Статус документа
Статус документа

ПНСТ 345-2018

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ. ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ДАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Часть 5

Безопасный обмен данными с использованием симметричных технологий

Intelligent transport systems. Automatic vehicle and equipment identification. Electronic registration of Identification data for vehicles. Part 5. Secure communications using symmetrical techniques

ОКС 35.240.60

Срок действия с 2019-06-01

до 2022-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем" (ООО "НИИ ИТС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2018 г. N 77-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 24534-5-2011* "Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрационная идентификация (ERI) транспортных средств. Часть 5. Безопасный обмен данными с использованием симметричных технологий" (ISO 24534-5:2011 "Intelligent transport systems - Automatic vehicle and equipment identification - Electronic Registration Identification (ERI) for vehicles - Part 5: Secure communications using symmetrical techniques", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.      

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 105005 г.Москва, Армянский пер., д.9, стр.1 и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт описывает требования к электронной регистрации идентификационных данных (ERI), основывающейся на идентификаторе транспортного средства (ТС) (например, для распознавания органами государственной власти), предназначенной для использования в следующих случаях:

- при электронной идентификации местных и иностранных ТС органами государственной власти;

- производстве ТС, обслуживании во время эксплуатационного срока и идентификации при его окончании;

- управлении сроком службы (управлении жизненным циклом ТС);

- адаптировании данных ТС (например, при реализации на международном уровне);

- идентификации в целях обеспечения безопасности;

- сокращении количества совершаемых преступлений;

- оказании коммерческих услуг.

В настоящем стандарте учтена политика конфиденциальности и защиты данных и представлен обзор концепции с точек зрения бортового оборудования и оборудования дорожной инфраструктуры, необходимых для работы системы.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ПНСТ 342-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных. Часть 2. Эксплуатационные требования.

ПНСТ 343-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных. Часть 3. Данные транспортного средства.

ПНСТ 344-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных. Часть 4. Безопасный обмен данными с использованием асимметричных технологий.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авторизация (authorization): Предоставление прав и доступа к использованию оборудования.

3.2 активная угроза (active threat): Угроза преднамеренного несанкционированного изменения состояния системы

Пример - Модификация сообщений, воспроизведение сообщений, вставка ложных сообщений, маскировка в качестве уполномоченного лица и отказ в обслуживании.

3.3 аутентификация объекта (entity authentication): Подтверждение того, что объект является авторизованным.

3.4 безопасность (security): Защита информации и данных для того, чтобы неавторизованные лица или системы не могли их читать или модифицировать, а уполномоченным лицам или системам не было отказано в доступе к ним.

3.5 беспроводной интерфейс (air interface): Интерфейс без проводника между бортовым оборудованием (ОВЕ) и считывателем/опросным листом, посредством которого соединение бортового оборудования (ОВЕ) со считывателем/запросчиком осуществляется с помощью электромагнитных сигналов.

3.6 бортовой автор ERI (onboard ERI writer): Автор ЕВ является частью ее встроенного оборудования.

Примечание - Встроенный автор ERI может быть, например, устройством с бесконтактным соединением (РСD).

3.7 взаимная аутентификация (mutual authentication): Аутентификация объекта, идентифицирующая транспортные средства.

3.8 внешняя запись ERI (external ERI reader); считыватель ERI (ERI writer): Считыватель ERI, который не является частью ее встроенного оборудования.

Примечания

1 Внешний считыватель ERI не установлен внутри или снаружи транспортного средства.

2 Есть различие между ближним (DSRC) и удаленными внешними авторами. Считывающее устройство для приближения может быть, например, PCD, с учетом [1]. Внешний считыватель ERI может быть частью придорожного оборудования, ручного оборудования или мобильного оборудования. Удаленная внешняя запись ERI может быть частью бэк-офисного оборудования (BOE).

3.9 время жизни (lifetime): Период времени, в течение которого существуют предмет оборудования и его функции.

3.10 встроенное оборудование ERI (onboard ERI equipment): Оборудование, установленное внутри или снаружи транспортного средства и используемое для целей ERI.

Примечание - Встроенное оборудование ERI содержит ERT и, возможно, дополнительные устройства связи.

3.11 встроенный считыватель ERI (onboard ERI reader): Считыватель ERI является частью ее встроенного оборудования.

Примечание - Встроенный считыватель ERI может быть, например, устройством с бесконтактным соединением (PCD).

3.12 вызов (challenge): Элемент данных, выбранный случайным образом и отправленный верификатором заявителю, который используется заявителем в сочетании с секретной информацией, хранящейся заявителем, для генерации ответа, который отправляется верификатору.

Примечание - В настоящем стандарте термин "вызов" используется также в том случае, если ERT не имеет возможности шифрования, и вызов просто копируется без сохранения секретной информации.

3.13

данные ERI (ERI data): Данные идентификации транспортного средства, которые могут быть получены из ERT, состоящей из идентификатора транспортного средства и возможных дополнительных данных транспортного средства.

[ПНСТ 343-2018, пункт 3.4]

3.14 доверитель (principal): Объект, чья личность может быть аутентифицирована.

3.15 домен безопасности (security domain): Набор элементов, политика безопасности, орган безопасности и набор относящихся к безопасности действий, в которых элементы подчиняются политике безопасности для указанных действий, а политика безопасности администрируется центром безопасности для домена безопасности.

3.16

дополнительные данные транспортного средства (additional vehicle data): Данные электронной регистрации идентификационных данных (ERI) в дополнение к идентификатору транспортного средства.

[ПНСТ 343-2018, пункт 3.1]

3.17 заявитель (claimant): Объект, который является или представляет собой принципал для целей аутентификации, включая функции, необходимые для участия в обмене аутентификацией от имени принципала.

3.18 идентификация (identification): Действие или акт установления личности.

Примечание - См. также идентификацию транспортного средства.

3.19 идентификация транспортного средства (vehicle identification): Действие или акт идентификации транспортного средства.

3.20 ключ (key): Последовательность символов, которая управляет работой криптографического преобразования (например, шифрование, дешифрование, вычисление функции криптографической проверки, генерация подписи или проверка подписи).

Примечание - Адаптировано с учетом [2], определение 4.8.

3.21 ключ системного оператора (system operator key): Ключ доступа к системному оператору.

3.22 контроллер (verifier): Объект, который является или представляет объект, требующий аутентифицированного удостоверения личности.

Примечание - Верификатор включает в себя функции, необходимые для участия в обмене аутентификацией.

3.23 контроль доступа (access control): Предотвращение несанкционированного использования ресурса, в том числе несанкционированным образом.

3.24 конфиденциальность (confidentiality): Информация не предоставляется или не раскрывается неавторизованным лицам, организациям или процессам.

3.25 конфиденциальность (privacy): Право отдельных лиц контролировать или влиять на сбор и хранение информации, связанной с ними, а также на адресную передачу данной информации.

Примечание - Так как этот термин является правом отдельных лиц, его определение может носить субъективный характер, что необходимо учитывать при определенных обстоятельствах.

3.26 маскарад (masquarade): Процесс, предваряющий сущность как другую сущность.

3.27 обнаружение манипуляции (manipulation detection): Механизм, который используется для определения того, был ли модифицирован блок данных (случайно или преднамеренно).

3.28 оператор системы ERI (ERI system operator): Устройство записи ERI, используемое для прямого или косвенного ввода данных ERI в ERT путем вызова транзакций ERI.

Примечание - Если копир ERI обменивается блоками данных протокола ERI непосредственно по каналу передачи данных с ERT, его также называют ERR. Если он обменивается данными через один или несколько узлов, только последний узел в этой последовательности называется ERR. Как следствие внешний писатель ERI может в зависимости от конфигурации на борту действовать не для всех транспортных средств в качестве ERR.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».