ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2023 года N 1976

Об утверждении Правил аттестации экспертов по культурным ценностям



В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации экспертов по культурным ценностям.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 198 "Об утверждении Правил аттестации экспертов по культурным ценностям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 10, ст.965);

пункт 53 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N 1017 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст.4898).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 ноября 2023 года N 1976



Правила аттестации экспертов по культурным ценностям



1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения аттестации экспертов по культурным ценностям (далее соответственно - аттестация, эксперт).

2. Аттестация проводится Министерством культуры Российской Федерации в отношении физических лиц для подтверждения наличия у них специальных знаний, необходимых для проведения экспертизы культурных ценностей и составления экспертного заключения.

Аттестация включает следующие этапы:

проверка знаний физических лиц, подавших заявление об аттестации (далее - соискатели), установленных подпунктом "в" пункта 4 настоящих Правил, которая проводится в форме тестирования (далее - тестирование);

рассмотрение документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, представленных соискателем, результатов тестирования и решения Совета по сохранению культурного наследия и развитию международного обмена культурными ценностями (далее - Совет) о рекомендации соискателя для аттестации (отказа в аттестации) в качестве эксперта, оформленного протоколом в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил (далее - решение Совета).

3. Аттестация проводится по специализациям экспертов, перечень которых утверждается Министерством культуры Российской Федерации (далее - специализация).

4. Соискатели должны соответствовать следующим требованиям:

а) наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальностям, направлениям подготовки в области искусства и культуры, иным специальностям, направлениям подготовки, соответствующим заявляемой специализации, либо по специальностям, направлениям подготовки, для которых законодательством Российской Федерации об образовании установлено соответствие специальностям, направлениям подготовки, указанным в ранее действовавших перечнях специальностей и направлений подготовки;

б) наличие стажа работы по направлению подготовки или специальности, соответствующей заявляемой специализации, не менее 5 лет;

в) знание нормативных правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, нормативных правовых актов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, регулирующих вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию культурных ценностей, проведение экспертизы культурных ценностей, законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

5. Для прохождения аттестации соискатель направляет в Министерство культуры Российской Федерации лично или почтовым отправлением письменное заявление, составленное на бумажном носителе по форме согласно приложению, либо формирует заявление посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал).

Заявление, сформированное посредством единого портала, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, либо простой электронной подписью.

К заявлению об аттестации, формируемому посредством единого портала, прилагаются электронные образы следующих документов:

копия документа о высшем образовании (в случае если образование было получено до 1992 года);

копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66_1 Трудового кодекса Российской Федерации (за период до 1 января 2020 г.), или копии иных документов, подтверждающих стаж работы по направлению подготовки или специальности, соответствующей заявляемой специализации, не менее 5 лет.

К заявлению об аттестации, составленному на бумажном носителе в соответствии с абзацем первым, прикладываются копии документов, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, на бумажном носителе.

6. В дополнение к документам, указанным в пункте 5 настоящих Правил, соискатель вправе представить в Министерство культуры Российской Федерации по собственной инициативе копии документов, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, копии документов об ученых степенях, ученых званиях, характеристику с места работы и иные документы, подтверждающие знания соискателя в области проведения экспертизы культурных ценностей.

7. В целях рассмотрения заявления об аттестации Министерство культуры Российской Федерации запрашивает с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия у Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (в случае отсутствия указанных сведений в федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении") и у Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, подтверждающие наличие образования, квалификации, ученой степени, ученого звания работников, сведения о трудовой деятельности.

Проверка сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, а также проверка соответствия соискателя требованиям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Правил, может осуществляться с использованием единого портала.

В случае если с использованием единого портала осуществлено подтверждение сведений, указанных в абзаце втором настоящего пункта, дополнительные проверки Министерством культуры Российской Федерации не проводятся.

В случае отсутствия в распоряжении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, Министерство культуры Российской Федерации вправе направить соискателю запрос о представлении в течение 10 рабочих дней копий соответствующих документов.

В случае возникновения необходимости направления запроса, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта, срок рассмотрения заявления об аттестации приостанавливается до момента представления соискателем в Министерство культуры Российской Федерации запрашиваемых документов.

8. Заявление, сведения и документы, указанные в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, представляются в Министерство культуры Российской Федерации не позднее чем за 10 рабочих дней до дня проведения тестирования, осуществляемого в соответствии с пунктами 11-14 настоящих Правил.

Соискатели, направившие заявление в Министерство культуры Российской Федерации по истечении 10 рабочих дней, предшествующих дню проведения тестирования, направляются на следующее по графику тестирование.

9. Министерство культуры Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня получения заявления, сведений и документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, уведомляет соискателя о допуске его к тестированию, а также о дате, времени и месте проведения тестирования.

10. В случае непредставления соискателем документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в полном объеме, а также в случае выявления в порядке, предусмотренным пунктом 7 настоящих Правил, несоответствия соискателя требованиям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Правил, Министерство культуры Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня получения таких документов направляет соискателю уведомление об отказе в допуске к тестированию и одновременно возвращает представленные на бумажном носителе документы соискателю.

11. Тестирование проводится Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с графиком проведения тестирования, утверждаемым Министерством.

12. График проведения тестирования с указанием места и времени тестирования размещается на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

13. Требования к проведению тестирования и перечень вопросов для тестирования утверждаются Министерством культуры Российской Федерации.

Соискатель допускается к тестированию при наличии документа, удостоверяющего личность.

14. В случае если соискателем тестирование не пройдено, соискателю отказывается в прохождении следующего этапа аттестации с возвратом документов, представленных им на бумажном носителе, в течение 3 рабочих дней со дня проведения тестирования.

Соискатель, не прошедший тестирование, может повторно представить заявление, сведения и документы для прохождения аттестации в установленном настоящими Правилами порядке.

15. Копии документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил, представленных соискателем, прошедшим тестирование, направляются Министерством культуры Российской Федерации в течение 1 рабочего дня со дня проведения тестирования в Совет для подготовки решения Совета.

16. Совет на основании представленных документов и сведений вправе проводить с соискателями устное собеседование.

17. Решение Совета оформляется протоколом заседания Совета и должно содержать вывод о рекомендации соискателя для аттестации (отказа в аттестации) с обоснованием указанного решения.

18. Решение Совета направляется в Министерство культуры Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления копий документов в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил в Совет.

19. Министерство культуры Российской Федерации по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, результатов тестирования, а также с учетом решения Совета в течение 8 рабочих дней со дня получения решения Совета принимает решение об аттестации (об отказе в аттестации) соискателя.

Общий срок оказания государственной услуги по аттестации не должен превышать 39 рабочих дней со дня поступления заявления без учета срока приостановления рассмотрения заявления, предусмотренного абзацем пятым пункта 7 настоящих Правил.

20. Решение об аттестации соискателя принимается Министерством культуры Российской Федерации при отсутствии оснований для отказа в аттестации, указанных в пункте 23 настоящих Правил.

21. Сведения о решении Министерства культуры Российской Федерации об аттестации соответствующего эксперта вносятся в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в реестр экспертов по культурным ценностям (далее - реестр), о чем Министерство культуры Российской Федерации уведомляет соискателя посредством направления уведомления в личный кабинет на едином портале, почтового отправления или электронным сообщением посредством сети "Интернет".

Запись в реестре предоставляет эксперту право на проведение экспертизы культурных ценностей.

Соискателям, прошедшим аттестацию, Министерство культуры Российской Федерации направляет уведомление о возможности получения удостоверения эксперта на бумажном носителе (далее - удостоверение).

Удостоверение выдается Министерством культуры Российской Федерации по желанию эксперта в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления, направленного посредством единого портала или на бумажном носителе.

При подаче заявления о выдаче удостоверения посредством единого портала экспертом прикладывается личная фотография эксперта в цифровом формате в соответствии с редакторской политикой единого портала.

К заявлению о выдаче удостоверения, направляемому на бумажном носителе, экспертом прикладываются 2 цветные фотографии эксперта размером 3 на 4 сантиметра.

Форма удостоверения утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

За выдачу удостоверения взимается государственная пошлина в размере, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Уведомление о готовности удостоверения направляется эксперту в личный кабинет на едином портале, почтовым отправлением или посредством электронного сообщения с помощью сети "Интернет".

Удостоверение действительно в период действия аттестации.

Полномочия эксперта подтверждаются наличием записи в реестре, опубликованном на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации в сети "Интернет".

В случае выявления в реестре ошибок (опечаток) в части указания фамилии, имени, отчества (при наличии), контактной информации, специализации эксперт вправе посредством единого портала или на бумажном носителе направить в адрес Министерства культуры Российской Федерации заявление об их исправлении.

Исправление ошибок (опечаток) в реестре осуществляется Министерством культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.

22. Выписка из реестра об аттестации эксперта (далее - выписка), предоставляемая в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью Министерства культуры Российской Федерации либо электронной подписью государственной информационной системы, в которой осуществляется ведение реестра, и является подтверждением полномочий эксперта.

На выписку должен быть нанесен двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий в кодированном виде адрес страницы в сети "Интернет" с размещенными на ней записями в реестре. При помощи двухмерного штрихового кода, нанесенного на выписку, должно быть обеспечено отображение записей в отношении конкретного эксперта, сведения о котором содержатся в выписке, включая информацию об актуальности содержания выписки, из которой произведен переход (путем автоматического сравнения реестрового номера эксперта), и информацию о статусе аттестации эксперта (действующая, приостановлена, прекращена).

Выписка оформляется и направляется в личный кабинет на едином портале в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления эксперта.

23. Решение об отказе в аттестации принимается Министерством культуры Российской Федерации с учетом решения Совета при наличии одного из следующих оснований:

а) несоответствие соискателя требованию, указанному в подпункте "в" пункта 4 настоящих Правил;

б) установление факта представления соискателем заведомо ложных и (или) недостоверных документов, указанных в пунктах 5 и 6 настоящих Правил;

в) прекращение ранее действовавшей аттестации по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 33 настоящих Правил, в течение года, предшествующего дате подачи заявления об аттестации.

24. О решениях, указанных в пунктах 20 и 23 настоящих Правил, Министерство культуры Российской Федерации уведомляет соискателя посредством направления уведомления в личный кабинет на едином портале, почтового отправления или электронного сообщения с помощью сети "Интернет" и одновременно возвращает представленные на бумажном носителе документы соискателю.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»