ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2021 года N 2439

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"

(с изменениями на 13 февраля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 года N 218 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.02.2022, N 0001202202240025) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 года N 218);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2022 года N 618 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.04.2022, N 0001202204120031);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 года N 724 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.04.2022, N 0001202204220037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2022 года N 896 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.05.2022, N 0001202205190023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2022 года N 1098 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.06.2022, N 0001202206200023) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2022 года N 1785 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.10.2022, N 0001202210100014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2022 года N 2099 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.11.2022, N 0001202211210070);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2022 года N 2425 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2022, N 0001202212260029) (о порядке вступления в силу см. пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2022 года N 2425);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 года N 605 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2023, N 0001202304180026) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 года N 605);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года N 846 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.05.2023, N 0001202305300052) (о порядке вступления в силу см. пункты 4 и 6 постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2023 года N 846);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2023 года N 1151 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2023, N 0001202307140035);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2234 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220048) (о порядке вступления в силу см. пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2234);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2024 года N 151 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.02.2024, N 0001202402140035).    

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие туризма".

1_1. Установить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, привлекать федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр строительного контроля" в целях подготовки предложений, разрабатываемых при реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма":

по корректировке паспорта указанной государственной программы;

по проектам планов и отчетов;

по осуществлению мониторинга, анализа и оценки эффективности реализации указанной государственной программы;

по иным документам и информации.

(Пункт дополнительно включен с 18 октября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2022 года N 1785)

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разместить государственную программу "Развитие туризма" на своем официальном сайте и на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

4. Установить, что пункты 5 и 9-13 приложения N 6 к государственной программе Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной настоящим постановлением, не применяются при выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 году на цели, предусмотренные пунктом 2 указанного приложения в части создания модульных некапитальных средств размещения. Размер субсидии бюджету субъекта Российской Федерации определяется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 30 апреля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 года N 724)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2021 года N 2439


Государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма"

(с изменениями на 13 февраля 2024 года)

I. Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма"

1. Оценка текущего состояния сферы туризма в Российской Федерации


История любой страны наложила отпечаток на все процессы прошлого и настоящего, проходившие и проходящие на ее территории. И этот отпечаток тем глубже и интереснее для туристов, чем древнее культура страны, чем она более "многослойна". Туристу всегда интереснее за одну поездку увидеть следы культуры нескольких исторических эпох, и в этом смысле Российская Федерация обладает развитыми историко-культурными традициями, истоки которых лежат в разных исторических эпохах.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 года. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов - безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и другие), упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании, экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Динамика развития отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. По данным Федеральной службы государственной статистики, площадь номерного фонда коллективных средств размещения по сравнению с 2011 годом выросла почти в 1,9 раза. В 2020 году был достигнут уровень 21954,6 тыс.кв. метров. Вместе с тем количество койко-мест в коллективных средствах размещения увеличилось с 1294 тыс. единиц в 2011 году до 2473 тыс. единиц в 2020 году (в 1,9 раза больше).

Туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. По данным Комитета по туризму Организации экономического сотрудничества и развития, в последние годы отрасль формирует 3,9 процента валового внутреннего продукта страны и 0,7 процента общей численности занятых, что значительно ниже, чем в ряде развитых стран мира. При этом валовая добавленная стоимость в сфере туризма в России в 2017 году составила около 0,9 тыс. долларов США на одного жителя, что в 1,4 раза меньше, чем в США, в 2,1 раза меньше, чем в Германии, в 4,5 раза меньше, чем в Испании.

Экономическая отдача от созданных в последние годы туристских организаций стабильна. По данным Федеральной службы государственной статистики, объем платных туристских услуг, реализованных в стране туристскими фирмами, увеличился со 112,8 млрд. рублей в 2011 году до 179,8 млрд. рублей в 2019 году (в 1,6 раза).

Субъекты малого и среднего предпринимательства играют важную роль в развитии российской туристской отрасли. Благодаря усилиям органов власти, общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы предпринимателей, а также институтов развития по внедрению мер поддержки создаются благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма.

Повышению вклада малых и средних предприятий в развитие туристского сектора будет способствовать и реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (далее - Программа), обеспечивающих достижение стратегических целей государственной политики в этой сфере, предусмотренных Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р (далее - Стратегия развития туризма). Стратегией развития туризма предусматриваются комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного туристского продукта, конкурентоспособного на внутреннем и мировом рынках, усиление социальной роли туризма и увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.

Сохраняется значительный потенциал роста роли туризма в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. За последние годы отмечается рост внутреннего туризма (45,22 млн. российских граждан, размещенных в коллективных средствах размещения в 2020 году, по сравнению с 29,3 млн. граждан в 2011 году). Места размещения, имеющиеся в регионах, по данным Федеральной службы государственной статистики, заполняются в среднем не более чем на 35 процентов. Средняя численность работающих по собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности "Туризм" составила 1,19 млн. человек в 2017 году по сравнению с 1,04 млн. человек в 2014 году. Поданным Федеральной налоговой службы, более 50 процентов налогов, собранных от коллективных средств размещения и учреждений общественного питания, аккумулируются в столичных центрах - гг.Москве и Санкт-Петербурге.

Въездной поток туристов в последние годы стабилен (по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2018 году приток иностранных туристов вырос на 0,7 процента (после сокращения в 2017 году) по сравнению с 2016 годом). Если рассматривать въездной поток без учета государств - участников Содружества Независимых Государств и Украины (значительная часть въезжающих из этих стран туристами фактически не являются), тенденции более позитивные - в 2018 году туристский поток на 11,2 процента превысил уровень туристского потока 2017 года и на 10 процентов - уровень 2012 года, в том числе из-за притока участников и гостей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года. По данным Всемирной туристской организации, расходы въездного туриста в России ниже, чем в среднем по миру, и составляют менее 900 долларов США на одного туриста (во Франции, Австрии, Испании - более 1100 долларов США на одного туриста). По данным Федеральной службы государственной статистики, около 70 процентов размещений всех въезжающих в Россию туристов приходится всего на 2 туристские территории - гг.Москву и Санкт-Петербург.

Несмотря на некоторое снижение покупательской способности, россияне по-прежнему ежегодно совершают около 30-40 млн. туристских поездок за рубеж (42 млн. поездок в 2018 году, что на 14 процентов меньше по сравнению с 2012 годом), тратя, по оценкам Всемирной туристской организации, в иностранных государствах до 35-40 млрд.долларов США в год.

По данным Федеральной службы государственной статистики, около 60 процентов туристских пакетов, реализуемых российскими туристскими фирмами, предусматривают поездки в иностранные государства, составляя конкуренцию отечественным туристским направлениям. Тем не менее это свидетельствует о платежеспособном спросе, который может быть переориентирован на внутренний рынок при условии формировании конкурентного предложения.

Российская Федерация сохраняет потенциал роста своей доли в мировом рынке по количеству въездных туристов. По данным Всемирной туристской организации, в 2017 году на 100 жителей Россия приняла 17 въездных туристов, Соединенные Штаты Америки - 54, Испания - 261, Франция - 309.

Реализация потенциала роста отрасли во многом будет зависеть от качества инфраструктуры, ее доступности и безопасности, что требует постоянного развития и совершенствования. С 2012 по 2017 год эффективность использования туристской инфраструктуры не выросла, а по отдельным показателям - снизилась. По данным Федеральной службы государственной статистики, количество ночевок на одно место в коллективных средствах размещения снизилось со 128,4 в 2011 году до 77,3 в 2020 году, коэффициент использования номерного фонда в 2014-2016 годах в среднем составлял только 32 процента. Негативное влияние на общую эффективность использования инфраструктуры оказывает ярко выраженная сезонность спроса. Для сравнения, по данным Всемирной туристской организации, в 2016 году загрузка одного места в России составляла 35 процентов, в Германии - 44 процента, в Испании - 60 процентов. Несмотря на большой объем незагруженного номерного фонда, наблюдается дефицит туристской инфраструктуры, отвечающей потребительским ожиданиям туристов, ориентированных на международный уровень сервиса.

Туризм, как и любая сфера экономики, сталкивается с определенными проблемами, которые отрицательным образом сказываются на его развитии. Среди основных проблем развития туризма можно выделить следующие:

санкционное давление и социально-политическая изоляция Российской Федерации снижает положительный эффект от продвижения туристского продукта на международном рынке;

опережающее развитие туризма в зарубежных странах негативно отражается на динамике въездного туристского потока;

снижение уровня доходов российских граждан сокращает спрос на внутренние туристские поездки;

усиление налоговой нагрузки на предприятия туристской индустрии сказывается на уровне и качестве предоставляемых услуг в сфере туризма.

Однако последние несколько лет туризм в России рос в среднем на 3-7 процентных пунктов быстрее, чем валовой внутренний продукт страны. К 2025 году темп роста валовой добавленной стоимости туризма сравняется с уровнем роста экономики России в целом. Валовая добавленная стоимость туристской индустрии за этот период вырастет с 3158 млрд.рублей в 2017 году до 8764 млрд.рублей к 2035 году. Количество мест в коллективных средствах размещения за тот же период увеличится с 2,2 до 3,1 млн. мест, при этом эффективность их использования останется на текущем уровне. Количество размещенных в коллективных средствах размещения за тот же период вырастет с 63 до 88 млн. человек в год. Количество юридических лиц, оказывающих услуги в области гостиничной деятельности и общественного питания, вырастет с 78 тыс. до 109 тыс. единиц.

2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Согласно Стратегии развития туризма ключевым конкурентным преимуществом развития туризма в Российской Федерации является наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Так, количество объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России составляет 18, количество объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО - 11. По этим показателям Российская Федерация занимает в общемировом рейтинге 10-е и 4-е места соответственно.

Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать:

повышение уровня качества и безопасности туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности;

увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры;

повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти;

увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры;

продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого законодательства Российской Федерации;

повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;

достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и бесконтактных сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта;

преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.

В соответствии со Стратегией развития туризма реализация указанных инициатив создаст существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны. Прежде всего, к таким возможностям относятся:

создание конкурентоспособного туристского продукта Российской Федерации;

стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей населения;

совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли;

совершенствование системы управления туризмом в Российской Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма.

Помимо роста конкурентоспособности и раскрытия потенциала туристского продукта Программа также оказывает влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Так, наибольшее влияние Программа оказывает на национальную цель - сохранение населения, здоровья и благополучие людей, которая достигается путем предоставления гражданам качественных предоставляемых услуг в сфере туризма, которые обладают рекреационными свойствами и влияют на здоровье людей.

Предоставление качественных услуг в сфере туризма приведет к достижению таких целевых показателей в рамках национальной цели - сохранение населения, здоровья и благополучие людей как обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Учитывая тот факт, что Программа включает в себя мероприятия по развитию спортивной туристской инфраструктуры, также будет достигнут такой целевой показатель, как увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.

Рост сегментации туристских продуктов и популяризация самостоятельно организованного туризма способствуют усилению разнообразия видов туризма на территории Российской Федерации. Значительное развитие получают туристские продукты, основанные на сочетании нескольких видов туризма. Эти факторы определяют необходимость гибкого подхода к выделению видов туризма. К таким видам туризма относятся детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический, деловой и сельский.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере стратегического планирования основными приоритетами политики субъектов Российской Федерации в рамках реализации Программы являются разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по обеспечению развития инфраструктуры туризма, поддержки предпринимательства, стимулирования создания рабочих мест.

В целях реализации государственной политики в сфере туризма субъекты Российской Федерации разрабатывают региональные государственные программы в сфере туризма. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в осуществлении государственной политики Российской Федерации в отношении стимулирования внутреннего и въездного (экспортного) туристского потока посредством разработки в субъектах Российской Федерации соответствующих региональных программ.

В основе Программы лежат задачи обеспечения достижения роста социально-экономического развития субъектов, что включает:

с одной стороны, необходимость сфокусировать ресурсы и меры поддержки государства на федеральном и региональном уровнях на развитии туристских макротерриторий, повышая их инвестиционную привлекательность и улучшая условия для вложения в туристический бизнес;

с другой стороны, внедрение комплексного подхода к развитию туристских макротерриторий через концепцию территориального планирования, включая зонирование, архитектурный и дизайн-код, расчет турпотоков, нагрузку на инфраструктуру, экосистемы и многое другое, в том числе последующие целевое и фокусное применение комплексных механизмов поддержки развития туризма, предусмотренных в Программе.

Такой подход позволит стимулировать развитие туристских макротерриторий путем выделения и применения тех или иных мер не только с учетом потребности соответствующего региона, но и с учетом приоритетности туристской макротерритории в целом и вклада каждого субъекта в развитие туризма страны и влияния на рост показателей, предусмотренных в Стратегии развития туризма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»