МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 ноября 2023 года N 842

О внесении изменений в требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 г. N 142



В соответствии с частью 3 статьи 15, частью 4 статьи 15.4 и частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", абзацем десятым пункта 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, приведенными в приложении N 35 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437,

приказываю:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 г. N 142 (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2021 г., регистрационный N 63543), с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 23 ноября 2021 г. N 705 (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2021 г., регистрационный N 66594), от 24 марта 2022 г. N 149 (зарегистрирован Минюстом России 1 апреля 2022 г., регистрационный N 68034), от 10 октября 2022 г. N 555 (зарегистрирован Минюстом России 19 октября 2022 г., регистрационный N 70615), от 24 апреля 2023 г. N 272 (зарегистрирован Минюстом России 15 июня 2023 г., регистрационный N 73859).

Министр

М.Г.Решетников

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

25 декабря 2023 года,

регистрационный N 76597

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом Минэкономразвития

России

от 30 ноября 2023 года N 842

Изменения, которые вносятся в требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 г. N 142

1. В абзаце втором подпункта "б" пункта 2.1.1 слово "новой" заменить словами "и (или) развитие".

2. Пункт 2.1.2.2 изложить в следующей редакции:

"2.1.2.2. Государственная микрофинансовая организация должна использовать собственные средства (капитал), включающие средства, полученные на осуществление микрофинансовой деятельности из бюджетов всех уровней, финансовый результат от средств, полученных на осуществление микрофинансовой деятельности из федерального бюджета и регионального бюджета на условиях софинансирования федерального бюджета, иные поступления на осуществление микрофинансовой деятельности, исключительно в целях осуществления микрофинансовой деятельности.".

3. Пункт 2.1.2.4 после слов "бухгалтерского (финансового)," дополнить словами "а при наличии иных видов деятельности - по видам деятельности, а также".

4. Пункт 2.1.2.7 изложить в следующей редакции:

"2.1.2.7. Доход, получаемый от размещения средств, указанных в пункте 2.1.2.2 настоящих Требований, за исключением средств, полученных на осуществление микрофинансовой деятельности из регионального бюджета сверх софинансирования средств федерального бюджета, в микрозаймы и размещения на депозитах и (или) расчетных счетах кредитных организаций, должен направляться на пополнение собственных средств (капитала), на покрытие расходов по формированию резервов, убытков от потерь по микрозаймам, финансовых и операционных расходов по микрофинансовой деятельности.

Доход, получаемый от размещения средств, полученных на осуществление микрофинансовой деятельности из регионального бюджета сверх софинансирования средств федерального бюджета, в микрозаймы и размещения на депозитах и (или) расчетных счетах кредитных организаций, направляется на цели, определяемые по решению учредителя государственной микрофинансовой организации по итогам отчетного периода (календарного года), при условии соблюдения государственной микрофинансовой организацией значений показателей, указанных в пунктах 2.1.2.19.2, 2.1.2.19.5 настоящих Требований, и наличия положительного финансового результата от средств, полученных на осуществление микрофинансовой деятельности из федерального бюджета и регионального бюджета на условиях софинансирования средств федерального бюджета.

В случае несоблюдения государственной микрофинансовой организацией значений показателей, указанных в пунктах 2.1.2.19.2, 2.1.2.19.5 настоящих Требований, и (или) отсутствия положительного финансового результата от средств, полученных на осуществление микрофинансовой деятельности из федерального бюджета и регионального бюджета на условиях софинансирования средств федерального бюджета, доход, указанный в абзаце втором настоящего пункта, направляется на цели, указанные в абзаце первом настоящего пункта.".

5. Дополнить пунктом 2.1.2.7.1 следующего содержания:

"2.1.2.7.1. Государственные микрофинансовые организации подлежат ежегодному ранжированию акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - Корпорация МСП) с присвоением ранга, характеризующего степень финансовой устойчивости и эффективность деятельности государственной микрофинансовой организации как участника национальной гарантийной системы, а также ежегодной оценке Корпорацией МСП соблюдения государственной микрофинансовой организацией требований, указанных в статье 15.4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), в соответствии с частями 6 и 8 статьи 15.4 Федерального закона N 209-ФЗ (далее соответственно - ранжирование, оценка).".

6. Дополнить пунктом 2.1.2.7.2 следующего содержания:

"2.1.2.7.2. Государственные микрофинансовые организации представляют информацию о текущей деятельности в целях оценки и ранжирования в автоматизированную информационную систему "Мониторинг МСП.".

7. Пункт 2.1.2.9 изложить в следующей редакции:

"2.1.2.9. Государственная микрофинансовая организация проводит оценку кредитоспособности, оценку правоспособности и проверку деловой репутации субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оценку риска возникновения у государственной микрофинансовой организации потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства, физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", организациями инфраструктуры поддержки обязательств по выданным микрозаймам (далее - кредитный риск).".

8. Дополнить пунктами 2.1.2.9.1-2.1.2.9.3 следующего содержания:

"2.1.2.9.1. Подразделение (сотрудник), осуществляющее в государственной микрофинансовой организации анализ кредитных рисков, действует независимо от деятельности подразделений, осуществляющих операции, подверженные риску, и их учет, и находится в непосредственном подчинении руководителя государственной микрофинансовой организации или его заместителя, в должностные обязанности которого не входят контроль и руководство подразделениями, осуществляющими операции, подверженные риску, и их учет.

Обязанность по оценке рисков в государственной микрофинансовой организации с численностью сотрудников менее 8 (восьми) человек может быть возложена на руководителя государственной микрофинансовой организации или его заместителя.

2.1.2.9.2. Сроки рассмотрения заявки государственной микрофинансовой организации при условии комплектности документов, определенной высшим или иным уполномоченным органом государственной микрофинансовой организации, исчисляются со дня поступления заявки при условии ее поступления до 11 часов 00 минут местного времени, в случае поступления заявки после 11 часов 00 минут местного времени - начиная с рабочего дня, следующего за днем поступления заявки, в случае поступления заявки в выходной или нерабочий праздничный день - с первого рабочего дня после дня поступления заявки и составляют:

а) 3 (три) рабочих дня для заявок, по которым отсутствует залог и (или) поручительство (гарантия) фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительства);

б) 5 (пять) рабочих дней для заявок, по которым предусмотрен залог и (или) поручительство (гарантия) фонда содействия кредитованию (гарантийного фонда, фонда поручительств). Срок рассмотрения заявки может быть увеличен до 10 (десяти) рабочих дней в случае нахождения залога в труднодоступных или отдаленных местностях.

2.1.2.9.3. Государственная микрофинансовая организация по результатам рассмотрения заявки проводит работу по информированию субъекта малого и среднего предпринимательства, физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и (или) организации инфраструктуры поддержки о принятом решении по заявке, в том числе о причинах отказа в случае принятия решения об отказе в предоставлении микрозайма, в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней после дня принятия решения.".

9. В пункте 2.1.2.11:

а) абзац первый после слов "на территориях" дополнить словами "Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области,";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"Максимальный срок предоставления микрозайма может быть увеличен и не должен превышать 5 (пять) лет по микрозаймам, ранее предоставленным государственными микрофинансовыми организациями субъектов Российской Федерации, на территориях которых введен средний уровень реагирования, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" (далее - Указ N 757), по заявлению заемщиков, осуществляющих деятельность на указанных территориях и признанных пострадавшими в связи с реализацией мер, указанных в пункте 3 Указа N 757.".

10. В пункте 2.1.2.13:

а) абзац первый после слова "микрозаймов" дополнить словами "(остаток основного долга) на конец отчетного календарного года";

б) в абзаце втором слова "1 (одного) года" заменить словами "2 (двух) лет", слова "на конец отчетного года" исключить;

в) в абзаце третьем слова "должна составлять:" заменить словами "должна составлять не менее 5%;";

г) абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"- доля микрозаймов выше 3 (трех) млн рублей, предоставленных на срок от 3 (трех) до 5 (пяти) лет, выданных государственными микрофинансовыми организациями Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, Республики Крым, города федерального значения Севастополя, не должна превышать 10%.";

д) абзацы пятый - восьмой признать утратившими силу.

11. В подпункте "б" пункта 2.1.2.14.1 слова "Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст.400; 2024, N 1, ст.33) (далее соответственно - социальное предпринимательство, социальное предприятие, Федеральный закон N 209-ФЗ)" заменить словами "Федеральным законом N 209-ФЗ (далее соответственно - социальное предпринимательство, социальное предприятие)".

12. Пункт 2.1.2.15 изложить в следующей редакции:

"2.1.2.15. Под приоритетными понимаются проекты, которые удовлетворяют одному или нескольким условиям:

а) субъект малого и среднего предпринимательства является резидентом индустриального (промышленного) парка, агропромышленного парка, бизнес-парка, технопарка, промышленного технопарка, бизнес-инкубатора, коворкинга, расположенного в помещениях центра "Мой бизнес", и включен в реестр резидентов таких организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

б) субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет экспортную деятельность;

в) субъект малого и среднего предпринимательства создан женщиной, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя или являющейся единоличным исполнительным органом юридического лица, и (или) женщинами, являющимися учредителями (участниками) юридического лица, а их доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества составляет не менее 50% либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества;

г) физическое лицо является женщиной, применяющей специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

д) субъект малого и среднего предпринимательства является сельскохозяйственным производственным или потребительским кооперативом или членом сельскохозяйственного потребительского кооператива крестьянским (фермерским) хозяйством в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";

е) субъект малого и среднего предпринимательства относится к молодежному предпринимательству (физическое лицо до 35 лет зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя; в состав учредителей (участников) или акционеров юридического лица входит физическое лицо до 35 лет, владеющее не менее чем 50% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества), а также физическое лицо до 35 лет, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

ж) субъект малого и среднего предпринимательства создан физическим лицом старше 55 лет (физическое лицо старше 55 лет зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя; в состав учредителей (участников) или акционеров юридического лица входит физическое лицо старше 55 лет, владеющее не менее чем 50% доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или складочном капитале хозяйственного товарищества либо не менее чем 50% голосующих акций акционерного общества), а также физическим лицом старше 55 лет, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";

з) физическое лицо, применяющее специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", является резидентом бизнес-инкубатора (за исключением бизнес-инкубаторов инновационного типа), коворкинга, расположенного в помещениях центра "Мой бизнес", и включено в реестр резидентов таких организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

и) субъект малого и среднего предпринимательства является вновь зарегистрированным и действующим менее 2 (двух) лет на дату принятия решения о предоставлении микрозайма;

к) субъект малого и среднего предпринимательства и физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", осуществляют следующие виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) (далее - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности):

обрабатывающие производства (в рамках раздела C "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности);

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (в рамках раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности);

деятельность в области информации и связи (в рамках раздела J "Деятельность в области информации и связи" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности);

деятельность профессиональная, научная и техническая (в рамках раздела M "Деятельность профессиональная, научная и техническая" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности);

в сфере туризма (в рамках раздела N "Деятельность административная и сопутствующие услуги" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»