• Текст документа
  • Статус
Документ в силу не вступил

ГОСТ Р 59034-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Требования к качеству услуг по перевозке угля в открытом подвижном составе

Services in railway transport. Requirements for the quality of services for the transportation of coal in open-top rolling stock


ОКС 45.020

Дата введения 2021-02-01


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта" [РУТ (МИИТ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 сентября 2020 г. N 651-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности перевозки угля железнодорожным транспортом в открытом подвижном составе по территории Российской Федерации.

Перевозка угля в данном стандарте включает в себя следующие грузы согласно перечням [1] и [2]:

- брикеты буроугольные;

- брикеты каменноугольные;

- кокс пековый каменноугольный;

- концентрат угольный;

- промпродукт угольный;

- топливо печное каменноугольное;

- уголь бурый;

- уголь гранулированный;

- уголь каменный всякий;

- шихта угольная;

- шлам угольный.

Настоящий стандарт не распространяется на перевозку угля в контейнерах.

Под открытым подвижным составом в данном стандарте следует понимать:

- полувагоны;

- вагоны-хопперы открытого типа;

- платформы.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22235-2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

ГОСТ Р 52298 Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования

ГОСТ Р 58664-2019 Услуги на железнодорожном транспорте. Перевозка скоропортящихся грузов. Общие требования к качеству

ГОСТ Р 58855 Услуги на железнодорожном транспорте. Качество услуг в области грузовых перевозок. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 22235, ГОСТ 34056 и ГОСТ Р 58855.

4 Требования к обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей

4.1 Работники компании (перевозчика, оператора железнодорожного подвижного состава), осуществляющие непосредственное обслуживание грузоотправителей/грузополучателей, при выполнении своих функций должны соблюдать требования, аналогичные требованиям, установленным ГОСТ Р 58664-2019 (раздел 5).

4.2 Информационно-справочные услуги грузоотправителям и грузополучателям при перевозке угля в открытом подвижном составе необходимо оказывать в соответствии с требованиями, аналогичными требованиям, установленным ГОСТ Р 58664-2019 (раздел 6).

4.3 Перевозка угля в открытом подвижном составе на железнодорожном транспорте может быть осуществлена на основании согласованной и принятой перевозчиком к исполнению заявки на перевозку, оформленной и поданной грузоотправителем в соответствии с требованиями федерального закона [3] (статья 11) и правил [4].

4.4 При перевозке угля в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, вместе с заявкой на перевозку груза должна быть подана заявка на перевозку в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику, в соответствии с требованиями правил [5].

4.5 При перевозке угля отправительскими маршрутами вместе с заявкой на перевозку груза должна быть подана заявка на перевозку груза маршрутами в соответствии с требованиями правил [6].

4.6 Информация о местонахождении и режиме работы подразделений перевозчика, уполномоченных принимать заявки на перевозку груза, должна быть размещена перевозчиком в источниках, доступных для грузоотправителей.

4.7 Грузоотправитель должен быть проинформирован о сроках подачи и рассмотрения заявки на перевозку груза, установленных правилами [4] в соответствии со статьей 11 федерального закона [3].

4.8 Заявка на перевозку груза с результатами ее согласования должна быть возвращена перевозчиком грузоотправителю не позднее чем за три дня до заявленной даты отправки груза.

4.9 В случае возврата грузоотправителю несогласованной заявки на перевозку груза перевозчик должен приложить к ней обоснованную причину отказа в перевозке угля на выбранном маршруте.

4.10 Перевозчик должен уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе любым из способов, заранее выбранным по соглашению сторон в соответствии с требованиями правил [7].

5 Требования к выполнению коммерческих операций

5.1 Оформление перевозочных документов установленных форм [8] на перевозку угля необходимо осуществлять в соответствии с требованиями правил [9].

5.2 При оформлении перевозочных документов на бурый и каменный уголь, являющиеся смерзающимися грузами, соблюдают также требования раздела IV правил [10].

5.3 Прием угля к перевозке перевозчик должен осуществлять с соблюдением правил [11] путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или порчи, а также соблюдения требований технических условий [12].

5.4 При приеме к перевозке бурого и каменного угля, а также угольного шлама перевозчик может отказать в приеме груза к перевозке при несоблюдении грузоотправителем требований по подготовке смерзающихся грузов к перевозке в соответствии с правилами [10].

5.5 Перевозчик может принять к перевозке бурый и каменный уголь без применения профилактических мер против смерзания при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием такого груза. При этом необходимо информировать владельца вагона о повышении риска повреждения вагона вследствие выгрузки смерзшегося груза.

5.6 Взвешивание необходимо осуществлять с целью определения массы груза в вагоне после погрузки в соответствии с требованиями правил [11] в части выполнения технологических операций и статьей 26 федерального закона [3] в части распределения ответственности между перевозчиком и грузоотправителем.

5.7 Взвешивание должна проводить сторона договора перевозки груза, осуществляющая погрузку, на вагонных весах с остановкой вагонов или во время движения вагонов на вагонных весах, предназначенных для этого способа взвешивания и поверенных в установленном порядке.

5.8 Выдачу угля грузополучателю и приемо-сдаточные операции необходимо осуществлять в соответствии с требованиями правил [7].

5.9 Перед выдачей груза перевозчик осуществляет проверку путем визуального осмотра угля в вагоне на наличие признаков утраты или недостачи.

5.10 При отсутствии обстоятельств, предусматривающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза в соответствии со статьей 41 федерального закона [3], уголь выдается в вагонах без проверки количества и массы.

5.11 При выявлении случаев, предусмотренных статьей 41 федерального закона [3], количество и масса груза должны быть определены путем взвешивания на вагонных весах.

6 Требования к выполнению грузовых операций

6.1 Род и вид открытого подвижного состава должны быть выбраны грузоотправителем в зависимости от физико-химических свойств груза, вида применяемых для выполнения погрузочно-разгрузочных операций устройств, сооружений и механизмов.

6.2 Под погрузку угля должны подаваться пригодные для перевозки конкретного груза технически исправные вагоны. Вагоны должны иметь исправные кузова и крышки разгрузочных люков (при наличии), исключающие просыпание груза, а также исправные запорные механизмы и устройства блокировки (при наличии), предотвращающие открытие люков, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов. При перевозке угля фракции менее 10 мм крышки разгрузочных люков должны быть заделаны уплотнителями, исключающими просыпание грузов.

6.3 Техническую пригодность вагонов, подаваемых под погрузку угля, должен определять перевозчик согласно федеральному закону [3].

6.4 Пригодность вагонов для погрузки угля в коммерческом отношении осуществляет сторона договора перевозки, осуществляющая погрузку.

6.5 Грузоотправитель имеет право отказаться от погрузки в технически неисправные вагоны и/или вагоны, непригодные в коммерческом отношении для перевозки угля.

6.6 Порядок информирования владельца неисправного и/или непригодного вагона об отказе грузовладельца от погрузки в этот вагон, а также дальнейшие действия по замене вагона определены правилами [11].

6.7 Уголь необходимо загружать в вагон без превышения грузоподъемности вагона, указанной на его трафарете. При погрузке угля в вагоны сочлененного типа дополнительно необходимо соблюдать требования эксплуатационной документации на вагоны по равномерности загрузки тележек.

6.8 При погрузке угля в вагоны сочлененного типа все секции одного вагона должны загружаться грузом одного наименования.

6.9 Время выполнения погрузочно-разгрузочных операций не должно превышать нормативного времени, установленного документами владельца грузового фронта в зависимости от объемов погрузки и выгрузки, технического оснащения и утвержденной технологии, если иное не предусмотрено договором.

6.10 Погрузочно-разгрузочные работы с углем необходимо производить в соответствии с требованиями ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.2) при использовании полувагонов, ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.4) при использовании вагонов-платформ, ГОСТ 22235-2010 (подраздел 4.7) при использовании вагонов-хопперов открытого типа.

6.11 Устройства, взаимодействующие с вагонами при выполнении погрузочно-разгрузочных операций с углем, должны соответствовать требованиям ГОСТ 22235-2010 (раздел 5).

6.12 При перевозке угля мелкой фракции сторона договора перевозки, осуществляющая погрузку, обязана обеспечить сохранность груза и исключить его просыпание в пути следования.

6.13 Перед началом погрузки необходимо проверять температуру, влажность и другие физико-химические свойства бурого и каменного угля, отнесенных к смерзающимся грузам, для предотвращения его слеживания, комкования и смерзания.

6.14 Профилактические меры и средства, применяемые для предотвращения смерзания бурого и каменного угля, должны быть определены грузоотправителем по согласованию с грузополучателем.

6.15 Применение профилактических мер против смерзания бурого и каменного угля необходимо осуществлять в периоды года, указанные в приложении 2 к правилам [10].

6.16 Для предотвращения смерзания бурого и каменного угля необходимо применять профилактические меры, приведенные в приложении 3 к правилам [10].

6.17 Поверхность погруженного в открытый вагон груза во всех случаях, кроме сортовых и рядовых углей, брикетов, отправляемых на сортировочные установки обогатительных фабрик, должна быть разровнена и уплотнена в соответствии с оформленной грузоотправителем и согласованной перевозчиком инструкцией. При этом "шапка" должна иметь в поперечном сечении форму трапеции с нижним основанием, не выступающим выше уровня бортов кузова вагона.

6.18 По согласованию с владельцем вагона разравнивание и уплотнение груза в вагоне может осуществляться механизированным способом. При этом используемые механизмы должны отвечать требованиям ГОСТ 22235-2010 (раздел 5).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 59034-2020 Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к качеству услуг по перевозке угля в открытом подвижном составе

Название документа: ГОСТ Р 59034-2020 Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к качеству услуг по перевозке угля в открытом подвижном составе

Номер документа: 59034-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 15 сентября 2020

Дата начала действия: 01 февраля 2021