ГУБЕРНАТОР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2023 года N 16-пг

Об Инвестиционной декларации Санкт-Петербурга



В целях улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, создания условий для опережающего инвестиционного развития Санкт-Петербурга и достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года",

постановляю:

1. Утвердить Инвестиционную декларацию Санкт-Петербурга согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2013 N 33-пг "Об Инвестиционной декларации Санкт-Петербурга".

3. Контроль за выполнением постановления остается за Губернатором Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов



Приложение
к постановлению
Губернатора Санкт-Петербурга
от 28.02.2023 N 16-пг



Инвестиционная декларация Санкт-Петербурга

1. Общее описание целей инвестиционного развития Санкт-Петербурга


Настоящая Декларация разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Санкт-Петербурга, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Настоящей Декларацией утверждаются инвестиционные обязательства Санкт-Петербурга, закрепляющие главные принципы взаимодействия Санкт-Петербурга и инвесторов.

Главными целями инвестиционного развития Санкт-Петербурга являются увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" на 70% до 2030 года по сравнению с 2020 годом, а также улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга.

В условиях возрастающей важности обеспечения экономической и социальной стабильности в масштабах как Санкт-Петербурга, так и Российской Федерации, инвестиционная политика Санкт-Петербурга в перспективе будет направлена на поддержку действующих отраслей, традиционно являющихся драйверами городской экономики, в частности: промышленности, транспортно-логистического комплекса, сформированной туристской дестинации Санкт-Петербурга.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 771-164, инвестиционная политика Санкт-Петербурга направлена на обеспечение благоприятного инвестиционного климата, рост инвестиционной активности, увеличение объемов привлекаемых инвестиций и снижение инвестиционных рисков.

Основными направлениями и инструментами инвестиционной политики, обеспечивающими достижение целей инвестиционного развития Санкт-Петербурга, являются:

формирование положительного инвестиционного имиджа Санкт-Петербурга;

развитие механизмов для повышения инвестиционной активности;

снижение административных барьеров и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью;

подготовка территорий для реализации инвестиционных проектов;

развитие инвестиционной и инновационной инфраструктуры.

Реальный рост инвестиций в основной капитал планируется путем прямого воздействия на экономическую активность, улучшение делового климата, развитие финансовых инструментов для финансирования инвестиционных программ. В частности, такое воздействие включает:

поддержку крупных частных инвестиционных проектов, в том числе через механизмы соглашения о защите и поощрении капиталовложений, масштабных инвестиционных проектов, стратегических инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов и пр.;

поддержку инвестиционных проектов и зон развития, в том числе за счет внедрения регионального инвестиционного стандарта.

2. Общее описание регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в Санкт-Петербурге


В целях формирования системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации сформирована концепция регионального инвестиционного стандарта (далее - Стандарт).

Стандарт включает в себя следующие элементы:

1. Инвестиционная декларация является обязательством перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий для ведения бизнеса, обеспечивает формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

2. Агентство развития представляет институт в целях привлечения частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, содействия инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов и повышения инвестиционной привлекательности.

В Санкт-Петербурге агентство развития представлено Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга.

3. Инвестиционный комитет существует в целях формирования благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, разрешения разногласий и споров инвестора с органами власти, органами местного самоуправления, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов, не урегулированных агентством развития, в досудебном порядке.

В Санкт-Петербурге инвестиционный комитет представлен Штабом по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, созданным постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 13.03.2014 N 12-пг "О создании Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге".

4. Инвестиционная карта формируется для обеспечения доступа инвесторов к следующей информации: распределение ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов; необходимая инфраструктура, а также площадки для реализации инвестиционных проектов; наличие преференциальных режимов (территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон); реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты.

5. Свод инвестиционных правил представляет собой оптимальный алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта, по ключевым направлениям деятельности (обеспечение доступа к дорожной инфраструктуре; подключение к сетям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения; получение земельных участков в аренду; оформление разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию; оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект).

Информация о Стандарте является открытой и доступной для всех субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности и на постоянной основе размещается в подсистеме "Инвестиционный портал Санкт-Петербурга" Единой справочно-информационной системы "Развитие территории и недвижимости Санкт-Петербурга" по адресу https://spbinvestment.ru (далее - инвестиционный портал).

Настоящая Декларация является ключевым элементом Стандарта, закрепляющего обязательства Санкт-Петербурга перед инвестором.

Настоящая Декларация включает в себя общее описание целей инвестиционного развития Санкт-Петербурга, ключевые характеристики Санкт-Петербурга, отражающие инвестиционный потенциал и приоритеты Санкт-Петербурга; инвестиционные обязательства Санкт-Петербурга; описание инвестиционной команды Санкт-Петербурга.

3. Ключевые характеристики Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург - город федерального значения Российской Федерации, административный центр Северо-Западного федерального округа, один из крупнейших в России промышленных, транспортных, научно-образовательных, культурных, туристических и управленческих центров, имеющий статус "второй столицы" и важного контактного центра региона Балтийского моря.

Численность населения Санкт-Петербурга по состоянию на 01.01.2022 составляет 5,6 млн. человек. Численность занятого в экономике населения превышает 3 млн. человек, 86,5% занятых в экономике имеют профессиональное образование.

Экономика Санкт-Петербурга отличается многоотраслевым характером и стабильными темпами роста.

Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) Санкт-Петербурга по итогам 2020 года превышает 5,2 трлн.руб., среднегодовой темп роста ВРП Санкт-Петербурга за последние 5 лет составляет 1,2%.

Санкт-Петербург расположен у восточной оконечности Финского залива Балтийского моря. Санкт-Петербург занимает площадь 1439 кв.км, из них территория высокоплотной, почти сплошной застройки составляет 650 кв.км. Санкт-Петербург выполняет роль драйвера экономического развития, что оказывает синергетический эффект для развития регионов Северо-Запада Российской Федерации.

3.1. Наличие необходимой инфраструктуры


Благодаря уникальному географическому положению на побережье Балтийского моря Санкт-Петербург является удобным транспортно-логистическим узлом, представленным всеми видами транспортного сообщения. В настоящее время транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга объединяет внешний и городской транспорт, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, а также всех участников транспортно-логистической деятельности.

В перспективе в рамках модернизации и расширения магистральной инфраструктуры предусмотрена реализация федерального проекта "Транспортно-логистические центры" путем создания в Санкт-Петербургском транспортном узле на южном берегу Финского залива мультимодального транспортно-логистического центра в целях обеспечения перевалки грузовых потоков назначением из портов Балтийского бассейна и обслуживания грузопотоков международных транспортных коридоров "Восток-Запад" и "Север-Юг".

Удобное расположение Санкт-Петербурга позволит городу также стать частью транспортно-логистического проекта по развитию Северного морского пути - кратчайшего морского пути, соединяющего Европейскую часть России с Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Скоростная автомобильная дорога М-11 "Нева", соединяющая Московскую кольцевую автомобильную дорогу с кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга, способствует строительству новых транспортно-логистических центров на юге Санкт-Петербурга и развитию новых территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Планируется, что дальнейшее развитие инфраструктуры и маршрутной сети аэропорта "Пулково", развитие железнодорожного узла, осуществляющего как грузовые железнодорожные перевозки (включая транзитные), так и пассажирские перевозки в пригородном, дальнем и скоростном сообщениях, может дать дальнейший толчок развитию транспортно-логистического комплекса и интенсивному развитию внутреннего въездного туризма.

Кроме того, развитие транспортно-логистической деятельности предусматривает:

строительство крупных транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих обработку грузов;

строительство высокоскоростной магистрали "Москва - Санкт-Петербург";

строительство новых линий и станций метрополитена и скоростного трамвая, сооружение транспортно-пересадочных узлов;

развитие внутригородского и пригородного железнодорожного сообщения в Санкт-Петербурге;

строительство Северо-Восточного и Юго-Западного железнодорожных обходов Санкт-Петербурга для вывода транзитного грузового движения за границы города;

строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающих связь Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соседними странами и субъектами Российской Федерации;

развитие въездных магистралей и улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, строительство транспортных развязок и пешеходных переходов на разных уровнях для повышения пропускной способности автомобильных дорог и снижения аварийности;

увеличение мощности морских портов, развитие автодорожных и железнодорожных подходов к ним, повышение доли железнодорожного и внутреннего водного транспорта в обеспечении перевозок грузов, следующих через морские порты;

сооружение второго терминала аэропорта "Пулково";

строительство узловых транспортно-логистических центров;

обновление подвижного состава всех видов транспорта.

Инвестиционная привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена в том числе наличием промышленной инфраструктуры.

Всего в Санкт-Петербурге насчитывается около 50 крупных промышленных зон. В ходе реализации мероприятий по инвестиционному развитию производственных зон применяется комплексный подход к освоению территорий с привлечением бюджетных средств, при котором Санкт-Петербург осуществляет градостроительную, инженерную и транспортную подготовку производственных площадок, а также проводит работу по подготовке документации по планировке территорий нежилых зон.

3.2. Преференциальные режимы и меры поддержки

3.2.1. Масштабные инвестиционные проекты


Одним из механизмов поддержки инвесторов в Санкт-Петербурге является присвоение наиболее значимым для города с социально-экономической точки зрения проектам статуса стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга, который предусматривает следующие льготы:

предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду без проведения торгов;

уменьшение арендной платы за земельный участок, предоставленный для строительства, до 1,5% от его кадастровой стоимости;

возможность выкупа участка, полученного целевым назначением, по сниженной цене;

сопровождение инвестиционного проекта на всех стадиях реализации.

Также в числе прочих к механизмам поддержки инвесторов, планирующих реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов производственного назначения, при условии их соответствия требованиям, установленным Правительством Санкт-Петербурга, относится получение земельных участков без проведения торгов. Предоставление земельных участков в таком случае предусматривается по сниженной цене (1 руб. за 1 кв.м) на период строительства.

3.2.2. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений


Одним из новых механизмов государственной поддержки крупного бизнеса является механизм соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК).

СЗПК дает инвесторам следующие преимущества:

применение стабилизационной оговорки в течение всего периода инвестиций (данная оговорка гарантирует, что после заключения соответствующего СЗПК условия коммерческой деятельности инвестора не ухудшатся в результате изменений в законодательстве, за некоторыми исключениями);

субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»