ГОСТ Р 71535-2024
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ. АЛГОРИТМЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ОСТАНОВКИ И СТОЯНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Методы испытаний
Intelligent transport infrastructure management systems. Artificial intelligence algorithms for recognition of violations of the rules of stopping and parking of vehicles. Test methods
ОКС 35.240.60
Дата введения 2024-12-01
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Симетра Групп" (ООО "Симетра Групп"), Обществом с ограниченной ответственностью "А-Я эксперт" (ООО "А-Я эксперт")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2024 г. № 1182-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Технологии искусственного интеллекта открывают широкие возможности для повышения безопасности дорожного движения, оптимизации транспортных потоков и обеспечения соблюдения правил дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает основные положения и методы испытаний алгоритмов распознавания правил остановки и стоянки транспортных средств при использовании технологий искусственного интеллекта в системах управления интеллектуальной транспортной инфраструктурой.
Применение методов, моделей и технологий искусственного интеллекта в системах управления интеллектуальной транспортной инфраструктурой предоставляет широкие возможности для решения проблем городской мобильности, перегруженности дорог и управления парковками. Применение алгоритмов искусственного интеллекта для распознавания нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств (далее - нарушения) позволяет транспортным службам эффективно контролировать дорожную деятельность, выявлять нарушения и принимать соответствующие меры для обеспечения бесперебойного движения.
Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для оценки различных аспектов функционирования и применения алгоритмов искусственного интеллекта, предназначенных для обнаружения нарушений. Принятие стандартизированных процедур испытаний позволяет проводить последовательную и объективную оценку, способствуя разработке надежных и безопасных решений на основе технологий искусственного интеллекта для управления транспортной инфраструктурой.
Обеспечивая структурированный подход к испытаниям алгоритмов искусственного интеллекта для распознавания нарушений, настоящий стандарт призван повысить безопасность дорожного движения, оптимизировать управление дорожным движением и внести вклад в развитие интеллектуальных транспортных систем, отвечающих за современные и будущие задачи мобильности.
Настоящий стандарт определяет методы испытаний алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) в системах управления интеллектуальной транспортной инфраструктурой (СУИТИ) в целях выявления нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств (ТС) (далее - алгоритмы ИИ).
Стандарт распространяется на алгоритмы ИИ, специально разработанные для распознавания и обнаружения нарушений. Такие алгоритмы используются в интеллектуальном управлении транспортной инфраструктурой для повышения эффективности управления транспортными потоками, обеспечения соблюдения правил дорожного движения и повышения безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт предназначен для всех заинтересованных сторон, участвующих в разработке, развертывании и эксплуатации СУИТИ и ИТС, включая дорожные службы, транспортных операторов, производителей и системных интеграторов, и является руководящим документом для обеспечения ответственной и эффективной интеграции решений на основе технологий ИИ для управления дорожным движением.
Не определяя конкретных технических деталей алгоритмов ИИ, стандарт устанавливает методы испытаний для оценки различных аспектов функционирования таких алгоритмов при обнаружении и распознавании нарушений. Принятие стандартизированных процедур испытаний позволяет проводить последовательную и объективную оценку алгоритмов ИИ, способствуя разработке и внедрению надежных и безопасных решений на основе ИИ для управления дорожным движением.
Обеспечивая использование алгоритмов ИИ в управлении дорожным движением, стандарт направлен на повышение безопасности дорожного движения, оптимизацию транспортных потоков и содействие развитию ИТС.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52051 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 53613 (МЭК 60721-2-2:1988) Воздействие природных внешних условий на технические изделия. Общая характеристика. Осадки и ветер
ГОСТ Р 59276 Системы искусственного интеллекта. Способы обеспечения доверия. Общие положения
ГОСТ Р 70250-2022 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Варианты использования и состав функциональных подсистем искусственного интеллекта
ГОСТ Р 70252 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов низкоуровневого слияния данных
ГОСТ Р 71533-2024 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания дорожной разметки
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта. [ГОСТ Р 56829-2015, статья 1] |
3.2
низкоуровневое слияние данных: Слияние данных, при котором комбинируются необработанные данные от разных источников. [ГОСТ Р 70249-2022, статья 22] |
3.3
сцена: Пространство в поле зрения видеокамеры. [ГОСТ Р 71534-2024, пункт 3.4] |
3.4
сумерки: Интервал времени, в течение которого Солнце находится под горизонтом, а естественная освещенность на Земле обеспечивается рассеиванием солнечного света в атмосфере и остаточным люминесцентным свечением самой атмосферы, вызываемым ионизирующими излучениями Солнца. Примечание - В целях настоящего стандарта под сумерками понимаются гражданские сумерки, то есть период времени, для которого на открытой местности искусственного освещения практически не требуется. Продолжительность вечерних сумерек исчисляется от заката Солнца до темной границы, утренних сумерек - от темной границы - до рассвета. Время темной границы зависит от географической широты места и от времени года. [ГОСТ Р 71533-2024, пункт 3.6] |
В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
БПЛА | - беспилотный летательный аппарат;
|
ДТНД | - демонстрационный тестовый набор данных;
|
ОР | - объект распознавания;
|
СИИ | - система искусственного интеллекта;
|
СФЭ | - существенный фактор эксплуатации;
|
JSON | - объектная нотация на языке программирования JavaScript (JavaScript Object Notation). |
5.1 Целью проведения испытаний алгоритмов ИИ является повышение доверия к СИИ, в соответствии с ГОСТ Р 59276.
5.2 Общие требования, принципы и основные положения, касающиеся проведения испытаний, а также общие стандарты для тестирования алгоритмов ИИ, приведены в ГОСТ Р 70250.
5.3 Испытательная организация, проводящая тестирование алгоритмов ИИ, должна использовать утвержденные в ГОСТ Р 70250-2022 (раздел 8) показатели и критерии для оценки качества этих алгоритмов ИИ.
5.4 ОР являются нарушения правил остановки и стоянки ТС на автомобильных дорогах, которые обнаруживаются с помощью средств визуального восприятия в составе СУИТИ.
5.5 Для улучшения показателей качества алгоритмов ИИ они могут использовать дополнительные информационные источники для обнаружения и распознавания ОР на автомобильных дорогах. Такие источники данных включают, но не ограничиваются:
а) ИТС в части подсистемы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения;
б) снимки или видеопотоки с БПЛА, осуществляющих мониторинг дорожного движения.
5.6 Для повышения качества алгоритмов ИИ могут использоваться методы низкоуровневого слияния данных, также называемые мультисенсорной интеграцией. При использовании таких технологий, испытания мультисенсорной интеграции должны соответствовать ГОСТ Р 70252.