• Текст документа
  • Статус
Документ в силу не вступил


ПНСТ 261-2018

     
     
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Интеллектуальные транспортные системы


АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МОНИТОРИНГ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ОПОЛЗНЕОПАСНЫХ ГЕОМАССИВОВ


Общие положения


Intelligent transport systems. Automated monitoring of automobile road engineering structures and landslide areas. General



ОКС 33.040, 35.020

Срок действия с 2018-10-01
до 2021-10-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ прикладной телематики (ООО "НИИ ПТ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 57 "Интеллектуальные транспортные системы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2018 г. N 8-пнст


Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 109316 Москва, Волгоградский проспект, д.2 (адрес электронной почты - kandaurov_a@oriontlg.ru) и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.

В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Эксплуатация искусственных сооружений автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, документов по стандартизации, проектной и эксплуатационной документации. Выбор оптимальных режимов эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры становится все более актуальной хозяйственной задачей, решаемой транспортной отраслью.

Технологии интеллектуальных транспортных систем рассматриваются как одно из направлений инноваций, соответствующих приоритетным технологиям увеличения пропускной способности и оптимизации уровня загрузки автомобильных дорог, к которым относятся:

- технологии увеличения сроков службы искусственных сооружений на автомобильных дорогах;

- технологии автоматизированного планирования работ по ремонту искусственных сооружений автомобильных дорог с учетом приоритетности;

- технологии и методы прогнозирования срока службы мостовых сооружений и их конструкций.

Современный уровень развития автоматизированных информационных и измерительных технологий позволяет реализовывать высокотехнологичные автоматизированные системы оперативного контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры, внедрение инновационных информационных технологий в процессы содержания искусственных сооружений, обеспечивающие безопасность, сохранность и эффективное использование сооружений в течение установленного срока их службы.

Важнейшим условием организационного и технологического единства проводимых мероприятий по внедрению систем автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений автомобильных дорог, обеспечения их эффективного функционирования в составе интеллектуальных транспортных систем и взаимодействия с другими существующими и перспективными информационными системами транспортного комплекса является нормативное определение основ построения систем автоматизированного контроля состояния искусственных сооружений автомобильных дорог и основополагающей терминологии в этой сфере.

1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает основы организации автоматизированного мониторинга искусственных сооружений автомобильных дорог и оползнеопасных геомассивов, осуществляемого на постоянной основе в целях информационного обеспечения управления состоянием искусственных сооружений, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего назначения.

Требования настоящего стандарта распространяются на мостовые сооружения (мосты, путепроводы, эстакады и т.д.) и сооружения инженерной защиты (удерживающие и другие подобные сооружения), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования.

Настоящий стандарт не распространяется на мероприятия и работы, выполняемые в рамках строительного контроля при строительстве (возведении), реконструкции и капитальном ремонте искусственных сооружений автомобильных дорог, и мониторинг автодорожных тоннелей.

Положения настоящего стандарта предназначены для использования органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, организациями различных форм собственности, осуществляющими деятельность в сфере технической эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Настоящий стандарт следует использовать совместно с ПНСТ 262-2018.

При реализации систем, предназначенных для автоматизированного мониторинга искусственных сооружений автомобильных дорог и оползнеопасных геомассивов, в проектах интеллектуальных транспортных систем настоящий стандарт следует использовать также совместно с ГОСТ Р ИСО 14813-1, ГОСТ Р 56294 с учетом рекомендаций [1] и [2].

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 34.003 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения

ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

ГОСТ 33707 (ISO/IEC 2382:2015) Информационные технологии. Словарь

ГОСТ Р 8.654 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 2394 Конструкции строительные. Основные принципы надежности

ГОСТ Р ИСО 14813-1 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы

ГОСТ Р 52928 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения

ГОСТ Р 56294 Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем

ГОСТ Р 56829 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 57296 Интегрированный подход к управлению информацией жизненного цикла антропогенных объектов и сред. Описание данных для математического моделирования процессов жизненного цикла. Основные положения

СП 116.13330 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 22-02-2003

ПНСТ 262-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматизированный мониторинг искусственных сооружений автомобильных дорог и оползнеопасных геомассивов. Основы технической реализации

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если изменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающем эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 34.003, ГОСТ 33707, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 56829, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аппаратно-программный комплекс; АПК: Комплекс, состоящий из аппаратного и программного обеспечения автоматизированной системы, позволяющий осуществлять сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.

3.2 геомассив: Ограниченная часть геологической среды, влияющая на здания и сооружения посредством гидрогеологических и геодинамических процессов.

3.3 дистанционный доступ: Доступ к ресурсам системы обработки информации от удаленных абонентов интерфейса через аппаратуру передачи данных.

3.4 дистанционное управление: Процесс выполнения оператором или автоматическим устройством операций изменения состояния технических объектов, расположенных на расстоянии, передачей сигналов по линиям связи.

Примечание - В процессе дистанционного управления также осуществляется передача сигналов о выполнении операций (дистанционный контроль). При дистанционном управлении выполняются обычно простейшие операции - включение или отключение объекта, изменение режима его работы, передача сигналов о его состоянии.

3.5 защитное сооружение [сооружение инженерной защиты] (автомобильной дороги): Инженерная конструкция, предназначенная для защиты автомобильной дороги, людей и техники от воздействия опасных геологических и инженерно-геологических процессов.

3.6 измерение: Совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины.

3.7 измерительно-вычислительный комплекс: Конструктивно объединенная или территориально локализованная совокупность измерительных, вычислительных и других компонентов, обеспечивающих измерения, измерительные преобразования, вычислительные и логические операции, формирование и передачу мониторинговой информации в требуемом виде и с требуемой оперативностью.

3.8 интероперабельность: Способность двух или более информационных систем или компонентов к обмену информацией и к использованию информации, полученной в результате обмена.

3.9 информационное обеспечение (инструментальной подсистемы): Совокупность системно-ориентированных данных, описывающих принятый в подсистеме словарь базовых описаний (классификаторы, типовые модели, элементы автоматизации, форматы документации и т.д.), и актуализируемых данных о состоянии информационной модели объекта автоматизации на всех этапах его жизненного цикла.

3.10 критериальное значение параметра [пороговое значение параметра]: Наибольшее или наименьшее значение параметра, которое отдельно или в совокупности со значениями других параметров может свидетельствовать о переходе объекта из одного вида состояния в другой.

3.11

мониторинг: Систематическое или непрерывное наблюдение за объектом с обеспечением контроля и (или) измерения его параметров, а также проведение анализа с целью предсказания изменчивости параметров и принятия решения о необходимости и составе корректирующих и предупреждающих действий.

[ГОСТ Р 53114-2008, статья А.19]

3.12 мониторинговая информация: Совокупность данных, информации и сообщений, формируемых в результате мониторинга объекта и обстановки вокруг него.

Примечание - Мониторинговая информация может включать в себя данные измерений, координатно-временную информацию, информацию о результатах контроля параметров и определения состояния объекта, сообщения и служебную информацию.

3.13 мостовое сооружение [дорожное сооружение]: Искусственное сооружение, состоящее из пролетных строений, опор и других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, коммуникаций различного назначения.

3.14 напряженно-деформированное состояние: Совокупность внутренних напряжений и деформаций, возникающих при действии на материальное тело внешних нагрузок, температурных полей и других факторов.

Примечание - Параметры напряженно-деформированного состояния объекта характеризуют распределения напряжений, деформаций и перемещений в точках контроля, определяются измерительными, регистрационными и расчетными методами и являются основанием для оценки статической прочности и ресурса объекта на всех этапах его жизненного цикла.

3.15 параметр состояния [контролируемый параметр] (объекта): Параметр объекта, используемый при контроле его состояния.

3.16 перемещение: Линейные отклонения точек материального тела, углы поворота сечений, а также комбинации этих величин (взаимные смещения), характеризующие изменение положения материального тела под влиянием силовых нагрузок и температурных воздействий.

3.17 подсистема контроля технического уровня и эксплуатационного состояния искусственных сооружений; ПСК ИССО: Система, предназначенная для решения прикладных задач автоматизированного мониторинга искусственных сооружений автомобильных дорог и прилегающих геомассивов и используемая как инструментальная в составе комплексной подсистемы управления состоянием дорог при реализации проектов интеллектуальных транспортных систем.

3.18 подсистема управления состоянием дорог: Комплексная подсистема ИТС, функционирование которой направлено на обеспечение безопасности дорожного движения и номинальной пропускной способности автомобильных дорог, поддержания заданного уровня содержания дорожного полотна и элементов дорожной инфраструктуры, оперативного реагирования служб содержания дорог.

3.19 прогнозирование состояния (объекта): Процесс определения вероятных значений показателей состояния объекта, которые могут быть достигнуты к заданному моменту или в течение заданного интервала времени.

Примечание - Целью прогнозирования технического состояния может быть определение с заданной вероятностью интервала времени (ресурса), в течение которого сохранится работоспособное (исправное) состояние объекта или вероятности сохранения работоспособного (исправного) состояния объекта на заданный интервал времени.

3.20 программа мониторинга: Документ, определяющий совокупность работ по контролю процессов, протекающих в конструкциях искусственного сооружения и грунте, выполнение которых гарантирует решение задач мониторинга для достижения его целей.

3.21 пространственно-временное состояние (объекта): Состояние объекта как механической системы, характеризующее его положение в пространстве относительно принятой неподвижной системы отсчета и положение его частей относительно друг друга в некоторый момент времени.

Примечание - Положение объекта в пространстве в любой момент времени может быть определено по совокупности положений точек контроля объекта в пространстве относительно принятой неподвижной системы отсчета.

3.22 режим постобработки: Режим обработки информации, при котором взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами осуществляется с временной задержкой, установленной системой обработки информации.

Примечание - Режим постобработки предполагает работу с архивом ранее сохраненных данных о результатах измерений и иной информации и, как правило, используется для повышения точности определения значений контролируемых параметров в целях оценки состояния объекта и прогноза изменения этого состояния в перспективе.

3.23

режим реального времени: Режим обработки информации, при котором обеспечивается взаимодействие системы обработки информации с внешними по отношению к ней процессами в темпе, соизмеримом со скоростью протекания этих процессов.

[ГОСТ 15971-90, статья 45]

3.24 средство измерительной техники: Обобщающее понятие, охватывающие технические средства, специально предназначенные для измерений.

Примечание - К средствам измерительной техники относят средства измерений и их совокупности (измерительные системы, измерительные установки), измерительные принадлежности, измерительные устройства.

3.25 стандартный интерфейс: Интерфейс, взаимодействие устройств по которому регламентировано нормативным документом.

3.26 техническое обеспечение (инструментальной подсистемы): Совокупность всех технических средств, используемых при функционировании инструментальной подсистемы.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ПНСТ 261-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматизированный мониторинг искусственных сооружений автомобильных дорог и оползнеопасных геомассивов. Общие положения

Название документа: ПНСТ 261-2018 Интеллектуальные транспортные системы. Автоматизированный мониторинг искусственных сооружений автомобильных дорог и оползнеопасных геомассивов. Общие положения

Номер документа: 261-2018

Вид документа: ПНСТ

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Документ в силу не вступил

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2018 год
Дата принятия: 01 июня 2018

Дата начала действия: 01 октября 2018
Дата окончания действия: 01 октября 2021
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах