Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 сентября 1997 года N 968-РЗП

О проведении закрытого конкурса исполнителей по разработке проекта Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях города Москвы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 16 декабря 2014 года N 765-ПП
____________________________________________________________________

Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 23 июля 1997 года N 796-РП "О создании в городе Москве Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях" (ЕСОДУ) предусмотрено проведение закрытого конкурса исполнителей по разработке проекта ЕСОДУ.

Учитывая значимость этой работы для города и ее высокую стоимость, в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 30 октября 1996 года N 1042-РП "О системе формирования и реализации заказа г.Москвы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы":

1. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГУ ГОЧС), Департаменту экономической политики и развития г.Москвы и МЧС России (по согласованию) до 30 сентября 1997 года провести закрытый конкурс исполнителей по разработке проекта ЕСОДУ г.Москвы.

2. Утвердить требования к проекту создания ЕСОДУ г.Москвы (приложение 1).

3. Утвердить состав конкурсной комиссии (приложение 2). Назначить председателем указанной комиссии начальника ГУ ГОЧС г.Москвы Кистанова Е.М.

4. Утвердить перечень участников конкурса (приложение 3).

5. Участникам конкурса до 23 сентября 1997 года представить комплект документов (приложение 4) в ГУ ГОЧС г.Москвы.

6. Конкурсной комиссии рассмотреть предложения участников конкурса, определить его победителя и результаты представить на утверждение.

7. ГУ ГОЧС г.Москвы заключить договор на разработку проекта создания ЕСОДУ с победителем конкурса.

8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Первый заместитель Премьера
 Правительства Москвы
 Б.В.Никольский


Приложение 1
 к распоряжению заместителя
Премьера Правительства Москвы
 от 18 сентября 1997 года N 968-РЗП

Требования к проекту создания ЕСОДУ г.Москвы

1. Общие положения

1.1. Разработке подлежит Единая система оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ) г.Москвы.

1.2. Основанием для разработки является постановление совместного заседания Коллегии МЧС России и Правительства Москвы от 7 мая 1996 года N 410-6 "О плане совершенствования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 23.07.97 N 796-РП "О создании в г.Москве Единой системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях".

1.3. Город Москва является крупнейшим мегаполисом, что определяет высокую вероятность возникновения на его территории чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе с тяжелыми последствиями.

В городе функционируют 9 атомных реакторов, 66 особо опасных химических объектов, несколько сот пожаро-взрывоопасных объектов. По автомобильным и железным дорогам перевозятся тысячи тонн опасных химических, радиоактивных и взрывчатых веществ.   

За 1996 год в Москве произошло 14 производственных аварий на химически и пожароопасных объектах, в том числе: 6 случаев выброса аммиака, 1 случай утечки азотной кислоты, 2 случая выброса других токсичных веществ в атмосферу.     

  Несколько снизилось количество аварий и происшествий при перевозке СДЯВ (сильно  действующих ядовитых веществ) и легковоспламеняющихся жидкостей автомобильным и  железнодорожным транспортом. Для сравнения, в 1995 году произошло 4 происшествия на железнодорожном транспорте и 4 - на автомобильном, в 1996 году имеется 3 происшествия на  автомобильном транспорте и 2 - на Московской железной дороге.

За 1996 год в столице произошло почти 22 тысячи пожаров (из них 4 крупных), общий материальный ущерб от которых составил около 70 млрд.рублей. Погибло 414 человек, получили травмы 326 человек, спасено 649 человек.

За 1995 год зарегистрировано более 92 тысяч преступлений. Каждый день в столице в среднем убивают 5 человек, совершаются бандитские нападения и террористические акты. Из-за сложной криминогенной обстановки в городе продолжают иметь место случаи умышленного подрыва взрывных устройств в общественных местах и жилом секторе. За 1996 год таких случаев было 48 (в 1995 году - 54), в результате которых погибло 40 человек, госпитализировано 78 человек.

В 1995 году в столице зарегистрировано 7761 дорожно-транспортное происшествие, погибло 1309 человек и ранено около восьми тысяч человек (в том числе погибло 47 и ранено более тысячи детей). Увеличилось число происшествий на метрополитене города. За отчетный 1996 год таких аварийных ситуаций было одиннадцать (для сравнения, в 1995 году - 6 происшествий). Имелись человеческие жертвы, в т.ч. дети.

В 1996 году резко увеличилось количество происшествий, связанных с неправильным использованием бытового газа. Эти происшествия стоят на четвертом месте по числу жертв и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий, пожаров, террористических актов. Таких происшествий было 11, погибло 5 человек, пострадало 24 человека, в том числе и дети. Почти всегда эти происшествия сопровождались взрывами большой разрушительной силы (иногда с разрушением конструкций здания, стен, межэтажных перекрытий) с последующим возгоранием.

В 1996 году произошли 22 аварии на коммунальных сетях города. Это связано, прежде всего, с их легкодоступностью, большим объемом земляных работ, проводимых в районе Московской кольцевой автомобильной дороги, и работ по реконструкции старых зданий.

Серьезная проблема города-подтопление. Развитие подтопления усиливает пагубные геологические процессы. По предположениям специалистов "Геоцентр-Москва", проявления карста в виде катастрофических провалов возможны на 15% площади города. Растет опасность оползней, загрязнения грунтовых вод. Усиливается коррозия трубопроводов, других подземных коммуникаций.

Не исключены в Москве и вспышки опасных инфекционных заболеваний. В 1996 году в городе было зарегистрировано 2 вспышки (67 случаев) менингококковой инфекции.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе в среднем за год превышены до трех раз формальдегидом, двуокисью азота, аммиаком, бензолом и фенолом. При обследовании центральной части города зарегистрированы концентрации фенола, превышающие норму в 21 раз, аммиака - в 24 раза, оксида углерода, диоксида азота, пыли - в 7-8 раз, сероводорода, формальдегида, ксилола и толуола - в 5-6 раз.

Ежегодно в московские водоемы сбрасывается около 1500 тонн нефтепродуктов, не менее 500 тонн солей тяжелых металлов, свыше 22000 тонн органических загрязнений. На выходе из города в воде реки Москвы содержание аммонийного азота наблюдается на уровне 1,6 ПДК, нефтепродуктов - 4 ПДК, железа - 18 ПДК, меди - 30 ПДК, цинка - 11 ПДК.

Были выявлены аномалии в местах нахождения отработавших свое источников ионизирующего излучения или небольших захоронений радиоактивного грунта. Площадь очагов заражения в большинстве случаев не превышала нескольких десятков квадратных метров, глубина заражения грунта - до полуметра. В 1996 году имели место три случая обнаружения радиоактивных источников в общественных местах города Москвы (в 1994 году таких случаев не было, в 1995 году - 3 случая), вывезено более 62-х тонн радиоактивного грунта с территории Братеевской свалки.

1.4. В настоящее время при угрозе или ликвидации ЧС важную роль играют существующие оперативные дежурно-диспетчерские органы городских служб (Главного управления по делам ГО и ЧС, Государственной противопожарной службы, экстренной медицинской помощи, служб коммунального хозяйства, милиции, ГАИ и других), находящиеся в постоянной готовности к действиям и уполномоченные принимать соответствующие решения для осуществления необходимых экстренных мер.

Однако, существующие городские дежурно-диспетчерские службы организационно и технически разрозненны, что снижает эффективность их совместных действий по ликвидации ЧС. Для повышения оперативности и обеспечения непрерывности проведения первоочередных работ в чрезвычайных ситуациях предусмотрено организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб г.Москвы в рамках Единой городской системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС.

2. Назначение, цели создания и перечень решаемых задач ЕСОДУ г.Москвы

2.1. ЕСОДУ г.Москвы предназначена для координации действий дежурно-диспетчерских служб города, имеющих силы и средства постоянной готовности, предназначенные для экстренного реагирования на ЧС.

2.2. Целью создания ЕСОДУ г.Москвы является повышение оперативности совместного реагирования дежурно-диспетчерских служб (ДДС) города на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия сил и средств постоянной готовности, слаженности их совместных действий, уровня информированности Правительства Москвы, руководства городских служб об обстановке в городе и принятых мерах по предупреждению и ликвидации ЧС.

2.3. ЕСОДУ г.Москвы должна обеспечивать решение следующих основных задач:

сбор (в том числе от населения и систем мониторинга) и распространение между ДДС информации об угрозе возникновения или факте ЧС;

обработка и анализ данных об обстановке, определение масштабов ЧС и состава дежурно-диспетчерских служб, необходимых для экстренного реагирования, их оповещение;

представление докладов (донесений) о сложившейся обстановке в ЧС и действиях по ее ликвидации вышестоящим городским органам управления по подчиненности;

оценка и контроль обстановки, принятие решений на экстренные меры по ликвидации ЧС (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий), доведение задач до сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

в соответствии с Инструкцией об обмене информацией информирование об обстановке и принятых мерах дежурно-диспетчерских служб, входящих в ЕСОДУ и привлекаемых к ликвидации ЧС, сил постоянной готовности, а также взаимодействующих ДДС;

обобщение информации за определенный период времени о частоте возникновения и тяжести последствий произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и представление по подчиненности итоговых докладов.

3. Структура и режимы функционирования ЕСОДУ г.Москвы

3.1. Структура ЕСОДУ г.Москвы должна соответствовать структуре системы управления городским хозяйством.

3.2. Верхний уровень ЕСОДУ должен быть представлен Центром управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) города, создаваемым на базе оперативной дежурной службы ГУ ГОЧС г.Москвы и предназначенным для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб города при угрозе и возникновении ЧС.

ЦУКС должен взаимодействовать с имеющимися ДДС заинтересованных территориальных (региональных) органов управления по г.Москве и Московской области соответствующих федеральных органов исполнительной власти (МО, ФСБ, МПС и др.).

3.3. Второй уровень ЕСОДУ должны образовывать оперативные дежурные службы (ОДС) административных округов (АО) г.Москвы, функционирующие на базе ОДС управлений ГОЧС АО, центральные дежурно-диспетчерские органы городских служб экстренного вызова (в соответствии с приложением 3 к распоряжению от 23.07.97 N 796-РП), а также ОДС Московской городской поисково-спасательной службы (МГПСС).

3.4. Третий уровень ЕСОДУ должен включать в свой состав имеющиеся ДДС окружного подчинения (муниципальных районов, управления внутренних дел, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

3.5. ДДС, входящие в ЕСОДУ г.Москвы, должны функционировать в двух режимах: повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

3.6. В первом режиме ЦУКС и ДДС должны нести круглосуточное дежурство и находиться в постоянной готовности к экстренному реагированию на ЧС. В режиме повышенной готовности должны также осуществляться постоянный контроль обстановки, поддерживаться в готовности к использованию программно-технические средства, обеспечиваться сбор, обобщение и анализ информации о возникших ЧС за определенные периоды времени, представляться соответствующие доклады по подчиненности, готовиться и корректироваться специальные оперативные планы по реагированию ДДС на ЧС.

3.7. ЦУКС должен переводиться в режим чрезвычайной ситуации, когда в аналогичные режимы функционирования переводятся одновременно не менее трех городских ДДС экстренного вызова, или возникла местная чрезвычайная ситуация, или ЧС более значительного масштаба.

3.8. Оперативные дежурные службы административных округов г.Москвы в режим ЧС должны переводиться в том случае, когда на территории округа произошла объектовая чрезвычайная ситуация или ЧС более значительного масштаба.

3.9. Городские дежурно-диспетчерские службы экстренного вызова должны переводиться в повышенные режимы функционирования при возникновении ЧС, либо находящихся в сфере их непосредственной ответственности, либо к ликвидации которых они привлекаются.

Порядок перевода в режим ЧС устанавливается соответствующими положениями об этих службах.

4. Состав автоматизированной системы ЕСОДУ г.Москвы

4.1. Для повышения оперативности и эффективности функционирования ЕСОДУ в ее рамках должна создаваться автоматизированная система (АС).

4.2. АС ЕСОДУ должна включать в свой состав следующие структурные подсистемы:

комплекс средств автоматизации (КСА) ЦУКС;

КСА оперативных дежурных служб АО г.Москвы;

КСА взаимодействия (КСАВ) с городскими дежурно-диспетчерскими службами;

КСА дежурных служб МГПСС;

мобильные КСА (МКСА) сил МГПСС.

4.3. В составе АС ЕСОДУ должны работать следующие функциональные подсистемы:

интегрированная система связи и обмена данными, включающая в свой состав стационарную и мобильную компоненты и обеспечивающая информационный обмен между КСА;

геоинформационная система, обеспечивающая передачу и отображение территориально привязанных данных на цифровой карте местности, решение необходимых информационных и расчетных задач для прогнозирования и оценки обстановки, поддержки принятия решений;

система обобщения результатов мониторинга, позволяющая автоматически получать и обобщать данные о поражающих факторах ЧС от имеющихся городских систем наблюдения и контроля окружающей среды;

система взаимодействия с населением, обеспечивающая получение от граждан информации о фактах, координатах и характеристиках чрезвычайных происшествий;

система оповещения и персонального вызова, предназначенная для оперативного доведения сигналов и информации до должностных лиц;

информационно-навигационная система, обеспечивающая сбор и обработку информации о местоположении сил и средств постоянной готовности.

4.4. Прием первичной информация о ЧС непосредственно от граждан должен обеспечиваться по специально выделенным многоканальным телефонным номерам:

в ЦУКС;

в городских ДДС экстренного вызова;

в оперативных дежурных службах АО г.Москвы.

4.5. КСА АС ЕСОДУ должны обеспечивать информационную безопасность по классу защищенности не ниже 1В (в соответствии с действующими нормативными документами Гостехкомиссии).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»