Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71533-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания дорожной разметки

Artificial intelligence systems in road transport. Vehicle traffic control systems. Requirements for testing road marking detection and recognition algorithms



ОКС 35.240.60

Дата введения 2024-12-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Симетра Групп" (ООО "Симетра Групп"), Обществом с ограниченной ответственностью "А-Я эксперт" (ООО "А-Я эксперт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2024 г. № 1180-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт устанавливает основные положения и основные требования к испытаниям алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) в системах управления движением транспортных средств (ТС) для обнаружения и распознавания дорожной разметки.

Технологии ИИ обладают значительным потенциалом для повышения безопасности дорожного движения, оптимизации управления дорожным движением и обеспечения точного обнаружения и распознавания дорожной разметки. Настоящий стандарт направлен на создание основы для внедрения частных алгоритмов ИИ, разработанных для обнаружения и распознавания дорожной разметки системами компьютерного зрения ТС.

Системы управления движением ТС, оснащенные моделями ИИ, открывают возможности для повышения эффективности управления дорожным движением. Внедрение алгоритмов ИИ для обнаружения и распознавания дорожной разметки позволяет транспортным службам эффективно контролировать состояние дорожной разметки, выявлять потенциальные проблемы и принимать соответствующие меры для управления дорожным движением.

В настоящем стандарте изложены общие требования к испытаниям частных алгоритмов ИИ для обнаружения и распознавания дорожной разметки. Принятие стандартизированных требований обеспечивает объективное тестирование, позволяющее разрабатывать надежные и безопасные решения на основе технологий ИИ для систем управления ТС.

Обеспечивая структурированный подход к тестированию и оценке частных алгоритмов ИИ для обнаружения и распознавания дорожной разметки, настоящий стандарт направлен на повышение безопасности дорожного движения, оптимизацию систем управления движением ТС и содействие развитию интеллектуальных транспортных систем, способных решать текущие и будущие проблемы мобильности. Он служит важным методическим материалом для заинтересованных сторон, участвующих в разработке и внедрении технологий ИИ в дорожном транспорте, способствуя созданию более безопасной и эффективной транспортной среды для всех участников дорожного движения.

     1 Область применения

Настоящий стандарт определяет требования к испытаниям алгоритмов обнаружения и распознавания дорожной разметки. Алгоритмы искусственного интеллекта позволяют не только управлять высокоавтоматизированными или беспилотными транспортными средствами, но и оценивать состояние объекта распознавания и передавать соответствующую информацию с помощью технологий V2X-взаимодействия.

Стандарт распространяется на алгоритмы искусственного интеллекта, используемые для обнаружения и распознавания дорожной разметки в системах управления движением транспортного средства. Такие системы используются как в городских агломерациях, так и на автомагистралях вне населенных пунктов и служат для повышения безопасности дорожного движения, оптимизации управления дорожным движением и эффективного управления высокоавтоматизированными и беспилотными транспортными средствами за счет принятия решений на основе технологий искусственного интеллекта.

Заинтересованные стороны, участвующие в проектировании, разработке и тестировании алгоритмов искусственного интеллекта, а также технологий V2Х-взаимодействия, должны придерживаться стандартизированных требований, изложенных в настоящем стандарте. Соблюдение этого стандарта способствует разработке надежных и безопасных систем управления движением высокоавтоматизированными и беспилотными транспортными средствами на основе технологий искусственного интеллекта, повышая общую безопасность дорожного движения и способствуя использованию технологий искусственного интеллекта для интеллектуальных транспортных систем.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7.32 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52290 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 53613 (МЭК 60721-2-2:1988) Воздействие природных внешних условий на технические изделия. Общая характеристика. Осадки и ветер

ГОСТ Р 59276 Системы искусственного интеллекта. Способы обеспечения доверия. Общие положения

ГОСТ Р 70250-2022 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Варианты использования и состав функциональных подсистем искусственного интеллекта

ГОСТ Р 70252 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов низкоуровневого слияния данных

ГОСТ Р 70982 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к структуре и архитектуре V2X-взаимодействия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 воспринимаемая сцена: Кадр, попадающий в створ видеокамеры, установленной на транспортном средстве, на котором отображается окружающее транспортное средство пространство.

3.2

интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

[ГОСТ Р 56829-2015, статья 1]

3.3

низкоуровневое слияние данных: Слияние данных, при котором комбинируются необработанные данные от разных источников.

[ГОСТ Р 70249-2022, статья 22]

3.4 разметка данных: Процесс добавления меток в сырые данные с целью предоставления модели машинного обучения значений целевых параметров, которые она должна предсказывать.

Примечание - В настоящем стандарте термин "разметка" может привести к смешиванию понятий из различных предметных областей. Разметку данных не следует смешивать с дорожной разметкой (см. 3.5). Процессы, описываемые в настоящем стандарте, относятся к разметке данных, которыми являются изображения дорожной разметки.

3.5

дорожная разметка: Линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.

[ГОСТ 32953-2014, пункт 3.1.1]

3.6 сумерки: Интервал времени, в течение которого Солнце находится под горизонтом, а естественная освещенность на Земле обеспечивается рассеиванием солнечного света в атмосфере и остаточным люминесцентным свечением самой атмосферы, вызываемым ионизирующими излучениями Солнца.

Примечание - В целях настоящего стандарта под сумерками понимаются гражданские сумерки, то есть период времени, для которого на открытой местности искусственного освещения практически не требуется. Продолжительность вечерних сумерек исчисляется от заката Солнца до темной границы, утренних сумерек - от темной границы до рассвета. Время темной границы зависит от географической широты места и от времени года.

     4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

I2V

- взаимодействие придорожной инфраструктуры с подключенными транспортными средствами (infrastructure-to-vehicle);

JSON

- объектная нотация на языке программирования JavaScript (JavaScript Object Notation);

V2V

- взаимодействие подключенных транспортных средств друг с другом (vehicle-to-vehicle);

V2X

- взаимодействие подключенных транспортных средств с любыми другими участниками взаимодействия (vehicle-to-everything);

ИИ

- искусственный интеллект;

ИТС

- интеллектуальная транспортная система;

ОР

- объект распознавания;

ТС

- транспортное средство;

СИИ

- система искусственного интеллекта;

СФЭ

- существенный фактор эксплуатации.

     5 Общие требования

5.1 Испытания алгоритмов ИИ направлены на обеспечение доверия к СИИ в соответствии с общими положениями ГОСТ Р 59276.

5.2 Общие требования, общие принципы проведения испытаний, общие требования к испытанию частных алгоритмов ИИ приведены в ГОСТ Р 70250.

5.3 Организация, осуществляющая испытания алгоритмов ИИ, должна применять показатели и критерии для проведения оценки качества, установленные в ГОСТ Р 70250-2022 (раздел 8).

5.4 ОР для алгоритмов ИИ - элементы дорожной разметки, наблюдаемые при помощи технических средств восприятия визуальной информации в составе системы управления движением ТС.

5.5 В целях улучшения значений критериев, показателей и метрик качества алгоритмов ИИ они могут получать дополнительные данные для обнаружения и распознавания ОР из различных источников, к которым относятся (не ограничиваясь):

а) карты высокой точности;

б) цифровые двойники автомобильных дорог;

в) окружающие ТС путем V2V-взаимодействия;

г) элементы придорожной инфраструктуры путем I2V-взаимодействия;

д) данные, собираемые подсистемами ИТС в рамках мониторинга состояния автомобильных дорог;

е) данные с видеокамер дорожного мониторинга.

5.6 Улучшение значений критериев, показателей и метрик качества алгоритмов ИИ может осуществляться при помощи технологии низкоуровневого слияния (мультисенсорной интеграции) данных. Испытания алгоритмов ИИ в случае, если они применяют такие технологии, также должны осуществляться в соответствии с положениями ГОСТ Р 70252.

5.7 В случае использования данных, получаемых при помощи V2X-взаимодействия, для низкоуровневого слияния данных, структура и архитектура такого взаимодействия определяются в соответствии с положениями ГОСТ Р 70982.

     6 Существенные факторы эксплуатации

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs