Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58664-2019



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Перевозка скоропортящихся грузов. Общие требования к качеству

Services in railway transport. Transportation of perishable goods. General quality requirements



ОКС 45.020

Дата введения 2020-03-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Российский университет транспорта" (РУТ (МИИТ))

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 045 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2019 г. N 1171-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на процессы оказания услуг, связанные с перевозкой скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации.

Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству и потребительским характеристикам услуг, отражающих специфику и отличительные особенности перевозки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом в изотермических вагонах и изотермических контейнерах.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 22235-2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ

ГОСТ 30595/ГОСТ Р 51005 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества

ГОСТ 30596/ГОСТ Р 51006 Услуги транспортные. Термины и определения

ГОСТ 34056 Транспорт железнодорожный. Состав подвижной. Термины и определения

ГОСТ Р 50697 (ИСО 1496-2-88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытаний. Часть 2. Контейнеры изотермические

ГОСТ Р 52202 (ИСО 830-99) Контейнеры грузовые. Термины и определения

ГОСТ Р 55056 Транспорт железнодорожный. Основные понятия. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30596, ГОСТ Р 55056, ГОСТ Р 52202, ГОСТ Р 50697, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 грузоотправитель (отправитель): Физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона и указано в перевозочном документе.

3.2 грузополучатель (получатель): Физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа, порожнего грузового вагона.

3.3

изотермический вагон: Крытый вагон с термоизоляцией, предназначенный для перевозки грузов, требующих поддержания в определенном диапазоне температуры груза в течение ограниченного интервала времени его доставки.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.3.17]


Примечание - В настоящем стандарте данный термин включает в себя вагоны, имеющие оборудование для охлаждения, нагрева или контроля за атмосферой, так и не имеющие такого оборудования в соответствии с ГОСТ 34056.

3.4

изотермический контейнер: Контейнер с теплоизолированными стенками, дверями, полом и крышей, которые обеспечивают ограничение теплообмена между внутренним пространством контейнера и внешней средой.

[ГОСТ Р 50697-94, статья 3.1]


Примечание - В настоящем стандарте данный термин включает в себя как контейнеры, имеющие оборудование для охлаждения, нагрева или контроля за атмосферой, так и не имеющие такого оборудования в соответствии с ГОСТ Р 52202.

3.5 качество услуги: Совокупность характеристик услуги, определяющих ее пригодность удовлетворять потребности клиентов.

3.6 оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.

3.7 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю).

3.8 перевозочный документ: Документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа [проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция].

3.9

скоропортящийся груз (железнодорожный транспорт): Груз в процессе железнодорожной перевозки, состояние которого или пригодность для конкретной цели может ухудшиться в результате нежелательных изменений температуры, влажности или задержки в доставке.

[ГОСТ Р 55056-2012, статья 302]

3.10 работники, обслуживающие клиентов: Сотрудники компании (перевозчика, оператора железнодорожного подвижного состава), осуществляющие непосредственное обслуживание клиентов (грузоотправителей/грузополучателей) и общение с ними.

     4 Общие требования

4.1 При предоставлении услуг по перевозке скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом необходимо соблюдать положения федеральных законов [1] и [2], правил [3]-[8], а также выполнять требования ГОСТ 22235 в части обеспечения сохранности изотермических вагонов при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.

4.2 При оказании услуг по перевозке скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом определяющим требованием является соблюдение требуемых условий перевозки (температуры, влажности, вентилирования), необходимых для сохранения потребительских качеств груза на всех этапах осуществления грузовых железнодорожных перевозок, в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации, стандартами и техническими условиями на конкретные виды перевозимой продукции, организационно-правовыми документами перевозчика в части организации перевозочного процесса, оператора железнодорожного подвижного состава в части предоставления и обслуживания изотермических вагонов (контейнеров), грузоотправителя и грузополучателя.

4.3 Для перевозки скоропортящихся грузов могут быть использованы изотермические вагоны или изотермические контейнеры. Техническое оборудование изотермического вагона (контейнера) должно быть рассчитано на поддержание температурного режима, соответствующего температуре груза, предъявленного к перевозке.

4.4 Изотермические вагоны (контейнеры), используемые для перевозки скоропортящихся грузов, должны быть выбраны с учетом следующих параметров:

- род груза и его термическое состояние (низкотемпературный, замороженный, подмороженный, охлажденный, неохлажденный);

- вид упаковки груза;

- дальность и маршрут следования;

- скорость перевозки;

- климатический период перевозки (летний, переходный, зимний) на всем маршруте следования.

4.5 В зависимости от типа изотермического вагона или изотермического контейнера (по ГОСТ Р 50697) перевозка скоропортящегося груза может быть осуществлена в следующих режимах:

- с охлаждением;

- с отоплением;

- без охлаждения и отопления (режим "термос");

- в совмещенном режиме;

- с вентилированием;

- без вентилирования.

Примечание - В совмещенном режиме перевозка состоит из двух этапов: на первом этапе груз перевозится с охлаждением или отоплением, начиная с момента предъявления груженого изотермического контейнера с навесным дизель-генератором к перевозке до остановки дизель-генератора в связи с выработкой топлива; на втором - без охлаждения и отопления с неработающим холодильно-отопительным оборудованием (режим "термос") за счет тепловой энергии, аккумулированной грузом в процессе первого этапа.

4.6 Холодильно-отопительное оборудование изотермического вагона (контейнера), загруженного скоропортящимся грузом, перевозимым с охлаждением или отоплением, не должно находиться без энергоснабжения более 6 ч на любом этапе перевозки.

4.7 Перечень услуг, предлагаемых и оказываемых при организации и осуществлении перевозок скоропортящихся грузов, зависит от технико-технологических возможностей грузоотправителей и грузополучателей (наличие единого лицевого счета, погрузочно-выгрузочных средств, автоматизированного рабочего места и пр.), а также возможностей перевозчика по гарантированному соблюдению срока доставки и обеспечению сохранности груза.

4.8 Конкретный перечень необходимых ему услуг определяет грузоотправитель, исходя из предложений перевозчика и/или оператора железнодорожного подвижного состава и необходимости соблюдения технологии работы железнодорожного транспорта при перевозке скоропортящихся грузов.

4.9 Услуги, в том числе учитывающие особенности перевозки скоропортящихся грузов, должны быть предложены грузоотправителю при обращении к перевозчику или оператору железнодорожного подвижного состава и зафиксированы в договоре.

Примечание - Услуги сверх установленных договором перевозки могут быть оказаны только при наличии технико-технологической возможности перевозчика и за дополнительную плату.

     5 Требования к работникам, осуществляющим непосредственное общение с грузоотправителями и грузополучателями

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs