Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 71534-2024

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания сигналов светофоров

Artificial intelligence systems in road transport. Vehicle traffic control systems. Requirements for testing traffic signal detection and recognition algorithms



ОКС 35.240.60

Дата введения 2024-12-01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Симетра Групп" (ООО "Симетра Групп"), Обществом с ограниченной ответственностью "А-Я эксперт" (ООО "А-Я эксперт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 "Искусственный интеллект"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2024 г. № 1181-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Введение


Настоящий стандарт устанавливает общие положения и основные требования к испытанию частных алгоритмов искусственного интеллекта в системах управления движением транспортных средств для обнаружения и распознавания сигналов светофора.

Технологии искусственного интеллекта обладают значительным потенциалом для повышения безопасности дорожного движения, оптимизации управления дорожным движением и обеспечения точного обнаружения и распознавания сигналов светофора. Настоящий стандарт направлен на создание методологической основы для реализации алгоритмов искусственного интеллекта, специально разработанных для обнаружения и распознавания сигналов светофора системами компьютерного зрения на транспортных средствах.

Системы управления движением транспортных средств, оснащенные средствами искусственного интеллекта, открывают широкие возможности для улучшения параметров транспортного потока, повышения эффективности управления движением при помощи обнаружения и распознавания сигналов светофоров. Кроме того, внедрение алгоритмов искусственного интеллекта позволяет транспортным службам эффективно контролировать состояние светофоров, выявлять потенциальные проблемы и принимать соответствующие меры для обеспечения безопасного и эффективного управления движением.

В настоящем стандарте изложены требования, которым должны соответствовать алгоритмы искусственного интеллекта для точного и надежного обнаружения и распознавания сигналов светофоров. Принятие требований обеспечивает объективное тестирование, позволяющее разрабатывать надежные и безопасные решения на основе искусственного интеллекта для систем управления движением транспортных средств.

Настоящий стандарт направлен на повышение безопасности дорожного движения, оптимизацию систем управления движением и содействие развитию интеллектуальных транспортных систем, способных решать текущие и будущие проблемы мобильности. Он служит важным методическим материалом для заинтересованных сторон, участвующих в разработке и внедрении технологий искусственного интеллекта в дорожном транспорте, способствуя созданию более безопасной и эффективной транспортной среды для всех участников дорожного движения.

     1 Область применения

Настоящий стандарт направлен на определение основных требований к испытанию алгоритмов искусственного интеллекта в системах управления движением транспортного средства. Алгоритмы искусственного интеллекта позволяют не только облегчить управление высокоавтоматизированными и беспилотными транспортными средствами, но и позволяют отслеживать и контролировать состояние объекта распознавания, то есть светофора, с помощью технологий V2X-взаимодействия.

Стандарт распространяется на алгоритмы искусственного интеллекта в системах управления движением транспортного средства. Эти системы работают на высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средствах как в городских агломерациях, так и на автомагистралях вне населенных пунктов, и направлены на повышение безопасности движения, оптимизацию управления дорожным движением и эффективное управление беспилотными транспортными средствами за счет принятия решений на основе искусственного интеллекта.

Заинтересованные стороны, занимающиеся разработкой, внедрением и тестированием алгоритмов ИИ, а также технологий V2X-взаимодействия, должны придерживаться требований, определенных в настоящем стандарте. Соблюдение этих требований способствует созданию надежных и безопасных систем управления движением транспортного средства на основе технологий искусственного интеллекта, повышению безопасности дорожного движения и эффективной интеграции технологий искусственного интеллекта в интеллектуальные транспортные системы.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52282 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53613 (МЭК 60721-2-2:1988) Воздействие природных внешних условий на технические изделия. Общая характеристика. Осадки и ветер

ГОСТ Р 59276 Системы искусственного интеллекта. Способы обеспечения доверия. Общие положения

ГОСТ Р 70250-2022 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Варианты использования и состав функциональных подсистем искусственного интеллекта

ГОСТ Р 70252 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов низкоуровневого слияния данных

ГОСТ Р 70982 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к структуре и архитектуре V2X-взаимодействия

ГОСТ Р 71533-2024 Системы искусственного интеллекта на автомобильном транспорте. Системы управления движением транспортным средством. Требования к испытанию алгоритмов обнаружения и распознавания дорожной разметки

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

[ГОСТ Р 56829-2015, статья 1]

3.2

низкоуровневое слияние данных: Слияние данных, при котором комбинируются необработанные данные от разных источников.

[ГОСТ Р 70249-2022, статья 22]

3.3

светофор дорожный: Светосигнальное устройство, применяемое для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов.

[ГОСТ 33385-2015, пункт 3.1]

3.4 сцена: Пространство в поле зрения видеокамеры.

3.5

сумерки: Интервал времени, в течение которого Солнце находится под горизонтом, а естественная освещенность на Земле обеспечивается рассеиванием солнечного света в атмосфере и остаточным люминесцентным свечением самой атмосферы, вызываемым ионизирующими излучениями Солнца.

Примечание - В целях настоящего стандарта под сумерками понимаются гражданские сумерки, то есть период времени, для которого на открытой местности искусственного освещения практически не требуется. Продолжительность вечерних сумерек исчисляется от заката Солнца до темной границы, утренних сумерек - от темной границы - до рассвета. Время темной границы зависит от географической широты места и от времени года.

[ГОСТ Р 71533-2024, пункт 3.6]

     4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие обозначения и сокращения:

I2V

- взаимодействие придорожной инфраструктуры с подключенными транспортными средствами (infrastructure-to-vehicle);

JSON

- объектная нотация на языке программирования JavaScript (JavaScript Object Notation);

V2V

- взаимодействие подключенных транспортных средств друг с другом (vehicle-to-vehicle);

V2X

- взаимодействие подключенных транспортных средств с любыми другими участниками взаимодействия (vehicle-to-everything);

ИИ

- искусственный интеллект;

ОР

- объект распознавания;

СИИ

- система искусственного интеллекта;

СФЭ

- существенный фактор эксплуатации;

ТООВ

- табло обратного отсчета времени;

ТС

- транспортное средство.

     5 Общие требования

5.1 Цель испытаний алгоритмов ИИ заключается в установлении надежности СИИ в соответствии с общими принципами, предусмотренными ГОСТ Р 59276.

5.2 Общие нормы и правила, а также общие методы проведения испытаний и обязательные стандарты для тестирования алгоритмов ИИ регламентированы в ГОСТ Р 70250.

5.3 Организация, ответственная за проведение испытаний алгоритмов ИИ, при проведении оценки качества обязана использовать индикаторы и критерии, утвержденные в ГОСТ Р 70250-2022 (раздел 8).

5.4 ОР для алгоритмов ИИ - сигналы светофоров, наблюдаемые при помощи технических средств восприятия визуальной информации в составе системы управления движением ТС.

5.5 Для улучшения показателей критериев и метрик качества алгоритмов ИИ они могут получать дополнительные данные для обнаружения и распознавания ОР из различных источников, таких как (без ограничения):

а) карты высокой точности;

б) цифровые двойники автомобильных дорог;

в) окружающие ТС путем V2V-взаимодействия;

г) дорожные контроллеры, управляющие светофорными объектами, путем I2V-взаимодействия;

д) иные элементы придорожной инфраструктуры путем I2V-взаимодействия.

5.6 Для улучшения значений критериев, показателей и метрик качества алгоритмов ИИ можно применять технологию низкоуровневого слияния данных, также известную как мультисенсорная интеграция данных. В случае использования этой технологии испытания алгоритмов ИИ должны проводиться в соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ Р 70252.

5.7 Если для низкоуровневого слияния данных используются данные, полученные путем V2X-взаимодействия, то структура и архитектура такого взаимодействия должны соответствовать требованиям, установленным в ГОСТ Р 70982.

     6 Существенные факторы эксплуатации алгоритмов искусственного интеллекта

6.1 Общие положения касательно СФЭ приведены в ГОСТ Р 71533-2024 (подраздел 6.1).

6.2 Классы ОР - главный СФЭ. Для алгоритмов ИИ выделяются следующие классы ОР:

- основной светофор. Зеленый;

- основной светофор. Зеленый мигающий;

- основной светофор. Желтый;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs