• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ОДМ 218.9.011-2016

     
     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем

     
     
Предисловие

     

     1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт интеллектуальных транспортных систем" (ООО "НИИ ИТС").
     

     2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
     

     3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства N 632-р от 25.04.2016 года.
     

     4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
     

     5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
     
     

     1 Область применения

     

     1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - ОДМ) устанавливает рекомендации к выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем.
     

     1.2 ОДМ устанавливает рекомендации по структуре и элементам подсистем интеллектуальных транспортных систем, а также рекомендации по актуализации банка подсистем интеллектуальных транспортных систем, применяемых на сети федеральных автомобильных дорог.
     

     1.3 ОДМ устанавливает рекомендации к порядку взаимодействия субъектов на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы.
     

     1.4 ОДМ устанавливает рекомендации по формированию архитектуры индикаторов эффективности, используемой на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы. В ОДМ Архитектуры индикаторов эффективности составляются для трех групп пользователей (государственная, социальная и коммерческая группы) в зависимости от целей и задач, заданных заказчиком, и состава пользователей локальным проектом интеллектуальной транспортной системы.
     

     1.5 ОДМ устанавливает рекомендации к формированию исходных данных в рамках обоснования проектов Интеллектуальных транспортных систем на федеральных автомобильных дорогах.
     

     1.6 Стандарт содержит актуальный банк подсистем ИТС, применяемых на сети автомобильных дорог.
     

     1.7 Положения ОДМ предназначены для применения Росавтодором и организациями при выполнении работ по обоснованию локальных проектов интеллектуальных транспортных систем.
     
     

2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
     
     ГОСТ Р 56829-2015 "Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения"
     
     ГОСТ Р 56294-2014 "Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем"
     
     ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
     
     ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.
     
     ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 "Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы".
     
     ОДМ 218.2.020-2012 "Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог"
     
     

3 Термины и определения

     
     В настоящем методическом документе применены следующие термины и соответствующие определения:
     

     3.1 вектор притяжения транспортного потока: Суммарное направление движения подавляющего большинства транспортных средств, однонаправленно движущихся в пределах принятой области распространения (зоны) локального проекта системы косвенного управления транспортными потоками.
     

     3.2 доминантный объект притяжения: Объект притяжения, входящий в список доминантных объектов притяжения.
     

     3.3 зона проблемы: область улично-дорожной сети, ограниченная областью распространения проблемы.
     
     Примечание - к проблеме можно отнести транспортные заторы, ДТП, иные чрезвычайные ситуации и др.
     
     

     3.4 зона последствий: область улично-дорожной сети, ограниченная областью распространения последствий от события в зоне проблемы.
     
     Примечание - зона последствий включает в себя как минимум зону проблемы.
     
     

     3.5 свободная зона: область улично-дорожной сети, на которой отсутствуют последствия от события в зоне проблемы.
     

     3.6 участок концентрации ДТП: участок улично-дорожной сети, соответствующий одному из следующих условий:
     
     - участок автомобильной дороги, не превышающих 200 м в населенных пунктах, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев
     
     - участок автомобильной дороги, не превышающих 1000 м вне населенных пунктов, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев;
     
     - пересечение автомобильных дорог, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев.
     

     3.7 очаг затруднения движения: участок улично-дорожной сети, включающий в себя зону последствий транспортных заторов, возникающих на этом участке с периодичностью не реже трех раз в неделю и характеризующийся уровнем загрузки движением по ОДМ 218.2.020-2012 более 0,9.
     

     3.8 транспортный спрос: спрос на перемещение участников дорожного движения или грузов за заданное время.
     
     Примечание - один из вариантов представления транспортного спроса являются матрица корреспонденции или качественная матрица корреспонденции.
     
     

     3.9 транспортное предложение: пространственно-временная характеристика дорожной сети, включающая пропускные способности элементов дорожной сети.
     

     3.10 директивное управление транспортного потока: Принцип управления транспортным потоком, предполагающий однозначность принятия решения участниками дорожного движения в соответствии с оказанным управляющим воздействием, подчинение которому регламентируется правилами дорожного движения.
     

     3.11 комплексная подсистема интеллектуальной транспортной системы: Совокупность систем транспортной телематики и дополнительных программно-аппаратных комплексов, обладающая целостностью и направленная на достижение комплексной цели в рамках стратегии управления и принятия решений на транспорте.
     
     Примечание - Комплексная цель заключается в повышении организации и безопасности дорожного движения, а также улучшении социальной сферы и сферы экономики, связанных с автомобильным транспортом.
     
     

     3.12 инструментальная подсистема интеллектуальной транспортной системы; инструментальная подсистема ИТС: Система транспортной телематики, направленная на решение одной или нескольких задач комплексной подсистемы.
     

     3.13 косвенное управление транспортными потоками: Принцип управления транспортным потоком через управление мотивацией участников дорожного движения посредством предоставления информации.
     
     Примечание - наиболее часто управление мотивацией осуществляется через предоставление информации о вариантах маршрутов и условий движения.
     
     

     3.14 локальный проект интеллектуальной транспортной системы; ЛП ИТС: Проект, предназначенный для управления отдельным узлом или группой взаимосвязанных узлов транспортной сети.
     

     3.15 нештатный режим управления: Управление объектом управления, требующее внесения изменений в штатный режим управления с учетом сложившейся ситуации.
     
     Примечание - Под нештатным режимом управления понимается режим управления, применяемый для ликвидации негативных последствий изменения состояния объекта управления и требующий вмешательства при выборе одного или нескольких сценариев управления.
     
     

     3.16 подсистема интеллектуальной транспортной системы: Часть интеллектуальной транспортной системы, обладающая целостностью и способная функционировать независимо от других частей.
     

     3.17 телематическая система, система транспортной телематики: Система, осуществляющая сбор, обработку и обмен информацией между различными пользователями и элементами транспортной системы.
     

     3.18 штатный режим управления: Управление объектом управления в соответствии с запланированной схемой работы, направленное на реализацию целей управления интеллектуальной транспортной системы.
     
     Примечание - Под штатным режимом управления понимается режим управления объектом управления в случае невозникновения конфликтности при выборе одного или нескольких сценариев управления.
     
     

     3.19 элемент подсистемы интеллектуальной транспортной системы; элемент подсистемы ИТС: Неделимый с функциональной точки зрения блок информационного, телематического или аппаратного обеспечения подсистем интеллектуальной транспортной системы, рассматриваемый как единое целое и обладающий системными свойствами.
     

     3.20 идеалистическая модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы; идеалистическая модель ЛП ИТС: Упрощенная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы, включающая предварительные физическую и функциональную архитектуры и*
_______________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     

     3.21 интеллектуальная транспортная система; ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
     

     3.22 локальный проект: Проект, имеющий определенные территориальные границы функционирования ИТС.
     

     3.23 уточненная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы: уточненная модель ЛП ИТС: Детальная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы, включающая физическую и функциональную архитектуры локального проекта интеллектуальной транспортной системы, структуру субъектов, иерархию компетенции органов исполнительной власти и регламенты межсубъектного взаимодействия.
     
     Примечание - Детальная модель локального проекта интеллектуальной транспортной системы основана на применении специальных методик определения технологий и подсистем, а также методик технико-экономического обоснования.
     
     

     3.24 физическая архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы: физическая архитектура ИТС: Иерархически организованная совокупность морфологических описаний подсистем ИТС и взаимосвязей между ними, а также взаимосвязей программного обеспечения и оборудования, входящих в их состав.
     
     Примечание - Физическая архитектура определяет основные требования к функционированию, взаимодействию и размещению элементной базы интеллектуальной транспортной системы.
     
     

     3.25 предварительная физическая архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы: предварительная физическая архитектура ИТС: Предварительная модель иерархически организованной совокупности подсистем интеллектуальной транспортной системы и взаимосвязи между ними.
     
     Примечание - Предварительная физическая архитектура интеллектуальной транспортной системы служит исходными данными для формирования физической архитектуры интеллектуальной транспортной системы.
     
     

     3.26 функциональная архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы: функциональная архитектура ИТС: Иерархически организованная совокупность функциональных описаний подсистем, субъектов и объектов ИТС, а также их взаимодействий.
     

     3.27 предварительная функциональная архитектура локального проекта интеллектуальной транспортной системы; предварительная функциональная архитектура ИТС: Предварительная модель иерархически организованной совокупности функций и задач подсистем интеллектуальной транспортной системы.
     
     Примечание - Предварительная функциональная архитектура интеллектуальной транспортной системы служит исходными данными для формирования функциональной архитектуры интеллектуальной транспортной системы.
     
     

     3.28 пользователь интеллектуальной транспортной системы; пользователь ИТС: Лицо или организация, непосредственно получающие данные от ИТС и способные действовать на основе этих данных или в соответствии с полученными решениями в области управления.
     

     3.29 индикатор эффективности локального проекта интеллектуальной транспортной системы; индикатор эффективности ИТС: Мера или характеристика оценки эффективности интеллектуальной транспортной системы.
     

     3.30 архитектура индикаторов эффективности интеллектуальных транспортных систем: архитектура индикаторов эффективности ИТС: Иерархическая структура индикаторов эффективности интеллектуальной транспортной системы, выстроенная в соответствии с целями заказчика.
     

     3.31 жизненный цикл локального проекта интеллектуальной транспортной системы; ЖЦ ИТС: Совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния ИТС во временных границах от формирования исходных требований к ней до окончания эксплуатации и утилизации комплекса средств ИТС.
     

     3.32 качественная матрица корреспонденции; КМК: Таблица, отражающая результат определения спроса, ориентированного относительно лимита пропускной способности в пределах принятой области распространения ЛП ИТС, определяемая методом анализа треков транспортных средств и состоящая из истоков, целей и маршрутов следования.
     

     3.33 матрица объектов притяжения: Массив списков доминантных объектов притяжения, расположенных в пределах принятой области распространения (зоны) локального проекта системы косвенного управления транспортными потоками с указанием их времени жизни, величины и характера (исходящий или транзитный) транспортного потока доминантных объектов притяжения.
     

     3.34 объект притяжения транспортного потока: Объект, к которому стремится значительная часть транспортного потока и который является ориентиром в системе информирования.
     
     Примечания
     

     1 Объект притяжения может быть конечным или промежуточным для участников дорожного движения.
     

     2 Примерами объектов притяжения могут служить перекресток, парковка крупного торгового центра, аэропорт, вокзал.
     
     

     3.35 матрица корреспонденции: Матрица, содержащая статистические данные о перемещении участников дорожного движения или грузов за заданное время.
     
     Примечание - Ячейками матрицы являются значения статистических данных о перемещении транспортных средств, пассажиров или грузов между пунктом, соответствующим номеру строки матрицы, в пункт, соответствующий номеру столбца матрицы.
     
     

     3.36 имитационное моделирование: Разновидность моделирования, реализуемого с помощью набора математических инструментальных средств, специальных имитирующих компьютерных программ и технологий программирования, позволяющих провести целенаправленное исследование структуры и функций реального сложного процесса и выполнить оптимизацию некоторых его параметров.
     
     

4 Обозначения и сокращения

     
     В настоящем методическом документе применены следующие обозначения и сокращения:
     
     CEN: European Committee for Standartization
     
     ISO: International Organization of Standartization
     
     АСУДД: Автоматизированная система управления дорожным движением.
     
     ДИТ: Динамическое информационное табло.
     
     ДТП: Дорожно-транспортное происшествие.
     
     ДУТП: Директивное управление транспортными потоками.
     
     ЗПИ: Знак переменной информации.
     
     ИТС: Интеллектуальная транспортная система.
     
     КМК: Качественная матрица корреспонденции.
     
     КУТП: Косвенное управление транспортными потоками.
     
     ЛП: локальный проект;
     
     ЛП ИТС: Локальный проект интеллектуальной транспортной системы.
     
     МК: матрица корреспонденции;
     
     МОП: матрица объектов притяжения;
     
     ОДД: Организация дорожного движения.
     
     ОП: Объект притяжения.
     
     ПДД: Правила дорожного движения.
     
     ТП: транспортный поток;
     
     ТЗ: Техническое задание.
     
     ТС: Транспортное средство.
     
     ТЭО: технико-экономическое обоснование;
     
     УДД: Участник дорожного движения.
     
     УДС: Улично-дорожная сеть.
     
     ФЗ: Федеральный закон.
     
     ЦОД: Центр обработки данных
     
     ЧС: Чрезвычайная ситуация.
     
     

5 Общие положения

     

     5.1 Жизненный цикл ЛП ИТС включает в себя следующие этапы (Рисунок 5.1):
     

     1) инициатива по развитию ЛП ИТС;
     

     2) разработка задания на создание ЛП ИТС;
     

     3) разработка идеалистической модели ЛП ИТС;
     

     4) разработка уточненной модели ЛП ИТС;
     

     5) разработка проектной документации ЛП ИТС;
     

     6) внедрение ЛП ИТС;
     

     7) эксплуатация ЛП ИТС;
     

     8) планирование развития или вывод из эксплуатации ЛП ИТС.
     
     

Рисунок 5.1 - Последовательность этапов жизненного цикла ЛП ИТС

ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем

    
Рисунок 5.1 - Последовательность этапов жизненного цикла ЛП ИТС

          

     5.2 Обоснование ЛП ИТС должно включать следующие этапы:
     
     - инициатива по развитию ЛП ИТС;
     
     - разработка задания на создание ЛП ИТС;
     
     - разработка идеалистической модели ЛП ИТС;
     
     - разработка уточненной модели ЛП ИТС.
     
     Примечание - детализация этапов обоснования ЛП ИТС приведена в п.7.
     
     

6 Рекомендации по структуре и элементам подсистем интеллектуальных транспортных систем, используемых на сети федеральных автомобильных дорог

     

     6.1 Структура подсистем и элементов подсистем ИТС
     

     6.1.1 Структура подсистем ИТС должна быть выстроена по иерархическому принципу в соответствии с физической архитектурой ИТС, согласно ГОСТ Р 56294-2014 "Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектуре интеллектуальных транспортных систем" (Рисунок 6.1).
     
     

Рисунок 6.1 - Физическая архитектура ИТС

ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем

     
Рисунок 6.1 - Физическая архитектура ИТС

          

     6.1.2 Интеграционная платформа должна выполнять следующие функции:
     
     - предоставление предварительно обработанных данных от комплексных подсистем ИТС персоналу ЛП ИТС;
     
     - предоставление вариантов принятия решения персоналу ЛП ИТС в штатных и нештатных режимах;
     
     - принятие решений из существующего набора сценариев по управлению транспортной системой в штатном режиме;
     
     - координация работы всех комплексных подсистем ИТС.
     

     6.1.3 Интеграционная платформа ИТС должна обеспечивать решение следующих задач:
     
     - сбор и хранение данных от всех подсистем ИТС;
     
     - агрегирование и обработка текущих и ретроспективных данных;
     
     - визуализация текущего состояния транспортной системы;
     
     - представление данных в установленной отчетной форме;
     
     - определение режима функционирования транспортной системы;
     
     - корректировка работы подсистем ИТС;
     
     - управление транспортной системой с целью максимизации индикаторов эффективности ЛП ИТС.
     

     6.1.4 Подсистемы ИТС следует разделять на следующие типы:
     
     - комплексные подсистемы;
     
     - инструментальные подсистемы.
     

     6.1.5 Комплексная подсистема должна обеспечивать решение общих задач, выполнение которых позволяет достичь комплексной цели в рамках стратегии управления и принятия решений в сфере оказания транспортных услуг (Рисунок 6.2).
     

     6.1.6 Комплексная подсистема формируется путем объединения инструментальных подсистем с целью оптимизации индикаторов эффективности данных систем.
     

     6.1.7 В штатных ситуациях аппаратно-программное обеспечение комплексной подсистемы должно работать в автоматическом или автоматизированном режимах. В нештатных ситуациях аппаратно-программное обеспечение комплексной подсистемы должно функционировать как система помощи в принятии решения персоналом системы.
     

     6.1.8 Исполнительными элементами комплексной подсистемы являются инструментальные подсистемы, обеспечивающие реализацию основных функций комплексных подсистем (Рисунок 6.2).
     
     

Рисунок 6.2 - Структура подсистем ИТС, выполненная на базе одной комплексной подсистемы

ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем

     
Рисунок 6.2 - Структура подсистем ИТС, выполненная на базе одной комплексной подсистемы

          

     6.1.9 Локальный проект ИТС может состоять из одной или нескольких комплексных подсистем. Во втором случае, в качестве координатора всех подсистем локального проекта ИТС, должна использоваться интеграционная платформа (Рисунок 6.1).
     

     6.1.10 На физическом уровне комплексная подсистема должна состоять из следующих компонентов:
     
     - ряд инструментальных подсистем, как исполнительных элементов;
     
     - ЦОД, выполняющий задачи по принятию решений, включающий в себя персонал и оборудование для хранения, обработки и передачи данных.
     

     6.1.11 Инструментальная подсистема ИТС должна обеспечивать решение следующих задач:
     
     - сбор, передача, обработка и хранение данных о параметрах объекта мониторинга и (или) управления;
     
     - осуществление управляющего воздействия на транспортный поток, на участников дорожного движения и объекты дорожной и транспортной инфраструктуры.
     

     6.1.12 Инструментальные подсистемы могут формироваться путем объединения нескольких инструментальных подсистем, приведенных в банке подсистем (см. Приложение А), на уровне элементов подсистем ИТС.
     

     6.1.13 Исполнительными элементами инструментальной подсистемы являются элементы подсистем ИТС, обеспечивающие выполнение основных задач инструментальных подсистем.
     

     6.1.14 Элементы подсистем ИТС можно классифицировать следующим образом:
     
     - элементы, относящиеся к ТС;
     
     - элементы, относящиеся к дорожной инфраструктуре;
     
     - элементы, относящиеся к среде поддержания их коммуникативного взаимодействия;
     
     - элементы, относящиеся к центру обработки данных.
     

     6.2 Требования к анализу исходной документации для актуализации структуры (банка) подсистем и элементов подсистем ИТС, внедряемых на федеральных автомобильных дорогах.
     

     6.2.1 Актуальная структура подсистем и элементов ИТС должна формироваться на основании анализа отечественного и зарубежного опыта в сфере стандартизации, а также на основании научно-технической литературы, относящейся к сфере ИТС.
     

     6.2.2 Источники сбора исходных данных должны содержать следующие описания, характеристики, рекомендации и требования:
     
     - к доменным, физическим и функциональным архитектурам ИТС, построенным в соответствии с утвержденными концепциями ИТС или к архитектурам, определяющим соответствующие модели (доменную, физическую и функциональную) официально утвержденных локальных проектов ИТС;
     
     - к технологиям ИТС в целом и технологиям подсистем и элементов ИТС;
     
     - к подсистемам и элементам подсистем ИТС;
     
     - к телематическим системам и технологиям.
     

     6.2.3 Исходные данные, необходимые для внесения информации о подсистеме ИТС в банк подсистем ИТС, должны содержать в себе минимальный набор данных, позволяющий сформировать описания подсистемы ИТС в соответствии с шаблоном (п.6.3.10).
     

     6.3 Требования к актуализации структуры (банка) подсистем и элементов подсистем ИТС, внедряемых на федеральных автомобильных дорогах
     

     6.3.1 Структура подсистем и элементов ИТС и банк подсистем ИТС должны актуализироваться:
     
     - при внесении изменений в национальные стандарты, входящие в состав группы "Отечественная нормативно-техническая документация в сфере ИТС" (например, п.5.1.2);
     
     - при появлении национальных стандартов на подсистемы, которые не вошли в актуальный список подсистем ИТС;
     
     - по запросу Федерального дорожного агентства;
     
     - по обоснованному запросу сторонних организаций, согласованному в Федеральном дорожном агентстве.
     

     6.3.2 Запрос считается обоснованным, если в нем присутствуют доказательства наличия на рынке подсистемы (нескольких подсистем), не соответствующей ни одной из подсистем, приведенных в банке подсистем (Приложение В).
     

     6.3.3 Структура подсистем и элементов ИТС и банк подсистем ИТС должны актуализироваться не чаще, чем один раз в год.
     

     6.3.4 Процесс актуализации включает в себя:
     
     - изменение структуры подсистем ИТС или групп элементов подсистем ИТС:
     

     1) добавление новых типов подсистем ИТС или групп элементов подсистем ИТС;
     

     2) удаление неактуальных типов подсистем ИТС или групп элементов подсистем ИТС;
     

     3) изменение иерархии подсистем ИТС в структуре подсистем ИТС;
     
     - добавление новых подсистем в банк подсистем ИТС;
     
     - удаление неактуальных подсистем из банка подсистем ИТС;
     
     - модификация наименования или информации о подсистеме ИТС в банке подсистем ИТС.
     

     6.3.5 Используемая терминология должна соответствовать актуальной редакции ГОСТ Р 56829-2015 "Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения".
     
     Структура подсистем ИТС и наименования комплексных подсистем ИТС должны соответствовать проекту национального стандарта ГОСТ Р 56294-2014 "Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем".
     

     6.3.6 В случае, если в результате анализа источников исходных данных, указанных в п.6.2.1, выявлены новая подсистема ИТС, отсутствующая в банке подсистем ИТС (Приложение А), то данные подсистема должна быть внесена в банк подсистем ИТС. Если новая подсистема ИТС является инструментальной, то ее необходимо определить какие функции одной или нескольким комплексным подсистемам она реализует.
     

     6.3.7 Подсистема ИТС не является новой и не может быть внесена в банк подсистем ИТС (Приложение А), если ее назначение, доменная принадлежность и основные задачи совпадают с назначением, доменной принадлежностью и основными задачами одной из подсистем ИТС из банка подсистем ИТС. При этом наименование подсистемы ИТС может отличаться от наименования любой подсистемы из банка подсистем.
     

     6.3.8 При отсутствии информации о месте новой подсистемы ИТС в структуре подсистем ИТС, данная информация может быть определена косвенно на основании соотнесения функций и задач новой подсистемы ИТС с функциями и задачами подсистем ИТС верхнего уровня в иерархической структуре, либо по доменной принадлежности.
     

     6.3.9 Несколько схожих подсистем ИТС должны быть объединены в одну подсистему ИТС, объединяющую их основные задачи.
     

     6.3.10 Шаблон описания комплексной подсистемы ИТС должен включать в себя:
     
     - наименование подсистемы ИТС;
     
     - комплексные цели в соответствии с п.6.1;
     
     - основные функции подсистемы ИТС.
     

     6.3.11 Шаблон описания инструментальной подсистемы ИТС должен включать в себя:
     
     - доменная принадлежность с соответствии с ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 "Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы";
     
     - назначение подсистемы ИТС;
     
     - основные задачи подсистемы ИТС;
     
     - место подсистемы ИТС в физической архитектуре ИТС;
     
     - целевые индикаторы эффективности, на которые нацелена работа подсистемы ИТС.
     
     

7 Рекомендации по взаимодействию субъектов на этапе обоснования проектов интеллектуальных транспортных систем на федеральных автомобильных дорогах

     

     7.1 Классификация субъектов на этапе обоснования проектов интеллектуальных транспортных систем
     

     7.1.1 На этапе обоснования ЛП ИТС возможно выделить следующие субъекты:
     
     - Заказчик;
     
     - Исполнитель;
     
     - Субъекты среды внедрения;
     
     - Научно-экспертное сообщество.
     

     7.1.2 Субъект "Заказчик" (далее - заказчик) - это организация или группа организаций, которые выступают с инициативой создания ЛП ИТС, являются ее собственником, осуществляют финансирование всех работ по обоснованию ЛП ИТС.
     

     7.1.3 Заказчик может быть представлен одной или несколькими из перечисленных организаций:
     
     - исполнительные органы государственной власти;
     
     - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
     
     - государственные компании;
     
     - физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     7.1.4 Субъект "Исполнитель" (далее - исполнитель) - это организация, которая на договорной основе за счет финансирования заказчика берет на себя обязательства перед заказчиком ЛП ИТС по выполнению работ, связанных с обоснованием ЛП ИТС.
     

     7.1.4.1 Исполнитель может привлекать сторонние организации для выполнения отдельных видов работ на договорной основе (далее - субисполнитель).
     

     7.1.4.2 Субисполнитель - это организация или группа организаций, которая на договорной основе берет на себя обязательства перед исполнителем по выполнению отдельных видов работ и проведению консультаций, связанных с обоснованием ЛП ИТС.
     

     7.1.4.3 На выполнение работ субисполнителем исполнитель должен составить дополнительное ТЗ. Дополнительное ТЗ составляется в соответствии с основным ТЗ и может быть расширено, дополнено и детализировано.
     

     7.1.5 Субъект "Субъекты среды внедрения" (далее среда внедрения) - это организации, взаимодействие с которыми может потребоваться заказчику, исполнителю и научно-экспертному сообществу при проведении работ по обоснованию ЛП ИТС.
     
     Пример - К таким работам можно отнести получение разрешения на проведение работ или предоставление данных, а также консультации.
     

     7.1.5.1 Среда внедрения может включать в себя перечисленные организации:
     
     - исполнительные органы государственной власти;
     
     - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
     
     - бизнес сообщество.
     

     7.1.6 Субъект "Научно-экспертное сообщество" (далее - научно-экспертное сообщество) - это научно-исследовательские институты, научно-технические советы и иные научные организации или научные коллективы, аккредитованные заказчиком на проведение экспертной оценки результатов выполненных работ исполнителя.
     

     7.1.6.1 В качестве научно-экспертного сообщества рекомендуется привлекать научные организации или коллективы, проводящие исследования по следующим научным направлениям:
     
     - интеллектуальные транспортные системы;
     
     - организация и безопасность дорожного движения;
     
     - транспортная телематика;
     
     - проектирование и строительство дорог и сооружений дорожной инфраструктуры;
     
     - транспортная психология и психофизиология на транспорте;
     
     - экономика на транспорте;
     
     - экологическая безопасность;
     
     - эксплуатация автомобильного транспорта;
     
     - транспортные и дорожные технологии.
     

     7.2 Порядок взаимодействия субъектов на этапе обоснования локального проекта интеллектуальной транспортной системы
     

     7.2.1 Обоснование ЛП ИТС и взаимодействие субъектов должно проводиться в строгой последовательности соответствующей жизненному циклу ЛП ИТС (п.5).
     

     7.2.2 Начальным этапом обоснования ЛП ИТС должно являться формирование инициативы заказчика на разработку ЛП ИТС (Приложение Б, блок 0.1).
     

     7.2.3 На этапе "Разработка задания на создание ЛП ИТС" должны быть выполнены следующие мероприятия:
     
     - проведения первого этапа формирования исходных данных объекта внедрения;
     
     - формирование общих целей, требований и особенностей объекта внедрения ЛП ИТС;
     
     - разработка ТЗ на обоснование ЛП ИТС;
     
     - проведение конкурса на обоснование ЛП ИТС.
     

     7.2.3.1 Первый этап формирования исходных данных объекта внедрения ИТС должен проводиться заказчиком. Допускается выполнения данного этапа исполнителем (Приложение Б, блок 1.1).
     

     7.2.3.2 Формирование общих целей, требований и особенностей объекта внедрения ЛП ИТС должно осуществляться заказчиком (Приложение Б, блок 1.2).
     

     7.2.3.3 Данные для формирования общих целей, требований и особенностей объекта внедрения ЛП ИТС рекомендуется получать от среды внедрения (Приложение Б, блок 1.2.1).
     
     Примечание - Рекомендуется применение научно обоснованных целей и требований к объекту внедрения ЛП ИТС.
     
     

     7.2.3.4 ТЗ на обоснование ЛП ИТС должно разрабатываться заказчиком (Приложение Б, блок 1.3) за исключением случаев, предусмотренных п.7.2.3.5.
     

     7.2.3.5 По инициативе заказчика разработка ТЗ, выполнение отдельных пунктов ТЗ и консультации в договорном порядке могут быть осуществлены исполнителем, с привлечением научно-экспертного сообщества (Приложение А, блок 1.3.1).
     
     Примечание - В ТЗ должны быть учтены порядок проведения работ различными организациями и схема финансирования работ.
     
     

     7.2.3.6 Конкурс на обоснование ЛП ИТС должен проводиться заказчиком (Приложение А, блок 1.4).
     

     7.2.3.7 По итогам конкурса определяется исполнитель, соответствующий п.7.1.3, с которым должен быть заключен договор на выполнение работ по обоснованию ЛП ИТС (Приложение А, блок 1.4.1).
     

     7.2.4 На этапе "Разработка идеалистической модели ЛП ИТС" должны проводиться следующие мероприятия:
     
     - проведение второго этапа формирования исходных данных объекта внедрения;
     
     - разработка архитектуры индикаторов эффективности ЛП ИТС;
     
     - разработка идеалистической модели ЛП ИТС;
     
     - проведение экспертной оценки идеалистической модели ЛП ИТС;
     
     - принятие решения о разработке уточненной модели ЛП ИТС.
     

     7.2.4.1 Второй этап формирования исходных данных объекта внедрения ИТС должен проводиться исполнителем во взаимодействии со средой внедрения (Приложение А, блок 1.5).
     

     7.2.4.2 При проведении этапов формирования исходных данных требуется руководствоваться п.5.
     

     7.2.4.3 Для проведения обоснования ЛП ИТС заказчик и среда внедрения должны передать исполнителю исходные данные, предусмотренные в ТЗ на обоснование ЛП ИТС (Приложение А, блоки 1.5.1, 1.5.2).
     

     7.2.4.4 Архитектура индикаторов эффективности ЛП ИТС должна разрабатываться исполнителем (Приложение А, блок 2).
     

     7.2.4.5 При разработке архитектуры индикаторов эффективности ЛП ИТС требуется руководствоваться п.8.
     
     Примечание - в п.8 содержит описание целевых индикаторов эффективности уровня субъектов и уровня целевых индикаторов, при этом уровень функциональных индикаторов эффективности ЛП ИТС требуется детализировать в процессе обоснования ЛП ИТС непосредственно исполнителем.
     
     

     7.2.4.6 Разработанная архитектура индикаторов эффективности ЛП ИТС должна согласовываться с заказчиком (Приложение А, блок 2.1) и дорабатываться в соответствии с его замечаниями.
     

     7.2.4.7 Идеалистическая модель ЛП ИТС должна разрабатываться исполнителем (Приложение А, блок 3.1).
     

     7.2.4.8 При разработке идеалистической модели ЛП ИТС требуется руководствоваться п.5.
     
     Примечания
     

     1 Формирование состава, описание функций и задач подсистем ЛП ИТС, а также соответствие каждой подсистеме индикаторов эффективности ЛП ИТС указаны в п.5.
     

     2 Для определения состава подсистем ЛП ИТС необходимо произвести сравнение целевых индикаторов эффективности выбранных подсистем ИТС с сформированной архитектурой индикаторов эффективности ЛП ИТС.
     

     3 Предварительные функциональная и физическая архитектуры ЛП ИТС, входящие в идеалистическую модель ЛП ИТС, разрабатываются с учетом определенного ранее состава подсистем ЛП ИТС.
     
     

     7.2.4.9 Экспертная оценка идеалистической модели ЛП ИТС должна проводиться научным экспертным сообществом (Приложение А, блок 3.2).
     

     7.2.4.10 Исполнитель должен передать научно-экспертному сообществу материалы выполненных мероприятий по обоснованию ЛП ИТС в рамках разработки идеалистической модели и их результатов (Приложение А, блок 3.2.1).
     

     7.2.4.11 Исполнитель должен передать заказчику результаты выполненных мероприятий по обоснованию ЛП ИТС в рамках разработки идеалистической модели (Приложение А, блок 3.3.1).
     

     7.2.4.12 Научно-экспертное сообщество должно передать заказчику заключение о состоятельности результатов выполненных мероприятий по обоснованию ЛП ИТС, на основании которого заказчиком принимается решение о приемке идеалистической модели ЛП ИТС (Приложение А, блок 3.2.2).
     

     7.2.4.13 Решение о разработке уточненной модели ЛП ИТС принимается заказчиком (Приложение А, блок 3.3).
     

     7.2.5 На этапе "Разработка уточненной модели ЛП ИТС" должны проводиться следующие мероприятия:
     
     - проведение третьего этапа формирование исходных данных объекта внедрения ЛП ИТС и ввода ограничений;
     
     - проведение четвертого этапа формирования исходных данных объекта внедрения ЛП ИТС;
     
     - создание имитационной модели рассматриваемого участка сети дорог;
     
     - разработка уточненной модели ЛП ИТС и заключение о целесообразности разработки и внедрения ЛП ИТС;
     
     - проведение экспертной оценки обоснования ЛП ИТС;
     
     - принятие решения о целесообразности разработки и внедрения ЛП ИТС.
     

     7.2.5.1 Третьего этап* формирование исходных данных и уточнение ограничений среды внедрения должны проводиться исполнителем (Приложение А, блок 4).
_______________
     * Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
     
     

     7.2.5.2 Необходимые данные для проведения второго этапа формирования исходных данных объекта внедрения ЛП ИТС исполнителю рекомендуется получать от среды внедрения (Приложение А, блок 4.1).
     

     7.2.5.3 Четвертый этап формирования исходных данных объекта внедрения ИТС должен проводиться исполнителем (Приложение А, блок 5.1).
     

     7.2.5.4 Необходимые данные для проведения четвертого этапа формирования исходных данных объекта внедрения ЛП ИТС исполнителю рекомендуется получить от среды внедрения (Приложение А, блок 5.1.1).
     

     7.2.5.5 Создание имитационной модели рассматриваемого участка сети дорог должна осуществляться исполнителем (Приложение А, блок 5.2).
     

     7.2.5.6 Разработка уточненной модели ЛП ИТС и вынесение заключения о целесообразности внедрения ЛП ИТС должны осуществляться исполнителем (Приложение А, блок 5.3).
     

     7.2.5.7 Исполнитель должен передать научно-экспертному сообществу материалы, разработанные в рамках этапа обоснования ЛП ИТС (Приложение А, блок 5.4.1).
     

     7.2.5.8 Экспертная оценка результатов обоснования ЛП ИТС должна проводиться научным экспертным сообществом (Приложение А, блок 5.4).
     

     7.2.5.9 Исполнитель должен передать результаты обоснования ЛП ИТС заказчику (Приложение А, блок 5.5.1).
     

     7.2.5.10 Научно-экспертное сообщество должно передать заказчику заключение о состоятельности результатов обоснования ЛП ИТС (Приложение А, блок 5.5.2).
     

     7.2.5.11 Решение о целесообразности разработки и внедрении ЛП ИТС принимается заказчиком (Приложение А, блок 5.5).
     
     Схема взаимодействия субъектов на этапе обоснования ЛП ИТС представлена в графическом виде (Приложение А).
     
     

8 Рекомендации по формированию архитектуры индикаторов эффективности, используемой при обосновании проектов интеллектуальных транспортных систем

     

     8.1 Требования к формированию архитектуры индикаторов эффективности, используемой при обосновании проектов интеллектуальных транспортных систем
     

     8.1.1 На этапе обоснования ЛП ИТС при построении архитектуры индикаторов должны быть сформированы:
     
     - перечень индикаторов эффективности ИТС;
     
     - архитектура индикаторов эффективности ИТС в соответствии целями и задачами ЛП ИТС, сформированными заказчиком ЛП ИТС и составом пользователей;
     
     - взаимосвязь индикаторов эффективности и подсистем ИТС;
     
     Примечание - индикаторы к каждой инструментальной подсистеме указаны в приложении А.
     
     
     - оценка изменения индикаторов эффективности ИТС.
     

     8.1.2 Требования к составу целевых и функциональных индикаторов эффективности, используемых для обоснования проектов Интеллектуальных транспортных систем
     

     8.1.2.1 Структура целевых индикаторов, состоит из:
     
     - обеспечение безопасности дорожного движения;
     
     - обеспечение экологической безопасности;
     
     - повышение грузооборота;
     
     - повышение пассажирооборота;
     
     - повышение финансовой привлекательности проекта ИТС;
     
     - повышение комфорта пользователей.
     

     8.1.2.2 Структура функциональных индикаторов
     
     - Целевой индикатор обеспечения безопасности дорожного движения состоит из ряда основных функциональных индикаторов:
     

     1) количество ДТП;
     

     2) число раненых при ДТП (по уровню тяжести согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н)
     

     3) число погибших при ДТП;
     

     4) социальный риск;
     

     5) транспортный риск;
     

     6) суммарный ущерб транспортным средствам;
     

     7) суммарный ущерб объектам инфраструктуры;
     

     8) суммарный ущерб груза.
     
     - Целевой индикатор обеспечения экологической безопасности состоит из ряда основных функциональных индикаторов:
     

     1) объем выбросов загрязняющего вещества СО;
     

     2) объем выбросов загрязняющего вещества ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем;
     

     3) объем выбросов загрязняющего вещества СН;
     

     4) объем выбросов загрязняющего вещества ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем;
     

     5) объем выбросов частиц при износе шин, тормозных накладок, сцепления;
     

     6) уровень зашумленности.
     
     - Целевой индикатор повышения грузооборота состоит из ряда основных функциональных индикаторов:
     

     1) объем (количество) груза;
     

     2) эксплуатационные расходы на перевозку;
     

     3) средняя скорость движения ТС.
     
     - Целевой индикатор повышения пассажирооборота состоит из ряда основных функциональных индикаторов:
     

     1) количество пассажиров;
     

     2) эксплуатационные расходы на перевозку;
     

     3) средняя скорость движения ТС.
     
     - Целевой индикатор повышения финансовой привлекательности проекта ИТС состоит из ряда основных функциональных индикаторов:
     

     1) экономический эффект от применения ЛП ИТС;
     

     2) затраты на разработку и внедрение ЛП ИТС;
     

     3) эксплуатационные расходы ЛП ИТС.
     
     - Целевой индикатор повышения комфорта пользователей состоит из ряда основных функциональных индикаторов:
     

     1) уровень обслуживания (балл);
     

     2) пропускная способность дороги (сети дорог);
     

     3) уровень загрузки движением (доля);
     

     4) время в пути;
     

     5) надежность предоставляемой информации о времени прохождения запланированного участка пути;
     

     6) стоимость поездки (эксплуатационные затраты или стоимость проезда в общественном транспорте для различных групп автомобильных дорог);
     

     7) протяженность участков дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки;
     

     8) увеличение мобильности пользователей (транспортная подвижность);
     

     9) нервно-психическое напряжение, утомление пользователей в процессе поездки.
     

     8.1.2.3 В рамках проведенной работы рассмотрен основной (минимальный) перечень целевых и функциональных индикаторов необходимый на стадии обоснования проекта ИТС. Единицы измерения индикаторов эффективности ИТС представлены в Таблице 1.
     
     
Таблица 1 - Единицы измерения индикаторов эффективности ИТС
     

Целевые индикаторы

Функциональные индикаторы

Единицы измерения

Обеспечение безопасности дорожного движения

количество ДТП

ед.


число раненых при ДТП (по уровню тяжести согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. N 194н)

чел.


число погибших при ДТП;

чел.


социальный риск

руб.


Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем

Название документа: ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем

Номер документа: 218.9.011-2016

622-р

Вид документа: ОДМ

Распоряжение Росавтодора (Федерального дорожного агентства)

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Дата принятия: 25 апреля 2016

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах