Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 февраля 2008 года N 260-РП

Об утверждении Концепции городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г.Москве" (2009-2011 годы)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 30 января 2013 года N 37-ПП
____________________________________________________________________

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 1285-РП "О плане работы Правительства Москвы на второе полугодие 2007 года" и в целях формирования единой городской политики в области развития телекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве:

1. Утвердить Концепцию городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г.Москве" (2009-2011 годы) (приложение).

2. Возложить функции государственного заказчика городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г.Москве" (2009-2011 годы) на Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы.

3. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы разработать городскую целевую программу "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г.Москве" (2009-2011 годы) и представить ее на утверждение Правительства Москвы во II квартале 2008 года.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма Виноградова В.Ю.

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

     

Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 11 февраля 2008 года N 260-РП

КОНЦЕПЦИЯ
городской целевой программы "Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации в г.Москве" (2009-2011 годы)

1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

Москва в силу столичных функций, а также существенного экономического потенциала представляет собой ключевой в Российской Федерации центр производства и потребления информации независимо от способов ее передачи и распространения. При этом уровень интереса к печатным средствам массовой информации, книгам и иной полиграфической продукции существенно уступает уровню интереса к телевидению, радио, Интернету как способам передачи информации.

Сложившаяся ситуация меняет структуру воспринимаемой потребителем информации. Концепция вещания телевидения и радио сегодня ориентируется преимущественно на экономический результат (прежде всего, рейтинг программ, обеспечивающий рекламные контракты), что приводит к преобладанию развлекательных, музыкальных, новостных программ в ущерб образовательным, познавательным, детским, просветительским передачам, адресованным телезрителю и слушателю, желающему повысить свой образовательный и культурный уровень. В результате у потребителя существенно снижается интерес и потребность в чтении полиграфической продукции, особенно среди детей и молодЕжи, так как смотреть и слушать то, что развлекает приятнее и легче, чем читать и вникать в смысл прочитанного. Максимальная степень независимости телевидения и радиовещания от потребностей конкретного региона, в данном случае это Москва, закрепляет вышеназванную модель теле- и радиовещания.

Влияние органов власти региона на концепции вещания федеральных каналов практически отсутствует, так как полномочия по лицензированию и контролю за электронными СМИ закреплены за федеральными органами исполнительной власти. Поэтому поддержка производства и распространения информационных продуктов (программ, телефильмов), соответствующая спросу на них в городе, а также создание и распространение контента, содержание и качество которого представляется оптимальным для жителей города, является задачей Правительства Москвы и не может полностью оставаться в ведении федеральных органов исполнительной власти. Международный опыт наиболее успешных средств массовых телекоммуникаций и СМИ с точки зрения качества и разнообразия получаемой гражданами информационной продукции показывает, что используемые в них модели регулирования поддержки массовых коммуникаций, выбора программной политики принципиально децентрализованы (Германия, Бельгия и т.д.). Кроме того, вопросы регулирования находятся преимущественно в компетенции общественных структур (Франция, Германия, Великобритания).

Москва является центром развития СМИ в России. Здесь самый высокий среднегодовой доход у населения, именно Москва определяет образ России в целом, следовательно, город может и должен ориентироваться в показателях развития телекоммуникаций и СМИ не на среднероссийские значения, а на позиции крупнейших мировых мегаполисов. При этом роль и потенциал СМИ в обеспечении имиджа города трудно переоценить.

Государственная политика сегодня учитывает общемировые тенденции развития электронных массовых коммуникаций (ключевой из которых является отделение производства контента от способов его передачи) и начинает ориентироваться на принцип технологической нейтральности - отсутствие зависимости способов регулирования от технической возможности передачи информации. Сейчас сложно прогнозировать развитие технологий, но можно определиться с политикой относительно содержания информационных продуктов, передаваемых в наиболее доступных сетях - эфирном, кабельном вещании, печатных СМИ. Именно содержание играет решающую роль в воздействии на сознание жителей города, их образованность, способность к обучению, социальной и экономической мобильности, способность самореализации, на качество их жизни в целом.

Сейчас во многом развитие телекоммуникаций и СМИ воспринимается как задача, самостоятельно решаемая посредством рынка, а также федерального регулирования. Это создает ситуацию, при которой электронные массовые коммуникации - ключевой элемент современного информационного общества, недостаточно ориентированы на выполнение задач Правительства Москвы в части информирования граждан, обеспечения их образовательной, новостной, иной значимой информацией в соответствии с политикой города в сфере воздействия на различные социальные группы. Технологически Москва остается лидером в сфере развития телекоммуникаций и СМИ по отношению к регионам России; основные частные игроки (как операторы, так и производители контента) находятся именно в Москве. Однако некоторые субъекты Российской Федерации самостоятельно, без федеральной поддержки, уже начинают переход на цифровое вещание; в ряде регионов характеристики развития электронных СМИ превышают московские (по темпам роста отдельных показателей). Политика органов власти города Москвы по отношению к СМИ и телекоммуникациям часто носит нескоординированный характер, что приводит к дублированию финансирования, в частности, поддержке СМИ, чьи возможности по охвату аудитории и концепции содержания не в полной мере соответствуют потребностям города.

В то же время сохраняется особый уровень доверия населения к неэлектронным, печатным средствам массовой информации. Информирование населения о политике, проводимой Правительством Москвы, общественное обсуждение социальных проектов, диалог, обратная связь с жителями города возможны на страницах регулярно издаваемых газет и журналов. Основа технологии, обеспечивающей беспрепятственную коммуникацию печатных СМИ с обществом - стабильный выход периодики, качественные услуги типографий и распространителей. Современные технологии печати и распространения прессы требуют значительных инвестиций в материально-технические средства. Предприятия участники отрасли не обладают собственными оборотными средствами для самостоятельного развития технологий на современном уровне. Участие города в функционировании полиграфической базы, системы распространения печатных СМИ, экспедиционно-логистической системы позволяет сохранить общий темп развития отрасли и в некоторой мере сдерживать рост стоимости печатного слова для читателей.

Целью программы является создание в городе Москве условий для развития СМИ и телекоммуникаций, соответствующих по качеству, доступности и разнообразию лучшим международным образцам при выполнении принципов информационной безопасности и соответствия текущим социально-экономическим приоритетам города, а также содействие формированию благоприятного образа Москвы посредством проведения целенаправленной информационной политики Правительства Москвы.

Соответствие приоритетным целям развития. С точки зрения развития экономики города темпы развития отрасли телекоммуникаций превышают темпы развития экономики в целом. С точки зрения качества и доступности государственных услуг телекоммуникации и СМИ выполняют не столько роль информирования, сколько во многом формирования общественного мнения, в том числе по отношению к детям, молодежи, пожилым людям. В этой ситуации создание качественного информационного продукта и гарантированное доведение его до москвичей становится принципиальной задачей города особенно в условиях давления информационного потока со стороны иностранных производителей. Кроме этого, необходимость совершенствования механизмов информирования жителей города о деятельности Правительства Москвы, связана также с реализацией в городе национальных проектов, иных значимых программ, что в целом влияет на образ Москвы (как экономики города, так и его социального фона).

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Проблема создания благоприятных условий для развития отрасли массовых коммуникаций в Москве характеризуется следующими особенностями:

- системность характера проблемы;

- актуальность развития СМИ и телекоммуникаций для каждого жителя города ежедневно и напрямую;

- недостаточный уровень межведомственного взаимодействия;

- невозможность решения проблемы простым увеличением финансирования при текущей системе управления; необходимость разработки новых управленческих технологий, обеспечения качественного изменения нормативной правовой базы.

Разработка программы развития отрасли средств массовых коммуникаций, обеспечение максимально эффективного освещения деятельности Правительства Москвы в средствах массовой информации, а также реализация поставленных задач, возможны только при значительной межведомственной координации и требуют вовлечения органов власти города Москвы.

Преимущества достижения поставленных задач программно-целевым методом обусловлены:

- необходимостью и возможностью оценки мероприятий по созданию условий для развития отрасли телекоммуникаций и СМИ и формированию имиджа Москвы в терминах конечных результатов и закрепления ответственности за значения показателей;

- необходимостью выстраивания программы работ, как минимум, на среднесрочную перспективу, поскольку решение задач по созданию условий для развития отрасли массовых коммуникаций связаны с развитием инфраструктуры и не могут быть полностью реализованы в краткосрочном периоде.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Прогноз развития отрасли средств массовых коммуникаций и СМИ в Москве в условиях отсутствия программно-целевого метода отражает тенденцию к последовательному снижению темпов роста ключевых показателей развития отрасли. Так, последние два года последовательно снижается количество ежегодно регистрируемых в Москве печатных и электронных СМИ. Темп снижения тиражей газет практически в три раза выше, чем в среднем по России. В соответствии с общероссийской тенденцией последовательно снижается интерес жителей города к чтению и полиграфической продукции в целом (книги, газеты, журналы). Не используются в полной мере возможности Правительства Москвы по позитивному информационному воздействию на жителей города с целью реализации социально-экономической политики через наиболее эффективный канал коммуникаций - печатные и электронные СМИ.

При отсутствии программно-целевого метода может произойти утрата лидерства Москвы в сфере развития СМИ среди других субъектов Российской Федерации (по таким показателям, как рост отрасли), прежде всего за счет перемещения компаний в иные регионы с более активной государственной политикой в данной сфере. Размытость полномочий в условиях отсутствия программы с определением ответственности за результат приведет к фрагментарности освещения деятельности Правительства Москвы и отдельных органов власти, отсутствию ясного и четкого понимания скоординированной работы органов исполнительной власти города в сфере телекоммуникаций и СМИ.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Существуют следующие альтернативные варианты развития телекоммуникаций и средств массовой информации в городе Москве:

1. Развитие телекоммуникаций и средств массовой информации всеми органами исполнительной власти города Москвы при номинальном закреплении данной сферы за Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы (далее - Комитет) или сохранение статус-кво.

Основным преимуществом данного варианта является отсутствие необходимости увеличения средств, выделяемых на развитие отрасли.

Основные риски данного варианта связаны с:

- отсутствием конкретных измеряемых результатов деятельности, связанных с развитием отрасли телекоммуникаций и средств массовой информации;

- замедлением темпов развития отрасли в связи с отсутствием системных, комплексных мероприятий, скоординировано реализуемых несколькими органами исполнительной власти города Москвы;

- дублированием расходов на одинаковые по целевой аудитории и содержанию средства массовой информации.

2. Комплексное решение проблемы в рамках единой городской целевой программы.

Можно выделить следующие основные преимущества данного варианта решения проблемы:

- наличие четких и измеримых результатов оценки реализации программных мероприятий;

- повышение эффективности реализуемых мероприятий за счет их скоординированной реализации несколькими органами исполнительной власти города Москвы;

- расширение спектра реализуемых мероприятий (воздействие на новые целевые аудитории, а также расширение спектра используемых инструментов) за счет их скоординированной реализации несколькими органами исполнительной власти города Москвы.

Основные риски данного варианта связаны с необходимостью администрирования процесса реализации программы, а также с необходимостью соблюдения графика финансирования программных мероприятий.

5. Предложения по целям и задачам, мероприятиям программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам

Для достижения поставленной в Концепции цели требуется выделить следующие направления деятельности, соответствующие решаемым задачам:

1. Создание условий для развития отрасли печатных средств массовой информации.

2. Создание условий для развития электронных средств массовой информации.

3. Поддержка чтения.

4. Развитие инфраструктуры книжного рынка.

5. Развитие легального рынка аудиовизуальной и программной продукции.

6. Производство и распространение отечественных телефильмов.

7. Кадровая поддержка развития отрасли.

8. Информационная поддержка деятельности Правительства Москвы.

5.1. Создание условий для развития отрасли печатных средств массовой информации

Ситуация с производством и распространением печатных СМИ в Москве характеризуется значительным разнообразием продаваемых СМИ при неравномерности распределения точек распространения по районам города, а также неравномерным распределением социально значимых СМИ (включая издаваемые при поддержке города) по стационарным и нестационарным точкам продаж. Несмотря на принятие ряда нормативных правовых актов в данной сфере (постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы", от 27 февраля 2007 года N 122-ПП "Об утверждении Регламента подготовки в режиме "одного окна" Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы разрешения на размещение объекта мелкорозничной сети для распространения печатной продукции с рук") доступность точек продаж печатных СМИ существенно ниже европейских норм. Правовая база требует дальнейшего развития и для достижения эффекта шаговой доступности печатных СМИ для различных районов города, в том числе в местах нового строительства. Данная задача не решается исключительно рыночными механизмами. Установка киосков и тем более обеспечение решения задачи ее социально значимыми печатными СМИ, требует значительных издержек. В данный момент апробируются механизмы конкурсного распределения мест для строительства киосков с включением в требования к победителю по распространению социально значимых СМИ, однако это конструктивное направление необходимо распространять на все новые объекты строительства, развивать правовые и экономические механизмы.

Целью по данному направлению является увеличение доступности печатных СМИ для жителей города.

Задачи:

1. Создание условий для расширения сети распространения печатной продукции и сокращение логистических издержек.

2. Расширение сети распространения социально значимой периодической печатной продукции.

3. Обеспечение максимальной эффективности деятельности подведомственных полиграфических предприятий.

Для решения поставленных проблем Комитет располагает следующими инструментами.

1. Создание условий для расширения сети распространения печатной продукции и сокращение логистических издержек.

Для решения данной задачи Комитет:

- выдает разрешения на размещение нестационарных объектов ("ручников"). Представляется целесообразным с целью повышения удобства заявителей и эффективности исполнения административных процедур разработать административный регламент исполнения функции по выдаче таких разрешений;

- определяет конкурсные условия и проводит конкурс по распределению возводимых стационарных точек распространения печатной продукции. Целесообразно включить во все инвестиционные конкурсы по распределению земельных участков под строительство офисов или жилых домов обязательство застройщика по возведению площадей для размещения стационарных точек распространения печатной продукции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»