Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33327-2015 Рельсовые автобусы. Общие технические требования (с Поправкой)

     11 Требования к электрооборудованию

11.1 Все электрооборудование должно быть выполнено по двухпроводной схеме. Электрооборудование и электропроводка должны иметь автоматическую защиту от перегрузки и короткого замыкания и соответствовать общим техническим требованиям противопожарной защиты нормативных документов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

_______________

В Российской Федерации действуют ЦТ-6 "Общие технические требования к противопожарной защите тягового подвижного состава".

11.2 Рамы панелей с электрическими аппаратами, металлические кожухи, ограждения электрооборудования и другое оборудование, которые в случае неисправности могут оказаться под напряжением свыше 42 В переменного тока и свыше 110 В постоянного тока, должны быть заземлены. Защитное заземление должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0.

Электрооборудование должно иметь закрытое исполнение. Размещение электрооборудования при наличии напряжения на токоведущих частях должно исключать несанкционированный доступ к нему. Камеры, шкафы, ящики, имеющие легкосъемные крышки, должны быть оборудованы блокировками.

При наличии доступа к токоведущим частям напряжением выше 500 В, подключенным к оборудованию, способному удерживать электрическую энергию, при отключении оборудования от источника должно быть предусмотрено наличие штатной индикации наличия опасного напряжения на токоведущих частях.

При отсутствии штатной индикации наличия опасного напряжения на токоведущих частях должны быть предусмотрены предупреждающие знаки безопасности.

При наличии штатных разрядных устройств должно быть указано максимальное время разряда.

11.3 Электротехническое оборудование должно быть рассчитано для работы в условиях эксплуатации при воздействии механических факторов внешней среды по ГОСТ 17516.1 следующим группам исполнения:

- М25 - при размещении в кузове и подвагонных камерах и ящиках;

- М26 - при размещении на обрессоренных частях тележек;

- М27 - при размещении на необрессоренных частях тележек.

Кабели и провода силовой цепи должны иметь защиту от механических повреждений.

Степень защиты оболочек электроаппаратуры, размещенной вне вагона, должна соответствовать степени IP65 по ГОСТ 14254.

11.4 Климатическое исполнение электрооборудования рельсовых автобусов в зависимости от места его расположения должно быть 1 или 2 категории по ГОСТ 15150.

11.5 Компоненты электрооборудования должны сохранять свои характеристики после длительного хранения при минимальной температуре минус 50°С. Допускается демонтировать блоки и мониторы, не выдерживающие температуры ниже минус 25°С.

11.6 Электрическое оборудование должно быть стойким к выпадению на его поверхности инея с последующим его оттаиванием. Кроме этого оно должно сохранять работоспособность в шкафах при конденсации в них влаги.

11.7 Номинальное значение напряжения цепей управления рельсовых автобусов должно составлять 110 В постоянного тока. Допускается применение напряжения 24 В постоянного тока.

11.8 При работающем двигателе вспомогательный генератор и его система регулирования должны обеспечивать поддержание в цепях управления номинального значения напряжения с точностью не более ±5% во всем диапазоне изменения нагрузки, частоты вращения и температуры окружающей среды. Допускается изменение напряжения бортовой сети не более чем на минус 30% и плюс 40% в течение не более 0,2 с.

11.9 Питание потребителей при работе двигателя должно быть осуществлено от генератора, а при заглушенном дизеле - от аккумуляторных батарей.

11.10 При заглушенном двигателе аккумуляторная батарея должна обеспечивать напряжение бортовой сети не менее 0,7 от номинального значения. Номинальная емкость аккумуляторных батарей должна быть достаточной для обеспечения не менее трех пусков двигателя без подзарядки и питания в течение не менее 1,5 ч систем управления, безопасности и сигнализации при заглушенном двигателе.

В начальный момент пуска двигателя допускается снижение напряжения в цепях управления до 40% от номинального значения. При прокрутке двигателя напряжение должно составлять не менее 50% от номинального значения.

11.11 Ящики с аккумуляторной батареей должны быть оборудованы вентиляционными устройствами, обеспечивающими удаление газов, выделяющихся при работе батареи. Концентрация водорода в объеме аккумуляторных ящиков должна быть не более 0,7%. Степень защиты электрооборудования аккумуляторной батареи должна быть IP65 по ГОСТ 14254.

11.12 Провода и кабели должны быть стойкими к низким температурам, к изгибам и воздействию топлива, масел, влаги.

Провода и кабели, предназначенные для присоединения к подвижным потребителям, должны в течение срока службы выдерживать воздействие изгибов с одновременным закручиванием. Они также должны быть защищены от перетирания при вибрации в местах их прокладки по корпусу.

11.13 В жгутах проводов цепей управления, соединяющих пары разнесенных монтажных сборочных единиц (электрошкафы, пульты, розетки внешних соединений), должны быть предусмотрены резервные провода, не менее двух и не более 10% в жгуте.

Число резервных проводов, цепей уточняют на стадии проектирования.

11.14 Сопротивление изоляции сухих и чистых цепей и аппаратов должно быть не ниже указанного в таблице 3.