Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33327-2015 Рельсовые автобусы. Общие технические требования (с Поправкой)

     8.3 Требования к пульту управления

8.3.1 Пульт управления должен быть расположен в правой части кабины машиниста по основному ходу движения. Расстояние от заднего края ниши пульта (по оси симметрии ниши) до лобового окна должно быть от 700 до 900 мм. Глубина свободного пространства при этом на рабочих местах машиниста и помощника машиниста от заднего края пульта должна быть не менее 1200 мм. Верхний край пульта должен находиться на высоте от 1100 до 1200 мм от пола.

Пульт управления должен содержать вертикальную (информационную) панель и горизонтальную (моторную) панель. Горизонтальная панель пульта должна быть расположена на высоте не более 900 мм от пола и иметь угол наклона от горизонтальной плоскости от 6° до 20°.

Вертикальная панель пульта должна быть установлена с углом наклона от вертикальной плоскости от 20° до 40°.

Под пультом управления должны быть ниши для ног со следующими геометрическими размерами:

- высота от пола - не менее 830 мм;

- глубина - не менее 600 мм;

- ширина в зоне размещения стоп ног - не менее 600 мм.

В нишах пульта должны быть установлены подножки с площадкой для стоп ног шириной не менее 600 мм и глубиной не менее 500 мм. Угол наклона площадки от горизонтальной плоскости должен быть от 15° до 25°.

Подножку устанавливают так, чтобы высота заднего края подножки от пола составляла от 150 до 250 мм, при этом должно быть обеспечено свободное пространство на полу для стоп ног глубиной не менее 170 мм от заднего края пульта.

8.3.2 Геометрические размеры пульта, параметры досягаемости средств отображения информации и органов управления, видимости и обзорности с рабочего места машиниста и помощника машиниста в положениях "сидя" и "стоя" должны соответствовать санитарным нормам и эргономическим требованиям, установленным в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действуют СН и ЭТ ЦУВСС-6/35 "Тяговый и моторвагонный подвижной состав железнодорожного транспорта. Санитарные нормы и эргономические требования к проектированию кабин и оборудования тягового и моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта".

8.3.3 Основные органы управления (ОУ) и средства отображения информации (СОИ) размещают в наиболее удобной для манипулирования и обзора зоне в соответствии с требованиями, установленными в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт. Органы управления звуковыми сигналами большой (тифон) и малой (свисток) громкости, краны машиниста и кран вспомогательного тормоза должны быть установлены с правой стороны пульта управления.

_______________

В Российской Федерации действуют СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".

8.3.4 Управление песочницей должно осуществляться либо педалью, установленной в нише на площадке для ног под пультом управления, либо ручным клапаном (кнопкой), расположенной в зоне легкой досягаемости моторного поля рабочего места машиниста. Допускается установка педали и кнопки одновременно.

8.3.5 Переключатели, устанавливаемые на пульте управления, должны соответствовать эргономическим требованиям ГОСТ 22613, ГОСТ 22614 и ГОСТ 22615 и быть сгруппированы по функциональным признакам.

8.3.6 На пульте управления должно быть минимально необходимое число средств отображения информации (индикаторов и сигнализаторов), которые должны соответствовать эргономическим требованиям ГОСТ 21829 и техническим требованиям ГОСТ 5365.

Индикаторы могут быть стрелочными или цифровыми. Индикаторы, с которых количественная информация должна считываться с повышенной точностью, должны иметь подвижную стрелку и неподвижную шкалу.

Шкалы индикаторов, устанавливаемых на пульте управления, могут быть круглые, дуговые или прямолинейные. Индикаторы однородного функционального назначения должны иметь шкалы одинаковой формы.

При необходимости различения только двух состояний контролируемого параметра допускается использование бесцифрового стрелочного индикатора с сектором, окрашенным в сигнальный цвет.

Сигнализаторы аварийно-предупредительной сигнализации должны быть выполнены в виде сигнальных ламп или текстовых световых табло. Сигнальные лампы должны иметь колпачки красного цвета с рифленой или матовой поверхностью. Лампы предупредительной сигнализации должны подавать мигающий сигнал частотой от 2 до 5 Гц, а аварийной сигнализации - сигнал непрерывного свечения. Для предупредительной сигнализации допускается применять сигнальные лампы с колпачками белого и зеленого цветов, подающие сигнал непрерывного или мигающего свечения.

Допускается применение цветных светодиодов с учетом обеспечения требований санитарных правил по организации пассажирских перевозок, установленных в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действуют СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".

8.3.7 На пульте управления должна быть предусмотрена сигнализация о закрытом (открытом) положении всех наружных входных дверей в вагон рельсового автобуса и их блокировка.