Статус документа
Статус документа

    
     ГОСТ Р 55834-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение

ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТИРОВАНИЮ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ

Экологическая политика предприятия

Resources saving. Requirements to documentation by production of products. Environmental police of organization



ОКС 13.030.01

Дата введения 2015-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 "Обращение с отходами"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1771-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)     

Введение


В условиях хозяйственной деятельности отечественных предприятий после вступления России в ВТО одной из приоритетных задач бизнеса становится внедрение систем экологического менеджмента (на основе серии ГОСТ Р ИСО 14000) наряду с системами менеджмента качества (на основе серии ГОСТ Р ИСО 9000), безопасности труда (на основе серии стандартов на безопасность труда и серии OHSAS 18000) и энергоэффективности (на основе BS EN 16001:2009* "Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению").

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Требования по охране окружающей среды на стадиях жизненного цикла продукции и на этапах технологического цикла отходов, как правило, предприятия различных форм собственности устанавливают в политике по обеспечению качества, реже - в самостоятельной экологической политике или в различных сочетаниях, тем самым не охватывая многие из элементов хозяйственной деятельности, которые способствуют и обеспечивают сохранение и защиту окружающей среды от негативного влияния хозяйственной деятельности.

Компании не спешат (и не заинтересованы законодательно) вкладывать деньги в экологию, что помимо непосредственного ущерба окружающей среде ведет к еще большему углублению пропасти между отечественным и зарубежным бизнесом в экологической сфере.

Деятельность по экологической сертификации производств показала, что с заявками на нее обращаются преимущественно те природопользователи (предприятия, организации, компании, фирмы и др.), кто уже имеют сертификаты соответствия на системы качества. В то же время наличие тех и других сертификатов не всегда позволяет продавать продукцию с достаточной прибылью.

В сфере финансового обеспечения охраны и восстановления окружающей среды и природных ресурсов сложилась многолетняя тенденция сокращения расходов государства на экологические цели. Формирование государственного бюджета из года в год осуществляется с нарушениями действующего законодательства, в том числе и международного. В частности, не должно предусматриваться финансирование объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Игнорируются требования законодательства о платности природопользования, о введении специального экологического налога на экологически опасные виды продукции и технологии. Это своего рода компенсация за вред, причиненный окружающей среде. Таким образом, принцип "загрязнитель платит", введенный в России в 1992 году, в полной мере не работает.

Прежде всего нужно преодолеть сложившийся в обществе пагубный стереотип общественного сознания о приоритете экономических интересов над экологическими. Только в таких условиях природоохранная деятельность, требующая больших затрат финансовых средств, может стать объектом значительных инвестиций.

Менеджмент нередко определяют как управленческую деятельность в условиях ограниченности ресурсов с целью извлечения максимума из имеющихся у предприятия ресурсов. В последние десятилетия управленческая наука стала все теснее соприкасаться с такими специальными областями знания, как маркетинг, логистика, автоматизированные системы планирования, различные области прикладной психологии и социологии. В ряду таких областей знания все большее значение приобретает экология, что и приводит к выделению такого раздела управленческой науки, как экологический менеджмент, все более определяющий конкурентоспособность субъектов и объектов хозяйственной деятельности.

У человека, незнакомого со сложившейся на мировом рынке ситуацией, может возникнуть вопрос: почему экология попала в этот список? Казалось бы, это сугубо добровольное дело, вопрос сознательности компаний, относящийся более к сфере социальной ответственности товаропроизводителя. В реальности же экология давно стала одним из мощнейших факторов конкурентной борьбы: без соблюдения ее правил любая компания должна забыть о выходе на международный рынок, даже если качество ее продукции вне подозрений. Это наглядно иллюстрируют уже имевшие место провалы отечественного авто- и авиастроения. Например, сертифицированные в России самолеты не соответствуют по шуму и выбросам международным требованиям, автомобили в среднем хуже американских в три раза, а нормы Евро-3 были внедрены лишь в 2008 г., хотя в Европе они действуют с 2000 г. На рынке экологической сертификации превалируют иностранные компании, а со вступлением России в ВТО их будет еще больше.

Возможно, одним из главных стимулов для улучшения своих экологических показателей для российских фирм может стать кредитование в западных банках. Но перед получением любого значительного кредита предприятие должно проходить тщательный аудит, в том числе и экологический: без этого ни один западный банк не предоставит кредита сомнительной с экологической точки зрения фирме. На сегодня необходимость получения зарубежных кредитов стала важной причиной модернизации производства и инвестирования в экологический менеджмент.

Таким образом, возникает острая необходимость в том, чтобы каждый конкретный природопользователь формулировал свой подход к менеджменту окружающей среды, уделяя ей определенное место в системе своих приоритетов и планировании хозяйственного развития. Как правило, все эти функции выполняет документ, известный как экологическая политика компании.

Инициирование зарубежными промышленными компаниями деятельности по разработке и обоснованию экологической политики напрямую связано с развитием системы экологического менеджмента как одного из самых эффективных инструментов, позволяющих успешно осуществлять природоохранную деятельность. Одной из первых компаний, обнародовавших свою экологическую политику стала компания Royal Dutch/Shell Group: в 1960 году ею были приняты основные принципы природоохранной деятельности.

К сожалению, в современном российском бизнесе реализация экологической политики сталкивается с определенными трудностями. Одна из основных проблем заключается в том, что составление соответствующего документа зачастую осуществляется формально, к тому же практически отсутствуют примеры удачной реализации грамотной экологической политики, а все это приводит к тому, что ее разработка зачастую рассматривается как малофункциональный "придаток", и в ходе работы над ней допускаются серьезные просчеты.

Соответственно все эти недостатки сказываются и на реализации экологической политики организации.

Настоящий стандарт, разработанный с учетом действующих национальных стандартов Российской Федерации в сфере экологического менеджмента и содержащий исчерпывающую информацию, важную для условий деятельности организаций в составе ВТО, может оказать существенную методическую и практическую помощь тем, кто затрудняется сформулировать свою экологическую политику или не до конца понимает ее значение в условиях современного бизнеса.

В основу настоящего стандарта положены известные принципы учета негативных воздействий на окружающую среду (с учетом ее сохранения и защиты), а также четыре стратегические функции экологического менеджмента (три из которых, кроме ресурсной, были сформулированы в Германии): ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ (гарантирующая право на благоприятное существование всех поколений), СОЦИАЛЬНАЯ (с обеспечением качества образа жизни в регионе), РЕСУРСНАЯ (связанная с уровнем жизни населения) и ЭСТЕТИЧЕСКАЯ (влияющая на качество красивых, надежных и традиционно приемлемых для этноса вещей).

В соответствии с четырьмя стратегическими функциями экологического менеджмента установлены стратегические требования по экологически состоятельному обращению с отходами, социальные стратегии и риски деятельности, технологические и ресурсные стратегии деятельности.

Такая структура позволяет охватить (см. рисунок 1) в содержании настоящего стандарта все четыре блока стратегий (законодательно-экологических в Целе-Экосфере, социально-организационных в Социосфере, описательно-технологических в Техносфере, мониторинга окружающей среды в Ресурсосфере с возвращением в социосферу на предмет информирования общественности о своей деятельности), обеспечивающих в качестве "рамочных" стратегических ограничений (ГОСТ Р 51750 "Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве продукции и оказания услуг в технологических энергетических системах. Общие положения") при одновременном их учете устойчивость любой хозяйственной деятельности.

  

Рисунок 1 - Стандарт понимания: модель "ЧЕТЫРЕ ВИДА СТРАТЕГИЙ"

"Рамочное" структурирование в стратегическом квадрате аспектов обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйственной деятельности

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования к документированию экологической политики во взаимосвязи с другими политиками организации при осуществлении экологических действий и распространяется на стадию производства в жизненном цикле изделий, продукцию и услуги с учетом этапов технологического цикла отходов, на опасные отходы в твердом и жидком состояниях.

Настоящий стандарт не распространяется на медицинские, биологические, ядерные, военные производства.

Положения, установленные в настоящем стандарте, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам ликвидации изделий после их использования по назначению на этапах технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.0.230 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования

ГОСТ Р 14.01 Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования

ГОСТ Р 14.03 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация

ГОСТ Р 14.09 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента

ГОСТ Р 14.12 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции

ГОСТ Р 14.13 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 52806 Менеджмент рисков проектов. Общие положения

ГОСТ Р 54003 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения

ГОСТ Р 54097 Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Методология идентификации

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

ГОСТ Р 54134 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Выбросы парниковых газов

ГОСТ Р 54135 Экологический менеджмент. Руководство по применению организационных мер безопасности и оценки рисков. Защита экологических природных зон. Общие аспекты и мониторинг

ГОСТ Р 54147 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14001-2007* Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

_______________

* Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 14001-2016.


ГОСТ Р ИСО 14004-2007** Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования

_______________     

** Заменен. Действует ГОСТ Р ИСО 14004-2017.


ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р ИСО 14063 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 54098, ГОСТ Р 54147, ГОСТ Р ИСО 14050, [1].

     4 Нормативные требования к экологической политике организации

4.1 Экологическая политика включает в себя принципы, обязательства и ожидания, связанные с экологическими аспектами деятельности организации и обеспечивающие основу для достижения ее экологических целей и задач.

4.2 В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (подраздел 4.2) высшее руководство определяет экологическую политику, которая входит в состав требований создания и функционирования системы экологического менеджмента.

4.3 Согласно приложению А.2 ГОСТ Р ИСО 14001-2007 экологическая политика позволяет внедрять, реализовывать и совершенствовать систему экологического менеджмента организации.

Экологическая политика поддерживает и способствует повышению экологической результативности.

Принципы экологической политики являются основными элементами целей задач организации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»