, от 24 февраля 2016 г. N 62, от 25 апреля 2016 г. N 158, от 25 мая 2016 г. N 224, от 28 июня 2016 г. N 277, от 10 августа 2016 г. N 334, от 24 августа 2016 г. N 362, от 30 сентября 2016 г. N 428, от 25 октября 2016 г. N 479, от 23 ноября 2016 г. N 527, от 19 декабря 2016 г. N 569, от 27 декабря 2016 г. N 589, от 25 января 2017 г. N 33, от 10 февраля 2017 г. N 46, от 21 февраля 2017 г. N 70, от 26 апреля 2017 г. N 212, от 30 мая 2017 г. N 266, от 22 июня 2017 г. N 293, от 4 августа 2017 г. N 377, от 13 сентября 2017 г. N 436, от 25 сентября 2017 г. N 455, от 11 октября 2017 г. N 498, от 17 ноября 2017 г. N 540, от 8 декабря 2017 г. N 581, от 22 декабря 2017 г. N 616, от 19 января 2018 г. N 21, от 25 января 2018 г. N 40, от 16 февраля 2018 г. N 68, от 17 мая 2018 г. N 232, от 6 июля 2018 г. N 303, от 20 сентября 2018 г. N 428, от 25 сентября 2018 г. N 446, от 6 декабря 2018 г. N 583, от 18 декабря 2018 г. N 621, от 14 февраля 2019 г. N 50, от 21 марта 2019 г. N 119, от 15 мая 2019 г. N 272, от 4 июня 2019 г. N 306, от 12 июля 2019 г. N 389, от 7 августа 2019 г. N 427, от 10 сентября 2019 г. N 511, от 25 сентября 2019 г. N 556, от 25 октября 2019 г. N 603, от 6 ноября 2019 г. N 629, от 20 декабря 2019 г. N 746, от 30 декабря 2019 г. N 787, от 10 марта 2020 г. N 98, от 23 марта 2020 г. N 126, от 12 мая 2020 г. N 295, от 9 июня 2020 г. N 373, от 9 июля 2020 г. N 447, от 7 августа 2020 г. N 524, от 15 сентября 2020 г. N 617, от 23 сентября 2020 г. N 639, от 23 октября 2020 г. N 727, от 30 октября 2020 г. N 737, от 17 ноября 2020 г. N 764, от 9 декабря 2020 г. N 832, от 13 января 2021 г. N 5, от 18 февраля 2021 г. N 86, от 24 марта 2021 г. N 172, от 21 апреля 2021 г. N 251, от 19 мая 2021 г. N 307, от 23 июня 2021 г. N 400, от 27 июля 2021 г. N 526, от 25 августа 2021 г. N 624, от 21 сентября 2021 г. N 716, от 24 сентября 2021 г. N 743, от 25 октября 2021 г. N 824, от 22 ноября 2021 г. N 900, от 8 декабря 2021 г. N 979, от 17 декабря 2021 г. N 1037, от 28 декабря 2021 г. N 1096, от 13 января 2022 г. N 24, от 14 февраля 2022 г. N 150, от 16 марта 2022 г. N 238, от 20 апреля 2022 г. N 418, от 17 мая 2022 г. N 492, от 24 июня 2022 г. N 609, от 18 августа 2022 г. N 852, от 16 сентября 2022 г. N 931, от 23 сентября 2022 г. N 963, от 13 октября 2022 г. N 1008, от 26 октября 2022 г. N 1043, от 10 ноября 2022 г. N 1090, от 29 ноября 2022 г. N 1157, от 21 декабря 2022 г. N 1256, от 18 января 2023 г. N 46, от 27 февраля 2023 г. N 178, от 21 марта 2023 г. N 272, от 3 апреля 2023 г. N 317, от 16 мая 2023 г. N 440, от 27 июня 2023 г. N 554, от 4 августа 2023 г. N 669, от 23 августа 2023 г. N 712.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на портале Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.amurobl.ru).



Губернатор
Амурской области
В.А.ОРЛОВ



Утверждена
постановлением
Правительства
Амурской области
от 25 сентября 2023 г. N 799



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 01.02.2024 N 54, от 20.03.2024 N 192, от 08.04.2024 N 253)




1. Стратегические приоритеты и цели государственной программы Амурской области "Развитие системы социальной защиты населения Амурской области" (далее - государственная программа)



1.1. Оценка текущего состояния сферы социальной защиты и социального обслуживания населения Амурской области


Социальная защита населения Амурской области включает в себя 2 основных направления работы: социальное обслуживание граждан и предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан.


Орган управления системой социальной защиты населения - министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).


Сфера социальной защиты населения Амурской области включает в себя 65 областных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения и 1 унитарное предприятие, в том числе 8 домов-интернатов, 8 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 10 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 1 социально-реабилитационный центр для детей с ментальными нарушениями, 4 специальных дома для одиноких престарелых, 12 комплексных центров социального обслуживания населения, 1 реабилитационный центр для детей-инвалидов, 1 централизованная бухгалтерия, 20 управлений социальной защиты населения по муниципальным районам и городским (муниципальным) округам. Из общего числа учреждений - 33 учреждения с круглосуточным проживанием (13 учреждений - для престарелых граждан и инвалидов, 20 учреждений - для несовершеннолетних).


Мощность стационарных учреждений для несовершеннолетних составляет 650 койко-мест, для граждан пожилого возраста и инвалидов - 1911 мест, 271 квартира в специальных домах для одиноких престарелых.


Все учреждения социального обслуживания населения Амурской области располагаются в приспособленных зданиях. В оперативном управлении учреждений находятся 260 зданий и сооружений основного и вспомогательного назначения. Средний износ зданий составляет более 60%, в своем большинстве здания постройки 1970 - 1980-х годов. Более 70% зданий, в которых оказываются социальные услуги населению, требуют проведения комплексного капитального ремонта, 6% зданий нужна реконструкция. Высокий износ зданий сказывается на значительной потребности в финансовых средствах на проведение ремонтных работ.


Под опекой государства в учреждениях социального обслуживания населения Амурской области с круглосуточным пребыванием проживают 2684 человека, из которых 635 - дети и подростки, 1351 - инвалиды.


По состоянию на 1 января 2023 года в стационарных организациях социального обслуживания для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах (далее - ПНИ) проживает 1791 человек.


В Амурской области отсутствует потребность в дополнительной коечной мощности стационарных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время коечная мощность ПНИ является недостаточной: на 1 января 2023 года очередность на помещение в ПНИ в Амурской области составляет 76 человек, в дома-интернаты общего типа - 6 человек.


В 2018 году в соответствии с поручением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в Амурской области была ликвидирована очередность на помещение в дома-интернаты. Это стало возможным благодаря изысканию резервов койко-мест в стационарных учреждениях, а также планомерной работе по сокращению очередности в стационары. Начиная с 2019 года очередность на помещение в ПНИ ежегодно увеличивается. Учитывая структуру детской и подростковой инвалидности в Амурской области, в дальнейшем спрос на услуги ПНИ в Амурской области будет возрастать.


Социальное обслуживание на дому в Амурской области осуществляется 11 комплексными центрами социального обслуживания населения, 1 домом-интернатом, 1 ПНИ, 2 специальными домами для одиноких престарелых, 4 управлениями социальной защиты населения по муниципальным районам и городским (муниципальным) округам. В 2022 году услуги в форме социального обслуживания на дому получили 3796 граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет. В течение 2022 года вновь приняты на социальное обслуживание 1128 человек.


Очередь на надомное социальное обслуживание отсутствует, имеющаяся штатная численность социальных работников удовлетворяет потребности населения в услугах социального работника.


На 1 января 2023 года в Амурской области проживает 4,1 тыс. особенных детей, что выше уровня 2013 года на 14,2%. Единственным реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в области является ГАУ СО АО "Реабилитационный центр "Бардагон". Показатель обеспеченности такими центрами в Амурской области составляет 25,0%. Для взрослых инвалидов реабилитационный центр отсутствует, при этом потенциальных получателей социальных услуг (инвалидов) в Амурской области насчитывается более 55,5 тыс. человек.


Важным направлением работы в сфере социальной защиты является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, основной целью которой является повышение эффективности работы, направленной на сохранение кровной семьи ребенка, предотвращение случаев лишения и ограничения родительских прав, сокращение фактов отобрания детей, создание условий для восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав. От эффективности организации профилактической работы напрямую зависит объем дальнейшей работы органов системы социальной защиты населения: загруженность детских домов, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение замещающих семей, сопровождение выпускников детских домов, обеспечение жильем детей-сирот.


Анализ численности неблагополучных семей в Амурской области показывает, что за последние 10 лет (с 2013 по 2022 год) количество неблагополучных семей сократилось в 1,9 раза. На 1 апреля 2023 года на территории Амурской области 1305 семей (с 2859 детьми) стоят на учете как семьи в социально опасном положении, из них 540 семей с 1189 детьми находятся под кураторством органов социальной защиты населения.


В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по переходу до 2024 года к единой модели подчиненности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства Амурской области от 9 декабря 2021 г. N 725-р, в 2022 году в организации для детей-сирот, подведомственные министерству, переведены 30 воспитанников коррекционных школ-интернатов, имеющих статус "ребенок-сирота", в августе 2023 года министерству передан ГБУ СО АО "Дом ребенка специализированный". Данная реформа позволит организовать системную работу с детьми-сиротами от 0 до 18 лет по их семейному устройству и непрерывные реабилитационный и воспитательный процессы в учреждениях.


Предоставление мер социальной поддержки различным категориям граждан - это еще одно основное направление реализации государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения.


Всего по состоянию на 1 июля 2023 года получателями мер социальной поддержки, различных пособий и социальных выплат являются 296,7 тыс. амурчан, что составляет 39,2% жителей Амурской области. По линии социальной защиты предоставляются 90 мер социальной поддержки для более 30 категорий получателей (в 2013 году - 52 меры).


За последние 10 лет объем средств, направляемых на социальную защиту населения Амурской области, увеличился в 2,5 раза и составил в 2022 году 19,9 млрд. рублей. Более 4,0 млрд. рублей в 2022 году было направлено на содержание учреждений социального обслуживания населения, 15,9 млрд. рублей - на предоставление мер социальной поддержки.


Доля мер поддержки граждан в натуральной форме в общем объеме мер поддержки составляет 8%, в денежной форме (выплаты и компенсации) - 92%. Средний объем выплат (предоставленных мер), приходящихся на одного получателя в год, составляет более 53,5 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 10,7% (47,8 тыс. рублей), уровня 2018 года - в 2,3 раза (23,7 тыс. рублей).


Около 11,5% мер социальной поддержки предоставляется с учетом размера среднедушевого дохода получателей. Доля малоимущих граждан, получающих меры социальной поддержки, в общем числе получателей мер социальной поддержки в Амурской области на 1 января 2023 года составляет 29,4%, или 87,19 тыс. человек (в 2021 году - 30,7%, или 91,45 тыс. человек, в 2018 году - 40,9%, или 121,4 тыс. человек).


Получение финансовой и натуральной помощи действительно нуждающимися в ней должно создавать условия для повышения уровня их финансового положения, способствовать выходу семьи или одиноко проживающего гражданина из трудной жизненной ситуации.


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" задача Правительства Амурской области - обеспечить снижение уровня бедности на территории Амурской области до 8,4% к 2030 году. По итогам 2022 года уровень бедности в Амурской области (относительно 2021 года) снизился на 0,9% и составил 13,3%, или 100,6 чел. (численность населения Амурской области на 1 января 2023 года - 756,2 тыс. человек).


Значимой адресной мерой, реализуемой в Амурской области с 2021 года, стало предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта. В 2022 году с 1767 гражданами, имеющими доход ниже прожиточного минимума, был заключен социальный контракт и предоставлена финансовая адресная поддержка на общую сумму 320,4 млн. рублей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»