Статус документа
Статус документа

ПНСТ 344-2018

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Интеллектуальные транспортные системы

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЯ. ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ДАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Часть 4

Безопасный обмен данными с использованием асимметричных технологий

Intelligent transport systems. Automatic vehicle and equipment identification. Electronic registration of identification data for vehicles. Part 4. Secure communications using asymmetrical techniques

ОКС 35.240.60

Срок действия с 2019-06-01

до 2022-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем" (ООО "НИИ ИТС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2018 г. N 76-пнст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 24534-4-2010* "Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрационная идентификация (ERI) транспортных средств. Часть 4. Безопасный обмен данными с использованием асимметричных технологий" (ISO 24534-4:2010 "Automatic vehicle and equipment identification - Electronic registration identification (ERI) for vehicles - Part 4: Secure communications using asymmetrical techniques", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.      

Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 101990 Москва, Армянский пер., д.9, стр.1 и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты", а также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к электронной регистрации идентификационных данных (ERI), основанной на идентификаторе транспортного средства (ТС) (например, для распознавания органами государственной власти), используемой в следующих случаях:

- при электронной идентификации местных и иностранных ТС органами государственной власти;

- производстве ТС, обслуживании во время эксплуатационного срока ТС и идентификации при его окончании;

- установлении срока службы (управлении жизненным циклом ТС);

- адаптировании данных ТС (например, для международных продаж);

- идентификации в целях обеспечения безопасности;

- сокращении числа совершаемых преступлений;

- при оказании коммерческих услуг.

Политика конфиденциальности и защиты данных действует в отношении информации, приведенной в настоящем стандарте. В настоящем стандарте представлено описание концепции с точек зрения бортового оборудования и оборудования дорожной инфраструктуры, необходимых для работы системы.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ПНСТ 343-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных транспортных средств. Часть 3. Архитектура

ПНСТ 344-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных. Часть 4. Безопасный обмен данными с использованием асимметричных технологий

ПНСТ 345-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматическая идентификация транспортного средства и оборудования. Электронная регистрация идентификационных данных. Часть 5. Безопасный обмен данными с использованием симметричных технологий

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авторизация (authorization): Предоставление прав, включающее обеспечение доступа на основе прав доступа.

3.2 активная угроза (active threat): Угроза преднамеренного несанкционированного изменения состояния системы.

3.3 аутентификация объекта (entity authentification): Подтверждение того, что предприятие является заявленным.

3.4 безотказность (non-repudiation): Ни одно из подразделений, участвующих в сообщении, не может полностью или частично наложить запрет на участие в сообщении.

3.5 беспроводной интерфейс (air interface): Интерфейс без проводника между бортовым оборудованием и считывателем/опросным листом, посредством которого соединение бортового оборудования (OBE) со считывателем/запросчиком осуществляется с помощью электромагнитных сигналов.

3.6 бортовой автор ERI (onboard ERI writer): Автор ERI, который является частью встроенного оборудования ERI.

3.7 верификатор (verifier): Объект, который является или представляет объект, требующий аутентифицированного удостоверения транспортного объекта.

3.8 внешняя запись ERI (external ERI reader); считыватель ERI (ERI writer): Считыватель ERI, который не является частью ее встроенного оборудования.

Примечания

1 Внешний считыватель ERI не установлен внутри или снаружи транспортного средства.

2 Есть различие между ближним (DSRC) и удаленными внешними авторами. Считывающее устройство для приближения может быть, например, PCD, с учетом [1]. Внешний считыватель ERI может быть частью придорожного оборудования, ручного оборудования или мобильного оборудования. Удаленная внешняя запись ERI может быть частью бэк-офисного оборудования (BOE).

3.9 время жизни (lifetime): Период времени, в течение которого существуют предмет оборудования и функции.

3.10 встроенное оборудование ERI (onboard ERI equipment): Оборудование, установленное внутри или снаружи транспортного средства и используемое для целей ERI.

Примечание - Встроенное оборудование ERI содержит ERT и может также содержать дополнительные устройства связи.

3.11 встроенный считыватель ERI (onboard ERI reader): Считыватель ERI является частью встроенного оборудования ERI.

Примечание - Встроенный считыватель ERI может быть, например, устройством с бесконтактным соединением PCD.

3.12 вызов (challenge): Элемент данных, выбранный случайным образом и отправленный верификатором заявителю, который используется заявителем в сочетании с секретной информацией, хранящейся заявителем, для генерации ответа, который отправляется верификатору.

Примечание - В настоящем стандарте термин "вызов" используется также в том случае, если ERT не имеет возможности шифрования и копируется без секретной информации.

3.13 главный (principal): Объект, чья личность может быть аутентифицирована.

3.14 данные ERI (ERI data): Данные идентификации транспортного средства, которые могут быть получены из ERT, состоящей из идентификатора и возможных дополнительных данных транспортного средства.

3.15 держатель ERT (ERT): Юридическое или физическое лицо, имеющее ERT.

Примечание - Держателем ERT может быть, например, держатель регистрационного номера или владелец, оператор или хранитель транспортного средства.

3.16 дополнительные данные транспортного средства (additional vehicle data): Данные электронной регистрации идентификационных данных ERI в дополнение к идентификатору транспортного средства.

3.17 запись ERI (ERI writer): Устройство, используемое для непосредственного или косвенного ввода данных ERI в ERT путем вызова транзакций ERI.

Примечание - Если копир ERI обменивается блоками данных протокола ERI непосредственно по каналу передачи данных с ERT, его также называют ERR. Если он обменивается данными через один или несколько узлов, только последний узел в этой последовательности называется ERR. Как следствие внешний писатель ERI может в зависимости от конфигурации на борту действовать для некоторых транспортных средств как ERR.

3.18 защита (security): Защита информации и данных для того, чтобы, с одной стороны, неавторизованные лица или системы не могли их читать или модифицировать, а с другой, уполномоченным лицам или системам был предоставлен доступ к ним.

3.19 заявитель (claimant): Объект, являющийся или представляющий собой принципал для целей аутентификации, включая функции, необходимые для участия в обмене аутентификацией от имени принципала.

3.20 идентификация (identification): Действие или акт установления личности.

Примечание - См. также: идентификация транспортного средства.

3.21 ключ (key): Последовательность символов, управляющая работой криптографического преобразования (например, шифрование, дешифрование, вычисление функции криптографической проверки, генерация подписи или проверка подписи).

3.22 ключ общедоступного шифрования (public encipherment key): Открытый ключ, который определяет преобразование открытого шифрования.

3.23 ключ частной подписи (private signature key): Закрытый ключ, определяющий преобразование частной подписи.

3.24 контроль доступа (access control): Предотвращение несанкционированного использования ресурса, в том числе несанкционированным образом.

3.25 конфиденциальность (confidentiality): Информация, не предоставляемая или не раскрываемая неавторизованным лицам, организациям или процессам.

3.26 конфиденциальность (privacy): Право отдельных лиц контролировать или влиять на сбор и хранение информации, относящейся к данным лицам, включая ее адресацию.

Примечание - Так как этот термин относится к праву отдельных лиц, он не может быть общепринятым, и его следует избегать, за исключением мотивации к требованию безопасности.

3.27 криптография (cryptography): Дисциплина, воплощающая принципы, средства и методы для преобразования данных, для того чтобы скрыть свой информационный контент, предотвратить его необнаруженную модификацию и/или несанкционированное использование.

3.28 маскарад (masquerade): Представлять один объект в качестве другого.

3.29 обнаружение манипуляции (manipulation detection): Механизм, используемый для определения того, был ли модифицирован блок данных (случайно или преднамеренно).

3.30 односторонняя аутентификация (unilateral authentification): Действие, позволяющее идентифицировать один объект для удостоверения личности другого, но не наоборот.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».