• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2008 года N 737-ПП

О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 5 июня 2012 года N 262-ПП
____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Законом города Москвы от 20 июня 2001 года N 25 "О развитии образования в городе Москве" (в редакции законов города Москвы от 10 октября 2001 года N 46, от 29 октября 2003 года N 63, от 22 декабря 2004 года N 91), в целях определения политики Правительства Москвы в области образования на 2009-2011 годы, дальнейшей консолидации усилий органов государственной власти, научной и педагогической общественности в повышении роли образования Правительство Москвы

постановляет:

1. Утвердить городскую целевую программу развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы (приложение).

2. Возложить функции:

2.1. Государственного заказчика-координатора городской целевой программы развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы (далее - Программа) на Департамент образования города Москвы. Назначить персональным руководителем Программы руководителя Департамента образования города Москвы Ларионову О.Н.

2.2. Государственных заказчиков Программы - на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы и Управление информатизации города Москвы.

3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы включить Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджета города Москвы.

4. Департаменту образования города Москвы:

4.1. В установленном Правительством Москвы порядке обеспечить представление показателей Программы в Департамент финансов города Москвы для включения их в Реестр расходных обязательств города Москвы, принимаемых к обеспечению за счет средств бюджета города Москвы.

4.2. Ежегодно до 15 ноября представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы отчет о выполнении Программы за 9 месяцев и ожидаемом выполнении за год, до 1 марта окончательные итоги за отчетный год.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.И.Ресин

Приложение. Городская целевая программа развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 годы

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 12 августа 2008 года N 737-ПП

Паспорт Программы

Наименование программы

Городская целевая программа развития образования "Столичное образование-5" на 2009-2011 годы

Основания для разработки Программы

1. Закон города Москвы от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в городе Москве".

2. Постановление Правительства Москвы от 12.02.2008 N 112-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2007 год и Программе Правительства Москвы на 2008 год"

Государственный заказчик - координатор Программы

Департамент образования города Москвы

Персональный руководитель Программы - руководитель Департамента образования города Москвы О.Н.Ларионова

Государственные заказчики

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы

Управление информатизации города Москвы

Разработчик Программы

Департамент образования города Москвы

Основные исполнители Программы

Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы

Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы (Мосгорзаказ)

Департамент науки и промышленной политики города Москвы

Департамент экономической политики и развития города Москвы

Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы

Департамент социальной защиты населения города Москвы

Департамент земельных ресурсов города Москвы

Департамент имущества города Москвы

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Департамент здравоохранения города Москвы

Департамент семейной и молодежной политики города Москвы

Департамент физической культуры и спорта города Москвы

Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы

Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы

Департамент культуры города Москвы

Комитет общественных связей города Москвы

Префектуры административных округов города Москвы

Окружные управления образования Департамента образования города Москвы

Управление записи актов гражданского состояния города Москвы

Главное управление внутренних дел по городу Москве

Управление информатизации города Москвы

Управление Федеральной миграционной службы по г.Москве

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы

Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы

Сроки выполнения и этапы реализации Программы

2009-2011 годы

I этап (основной этап реализации программы) - 2009-2010 годы

II этап (завершающий этап реализации программы) - 2011 год

Отчетность по программе в соответствии с требованиями к городским целевым программам

Цель Программы

Создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона

Основные задачи Программы

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" - механизма системных изменений и инновационных преобразований в столичном регионе.

Обеспечение качества и доступности образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся.

Обновление содержания и структуры образования на основе вводимых стандартов общего и профессионального образования.

Развитие нравственных основ социализации личности в среде столичного мегаполиса на основе традиционных ценностей российского общества.

Использование ресурсов дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.

Развитие московской региональной системы оценки качества образования.

Создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Создание эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения образовательной сферы.

Развитие механизма общественно-государственного управления образованием как фактора обеспечения качества образования, его открытости и инвестиционной привлекательности.

Развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в различных типах учреждений.

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие.

Внедрение механизмов оценки качества в систему стимулирующей части оплаты труда педагогов.

Создание региональной системы контроля и надзора в сфере образования.

Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений.

Основные мероприятия

5.1 Совершенствование содержания и технологий образования

Программы

5.1.1. Дошкольное образование

5.1.2. Общее образование

5.1.3. Высшее профессиональное образование, послевузовское образование

5.1.4. Дополнительное профессиональное образование

5.1.5. Дополнительное образование детей и молодежи

5.2. Создание условий развития системы образования

5.2.1. Кадровая политика

5.2.2. Научно-методическое сопровождение реализации Программы

5.2.3. Развитие материально-технической базы системы образования

5.2.4. Психологическое обеспечение образования

5.2.5. Информатизация системы образования

5.3. Реализация комплексных проектов образования

5.3.1. Развитие системы воспитания детей и молодежи города Москвы

5.3.2. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников

5.3.3. Приоритетный национальный проект "Образование"

Финансовое обеспечение Программы

Общий объем финансирования* 181537,583 млн.руб., в том числе по годам реализации:

По источникам финансирования:

2009 год

2010 год

2011 год

Всего

Бюджет города Москвы, в том числе по кодам бюджетной квалификации:

48104,877

52140,345

81077,461

181322,683

0410 3300100 381 226

3,200

1,700

3,100

8,000

0410 3300200 381 226

62,000

52,800

52,300

167,100

0410 3300200 381 200

800,000

725,000

705,000

2230,000

0410 3300200 381 310

12,000

18,000

21,000

51,000

0605 8034129 900 443

11,503

12,249

12,922

36,674

0707 5222900 ВР 214

33790,000

37150,000

636600,000

134540,000

0701 4200100 327 226

273,530

240,030

193,330

706,890

0701 4200100 327 310

1516,370

1548,460

1612,491

4677,321

0701 4200100 327 225

1210,573

1389,657

2485,930

5086,160

0702 4210100 327 225

2961,427

2935,447

4398,406

10295,280

0702 4220100 327 225

364,149

317,738

408,150

1090,037

0702 4230100 327 225

294,753

327,108

336,482

958,343

0702 4240100 327 225

121,643

86,337

148,110

356,090

0702 4330100 327 225

30,035

65,873

186,932

282,840

0704 4270100 327 225

1726,512

2040,249

1429,623

5196,384

0705 4280100 450 225

200,000

250,000

270,000

720,000

0706 4300100 327 225

265,000

310,000

260,000

835,000

0709 4350100 327 225

40,000

40,000

121,000

201,000

0709 4520100 327 225

90,720

53,740

128,940

273,400

0702 4210100 327 211

120,000

150,000

14175,230

36642,560

0702 4210100 327 310

2103,442

3262,441

3487,790

8853,653

0702 4210100 327 226

1,000

1,000

1,000

3,000

0702 4230100 327 310

141,400

186,081

206,300

533,781

0702 5220100 327 310

1000,000

150,000

150,000

1300,000

0705 4280100 450 226

5,000

5,000

8,000

18,000

0705 4280100 450 226

65,130

61,800

62,425

189,355

0705 4280100 450 200

130,000

111,000

108,000

322,000

0705 4280100 450 226

400,820

425,670

366,640

1193,130

0705 4520100 450 226

50,000

0

0

50,000

0706 4300100 327 226

89,690

77,075

56,040

222,805

0706 4300100 327 226

21,480

22,690

17,300

61,470

0709 4350100 327 226

126,970

90,450

121,350

338,770

0709 4350100 327 310

49,000

19,000

13,000

81,000

0709 4360000 448 200

250

250

250

750

0804 4561100 453 224

99,600

100,300

101,000

300,900

Федеральный бюджет

39,400

39,400

-

78,800

Внебюджетные источники

45,000

80,100

11,000

136,100

Итого:

48189,277

52259,845

81088,461

181537,583

________________
* Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год.

Ожидаемые результаты реализации Программы*

Целевые показатели (результаты) Программы

Старто-
вые условия

2009 год

2010 год

2011 год

Рост числа москвичей, удовлетворенных качеством образовательных услуг

64%

70%

81%

85%

Наличие программы развития в каждом образовательном учреждении, ежегодного публичного отчета по ее реализации

57%

75%

85%

100%

Участие родителей в оценке качества образования в образовательных учреждениях

52%

80%

90%

100%

Количество обучающихся на 1 компьютер современной модификации

9,1

8,9

7,8

7

Количество учебных предметов, реализуемых в общеобразовательных учреждениях в соответствии с моделью "Школа информатизации"

5%

10%

20%

35%

Доля общеобразовательных учреждений, удовлетворяющих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса

40%

70%

85%

100%

Доля дошкольных учреждений, удовлетворяющих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса

60%

70%

75%

80%

Участие выпускников 9-х классов в итоговой аттестации в новой форме

28,7%

40%

60%

100%

Обеспечение дистантными формами обучения, нуждающихся в данном виде образования

50%

70%

90%

100%

Количество обучающихся старшей школы по программам профильного образования

58%

70%

100%

100%

Количество школьников, включенных в систему дополнительного образования

34%

45%

50%

68%

Доля студентов, обучающихся по программам многоуровневой профессиональной подготовки

2%

15%

25%

58%

Средний объем получения дополнительного профессионального образования (раз в пять лет) в системе московского образования

80 часов

100 часов

120 часов

150 часов

Удельный вес учителей с высшим образованием

90%

91%

92%

93%

Наличие региональной системы оценки качества образования

нет

есть

есть

есть

Наличие региональной системы надзора и контроля

нет

есть

есть

есть

Количество зданий образовательных учреждений, требующих капитального ремонта

27%

21%

16%

13%

Снижение числа школ довоенной постройки, требующих капитального ремонта (шт.)

138

78

________________
* Целевые показатели, ожидаемые по результатам реализации Программы, определены с учетом выполнения городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 04.12.2007 N 1036 "О городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве "Рабочие кадры" на 2008-2010 годы".

Система организации управления и контроля за исполнением программы

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется координатором Программы - Департаментом образования города Москвы.

Департамент образования несет ответственность за ход и конечные результаты реализации программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы в целом.

Программа будет реализована через систему совместного планирования деятельности между Департаментом образования и соответствующими департаментами и комитетами города, префектурами административных округов, окружными управлениями образования, государственными образовательными учреждениями различных типов и видов и негосударственными образовательными учреждениями; институтами и организациями научной, социальной, культурной сферы.

Взаимоотношения между заказчиками Программы определяются согласованными сторонами регламентами и нормативными актами, а с исполнителями Программы - договорами, заключаемыми в установленном порядке.

Исполнители мероприятий Программы определяются в соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами города Москвы.

Государственные заказчики и исполнители мероприятий предоставляют отчеты государственному заказчику - координатору Программы - Департаменту образования города Москвы:

- до 15 февраля - о выполнении Программы за отчетный год

- до 31 октября - о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за текущий год.

Департамент образования города Москвы готовит сводные отчеты в целом по программе и направляет их в Департамент экономической политики и развития города Москвы:

- до 15 ноября - за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год;

- до 1 марта - за отчетный год.

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа, и оценка сложившейся ситуации

________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Позитивные изменения, происходящие в настоящее время в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному благополучию, укреплению государственности и международного престижа России, формируют новые ценности в общественном сознании. Вместе с тем трансформация экономических отношений, эволюция общественного сознания, рост социального расслоения, полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность наиболее концентрированно представлены в столичном мегаполисе и его системе образования. В Москве дают о себе знать процессы социальной, нравственной, психологической, образовательной, политической жизни современной России, которые входят в образовательное пространство москвичей.

Масштабы социально-экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в Москве - экономически мощном и динамично развивающемся регионе Российской Федерации. Здесь же и наиболее зримы тенденции выхода российской школы на качественно новый уровень.

Развитие системы московского образования в 2005-2007 годах осуществлялось в соответствии с главной стратегической целью - обеспечение устойчивого развития образования в городе Москве, расширение его доступности, обеспечение качества и эффективности, создание безопасной среды для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города. В результате в Москве сложилась структура управления системой образования, обеспечивающая ее стабильное развитие на основе программно-целевого подхода.

В ходе модернизации и решения задач Приоритетного национального проекта "Образование" были достигнуты следующие результаты:

- ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения тем и перечня учебных курсов, введения специальных интегративных модулей (включая метапредметы), широкого использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования;

- активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий в виде мультимедийных курсов, мульти- и видеотек, электронных ресурсов и образовательных порталов;

- происходит обогащение образования активными формами обучения - конференциями, слетами, учебными играми, проектами, фестивалями - для формирования ключевых компетенций и включения учащихся в процессы мыследеятельности, необходимые школе будущего;

- на региональном уровне складывается система мониторинга для управления качеством образования по результатам;

- с целью максимальной реализации запросов и ожиданий потребителей расширяются формы государственно-общественного управления (управляющие, попечительские советы, советы школ), сформированы Общественный совет по образованию, Совет родительской общественности, ученического самоуправления, городская Общественная палата по образованию;

- создано экспертное профессионально-общественное сообщество. Общественные эксперты активно участвуют в деятельности комиссий по аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров;

- проведена реорганизация образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Москвы в единый вид - колледж - в системе многоуровневого профессионального образования;

- разработана принципиально новая схема организации образовательного процесса в учреждениях высшего педагогического образования, направленная на формирование педагогических компетенций и компетентностей с учетом предстоящего перехода на уровневое высшее образование.

Развитие сетевого взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений позволило создать эффективную систему научного обеспечения столичного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя в системе высшего педагогического образования, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий, разрабатываются проблемы непрерывного гуманитарного образования.

Продолжает развиваться сеть общеобразовательных учреждений с повышенным уровнем обучения.

В области организационно-методического и информационного обеспечения деятельности образовательных учреждений города Москвы созданы и функционируют окружные межведомственные координационные советы по раннему выявлению и учету детей, нуждающихся в государственной защите; осуществляется модернизация системы электронного документооборота и контроля исполнения в Департаменте образования города Москвы и окружных управлениях образования. Достигнуто новое качество информатизации образовательных учреждений города: к высокоскоростной сети Интернет за счет федерального бюджета подключено 164 образовательных учреждения, из средств города - 2034 объекта образования; обеспеченность компьютерами образовательных учреждений доведена до 10 человек на 1 компьютер.

В области обеспечения качества образования подготовлены рекомендации по технологии разработки Программы развития общеобразовательного учреждения как инструмента управления качеством образования; программно-методическое обеспечение "Школ русского языка для детей-мигрантов", созданных на базе 11 образовательных учреждений; разработаны модели 6-летней начальной школы; обобщен опыт работы образовательных учреждений по созданию модели непрерывного экологического образования; в целях предупреждения возникновения проблем в обучении в 73% общеобразовательных учреждениях работают медико-психолого-педагогические консилиумы.

В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся разработан и введен "Паспорт здоровья"; создана технология столичного мониторинга физической подготовленности воспитанников и обучающихся; разработаны комплексные программы физического воспитания для образовательных учреждений, работающих в режиме полного дня, программа по формированию здорового образа жизни; проведен мониторинг "Семья и образовательное учреждение".

В области развития системы дошкольного образования наметилась тенденция снижения очередности в дошкольные учреждения; создаются и развиваются новые формы дошкольного образования (лекотеки, консультационные пункты для родителей, центры игровой поддержки, службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, группы "Домашний детский сад"); внедрена программа "Московская семья - компетентные родители".

В области создания условий для поддержки и развития одаренных детей организован патронаж 1085 детей со стороны деятелей науки, искусства и культуры; организуются выездные летние профильные школы (лингвистическая школа, для одаренных детей с углубленным изучением иностранного языка, школа "Современная математика"), учебно-тренировочные сборы, профильные семинары, зарубежные образовательные поездки.

В области развития образовательной среды для особой категории детей открыто 114 групп кратковременного пребывания для детей с нарушениями в развитии, в том числе 72 группы для детей со сложной структурой дефекта; организовано 1514 ученических мест на дому для детей-инвалидов и обучение студентов-инвалидов в Московском городском психолого-педагогическом университете; работает Клуб семейного общения для родителей, имеющих детей с проблемами в развитии; совместно с благотворительными организациями в 2007 году организован санаторно-оздоровительный отдых 3,5 тыс. детей.

В области кадрового обеспечения осуществляется целевая контрактная подготовка с учетом данных кадровой обеспеченности образовательных учреждений города Москвы; сложилась система работы по повышению престижа педагогического труда (праздники чествования педагогических династий, встречи с победителями конкурса, совместные мероприятия ветеранов педагогического труда и молодых специалистов); молодые специалисты образовательных учреждений обеспечиваются жилой площадью по договорам субаренды.

В области создания условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников увеличилось до 649 учреждений количество охраняемых за счет средств бюджета города Москвы. Системой автоматизированной пожарной сигнализации оборудованы все образовательные учреждения. Создан общественный совет по безопасности государственных образовательных учреждений и Центр методической поддержки работы по обеспечению безопасности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Большое значение в системе столичного образования имеет инновационная и экспериментальная деятельность, позволяющая на основе развития сети инновационных ресурсных центров создать образ новой модели образования, адекватной требованиям времени. В экспериментальной деятельности участвуют 980 общеобразовательных учреждений города Москвы (257 экспериментальных площадок, из них 1-го уровня - 234, 2-го уровня - 23).

Растет количество образовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу в области воспитания и социализации обучающихся. Создан и пополняется электронный банк данных передового опыта в сфере воспитания на основе программ, реализуемых в образовательных учреждениях.

Общественную поддержку в ходе реализации Приоритетного национального проекта "Образование" получили те образовательные учреждения Москвы, которые выступают в качестве социокультурных комплексов, социальных партнеров по решению проблем местного сообщества и территориального развития.

Большим вкладом столицы в общероссийский пакет проектов стал московский проект "Строим Школу Будущего", инициированный Мэром Москвы Ю.М.Лужковым как региональная составляющая приоритетного национального проекта "Образование" и ответ на вопрос об инновационном развитии столичного образования. При формировании модели Школы Будущего использованы результаты инновационной деятельности 118 лучших школ - победителей приоритетного национального проекта "Образование" 2006-2007 года.

По итогам реализации Комплексного проекта модернизации образования город Москва был признан Министерством образования и науки Российской Федерации одним из регионов-лидеров с присвоением ему статуса победителя-консультанта.

Вместе предстоит решить ряд проблем по следующим направлениям:

- согласование содержания образования, разрабатываемого в рамках Московского базисного учебного плана, с Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения;

- создание в образовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с компетентностным, системно-деятельностным подходом;

- совершенствование системы воспитания, дополнительного образования с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов учащихся - системы ключевых компетентностей и социализации;

- перестройка системы подготовки и переподготовки педагогических кадров в связи с переходом к уровневой системе высшего профессионального образования и внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения;

- развитие региональной системы оценки качества образования в соответствии с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

- научное, научно-методическое, психологическое, информационное обеспечение и сопровождение системы образования города Москвы в условиях реализации Федеральной и Городской целевых программ развития образования.

3. Основные цели программы, оценка социальных и экономических результатов реализации целевой Программы


Главная цель Программы - создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.

Основные задачи:

- создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования;

- создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования;

- создание условий для развития научно-технического творчества, обучающихся, включая новые формы образовательного процесса, на примере принципов работы "Технорама";

- обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами, в том числе воспитателями для дошкольных образовательных учреждений.

Основные цели по направлениям:

В дошкольном образовании - реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

В общем образовании - создание условий и механизмов для обеспечения качества образования на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и запросов потребителей.

В начальном и среднем профессиональном образовании - формирование необходимых условий и механизмов повышения эффективности профессионального образования в обеспечении социально-экономической сферы города Москвы трудовыми ресурсами.

В высшем профессиональном образовании, послевузовском образовании - насыщение социальной сферы Москвы высококвалифицированными, конкурентоспособными кадрами, готовыми к инновационной деятельности, к гибкому реагированию на потребности регионального рынка труда.

В дополнительном профессиональном образовании - обеспечение устойчивого развития системы дополнительного профессионального образования в соответствии с изменениями нормативно-правовой базы, запросами социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, с учетом отечественного и международного опыта реализации концепции непрерывного образования.

В дополнительном образовании детей и молодежи - создание условий для продуктивного использования ресурса детства в целях получения образования, адекватного творческой индивидуальности личности и социализации.

В кадровой политике - формирование стратегических преимуществ столичного образования путем удовлетворения потребностей отрасли в компетентных, высокомотивированных специалистах, приверженных ценностям педагогической профессии.

В укреплении материально-технической базы - оптимальная, с точки зрения образовательного эффекта, работа по реализации нового образовательного стандарта в части условий обучения.

В психологическом обеспечении образования - создание эффективной системы психологического сопровождения образования как условия формирования и развития человеческого ресурса, повышения качества и объема психологических услуг населению, повышения психологической безопасности граждан, подготовка кадров для системы образования и социальной сферы города.

В информатизации образовательной среды - формирование ИКТ-компетентности учащихся; реализация модели "Школы информатизации".

В информатизации образовательной среды - формирование ИКТ-компетентности учащихся; реализация модели "Школы информатизации", как важнейшего содержательного направления деятельности образовательных учреждений.

В духовно-нравственном, гражданском воспитании и правовом просвещении - воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина, с четко выраженной, позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.

В сохранении и укреплении здоровья обучающихся, воспитанников - сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников на основе консолидации межведомственных структур: науки, образования, здравоохранения, социальных служб, инновационных сетей образовательных учреждений.

В работе с одаренными детьми и молодежью - обеспечение благоприятных условий для создания в городе Москве единой государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и талантливой молодежи в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

В реализации Приоритетного национального проекта "Образование" - развитие механизмов выявления и внедрения инновационного опыта как основного инструмента модернизации московской региональной системы образования, формирование подходов и механизмов, позволяющих поддерживать направления деятельности, от которых будет получен наибольший эффект в ускорении развития системы образования города Москвы; дальнейшее развитие проекта "Строим Школу Будущего".

В развитии региональной московской системы оценки качества образования - соответствие реальных достигаемых образовательных результатов требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям, потребностям столичного мегаполиса с последующим принятием обоснованных управленческих решений по развитию системы столичного образования и обеспечением всех заинтересованных сторон объективной информацией о его качестве.

Основные социальные результаты реализации Программы:

- рост удовлетворенности потребителей качеством московского образования;

- обеспечение качества столичного образования на основе формирования новой модели Школы Будущего (новые образовательные результаты учащихся в соответствии с требованиями времени; новый статус и профессионализм учителя, новая образовательная среда - с учетом потребностей всех категорий обучающихся);

- модернизация профессионального образования в соответствии с потребностями развивающейся экономики;

- расширение социального партнерства и общественно-государственного управления в московской системе образования.

Экономические результаты реализации Программы:

- насыщение рынка труда квалифицированными кадрами, способными работать в условиях перехода к инновационной экономике;

- определение и внедрение экономических стимулов (механизмов) влияния на качество образования;

- переход к новой модели экономики образования (новой системе оплаты труда, подушевому финансированию, финансовой самостоятельности образовательных учреждений).

4. Задачи по достижению целей Программы, этапы, индикаторы и показатели их решения

4.1. Совершенствование содержания и технологий образования

4.1.1. Дошкольное образование

4.1.1.1. Задачи по достижению целей Программы:

- существенное сокращение дефицита мест в детских садах;

- расширение сети дошкольных образовательных учреждений за счет строительства новых детских садов и возврата в систему ранее закрытых учреждений;

- увеличение количества групп для детей раннего возраста;

- развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения;

- укрепление материально-технической базы для реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях;

- реализация в практике работы дошкольных образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий;

- совершенствование организации питания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе с учетом особенностей их здоровья;

- обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- разработка информационных технологий учета и сопровождения "особого" ребенка в образовательной среде города;

- разработка современных педагогических технологий по физическому воспитанию;

- разработка новых организационных форм работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, не посещающими детские сады;

- формирование общественно-профессиональной системы независимой оценки и мониторинга качества образования;

- внедрение в образовательную практику современных информационных и коммуникационных технологий;

- совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию, нравственному и социальному развитию современных детей;

- обеспечение качества работы дошкольных образовательных учреждений, имеющих низкий рейтинг у населения;

- развитие системы непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, в том числе для работы с детьми с нарушениями развития, детей-сирот, детей, лишенных родительского попечительства;

- разработка и внедрение вариативной системы методической поддержки учебных планов и программ;

- внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями в практике социально-делового и психолого-педагогического партнерства;

- расширение инициативы и полномочий общественных родительских объединений в вопросах защиты интересов детей, материнства;

- создание условий для поддержки одаренных и талантливых детей дошкольного возраста;

- использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения для интеллектуального развития ребенка;

- обеспечение сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений;

- разработка программ, методических пособий и рекомендаций по направлениям реализации совместного пилотного проекта Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО;

- организация сетевого взаимодействия образовательных ресурсных центров Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО;

4.1.1.2. Целевые индикаторы:

- снижение очередности к 2011 году в дошкольные образовательные учреждения на 93%;

- увеличение доли первоклассников, прошедших обучение по образовательным программам для детей старшего дошкольного возраста до 96%;

- достижение к 2011 году 66% охвата детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет разными формами дошкольного образования;

- повышение до 165 величины среднего показателя "число дней функционирования" дошкольного образовательного учреждения;

- увеличение времени двигательной активности ребенка, физкультурных занятий, занятий разными игровыми видами спорта в дошкольном образовательном учреждении до 1,5-2 часов в день;

- увеличение до 70% количества детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, посредством развития инклюзивного, интегративного и специального образования, включая новые формы дошкольного образования;

- увеличение до 60% количества педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование;

- увеличение количества участников Московского городского конкурса "Детский сад года" до 350 дошкольных образовательных учреждений ежегодно;

- увеличение до 85% количества родителей, которые удовлетворены качеством дошкольных образовательных услуг;

- рост до 75% доли родителей, включенных в программы повышения родительской компетентности.

4.1.2. Общее образование

4.1.2.1. Задачи по достижению целей Программы:

- построение современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики;

- обеспечение перехода общеобразовательной школы (начальной школы) на новые федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на внедрение компетентностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся;

- развитие вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

- максимальное приближение к москвичам различных видов образовательных учреждений в соответствии с возможностями и способностями ребенка через развитие вариативной сети учреждений и образовательных программ;

- проектирование и внедрение механизмов реализации принципа преемственности при переходе из начальной в основную школу;

- внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);

- внедрение различных моделей профильного обучения: внутришкольная профилизация, сетевая и дистантная формы организации;

- создание внутришкольных систем управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством (программы развития, публичные отчеты, общественно-государственное управление);

- обеспечение в образовательных учреждениях современных условий образовательного процесса в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты;

- регулярное обеспечение общеобразовательными учреждениями информацией о своей деятельности потребителей и общественность, включая размещение такой информации на сайте.

4.1.2.2. Целевые индикаторы:

- 100% включение всех детей школьного возраста в освоение программ общего образования;

- наличие портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс;

- переход начальной школы 100% образовательных учреждений Москвы на образовательные программы, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения;

- рост количества обучающихся старшей школы по программам профильного образования до 100%;

- не менее 200 учащихся из числа социально незащищенных семей, получающих дистанционную помощь в Интернете и перешедших из категории неуспевающих в категорию успешно справляющихся с учебным планом;

- реализация в 100% общеобразовательных учреждений программ профильного обучения с учетом запросов потребителей и социально-экономических условий региона;

- наличие в каждом округе Центра профориентации (10);

- наличие в 100% районов вариативных образовательных программ для различных категорий детей;

- наличие в управлении 100% образовательных учреждений общественной составляющей (управляющие, попечительские советы, наблюдательные советы);

- наличие в 100% общеобразовательных учреждений программы развития и ежегодно представляемого открытого публичного доклада;

- показатели качества образования в московских образовательных учреждениях по результатам международных сопоставительных исследований - в верхней трети рейтинг-листа.

4.1.3. Начальное и среднее профессиональное образование


Для решения проблем, стоящих перед системой начального и среднего профессионального образования, была разработана и утверждена постановлением Правительства Москвы от 4 декабря 2007 года N 1036-ПП Городская целевая программа развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве.

4.1.4. Высшее профессиональное образование

4.1.4.1. Задачи по достижению целей Программы:

- переход всех вузов системы Департамента образования города Москвы на уровневую систему высшего профессионального образования;

- участие в разработке новых образовательных стандартов высшего профессионального образования;

- разработка системы новых образовательных программ для бакалавриата и магистратуры;

- согласование образовательных программ подготовки (профилей) магистров с номенклатурой научных специальностей высших академических курсов;

- информационная поддержка модернизации высшего профессионального образования;

- разработка научно-методического обеспечения перехода на двухуровневое высшее профессиональное образование;

- развитие системы подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру по основным направлениям психолого-педагогической науки;

- создание научно-образовательных центров, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы для поддержки инновационных проектов.

4.1.4.2. Целевые индикаторы:

- переход всех вузов системы Департамента образования города Москвы на уровневую систему высшего образования;

- охват 15% студентов и преподавателей программами межвузовского обмена для обеспечения академической мобильности;

- внедрение новой кредитно-модульной системы на всех факультетах вузов системы Департамента образования города Москвы:

4.1.5. Дополнительное профессиональное образование

4.1.5.1. Задачи по достижению целей Программы:

- создание механизмов диагностики качества профессиональной деятельности специалистов и реализуемых образовательных и консультационных программ;

- создание базовых принципов комплектования курсовой системы и финансирования планового повышения квалификации, в том числе по заказам городских учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения дополнительного профессионального образования;

- развитие содержания дополнительного профессионального образования и используемых образовательных технологий на основе мониторинга формирующихся образовательных потребностей специалистов-педагогов (управленцев), а также планируемых направлений модернизации образования;

- разработка научно-методического обеспечения и новых подходов к организации системы ДПО в условиях перехода высшего образования на уровневую систему подготовки специалистов и оценки качества результатов образования на языке компетенций;

- разработка основных компонентов системы управления качеством дополнительного профессионального образования, ориентированной на потребности работников образования и запросы образовательных учреждений города Москвы;

- развитие научно-методического обеспечения для постдипломного обучения молодых специалистов, приходящих на работу в образовательные учреждения города;

- разработка механизмов по учету результатов обучения в процедурах аттестации специалистов и проведения конкурсов на замещение вакантной должности;

- разработка и введение в действие механизмов общественно-профессиональной сертификации дополнительных профессиональных образовательных программ;

- развитие коммуникативной среды городской системы дополнительного профессионального образования в целях мониторинга и оценки образовательных потребностей слушателей, качества реализованных образовательных программ, расширения использования дистанционного (смешанного) обучения и консультирования работников образования, обмена опытом, формирования доступных электронных (цифровых) образовательных ресурсов дополнительного профессионального образования;

- разработка и реализация мер по повышению квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических кадров системы высшего и дополнительного профессионального образования;

- разработка и внедрение дополнительных профессиональных образовательных программ по приоритетным направлениям развития городской системы образования.

4.1.5.2. Целевые индикаторы:

- минимальный объем часов обучения по программам дополнительного профессионального образования для работников столичного образования 144 часа (один раз в пять лет);

- научно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение технологий дистанционного (смешанного) обучения до 10% программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

4.1.6. Дополнительное образование детей и молодежи

4.1.6.1. Задачи по достижению целей Программы:

- обеспечение устойчивого развития системы дополнительного образования детей в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активной личности ребенка;

- обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей;

- реализация приоритетных направлений развития дополнительного образования детей;

- совершенствование нормативно-правового обеспечения системы дополнительного образования детей;

- обновление содержания образования, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования;

- повышение социального статуса и профессионального совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного образования детей;

- развития материально-технической базы дополнительного образования детей.

4.1.6.2. Целевые индикаторы:

- наличие системы учета потребности в дополнительном образовании детей;

- 20% от числа обучающихся, осваивающих программы дополнительного образования в дистанционном режиме;

- 15% от числа реализуемых программ дополнительного образования нового поколения (долгосрочных разнонаправленных программ) в общем количестве реализуемых программ;

- увеличение до 25% доли учащихся старшего возраста образовательных учреждений разных типов и видов, осваивающих образовательные программы дополнительного образования, от общего числа обучающихся старшего возраста.

4.2. Создание условий развития системы образования

4.2.1. Кадровая политика

4.2.1.1. Задачи по достижению целей Программы:

- совершенствование системы государственных гарантий, направленных на повышение престижа педагогической профессии;

- введение в действие целевых мероприятий по социальной поддержке педагогических работников, молодых специалистов, прежде всего бакалавров. Разработка механизмов по включению в решение этих задач социальных партнеров - бизнеса, а также государственно-общественного управления образовательными учреждениями (советов учреждений);

- разработка методологии прогнозирования будущих потребностей столичного образования в кадрах и предложения кадров на основе оценки предполагаемых стратегических изменений в организации образовательного процесса, внешней среде и движения кадров (прихода, текучести, ухода на пенсию);

- подготовка вариантов действий (сценариев) в изменившихся условиях на основе прогноза стратегически значимых показателей кадрового обеспечения столичного образования в целях достижения баланса между спросом отрасли в кадрах и их предложением;

- проведение на систематической основе мониторинга индикаторов кадрового обеспечения, в частности уровня закрепления в образовательных учреждениях молодых специалистов - выпускников вузов и колледжей;

- создание механизмов подготовки и отбора менеджеров образования, бухгалтеров учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность;

- создание новых критериев оценки педагогической деятельности, механизмов независимой сертификации педагогов с участием социальных партнеров;

- разработка и реализация системы мер по развитию наставничества и постдипломному сопровождению (адаптации, обучению, развитию) молодых специалистов - выпускников педагогических вузов и колледжей;

- расширение использования системы целевой контрактной подготовки педагогических работников, совершенствование нормативно-правовой базы этой деятельности;

- совершенствование системы сбора и анализа кадровой информации, формирование системы показателей качественных характеристик кадрового состава и движения кадров;

- разработка механизма взаимодействия городского ученического актива и советов молодых педагогов в целях вовлечения в систему образования педагогически мотивированной учащейся молодежи.

4.2.1.2. Целевые индикаторы:

- внедрение системы оплаты труда педагогов в зависимости от достигнутого уровня компетентности и результатов деятельности;

- создание механизма общественно-профессиональной сертификации педагогических работников;

- введение наставничества в 70% образовательных учреждений;

- на 10% повышение доли выпускников городских педагогических вузов, поступающих в образовательные учреждения Москвы;

- увеличение удельного веса воспитателей дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием с 40% до 60%.

4.2.2. Научно-методическое сопровождение реализации программы

4.2.2.1. Задачи по достижению целей Программы:

- разработка программы развития приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах системы образования города Москвы;

- обеспечение реализации механизмов внедрения научных исследований в системе образования города Москвы;

- коррекция и проведение комплексных межведомственных научных исследований в системе столичного образования;

- мониторинг эффективности состояния и тенденций научного обеспечения развития и модернизации столичного образования;

- разработка модели эффективной системы координации управленческих и методических служб, сетевого взаимодействия в организации экспериментальной и инновационной деятельности;

- совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности у магистров, аспирантов и соискателей.

4.2.2.2. Целевые индикаторы:

- 65% научно-исследовательских работ, выполняемых в рамках плановых исследований и внедренных в систему столичного образования;

- наличие перечня приоритетных направлений развития НИОКР и проектов для системы столичного образования и банка данных НИОКР;

- наличие патентов на 25% результатов НИОКР;

- наличие научного парка столичного образования.

4.2.3. Развитие материально-технической базы

4.2.3.1. Задачи по достижению целей Программы:

- осуществление строительства с целью доведения до нормативных показателей обеспеченности образовательными учреждениями районов сложившейся застройки:

а) 206 школы и пристройки на 90845 ученических мест, в том числе 9 "Школ здоровья" и 3 "Школ Будущего";

б) 300 дошкольных образовательных учреждений на 49500 мест;

в) 103 пристроек спортивных залов к дошкольным образовательным учреждениям;

г) 1 колледж на 500 мест и 1 пристройка к колледжу;

д) Дворца творчества детей и молодежи "Интеллект";

е) Центра дополнительного образования детей "Лаборатория путешествий";

- проведение капитального ремонта 135 общеобразовательных учреждений 270 фасадов;

- проведение комплексного благоустройства территорий 735 учреждений.

Для обеспечения качества образовательных услуг и создания благоприятных условий образовательного процесса:

- разработка перечней игрового, дидактического, коррекционно-развивающего, учебного оборудования и технических средств для новых типов дошкольных учреждений (центров игровой поддержки, лекотек, центров ранней помощи, консультативных пунктов, семейных детских садов и т.д.) и оснащение каждого открываемого учреждения в соответствии с утвержденными перечнями оборудования;

- формирование новых перечней учебного оборудования, интегрированных в Федеральные государственные образовательные стандарты в части общего среднего образования;

- разработка методических рекомендаций для образовательных учреждений по вопросам эффективного обеспечения энергосбережения, сокращении расходов на отопление и освещение;

- создание условий для перехода начальной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты в части оснащения учебным оборудованием и техническими средствами обучения (с учетом уже имеющегося оснащения);

- оснащение предметных кабинетов общеобразовательных учреждений на основной ступени образования современным учебным оборудованием в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к условиям обучения;

- создание образовательной среды, ориентированной на профильный уровень изучения соответствующих предметов, включая элективные курсы; оснащение окружных ресурсных Центров профильного обучения и городского Центра профессиональной ориентации современным учебным оборудованием и техническими средствами обучения;

- разработка методики расчета нормативов подушевого финансирования на одного обучающегося для образовательных учреждений, имеющих межшкольные стадионы и физкультурно-оздоровительные комплексы;

- оснащение учреждений дополнительного образования по направлениям научно-исследовательской, проектной деятельности и технического творчества детей и подростков необходимым учебным оборудованием, материалами и техническими средствами обучения;

- оснащение дошкольных и общеобразовательных учреждений, ведущих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, учебным, коррекционно-развивающим оборудованием;

- создание современной образовательной среды в учреждениях, ведущих методическую работу с учителями.

4.2.3.2. Целевые индикаторы:

- расчетная емкость объектов образования к 2012 году по школам - 883920 учебных мест; по детским садам - 280100 мест;

- 100% обеспеченность общеобразовательными школами в районах новой жилой застройки в Западном административном округе (кроме района Солнцево), в Юго-Западном административном округе (кроме районов Южное Бутово и Теплый Стан), в Зеленоградском административном округе и в следующих районах: Строгино, Южное Тушино, Покровское-Стрешнево, Останкино, Выхино-Жулебино, Марьино, Нагатино-Садовники, Богородское;

- снижение до 13% количества школ, подлежащих капитальному ремонту;

- ввод в действие перечней дидактического и игрового оборудования для дошкольных образовательных учреждений;

- 100% оснащение открываемых в дошкольных учреждениях перепрофилируемых групп, групп для детей с аллергодерматозами, вновь созданных дошкольных групп для детей в возрасте 5-7 лет в общеобразовательных учреждениях учебным, дидактическим и игровым оборудованием;

- 100% оснащение возвращаемых в систему Департамента образования города Москвы дошкольных образовательных учреждений учебным, дидактическим и игровым оборудованием;

- 100% оснащение новых типов дошкольных образовательных учреждений (лекотек, Центров игровой поддержки, служб ранней помощи, консультативных пунктов) учебным, дидактическим, коррекционно-развивающим, диагностическим и игровым оборудованием;

- 100% оснащение образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями учебным, коррекционным, диагностическим, развивающим и специализированным оборудованием;

- ввод в действие перечней учебного оборудования для общеобразовательной школы в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами;

- доведение до 100% числа общеобразовательных учреждений, оснащенных учебным оборудованием кабинетов начальной школы, соответствующим новым Федеральным государственным образовательным стандартам;

- 100% оснащение учебным оборудованием основной и старшей школы общеобразовательных учреждений.

О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 N 262-ПП)

Название документа: О городской целевой программе развития образования "Столичное образование - 5" на 2009-2011 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 N 262-ПП)

Номер документа: 737-ПП

Вид документа: Постановление Правительства Москвы

Принявший орган: Правительство Москвы

Статус: Недействующий

Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 48, 26.08.2008
Дата принятия: 12 августа 2008

Дата начала действия: 12 августа 2008
Дата окончания действия: 05 июня 2012