ГОСТ 33947-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
Номенклатура показателей надежности и функциональной безопасности
Railway power supply. Nomenclature of dependability and functional safety indices
МКС 13.110
45.080
Дата введения 2017-07-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ), Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр ТРАНСПРОЕКТ" (ООО "НТЦ ТРАНСПРОЕКТ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 сентября 2016 г. N 91-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2016 г. N 1682-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33947-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2017 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55444-2013*
________________
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2016 г. N 1682-ст ГОСТ Р 55444-2013 отменен с 1 июля 2017 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Представленную в настоящем стандарте номенклатуру показателей надежности и функциональной безопасности используют для принятия решений по управлению объектами железнодорожного электроснабжения в целом, без деления их на составляющие устройства и элементы.
Настоящий стандарт распространяется на объекты железнодорожного электроснабжения и устанавливает для них номенклатуру показателей надежности и функциональной безопасности.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
ГОСТ 32192 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 32895 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 18322, ГОСТ 32192, ГОСТ 32895, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вероятность безопасной работы (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки опасный отказ объекта железнодорожного электроснабжения не возникнет.
3.2 вероятность безотказной работы (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ объекта железнодорожного электроснабжения не возникнет.
3.3 вероятность опасного отказа (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки объекта железнодорожного электроснабжения возникнет хотя бы один опасный отказ.
3.4 вероятность отказа (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в пределах заданной наработки возникнет отказ объекта железнодорожного электроснабжения определенного вида.
3.5 среднее время возврата к безопасному состоянию (объекта железнодорожного электроснабжения): Среднее время до восстановления объекта железнодорожного электроснабжения после опасного отказа.
3.6 гамма-процентный ресурс (объекта железнодорожного электроснабжения): Ресурс объекта железнодорожного электроснабжения, в течение которого объект железнодорожного электроснабжения не достигнет предельного состояния с вероятностью, выраженной в процентах.
3.7 гамма-процентный срок службы (объекта железнодорожного электроснабжения): Срок службы, в течение которого объект железнодорожного электроснабжения не достигнет предельного состояния с вероятностью, выраженной в процентах.
3.8 железнодорожное электроснабжение: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств, обеспечивающих электроснабжение потребляющих электроэнергию подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также электроснабжение тягового подвижного состава на электрифицированных железных дорогах.
Примечание - Термин приведен в соответствии с национальными стандартами и нормативными документам, действующими на территории государства, принявшего стандарт.
_______________
В Российской Федерации действует Технический регламент Таможенного СоюзаТР ТС 003/2011 "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 710.
3.9 интенсивность опасных отказов (объекта железнодорожного электроснабжения): Условная плотность вероятности возникновения опасного отказа объекта железнодорожного электроснабжения, определяемая при условии, что до рассматриваемого момента времени опасный отказ не возник.
3.10 интенсивность предотказов (объекта железнодорожного электроснабжения): Отношение числа предотказов объекта железнодорожного электроснабжения за его наработку к значению этой наработки.
3.11 коэффициент простоя (объекта железнодорожного электроснабжения): Вероятность того, что в произвольный момент времени возникла задержка поездов вследствие перехода объекта железнодорожного электроснабжения в неработоспособное состояние, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта железнодорожного электроснабжения по назначению не предусматривается.
3.12 коэффициент технической готовности (объекта железнодорожного электроснабжения): Отношение времени нахождения объекта железнодорожного электроснабжения в работоспособном состоянии к общей продолжительности эксплуатации в заданном интервале времени, включая все виды технического обслуживания и ремонта.
3.13 объект железнодорожного электроснабжения: Устройства, оборудование, сооружения и строения специального назначения, обеспечивающие функционирование подсистемы железнодорожного электроснабжения, или их совокупность.
Примечание - К объектам железнодорожного электроснабжения относят:
- тяговые и трансформаторные подстанции;