ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 июня 2022 года N 1586-р

[О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р]



Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст.6287; 2017, N 2, ст.434; 2019, N 17, ст.2169).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 16 июня 2022 года N 1586-р



Изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 2193-р



1. Пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, учитывать положения Концепции при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов стратегического планирования.".

2. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации, национальных проектов (программ) и иных документов стратегического планирования.".

3. В Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, утвержденной указанным распоряжением:

а) в разделе I:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" достижение целей внешней политики Российской Федерации осуществляется путем решения в том числе задачи по созданию в Азиатско-Тихоокеанском регионе надежных механизмов обеспечения региональной стабильности и безопасности на внеблоковой основе.";

абзац четырнадцатый признать утратившим силу;

абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:

"Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах приграничного сотрудничества", Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. N 174 "Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. N 2577-р, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социально-экономического развития, демографической политики, внешней политики и национальной безопасности.";

б) в разделе II:

абзац второй после слов "муниципальные районы" дополнить словами ", муниципальные округа";

абзац пятый изложить в следующей редакции:

"в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Спасский, Черниговский муниципальные районы, Пожарский, Октябрьский, Пограничный, Ханкайский, Хасанский, Хорольский муниципальные округа, а также Дальнереченский, Лесозаводский и Уссурийский городские округа;";

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, Бурейский муниципальный округ, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный;";

в абзаце десятом слова "2239,4 тыс. человек" заменить словами "2183 тыс. человек";

абзацы двенадцатый - четырнадцатый изложить в следующей редакции:

"ежегодное сокращение численности населения, за исключением крупных экономических и административных центров и районов (г.Хабаровск и Хабаровский район Хабаровского края, г.Благовещенск и Благовещенский район Амурской области). Формирование миграционного оттока существенно замедлилось (в 2015 году миграционный отток населения с приграничных территорий составил более 8 тыс. человек, по итогам 2021 года этот показатель составил не более 850 человек, показатели миграционного оттока значительно снизились по приграничным территориям Республики Бурятия, Еврейской автономной области, в целом по приграничным территориям Хабаровского края в 4 раза увеличился миграционный прирост населения);

на протяжении 2021 года сохранялась естественная убыль населения во всех приграничных регионах, значимое влияние на динамику демографических показателей, как и страны в целом, оказывает повышенная смертность, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции;

за последние годы наблюдалось превышение коэффициента рождаемости над среднероссийским показателем в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Хабаровском крае, Амурской области, Еврейской автономной области и незначительное отставание от среднероссийского показателя в Приморском крае;";

предложение второе абзаца девятнадцатого изложить в следующей редакции: "За последние 3 года в приграничных регионах расселено из непригодного для проживания жилищного фонда более 12,86 тыс. человек, до 2025 года остается потребность в обеспечении жильем более 20,46 тыс. человек, что составляет 32 процента общей потребности по округу.";

в абзаце двадцать четвертом слова "до 2025 года составляет свыше 1633 млрд. рублей" заменить словами "до 2035 года составляет свыше 2250 млрд. рублей";

абзац двадцать пятый изложить в следующей редакции:

"Доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Амурской области значительно увеличилась за последние годы и достигает 90 процентов, в Хабаровском крае и Еврейской автономной области - до 50 процентов общего объема инвестиций в основной капитал. Значительно ниже доля приграничных территорий в инвестиционной деятельности Республики Бурятия, Забайкальского и Приморского краев (менее 20 процентов).";

абзац двадцать восьмой изложить в следующей редакции:

"С 2020 года отмечается тенденция к росту сельскохозяйственного производства во всех приграничных регионах, за исключением Забайкальского края.";

предложение второе абзаца тридцатого изложить в следующей редакции: "Количество предприятий продолжает снижаться, за 5 лет их численность сократилась на 3127 единиц.";

абзац сорок первый изложить в следующей редакции:

"в Приморском крае - Хасанский муниципальный округ, Спасский, Кировский муниципальные районы;";

абзац сорок третий изложить в следующей редакции:

"в Амурской области - Свободненский, Сковородинский, Магдагачинский районы, Бурейский муниципальный округ, г.Свободный;";

абзац сорок восьмой изложить в следующей редакции:

"в Приморском крае - Хорольский, Ханкайский муниципальные округа, Дальнереченский муниципальный район;";

абзац пятьдесят пятый изложить в следующей редакции:

"в Приморском крае - Октябрьский, Пограничный, Пожарский муниципальные округа, Черниговский муниципальный район, а также Дальнереченский и Лесозаводский городские округа;";

в абзаце пятьдесят седьмом слово "Бурейский," исключить;

в) в разделе IV:

подразделы 1 и 2 изложить в следующей редакции:

"1. Основные документы стратегического и программного планирования


Государственная политика в сфере развития дальневосточных приграничных территорий реализуется с учетом основных направлений социально-экономического и отраслевого развития, установленных документами стратегического и программного планирования Российской Федерации.

С учетом специфики социального и территориального положения дальневосточных приграничных территорий, типологии приграничных населенных пунктов и экономического потенциала дальневосточных приграничных территорий особо важное значение имеет реализация на этих территориях Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р, государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", а также Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.

Реализация основных задач развития дальневосточных приграничных территорий обеспечивается в рамках реализации основных направлений и мероприятий, определенных для субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в рамках Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р (далее - Национальная программа), Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".

Особое значение для развития дальневосточных приграничных территорий имеет реализация и совершенствование уже запущенных механизмов развития Дальнего Востока, включая особые льготные режимы предпринимательской деятельности в рамках Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и Федерального закона "О свободном порте Владивосток", инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, а также субсидирование процентных ставок по кредитам инвесторов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, льготное финансирование крупных инвестиционных проектов и субъектов малого и среднего предпринимательства, механизм бесплатного предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации в рамках Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (программа "Дальневосточный гектар"), реализация планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, льготное ипотечное кредитование по программе "Дальневосточная ипотека" по ставке 2 процента годовых для молодых семей и участников программы "Дальневосточный гектар", электронная виза для иностранных граждан, прибывающих в свободный порт Владивосток.

Важное значение для достижения целей развития дальневосточных приграничных территорий имеет повышение качественных и количественных показателей реализации на таких территориях мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации и национальными проектами (программами).

2. Определение особого статуса территорий приграничных муниципальных образований


В целях реализации государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий на региональном уровне проведен анализ социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий с учетом их стратегического значения, существующего уровня и потенциала социально-экономического развития, сформированы перечни конкурентоспособных "точек роста" дальневосточных приграничных территорий, обеспечивающих опережающий рост инвестиционной и предпринимательской активности.

В целях определения особого статуса территорий приграничных муниципальных образований на площадках Кяхтинского, Окинского районов Республики Бурятия, Краснокаменского, Акшинского, Борзинского, Газимуро-Заводского, Забайкальского, Калганского, Красночикойского, Могочинского, Нерчинско-Заводского, Приаргунского районов Забайкальского края, Спасского, Черниговского муниципальных районов и Хорольского муниципального округа Приморского края, г.Хабаровска, Вяземского и Хабаровского районов, района имени Лазо Хабаровского края, гг.Благовещенска, Свободного и Сковородино, Свободненского, Благовещенского, Тамбовского районов, Бурейского муниципального округа Амурской области, Ленинского, Облученского, Октябрьского районов Еврейской автономной области созданы территории опережающего социально-экономического развития с особым правовым режимом осуществления предпринимательской деятельности.

Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности создан в связи с установлением режима свободного порта Владивосток, в границы которого вошли в том числе Уссурийский городской округ, Октябрьский, Пограничный, Хасанский и Ханкайский муниципальные округа Приморского края.

На приграничных территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, развиваются центры экономического роста в сфере приграничного сотрудничества в Республике Бурятия и Забайкальском крае, агропромышленного и промышленного комплексов в Приморском крае, транспортной и коммерческой логистики в Хабаровском крае, газохимической промышленности и энергетики, развития туристско-рекреационного потенциала в Амурской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2017 г. N 1566-р утвержден долгосрочный план комплексного социально-экономического развития г.Свободного Амурской области, который направлен на обеспечение сбалансированного пространственного развития городского округа, развития городской среды и создания комфортных условий для жизни горожан и приезжающих работников, а также привлечения на указанные цели средств федерального бюджета для своевременного строительства и развития социальной, инженерной и производственной сфер.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2021 г. N 2282-р утверждена Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на перспективу до 2035 года, предусматривающая мероприятия по развитию приграничных муниципальных образований.

В целях дальнейшего формирования особого статуса дальневосточных приграничных территорий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

систематизированно проводить работу по анализу социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий и выявлению новых "точек роста" с целью проработки вопроса установления на их территории особых правовых режимов;

в рамках инициативы "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения" определить перечень приграничных опорных населенных пунктов, имея в виду, что к ним относятся населенные пункты на территории приграничного муниципального образования, расположенные вне границ городских агломераций, на базе которых осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований, а также перечень прилегающих к таким опорным пунктам территорий, которые являются населенными пунктами или совокупностью населенных пунктов, население которых имеет возможность получения медицинской помощи, услуг в сфере образования и культуры и реализации иных потребностей на базе инфраструктуры опорного населенного пункта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»