ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 декабря 2022 года N 4261-р

[Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года]



1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия);

план первоочередных мероприятий по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года.

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации программных и плановых документов, а также при принятии в пределах своей компетенции решений о регулировании деятельности автомобильной промышленности Российской Федерации и мерах ее поддержки.

3. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации целевых программ и иных документов.

4. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 19, ст.2804);

распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 263-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 9, ст.867).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2022 года N 4261-р

     

Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года

     

I. Общие положения

     

1. Ключевые направления Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года


Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики по развитию автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года.

В Стратегии проведена оценка фактического состояния автомобильной отрасли и производства компонентов, определены целевое видение развития автомобильной отрасли, основные направления развития мировой автомобильной отрасли, направления развития инфраструктуры для инновационного транспорта, сформулированы цели и приоритеты развития автомобильной отрасли и производства компонентов, целевые показатели реализации Стратегии, приведены оценка рисков реализации Стратегии и способы их минимизации, определены организационные, нормативно-правовые и информационные основы реализации Стратегии.

Основными инструментами реализации Стратегии являются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и других программ.

Финансовое обеспечение мероприятий Стратегии предполагает привлечение средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Реализация Стратегии обеспечит вклад автомобильной промышленности в достижение национальных целей развития Российской Федерации по повышению производительности труда, приросту численности занятых, приросту реальной заработной платы, увеличению валовой добавленной стоимости и росту объема инвестиций в основной капитал.

Стратегия направлена на решение ключевых стратегических задач по созданию и производству высоколокализованной конкурентоспособной продукции, удовлетворению спроса потребителей Российской Федерации на продукцию автомобильной отрасли, создание современных сервисов мобильности, цифровых автомобильных сервисов и обновление парка автомобилей за счет развития научно-технологического и кадрового потенциала автопроизводителей и производителей компонентов, реализации проектов в области локализации и развития производства компонентов и материалов, осуществления мер, направленных на поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых в целях инновационного развития автомобильной отрасли, закрепления за российскими юридическими лицами прав на результаты интеллектуальной деятельности в области создания критически важных технологий в автомобильной промышленности и обеспечения ее технологического суверенитета.

Реализация Стратегии обеспечит конкурентоспособность российской автомобильной промышленности и возможность экспорта технологий на глобальном уровне за счет создания производств инновационного транспорта - электромобилей, гибридных автомобилей, включая автомобили на водородных топливных элементах, и автономных автомобилей. В частности, планируются появление линейки российских электромобилей с достижением значительных темпов роста продаж (65-70 процентов в год с долей электротранспортных средств не менее 15 процентов совокупного объема автомобильного рынка в натуральном выражении к 2030 году), создание новых производств компонентов и материалов для электромобилей и гибридного транспорта с наращиванием их экспорта, включая тяговые батареи, ячейки к ним, катодные и анодные материалы, другие компоненты и материалы.

В качестве одного из ключевых механизмов наращивания производственного и научного потенциала предлагаются углубление кооперации автомобильных компаний и поставщиков, а также организаций, занимающихся ремонтом автомобилей и компонентов, со смежными отраслями и консолидация усилий государства, автопроизводителей, химических, металлургических, информационно-телекоммуникационных компаний, научных, инжиниринговых и общественных организаций в целях освоения новых технологий и выведения на рынок продукции с новыми свойствами.

2. Основания и предпосылки для разработки Стратегии


Стратегия разработана во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 21 июля 2022 г. N Пр-1288 по итогам совещания по вопросам развития автомобильной промышленности, прошедшего 16 июня 2022 г., и в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Стратегия является документом отраслевого планирования и синхронизирована со следующими программными документами и национальными проектами Российской Федерации:

Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N 1877-р;

Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 20-р;

Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2020 г. N 1512-р;

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. N 666 "О сокращении выбросов парниковых газов";

план мероприятий ("дорожная карта") по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. N 350-р;

Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N 2162-р;

Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N 2290-р;

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;

инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Электроавтомобиль и водородный автомобиль" и "Беспилотные логистические коридоры";

проекты Национальной технологической инициативы по направлениям "Автонет", "Нейронет", "Энерджинет", "Технет", "Сейфнет" и "Эдунет".

Стратегия является основой для разработки государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, содержащих мероприятия, направленные на развитие автомобильной промышленности и смежных отраслей.

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики и определяет социально-экономический и научно-технический уровень развития страны в целом и отдельных ее регионов. В автомобильной отрасли в 2021 году работало около 0,3 млн. человек (среднегодовая численность работников) и была сформирована валовая добавленная стоимость производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в размере 1,1 трлн. рублей. Автомобильная отрасль создает мультипликативный эффект, обеспечивая в совокупности со смежными отраслями экономики занятость более чем 2,8 млн. человек. Развитие автомобилестроения создает потребность в высокотехнологичной продукции металлургической, химической, электротехнической, электронной отраслей, станкостроения и других отраслей промышленности.

Автомобильная отрасль демонстрирует положительный и растущий вклад в бюджет Российской Федерации - объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2,2 раза превышает размер субсидий, ежегодно выделяемых для поддержки автомобильной отрасли. Так, в 2016-2021 годах суммарный объем налоговых поступлений от предприятий автомобильной отрасли составил 861 млрд.рублей, в то время как объем финансирования мероприятий по поддержке автомобильной промышленности составил за указанный период 387 млрд.рублей. При этом в 2016-2021 годах ежегодный объем налоговых поступлений вырос в 2,7 раза (с 72 до 197 млрд.рублей), а доля автомобильной отрасли в общем объеме собираемых налогов с 0,5 процента до 0,7 процента.

Автомобильная отрасль Российской Федерации занимает около 2 процентов в объеме мирового рынка по итогам 2021 года (доля увеличилась с 1,6 процента в 2016 году). При этом зависимость автомобильной отрасли от иностранных технологий, а также импортных поставок компонентов и оборудования приводит к отрицательному торговому балансу. Торговые войны Соединенных Штатов Америки и Китая и нарушение цепочек поставок во всем мире во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020-2022 годах обусловили дефицит полупроводников и микроэлектроники в мире и в Российской Федерации, рост цен на сырье (в частности, цена на сталь в 2021 году выросла на 80 процентов) и компоненты, который усугубился значительным ростом цен на энергоносители в 2022 году.

В связи с изменением геополитической ситуации в 2022 году автомобильная промышленность Российской Федерации столкнулась с рядом новых вызовов - существенное падение спроса на российском рынке (на 55 процентов в первом полугодии 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 года), остановка и приостановка ряда автомобильных производств, связанные прежде всего с решением иностранных производителей об уходе с российского рынка, а также со сложностями в поставках значимых комплектующих и материалов, в том числе в связи с введением экономических санкций со стороны ряда стран, риски банкротства и сокращение сети автомобильных дилеров.

Все это создает новые условия функционирования и вызовы для автомобильной отрасли и требует стратегического ответа.

II. Анализ результатов реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р


Анализ реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р, свидетельствует об успешном выполнении ряда задач. Так, к 2021 году обеспечены потребности рынка за счет внутреннего производства автомобилей на 80-90 процентов по легковым автомобилям, легким коммерческим автомобилям и автобусам (целевой уровень к 2025 году) и на 68 процентов по грузовым автомобилям, рост экспорта автомобилей (на 22 процента в денежном выражении в 2016-2021 годах) и автомобильных компонентов (на 82 процента), а также положительная динамика по разработке и выведению на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим тенденциям.

В части задачи выведения на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами (в области электродвижения, автономного вождения) удалось достичь прогресса - в Российской Федерации начали развиваться проекты по производству тяговых батарей и электромобилей, а также по созданию зарядной инфраструктуры. Доля электромобилей в объеме автомобильного рынка в натуральном выражении по результатам 2021 года составила 1,1 процента.

В части задачи наращивания технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производимых автомобилей до 70-85 процентов (доля стоимости компонентов, субкомпонентов и сырья, произведенных в Российской Федерации, в общей стоимости спецификации автомобиля, в денежном выражении) существует значительный потенциал для развития. Уровень локализации в 2019-2020 годах составил 50-55 процентов в силу недостаточного объема инвестиций для динамичного развития производителей компонентов в связи с ориентацией большинства автопроизводителей на крупнейших иностранных поставщиков компонентов и отсутствия требований по локализации отдельных критически важных компонентов, систем безопасности и комфорта.

Несмотря на достигнутые отдельные успехи, сохраняют свою актуальность следующие проблемы, принятые во внимание при разработке Стратегии:

отрицательный торговый баланс в 2009-2021 годы сформировался в результате реализации стратегии локализации сборочных производств иностранных производителей, в связи с чем произошло замещение импорта автомобилей на импорт автокомпонентов, который достиг 50-56 процентов объема производства автомобилей в денежном выражении;

сохраняющаяся зависимость автопроизводителей в Российской Федерации от иностранных поставщиков компонентов ввиду отсутствия локального производства компонентов или их неконкурентоспособное (в том числе по цене) качество;

необходимость развития инфраструктуры для массового использования новых продуктов в области электротранспорта, автономного вождения, газомоторной техники.

III. Фактическое состояние автомобильной отрасли

     

1. Объем, структура производственных мощностей и уровень их загрузки


Общий объем производственных мощностей (показатель среднегодовой мощности) в 2021 году составил 2,95 млн. автомобилей в год, в том числе легковых автомобилей - 2,43 млн. штук, легких коммерческих автомобилей - 0,34 млн. штук, грузовых автомобилей - 0,31 млн. штук, автобусов - 0,05 млн. штук.

Средний уровень загрузки производственных мощностей в 2021 году в сегменте легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей составил 60 процентов, грузовых автомобилей - 58 процентов, автобусов - 29 процентов, что, с одной стороны, негативно сказывается на финансовых результатах деятельности автопроизводителей и конкурентоспособности выпускаемой продукции, а с другой стороны, обеспечивает возможность наращивания производства с учетом потребностей рынка. При этом наращивание загрузки потребует замены существенной части поставщиков (в силу отказа иностранных партнеров от поставок компонентов на российский рынок), замены модельного ряда и (или) технологического партнера.

Производственные мощности, принадлежащие российским предприятиям, составляют около 70 процентов в сегментах легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (1,9 млн. штук), 75 процентов - в сегменте грузовых автомобилей (0,1 млн. штук) и 100 процентов - в сегменте автобусов (0,05 млн. штук). Этих мощностей достаточно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка по всем сегментам (к 2035 году по базовому сценарию прогнозируется объем рынка легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей (совокупно) в размере 1,8 млн. штук, грузовых автомобилей - 0,13 млн. штук, автобусов - 0,02 млн. штук) при решении задач по обеспечению комплектующими и перенастройке производственных мощностей под производство новых моделей.

Кроме того, возникают проблемы технологического обеспечения производства, поскольку значительная часть производственного оборудования предприятий автомобильной отрасли является импортной с соответствующими текущими ограничениями по ее обслуживанию, что может потребовать смены поставщиков технологического оборудования и оснастки, в том числе переориентации на поставщиков из дружественных стран или развития средств производства для автомобильной отрасли внутри Российской Федерации.

Совокупный объем производства в автомобильной отрасли Российской Федерации в 2021 году составил около 3,2 трлн. рублей (в стоимостном выражении).

2. Уровень консолидации автомобильной отрасли


Уровень консолидации автомобильной отрасли в Российской Федерации в значительной степени различается по сегментам.

Производство легковых автомобилей до настоящего времени было существенно фрагментировано. В 2021 году доля 3 ведущих производителей в объеме производства в натуральном выражении в сегменте легковых автомобилей в Российской Федерации составила около 56 процентов, тогда как во Франции - 68 процентов, в Германии - 72 процента, в Индии - 75 процентов, в Турции - 82 процента, в Польше - 89 процентов, в Иране - 90 процентов, в Италии - 91 процент, в Южно-Африканской Республике - 92 процента.

Производство легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов в Российской Федерации консолидировано в значительно большей степени - доля 3 ведущих производителей в объеме производства в натуральном выражении по итогам 2021 года составила - легких коммерческих автомобилей - 79 процентов, грузовых автомобилей - 90 процентов и автобусов - 87 процентов общего объема производства этой техники.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»