• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ГОСТ Р ИСО 14004-2017

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
     
СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

     
Общие руководящие указания по внедрению

     
Environmental management systems. General guidelines on implementation



ОКС 03.120.10

Дата введения 2018-05-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июля 2017 г. N 700-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14004:2016* "Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению" (ISO 14004:2016 "Environmental management systems - General guidelines on implementation", IDT)
________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО 14004-2007

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Достижение баланса между окружающей средой, обществом и экономикой считается необходимым для удовлетворения потребностей настоящего времени без ущерба для способности будущих поколений также удовлетворять их потребности. Устойчивое развитие - это цель, достигаемая посредством балансирования трех составляющих устойчивого развития: окружающая среда, общество и экономика.

Организации, государственные или частные, большие или малые, в развитой или в развивающейся экономике, оказывают влияние на окружающую среду и могут быть также подвержены влиянию со стороны окружающей среды. Растет понимание того, что развитие и благополучие людей зависят от сохранения и защиты наших природных ресурсов, от которых зависит деятельность и производительность человека. Достижение устойчивых экологических результатов деятельности требует от организации приверженности системному подходу и постоянному улучшению системы экологического менеджмента.

Социальные ожидания приводят к необходимости улучшения менеджмента ресурсов, необходимых для поддержки развития человечества, за счет повышения эффективности, прозрачности и подотчетности всех организаций. Растет давление на окружающую среду - от климатических изменений, чрезмерного потребления ресурсов и проблем, порождаемых деградацией экосистем и утратой биоразнообразия.

Цель настоящего стандарта заключается в предоставлении организациям руководящих указаний для разработки, внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы экологического менеджмента. Такая структура должна способствовать долгосрочному успеху организации и достижению общей цели устойчивого развития. Структура устойчивой, заслуживающей доверия и надежной системы экологического менеджмента показана на рисунке 1. Она включает в себя:

- понимание среды, в которой действует организация;

- определение и понимание соответствующих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, если они имеют отношение к системе экологического менеджмента организации;

- разработку и внедрение экологической политики и экологических целей;

- принятие высшим руководством лидирующей роли в улучшении экологических результатов деятельности;

- идентификацию аспектов деятельности, продукции и услуг организации, которые могут приводить к значимым экологическим воздействиям;

- определение экологических условий, включая события, которые могут повлиять на организацию;

- рассмотрение рисков и возможностей организации, которые должны быть учтены в отношении:

- экологических аспектов,

- принятых обязательств,

- других факторов (см. 4.1) и требований (см. 4.2);

- повышение осведомленности о взаимодействии организации с окружающей средой;

- разработку средств обеспечения деятельности, при необходимости, для осуществления менеджмента значимых экологических аспектов организации и принятых обязательств, а также рисков и возможностей, которые необходимо учесть;

- оценку экологических результатов деятельности и, при необходимости, предпринятых действий по их улучшению.

Рисунок 1 - Модель системы экологического менеджмента для настоящего стандарта

ГОСТ Р ИСО 14004-2017 Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению


Рисунок 1 - Модель системы экологического менеджмента для настоящего стандарта


Системный подход к экологическому менеджменту может предоставить высшему руководству количественные и качественные данные, что дает возможность принимать обоснованные бизнес-решения, выстраивать долгосрочный успех и создавать возможности для устойчивого развития. Успех системы экологического менеджмента зависит от приверженности всех уровней и подразделений организации, управляемых высшим руководством.

Возможности включают в себя:

- защиту окружающей среды, включая предупреждение или снижение неблагоприятных экологических воздействий;

- управление или влияние на способ проектирования, распределение, использование и утилизацию продукции и услуги;

- применение концепции жизненного цикла для предотвращения экологических воздействий от непреднамеренного перемещения в рамках цикла;

- получение финансовых и производственных выгод в результате реализации экологически устойчивых альтернатив, которые укрепят положение организации на рынке;

- доведение экологической информации до соответствующих заинтересованных сторон.

В дополнение к улучшенным экологическим результатам деятельности потенциальные выгоды, связанные с результативной системой экологического менеджмента, включают в себя:

- обеспечение уверенности у потребителей в приверженности организации доказательному экологическому менеджменту;

- поддержание хороших взаимоотношений с общественностью и обществом;

- соответствие критериям инвесторов и расширенный доступ к капиталу;

- повышение имиджа и доли рынка;

- улучшение управления затратами;

- предупреждение инцидентов, влекущих за собой ответственность;

- сохранение потребляемых материалов и энергии;

- разработку более экологически чистой продукции;

- облегченное получение разрешений и одобрений и соответствие установленным в них требованиям;

- способствование экологической осведомленности среди внешних поставщиков и всех лиц, работающих под управлением организации;

- улучшение взаимоотношений между промышленностью и правительством.

В организации возможно наличие и функционирование интегрированной системы менеджмента, которая объединяет, например, требования системы менеджмента качества, безопасности труда и охраны здоровья, и системы экологического менеджмента. Такой подход предоставляет организации возможности для снижения дублирования и повышения эффективности.

Примеры и подходы представлены в настоящем стандарте в целях иллюстрации. Они не являются единственно возможными и не обязательно подходят каждой организации. При разработке, внедрении или улучшении системы экологического менеджмента организации нужно выбрать подходы, которые подходят к ее условиям. Блоки практической помощи предназначены для предоставления дополнительной информации в поддержку руководящим указаниям, содержащимся в настоящем стандарте.

1 Область применения


Настоящий стандарт содержит руководящие указания для организации по разработке, внедрению, поддержанию и улучшению устойчивой, вызывающей доверие и надежной системы экологического менеджмента. Руководящие указания предназначены для организаций, стремящихся управлять своей экологической ответственностью на системной основе, что вносит вклад в экологическую составляющую устойчивого развития.

Настоящий стандарт поможет организациям получать такие результаты, намеченные ее системой экологического менеджмента, которые будут значимыми для окружающей среды, самой организации и заинтересованных сторон. В соответствии с экологической политикой организации результаты, намеченные системой экологического менеджмента, включают в себя:

- улучшение экологических показателей деятельности;

- выполнение принятых обязательств;

- достижение экологических целей.

Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут помочь организации улучшить ее экологические показатели деятельности и обеспечить, чтобы элементы системы экологического менеджмента были интегрированы в ее ключевые бизнес-процессы.

Примечание - Несмотря на то, что система экологического менеджмента не предназначена осуществлять менеджмент в области охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, эти вопросы могут быть включены, если организация намерена внедрить интегрированную систему экологического менеджмента и менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда.


Настоящий стандарт применим к любой организации, вне зависимости от ее размеров, типа и характера, а также к тем экологическим аспектам деятельности организации, ее продукции и услуг, которые организация определила как те, которыми она может либо управлять, либо на которые она может влиять с учетом всех стадий жизненного цикла.

Руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, могут быть применены в полном объеме или частично в целях систематического улучшения экологического менеджмента. Он служит в качестве дополнительного объяснения понятий и требований.

Несмотря на то, что руководящие указания, содержащиеся в настоящем стандарте, согласованы с моделью системы экологического менеджмента, содержащейся в ИСО 14001, они не предназначены служить интерпретацией требований ИСО 14001.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения


Для целей настоящего стандарта используются следующие термины и определения.

3.1 Термины, относящиеся к организации и лидерству

3.1.1 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1.4) для разработки политик, целей (3.2.5) и процессов (3.3.5) для достижения этих целей.

Примечания

1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности (например, менеджмент качества, экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и охраны здоровья, энергоменеджмент, финансовый менеджмент).

2 Элементы системы включают в себя структуру организации, роли и ответственность, планирование и функционирование, оценку результатов деятельности и улучшение.

3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.

3.1.2 система экологического менеджмента (environmental management system): Часть системы менеджмента (3.1.1), используемая для управления экологическими аспектами (3.2.2), выполнения принятых обязательств (3.2.9) и учитывающая риски и возможности (3.2.11).

3.1.3 экологическая политика (environmental policy): Намерения и направление организации (3.1.4) в отношении экологических результатов деятельности (3.4.11), официально сформулированные ее высшим руководством (3.1.5).

3.1.4 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения их целей (3.2.5).

Примечание - Понятие "организация" включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительное учреждение, а также их часть или их объединение, вне зависимости от того, являются они юридическим лицом или нет, государственными или частными.

3.1.5 высшее руководство (top management): Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией (3.1.4) на высшем уровне.

Примечания

1 Высшее руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы в рамках организации.

2 Если область применения системы менеджмента (3.1.1) охватывает только часть организации, под высшим руководством подразумевают тех, кто осуществляет руководство и управляет этой частью организации.

3.1.6 заинтересованная сторона (interested party): Лицо или организация (3.1.4), которые могут влиять на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их влиянию или воспринимать себя в качестве последних.

Примечания

1 "Воспринимать себя в качестве подверженных воздействию" означает, что это восприятие стало известно организации.


Пример - Потребители, сообщества, поставщики, регулирующие органы, негосударственные организации, инвесторы и наемные работники.

3.2 Термины, относящиеся к планированию

3.2.1 окружающая среда (environment): Окружение, в котором функционирует организация (3.1.4), включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.

Примечания

1 Понятие "окружение" может распространяться на среду в пределах от организации до местной, региональной или глобальной системы.

2 Окружение может быть описано с точки зрения биологического разнообразия, экосистем, климата и других характеристик.

3.2.2 экологический аспект (environmental aspect): Элемент деятельности организации (3.1.4), ее продукции или услуг, который взаимодействует или может взаимодействовать с окружающей средой (3.2.1).

Примечания

1 Экологический аспект может являться причиной экологического(их) воздействия(й) (3.2.4). Значимый экологический аспект оказывает или может оказать одно или более значимое экологическое(ие) воздействие(я) на окружающую среду.

2 Значимые экологические аспекты определяются организацией с применением одного или более критериев.

3.2.3 экологическое условие (environmental condition): Состояние или характеристика окружающей среды (3.2.1) в определенный момент времени.

3.2.4 экологическое воздействие (environmental impact): Изменение в окружающей среде (3.2.1) отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов (3.2.2) организации (3.1.4).

3.2.5 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.

Примечания

1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.

2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях (например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.3.5)).

3 Цель может быть выражена разными способами, например, в виде намеченного результата, намерения, критерия работы, экологической цели (3.2.6) или другими словами со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина, задача).

3.2.6 экологическая цель (environmental objective): Цель (3.2.5), установленная организацией (3.1.4) в соответствии с ее экологической политикой (3.1.3).

3.2.7 предотвращение загрязнения (prevention of pollution): Использование процессов (3.3.5), практических методов, технических решений, материалов, продукции, услуг или энергии для того, чтобы избежать, уменьшить или управлять (по отдельности или в комбинации) образованием, выбросом или сбросом любого типа загрязняющего вещества или отходов с целью уменьшения негативных экологических воздействий (3.2.4).

Примечание - Предотвращение загрязнения может включать устранение или сокращение источника (загрязнения); изменения процесса, продукции или услуг; эффективное использование ресурсов; замену используемых материалов и видов энергии; повторное использование; восстановление; вторичную переработку, утилизацию; или очистку.

3.2.8 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1 Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.1.4) и заинтересованных сторон (3.1.6), что рассматриваемые потребность или ожидание предполагаются.

2 Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.3.2).

3 Требования, не являющиеся правовыми, становятся обязательными, когда организация решает соответствовать им.

3.2.9 принятое обязательство (compliance obligation) (предпочтительный термин), правовые и другие требования (допустимый термин): Правовые требования (3.2.8), которым организация (3.1.4) должна соответствовать, и другие требования, которым организация должна соответствовать или выбирает для соответствия.

Примечания

1 Принятые обязательства относятся к системе экологического менеджмента (3.1.2).

2 Принятые обязательства могут возникать из обязательных требований, таких как применимые законы и правила, или как добровольные обязательства, такие как стандарты организации и отраслевые стандарты, договорные отношения, своды практик и соглашения с общественными группами или неправительственными организациями.

3.2.10 риск (risk): Влияние неопределенности.

Примечания

1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивным или негативным.

2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях и вероятности.

3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным "событиям" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их "последствиям" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3), или к их комбинации.

4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними "вероятностей" (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.

3.2.11 риски и возможности (risks and opportunities): Потенциальные неблагоприятные влияния (угрозы) и потенциальные благоприятные влияния (возможности).

3.3 Термины, относящиеся к средствам обеспечения и деятельности

3.3.1 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.

3.3.2 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1.4), и носитель, который ее содержит.

Примечания

1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.

2 Документированная информация может относиться:

- к системе экологического менеджмента (3.1.2), включая в себя соответствующие процессы (3.3.5);

- к информации, созданной для функционирования организации (может также рассматриваться как документация);

- к свидетельствам достигнутых результатов (может также рассматриваться как записи).

3.3.3

жизненный цикл (life cycle): Последовательные и взаимосвязанные стадии, проходимые продукцией (или услугой), от закупки сырья или переработки природных ресурсов до конечной утилизации.

Примечание - Стадии жизненного цикла включаютв себя закупку сырья, проектирование, производство, транспортировку/поставку, использование, конечную обработку и/или переработку и окончательную утилизацию.

[ИСО 14044:2006, 3.1, модифицированный - Слова "(или услуга)" были включены в определение, и было добавлено примечание].

3.3.4 передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1.4) выполняет часть функции или процесса (3.3.5) организации.

Примечание - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.1.1), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.

3.3.5 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.

Примечание - Процессы могут быть задокументированы или нет.

3.4 Термины, относящиеся к оценке результатов деятельности и улучшению

3.4.1 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.3.5) получения свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.

Примечания

1 Внутренний аудит проводит сама организация (3.1.4) или внешняя сторона от ее имени.

2 Аудит может быть комплексным (совмещать два или более аспектов деятельности).

3 Независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за деятельность, подвергаемую аудиту, или отсутствием предвзятости и конфликта интересов.

4 "Свидетельство аудита" состоит из записей, изложений фактов или другой информации, имеющих отношение к критериям аудита и являющихся проверяемыми; а "критерий аудита" представляет собой совокупность политик, процедур или требований (3.2.8), используемых для сравнения со свидетельствами аудита, как определено в стандарте ИСО 19011:2011, 3.3 и 3.2 соответственно.

3.4.2 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.2.8).

3.4.3 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.2.8).

Примечание - Несоответствие относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям системы экологического менеджмента (3.1.2), которые устанавливает для себя организация (3.1.4).

3.4.4 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причины несоответствия (3.4.3) и предупреждения его повторного возникновения.

Примечание - Несоответствие может иметь несколько причин.

3.4.5 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению результатов деятельности (3.4.10).

Примечания

1 Улучшение результатов деятельности относится к применению системы экологического менеджмента (3.1.2) с целью улучшения экологических результатов деятельности (3.4.11), соотносящихся с экологической политикой (3.1.3) организации (3.1.4).

2 Деятельность по улучшению не обязательно проходит одновременно или без перерыва во всех сферах.

3.4.6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

3.4.7

показатель (indicator): Отображение в измеримом виде состояния или статуса операций, менеджмента или условий.

[Источник: ИСО 14031:2013, 3.15]

3.4.8 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.3.5) или деятельности.

Примечание - Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.

3.4.9 измерение (measurement): Процесс (3.3.5) определения величины.

3.4.10 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.

Примечания

1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.

2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту видов деятельности, процессам (3.3.5), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1.4).

3.4.11 экологические результаты деятельности (environmental performance): Результаты деятельности (3.4.10), относящиеся к менеджменту экологических аспектов (3.2.2).

Примечание - Для системы экологического менеджмента (3.1.2) результаты могут быть измерены в отношении реализации экологической политики (3.1.3) организации (3.1.4), достижения экологических целей (3.2.6) или степени соответствия другим критериям, с использованием показателей (3.4.7).

4 Среда организации

4.1 Понимание организации и ее среды


Для того чтобы разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему экологического менеджмента, организация должна определить среду, в которой она функционирует. Среда включает в себя внешние и внутренние факторы, в том числе экологические условия, относящиеся к намерению организации и влияющие на ее способность достигать намеченные результаты ее системы экологического менеджмента. Намерение организации находит отражение в ее видении и миссии.

Термин "намеченный результат" подразумевает то, чего организация намеревается достичь посредством внедрения ее системы экологического менеджмента. Намеченные результаты включают в себя повышение экологических результатов деятельности, выполнение принятых обязательств и достижение экологических целей. Это минимально возможные, ключевые результаты. Однако организация может устанавливать дополнительные намеченные результаты, такие, которые выходят за рамки требований системы экологического менеджмента. Например, организация может получить преимущество от применения социальных и экологических принципов в поддержку более обширных инициатив в отношении устойчивости.

Понимание среды организации очень важно, так как организация функционирует не изолированно и подвергается влиянию внешних и внутренних факторов, таких как доступность ресурсов и вовлеченность ее работников. Среда организации может охватывать сложность организации, ее структуру, виды деятельности и географическое местоположение ее функциональных подразделений как на уровне организации в целом, так и на локальном уровне.

Среда организации включает в себя окружающую природную среду, в которой она функционирует. Окружающая природная среда может создавать условия и события, которые оказывают влияние на виды деятельности организации, продукцию и услуги. Условия могут быть существующие или подлежать постепенному изменению, в то время как событие может вызвать внезапную перемену, которая обычно объясняется экстремальной ситуацией. Подготовка к последствиям таких условий и событий, а также их менеджмент обеспечивают непрерывность бизнеса.

Факторы являются важной темой для организации, проблемами для дискуссии, обсуждения или изменения обстоятельств, которые влияют на способность организации достигать намеченных результатов, установленных для ее системы экологического менеджмента.

Чтобы понять, какие факторы являются важными, организация может рассмотреть те, которые:

- являются движущими факторами и тенденциями, например, имеющими отношение к экологическим условиям или заинтересованным сторонам;

- представляют проблемы для окружающей среды и организации;

- могут быть использованы для получения положительного эффекта, в том числе инноваций, ведущих к улучшению экологических результатов деятельности;

- предлагают конкурентные преимущества, включая сокращение затрат, ценность для потребителей, или повышение репутации и имиджа организации.

Организация, внедряющая или улучшающая систему экологического менеджмента, или интегрирующая систему экологического менеджмента в существующие бизнес-процессы, должна анализировать свою среду для того, чтобы получить знания о соответствующих факторах, которые могут повлиять на систему экологического менеджмента. Такой анализ может быть полезным, если он будет учитывать концепцию жизненного цикла и межфункциональные службы, включающие закупки, финансы, человеческие ресурсы, инжиниринг, проектирование, продажи и маркетинг. Анализ может включать в себя следующие ключевые области:

a) идентификацию соответствующих внешних и внутренних факторов, включая экологические условия, события, которые имеют отношение к деятельности организации, ее продукции и услугам;

b) рассмотрение того, как эти факторы могут влиять на намерение организации и способность достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента;

c) понимание того, как a) и b) могут быть учтены при планировании (см. 6.1.1);

d) идентификацию возможностей для улучшения ее экологических результатов деятельности (см. 10.3).

Концепция жизненного цикла предполагает рассмотрение того, как организация управляет и влияет на стадии жизненного цикла ее продукции и услуг. Такой подход позволяет организации идентифицировать те области, где, с учетом сферы ее деятельности, она может минимизировать влияние на окружающую среду и одновременно добавлять ценность для организации.

В блоках практической помощи N 1-3 приведены примеры того, что может быть рассмотрено для определения внешних факторов, экологических условий, включая события, а также внутренних факторов.

Блок практической помощи N 1 - Внешние факторы

Факторы могут включать в себя:

- политические: тип существующей политической системы, например, демократия, диктатура; уровень политического влияния на развитие бизнеса; готовность политиков результативно использовать свои полномочия;

- экономические: доступность ресурсов, таких, как топливо, газ и вода, инфраструктура и транспорт, в том числе жилищный фонд, автомобильные и железные дороги, морские порты и аэропорты;

- финансовые: финансовая система, также наличие и доступность финансовых ресурсов;

- конкурентные: другие местные организации с аналогичными намерениями, а также представления, которые, при необходимости, могут быть приняты для поддержания конкурентоспособной позиции, такие как устойчивость, эко-дизайн и эко-маркировка;

- менеджмент цепи поставок: доступность, способности и возможности поставщика, уровень технологий и требования потребителей;

- социальные: этнические ценности, тендерные вопросы, взяточничество и коррупция, доступность рабочей силы, доступность образования и медицинского обслуживания, уровень образования рабочей силы и уровень преступности;

- культурные: местные захоронения или священные места, наследие в виде зданий/имущества, доступность определенных ресурсов, таких как травяные/лекарственные растения, ремесленные материалы, продукты питания, используемые в культурном контексте для церемониальных целей, религиозная система и эстетические ценности;

- рыночные и общественные потребности: текущие и будущие тенденции рынка в отношении продукции и услуг, в том числе тенденции в отношении энергопотребления и эффективного использования ресурсов;

- технологические: наличие и доступность технологий, актуальных для организации;

- законодательные: законодательная база, в рамках которой организация функционирует;

Примечание - Законодательная база включает в себя законодательные, нормативные и другие формы правовых требований.

- природные: текущие и будущие климатические и другие условия, физические условия, биоразнообразие, редкие и исчезающие виды, экосистемы, наличие ресурсов, в том числе их количество, качество и доступность; возобновляемые и невозобновляемые источники энергии, конкретные экологический сектор/промышленные особенности.


Внешние источники информации, которые могут добавить ценность знаниям организации о внешних факторах, могут включать в себя:

- потребителей, поставщиков и партнеров;

- советы по вопросам бизнеса;

- организации из той же сферы деятельности;

- торгово-промышленные палаты;

- государственные органы;

- международные учреждения;

- консультантов;

- академические научно-исследовательские работы;

- местные средства массовой информации;

- местные общественные группы.

Блок практической помощи N 2 - Экологические условия, включая события

Экологические условия, которые могут влиять на деятельность организации, ее продукцию и услуги, могут включать, например, климатические изменения температуры, которые могут помешать организации в выращивании отдельных видов сельскохозяйственной продукции.


Примером экологического события может быть наводнение вследствие экстремальных погодных условий, которое может повлиять на деятельность организации, например на хранение опасных веществ в целях предотвращения загрязнения окружающей среды.

Принятие во внимание некоторых из следующих источников информации может помочь организации определить ее экологические условия, включая экологические события:

a) метеорологические, геологические, гидрологические и экологические данные;

b) исторические сведения, связанные со стихийным бедствием по месту нахождения организации;

c) отчеты предыдущих аудитов, оценок или анализов, таких как первоначальный экологический анализ или оценка жизненного цикла, при возможности;

d) данные мониторинга окружающей среды;

e) экологические разрешения или применяемые лицензии;

f) отчеты о чрезвычайных ситуациях и инцидентах с экологическими последствиями.

Блок практической помощи N 3 - Внутренние факторы

Факторы могут включать в себя:

- организационную структуру и схему управления организацией: государственная и договорная система управления, включая регистрацию и отчетность; вид структуры (иерархическая, матричная, одноуровневая, проектная); совместные предприятия и услуги, предоставляемые по договору; взаимоотношения с материнской компанией, распределение функций, ответственности и полномочий;

- соблюдение законодательных требований: состояние и тенденции;

- политики, цели и стратегии: намерение, видение, бизнес-цели, другие цели и стратегии, а также ресурсы, необходимые для их достижения;

- способности и возможности: способности, возможности и знания организации с точки зрения ресурсов и компетентности (например, капитал, время, люди, язык, процессы, системы и технологии, а также их поддержание);

- информационные системы: информационные потоки и процессы принятия решений (как официальные, так и неофициальные), а также необходимое для них время;

- взаимоотношения с внутренними заинтересованными сторонами, восприятие и ценности внутренних заинтересованных сторон;

- системы менеджмента и стандарты: сильные и слабые стороны существующей (их) систем(ы) менеджмента организации, руководящие указания и модели, используемые организацией, например, для бухгалтерского учета и финансов, качества, безопасности труда и охраны здоровья;

- стиль и культуру организации: семейный бизнес, государственная или частная компания, стиль менеджмента и лидерства, культуру открытости или закрытости, процессы принятия решений;

- договоры: форму, содержание и объем договорных отношений.

Методы, которые можно использовать для исследования соответствующих внутренних факторов, включают сбор информации, относящейся к имеющейся системе менеджмента, как указано выше, включая интервью с лицами, работавшими ранее или работающими в настоящее время под управлением организации, а также анализ результатов внутреннего и внешнего обмена информацией.


Процесс, применяемый организацией для развития понимания своей среды, должен в результате дать знания, которые могут быть использованы организацией для управления своими усилиями по планированию, внедрению и функционированию системы экологического менеджмента. К процессу необходимо подойти с практической точки зрения, чтобы повысить значимость организации и получить общее концептуальное понимание наиболее важных факторов. Может быть полезным документировать и периодически актуализировать этот процесс и его результаты, по мере необходимости.

Результаты могут быть использованы для помощи организации в:

- определении области применения ее системы экологического менеджмента;

- определении ее рисков и возможностей, которые необходимо рассмотреть;

- разработке или расширении ее экологической политики;

- установлении ее экологических целей;

- определении результативности ее подхода к выполнению принятых обязательств.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

4.2.1 Общие положения

Заинтересованные стороны также являются частью среды, в которой функционирует организация, и должны быть рассмотрены при анализе организацией ее среды. Определение заинтересованных сторон и развитие отношений с ними способствует обмену информацией, что может привести к возникновению взаимопонимания, доверия и уважения. Такие отношения не должны быть формальными.

Организация должна определить ее заинтересованные стороны, а также их потребности и ожидания, имеющие отношение к системе экологического менеджмента. Организация может получить пользу от процесса, идентифицирующего соответствующие потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон, чтобы определить те из них, которым она должна соответствовать, а также те, которые она выбрала для соответствия (т.е. принятые ею обязательства). Применяемые методы и используемые ресурсы могут варьироваться в зависимости от, например, размеров и характера организации, достаточности финансов, от рисков и возможностей, которые необходимо рассмотреть, а также от опыта организации в области экологического менеджмента.

Организация должна получить общее (т.е. верхнего уровня, не детального) понимание выраженных потребностей и ожиданий внутренних и внешних заинтересованных сторон, которые были определены как соответствующие, так что собранные знания могут быть учтены при определении ее принятых обязательств.

4.2.2 Определение соответствующих заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны могут быть внутренними или внешними по отношению к организации. Организация должна определить, какие заинтересованные стороны имеют отношение к ее системе экологического менеджмента. Заинтересованные стороны могут меняться с течением времени и могут зависеть от сферы или отрасли, от географического местонахождения, в которых организация функционирует. Изменения во внутренних или внешних факторах, являющихся частью среды организации, могут также приводить к изменению заинтересованных сторон.

4.2.3 Определение соответствующих потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон

Организация должна определить соответствующие потребности и ожидания соответствующих заинтересованных сторон, так как они являются входными данными для проектирования системы экологического менеджмента. Примеры заинтересованных сторон, их потребностей и ожиданий представлены в блоке практической помощи N 4. Важно идентифицировать не только те, которые являются обязательными или заявленными, но также и те, которые обычно предполагаются (т.е. ожидаемые в качестве общепризнанных). Соответствующие заинтересованные стороны, которые были определены как имеющие значение для среды организации, могут иметь какие-либо потребности, которые не имеют отношения к системе экологического менеджмента организации, и, следовательно, не все их нужно обязательно учитывать.

Блок практической помощи N 4 - Примеры заинтересованных сторон и примеры их потребностей и ожиданий

Взаимоотношения

Примеры заинтересованных сторон

Примеры потребностей и ожиданий

На основе ответственности

Инвесторы

Ожидание того, что организация управляет ее рисками и возможностями, которые могут повлиять на инвестиции

На основе влияния

Неправительственные организации (НПО)

Потребность в сотрудничестве организации для достижения экологических целей НПО

На основе близкого расположения

Соседние организации, местное сообщество

Ожидание социально приемлемых результатов деятельности, честности и целостности

На основе зависимости

Работники

Ожидание работы в безопасной и здоровой окружающей среде

На основе представительства

Членство в отраслевых организациях

Потребность в сотрудничестве по вопросам окружающей среды

На основе полномочий

Нормативные и законодательные органы

Ожидание демонстрации соблюдения законодательных требований

4.2.4 Определение принятых обязательств

Организация должна определить, каким потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон она должна соответствовать, и какие из оставшихся потребностей и ожиданий она выбирает для соответствия, которые становятся для нее принятыми обязательствами. Такого уровня знания могут способствовать в понимании ее принятых обязательств, о чем подробнее описано в 6.1.3.

Нет единого подхода к определению потребностей и ожиданий. Организация должна использовать подход, соответствующий ее области применения, характеру и масштабам, подходящий с точки зрения детализации, сложности, времени, затрат и доступности достоверных данных.

Организация может определить потребности и ожидания ее соответствующих заинтересованных сторон в рамках других процессов или для других целей.

В тех случаях, когда требования установлены регулирующим органом, организация должна собрать знания о тех широких областях законодательства, которые применимы к ее деятельности, например, стандарты качества воздуха, предельно допустимые сбросы, правила утилизации отходов, лицензионные требования к эксплуатации объекта и т.д.

В случае добровольно принятых обязательств организация должна собрать знания о соответствующих потребностях и ожиданиях, таких как требования потребителей, добровольные кодексы и соглашения с общественными группами или государственными органами. Эти знания позволят организации понять, какое значение они могут иметь для достижения намеченных результатов ее системы экологического менеджмента.

4.2.5 Использование и применение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Выходные данные, полученные в результате выполнения требований 4.2.1-4.2.4, могут помочь в определении области применения системы экологического менеджмента организации, установлении ее экологической политики, определении экологических аспектов, принятых обязательств, а также рисков и возможностей, которые организации необходимо рассмотреть. Они являются факторами при установлении целей в отношении экологических результатов деятельности. Для организации может оказаться полезным документировать эту информацию, чтобы использовать ее при применении других элементов настоящего стандарта.

4.3 Определение области применения системы экологического менеджмента


Организация должна определить границы и применимость системы экологического менеджмента, чтобы установить область ее применения. Область специфична для каждой организации. Каждая организация несет ответственность за идентификацию входных данных, полученных в результате понимания внешних и внутренних факторов, определенных в соответствии с 4.1 и 4.2. Определение области применения также затрагивает физические границы для одного или более месторасположений, сферы управления и влияния организации, с учетом концепции жизненного цикла. Область применения предназначена для прояснения физических, функциональных и организационных границ, к которым система экологического менеджмента применяется.

Высшее руководство организации обладает свободой и гибкостью при определении области применения системы экологического менеджмента. Она может охватывать всю организацию или конкретные функциональные подразделения организации. Организация должна понимать степень управления или влияния, которое она может оказывать на деятельность, продукцию и услуги. Это имеет решающее значение для успеха системы экологического менеджмента и доверия к репутации организации, гарантируя, что область применения не определена таким образом, что исключает деятельность, продукцию, услуги или здания и сооружения, которые имеют или могут иметь значимые экологические аспекты, или исключает ее принятые обязательства, или вводит в заблуждение заинтересованные стороны. Неадекватно ограниченная или исключающая область применения может подорвать доверие к системе экологического менеджмента со стороны заинтересованных сторон и снизить способность организации достигать намеченных результатов ее системы экологического менеджмента. Область применения является фактическим и репрезентативным заявлением организации, в котором отражены виды деятельности или бизнес-процессы, включенные в границы ее системы экологического менеджмента.

Когда область применения является частью области более крупной организации, к высшему руководству, как правило, относят тех, кто является высшим руководством этой части организации. Однако высшее руководство на более высоком уровне организации может нести ответственность за управление и поддержку системы экологического менеджмента. Если организация меняет сферу управления или влияния, расширяет свою деятельность, приобретает собственность или выводит бизнес-направление или собственность, область применения должна быть пересмотрена наряду с другими изменениями, которые могут повлиять на систему экологического менеджмента.

При определении области применения системы экологического менеджмента организация должна учитывать деятельность, продукцию и услуги, поставляемые внешними поставщиками. Организации могут управлять внешне поставляемыми деятельностью, продукцией и услугами, которые имеют или могут иметь значимое экологическое воздействие, с руководящей позиции, или организации могут влиять на них посредством контрактных обязательств или другого соглашения.

Организация должна поддерживать область применения как документированную информацию и сделать ее доступной для заинтересованных сторон. Существует несколько методов для выполнения этого требования, например письменное описание, включение в раздел карты сайта или в организационную структуру, размещение на web-странице или публичное заявление о соответствии требованиям. При документировании области применения организация может рассмотреть использование подхода, который определяет затрагиваемые виды деятельности, получаемые продукцию и услуги, а также их применение и/или месторасположения, где все это происходит. Примерами использования такого подхода для документирования области применения являются:

- производство механизмов и запасных частей для двигателей внутреннего сгорания на площадке А (географические границы);

- продвижение на рынке, разработка и проведение онлайн-обучения для отдельных лиц и организаций (функциональные границы).

4.4 Система экологического менеджмента

4.4.1 Общие положения

Система экологического менеджмента должна рассматриваться как организационная структура, которая должна постоянно подвергаться мониторингу и периодически пересматриваться, чтобы обеспечить результативное направление для реагирования организации на изменения внешних и внутренних факторов.

Модель системы экологического менеджмента и непрерывный процесс постоянного улучшения показаны на рисунке 1. Широко используемой моделью для системы менеджмента является подход на основе цикла "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (цикл PDCA). Для получения дополнительной информации в отношении цикла PDCAcm. Блок практической помощи N 5.

Блок практической помощи N 5 - Модель системы экологического менеджмента

Цикл PDCA - это непрерывный, повторяющийся процесс, который позволяет организации разработать, внедрить и поддерживать ее экологическую политику и постоянно улучшать ее систему экологического менеджмента в целях улучшения экологических результатов деятельности. Этапы этого непрерывного процесса следующие:

a) Планирование:

1) понять организацию и ее среду, включая потребности и ожидания заинтересованных сторон (см. раздел 4);

2) определить область применения (см. 4.3) и внедрить систему экологического менеджмента (см. 4.4);

3) обеспечить лидерство и приверженность со стороны высшего руководства (см. 5.1);

4) разработать экологическую политику (см. 5.2);

5) назначить ответственность и полномочия для соответствующих функций (см. 5.3);

6) определить экологические аспекты и связанные с ними экологические воздействия (см. 6.1.2);

7) идентифицировать принятые обязательства и обеспечить доступ к ним (см. 6.1.3);

8) определить риски и возможности, которые необходимо рассмотреть и которые относятся к вышеуказанным пунктам 1), 6) и 7) (см. 6.1.1);

9) спланировать действия по рассмотрению рисков и возможностей, определенных в соответствии с пунктом 8), и оценить результативность этих действий (см. 6.1.4);

10) установить экологические цели (см. 6.2.2) и определить их показатели и процессы для их достижения (см. 6.2.3 и 6.2.4).

b) Выполнение:

1) определить ресурсы, требуемые для внедрения и поддержания системы экологического менеджмента (см. 7.1);

2) определить необходимую компетентность лиц(а) и обеспечить, чтобы эти лица обладали определенной компетентностью (см. 7.2) и были осведомлены установленным способом (см. 7.3);

3) разработать, внедрить и поддерживать процессы, необходимые для внутреннего и внешнего обмена информацией (см. 7.4);

4) обеспечить применение соответствующих методов для создания и актуализации (см. 7.5.2), и управления (см. 7.5.3) документированной информацией;

5) разработать, внедрить и управлять процессами управления деятельностью, необходимыми для выполнения требований системы экологического менеджмента (см. 8.1);

6) определить потенциальные чрезвычайные ситуации и ответные действия (см. 8.2).

c) Проверка:

1) проводить мониторинг, измерение, анализ и оценку экологических результатов деятельности (см. 9.1.1 и 9.1.2);

2) оценивать степень выполнения принятых обязательств (см. 9.1.2);

3) проводить периодически внутренние аудиты (см. 9.2);

4) анализировать систему экологического менеджмента организации для обеспечения постоянной пригодности, адекватности и результативности (см. 9.3).

d) Воздействие

1) предпринимать действия в отношении несоответствий (см. 10.2);

2) предпринимать действия для постоянного повышения пригодности, адекватности и результативности системы экологического менеджмента в целях улучшения экологических результатов деятельности (см. 10.3).

4.4.2 Разработка, внедрение, поддержание и постоянное улучшение системы экологического менеджмента

Для того чтобы достичь намеченных результатов, организация должна разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему экологического менеджмента. Преимущества включают улучшение экологических результатов деятельности, полученных из знаний, накопленных в результате реализации разделов 4.1 и 4.2 при разработке, внедрении и поддержании системы экологического менеджмента.

Разработка одновременно всей системы экологического менеджмента может оказаться непростой для некоторых организаций. Для таких организаций поэтапный подход мог бы предоставить несколько преимуществ. То, как можно реализовать поэтапный подход, представлено в приложении В.

Организация сохраняет за собой полномочия и ответственность в определении того, каким образом она будет отвечать требованиям системы экологического менеджмента.

5 Лидерство

5.1 Лидерство и приверженность


Высшее руководство устанавливает миссию, видение и ценности организации, принимая во внимание ее среду, потребности и ожидания ее заинтересованных сторон, а также бизнес-цели. Это отражается в ее стратегических планах. Приверженность высшего руководства, ответственность и лидерство являются жизненно важными для успешного внедрения результативной системы экологического менеджмента, включая способность достигать намеченных результатов. Поэтому высшее руководство должно принять на себя ответственность за результативность системы экологического менеджмента организации и обеспечение достижения намеченных результатов. Приверженность высшего руководства означает предоставление физических и финансовых ресурсов, так же как и определение направления развития. Это подразумевает активную вовлеченность в поддержание системы экологического менеджмента и свидетельствует о важности результативного экологического менеджмента.

Приверженность высшего руководства должна обеспечить систему экологического менеджмента, которая:

- управляется не изолированно и не в отдельности от ключевой стратегии бизнеса;

- принимается во внимание при принятии стратегических бизнес-решений;

- согласована с бизнес-целями;

- предоставляет преимущества на соответствующем уровне ресурсов (см. 7.1), предоставляемых своевременно и эффективным образом;

- получает поддержку со стороны бизнеса;

- приносит реальную пользу для организации;

- постоянно улучшает и обеспечивает долгосрочный успех.

Экологическая политика и экологические цели нацелены на реализацию экологической составляющей стратегических планов организации и формируют основу для ее системы экологического менеджмента. Высшее руководство имеет возможность получить большую выгоду за счет рассмотрения экологических результатов деятельности, продукции или услуг на самых ранних этапах жизненного цикла, при планировании или анализе стратегии. Например, возможность для улучшения экологических результатов деятельности при строительстве здания или при производстве продукции больше, если экологические критерии учитываются на стадии проектирования, а не тогда, когда уже начнется стадия строительства или производства.

Система экологического менеджмента будет более результативной и устойчивой, если она будет неотъемлемой частью стратегического направления организации и интегрированной в другие бизнес-процессы (см. блок практической помощи N 6).

Блок практической помощи N 6 - Интегрирование системы экологического менеджмента в бизнес-процессы

Лидерство и приверженность высшего руководства являются критически важными при интегрировании системы экологического менеджмента в бизнес-процессы. От организации зависит решение по определению уровня детализации и степени интегрирования требований системы экологического менеджмента в ее различные бизнес-функции. Интегрирование - это продолжающийся процесс, преимущества от которого могут расти со временем в соответствии с постоянным улучшением.

Интегрирование системы экологического менеджмента в бизнес-процессы организации может повысить ее способность:

- функционировать более результативно и эффективно через распределение процессов и ресурсов;

- добавлять больше ценности за счет более тесной связи с теми процессами, от которых зависит деятельность организации.

Организация может рассмотреть возможности интегрирования деятельности в области экологического менеджмента в ее бизнес-процессы, включая:

- намеченные результаты или экологические цели системы экологического менеджмента в видение и стратегию организации (прямо или косвенно), например, в отношении инноваций и конкурентоспособности;

- обязательства экологической политики в управлении организацией;

- ответственность в рамках системы экологического менеджмента в должностные инструкции;

- показатели экологических результатов деятельности в систему показателей бизнес-деятельности организации, которая может включать аттестацию подразделений или работников, например, с помощью KPIs (ключевых показателей деятельности);

- экологические результаты деятельности во внешние отчеты, например, в финансовые отчеты или в отчеты по вопросам устойчивости;

- процессы определения значимых экологических аспектов и других рисков и возможностей, влияющих на систему экологического менеджмента, в ее стандартный(ые) процесс(ы) менеджмента бизнес-рисков;

- экологические критерии в планирование бизнес-процессов, разработку продукции или услуг, а также в процессы закупок;

- обмен информацией по экологическим вопросам в обмен информацией по вопросам бизнеса, каналы и процессы взаимодействия, например, по связям с общественностью.


Высшее руководство должно сообщать о важности результативного экологического менеджмента и соответствии требованиям системы экологического менеджмента посредством прямой вовлеченности или делегирования полномочий, при необходимости. Обмен информацией может быть формальным и неформальным и проходить в разных формах, включая визуальные и вербальные.

Высшее руководство должно поддерживать тех людей в организации, которые занимают соответствующие руководящие позиции, а они, в свою очередь, могут проявить лидерство по отношению к системе экологического менеджмента в своей зоне ответственности. Это может позволить повысить значимость лидерства и приверженности по всей организации сверху вниз. Демонстрируя лидерство и приверженность, высшее руководство способно направлять и поддерживать работников организации и других лиц, выполняющих работу под управлением организации, в достижении намеченных результатов ее системы экологического менеджмента.

Организация будет находиться в лучшем положении для достижения ее экологических целей и идентификации возможностей для улучшения, когда высшее руководство создаст культуру, которая на всех уровнях поощряет работников и таким образом стимулирует их к активному участию в системе экологического менеджмента.

5.2 Экологическая политика


Экологическая политика определяет стратегическое направление организации по отношению к окружающей среде в рамках определенной области применения системы экологического менеджмента. Экологическая политика должна обеспечивать основу для разработки экологических целей и установления уровня экологической ответственности и экологических результатов деятельности, требуемых организацией, в отношении которых можно оценить последующие действия. Экологическая политика устанавливает принципы действий для организации.

Экологическая политика должна отражать специфику организации и соответствовать намерениям организации и среде, в которой она функционирует, включая характер и масштаб экологических воздействий организации, являющихся результатом ее деятельности, продукции и услуг. Экологическая политика должна включать обязательства организации по выполнению принятых обязательств, а также обязательства по защите окружающей среды, предотвращению загрязнений и постоянному улучшению. Блоки практической помощи N 7 и N 8 содержат дополнительную информацию, касающуюся обязательств экологической политики.

При разработке экологической политики организация должна рассмотреть:

a) видение, миссию, ключевые ценности и убеждения;

b) руководящие принципы;

c) потребности и ожидания заинтересованных сторон, а также обмен информацией с ними;

d) внутренние и внешние факторы, имеющие отношение к системе экологического менеджмента, включая специфические местные или региональные условия;

e) согласованность с другими политиками организации (например, в области качества, безопасности труда и охраны здоровья);

f) фактическое и потенциальное влияние на деятельность организации внешних условий окружающей среды, включая события.

Ответственность за разработку экологической политики лежит на высшем руководстве организации. Экологическая политика должна быть разработана, актуализироваться и применяться в качестве документированной информации. Должна быть согласована, включена или быть связана с другими политиками организации, такими, которые относятся к качеству, безопасности труда и охране здоровья и социальной ответственности. Высшее руководство несет ответственность за реализацию экологической политики, а также за ее формулировку и изменение. Экологическая политика должна быть доведена до сведения всех лиц, работающих под управлением организации, и должна быть доступна заинтересованным сторонам. Организация может решить сделать экологическую политику доступной без каких-либо ограничений, например, разместив ее на своей web-странице, или, при необходимости, сделать ее доступной после того, как заинтересованная сторона предоставит организации информацию о себе, своих потребностях и ожиданиях, или же по запросу.

Блок практической помощи N 7 - Защита окружающей среды и предотвращение загрязнений

Организации становятся все более осведомленными об окружающей среде, в которой они функционируют, например, о доступности ресурсов, качестве воздуха и воды, а также о влиянии и последствиях климатических изменений, касающихся организации. Поэтому, принимая на себя обязательства по защите окружающей среды, включая предотвращение ее загрязнения, организация вносит вклад в устойчивость ее бизнеса и общества.

Защита окружающей среды

Обязательства организации по защите окружающей среды связаны с ее деятельностью, продукцией и услугами, а также с ее местоположением(ями). Это можно реализовать в рамках самой организации или посредством менеджмента цепи поставок, использования продукции или ее окончательного удаления. Некоторые организации должны, при необходимости, принимать конкретные обязательства по защите окружающей среды, обусловленные характером, масштабами и экологическим воздействием их деятельности. Например, если их деятельность связана с вырубкой лесов, должно быть рассмотрено обязательство по защите биоразнообразия или экосистем.

Практические меры по защите окружающей среды могут включать в себя:

- повышенную эффективность использования природных ресурсов, таких как вода и ископаемое топливо, например, за счет снижения объема использования природных ресурсов, используемых в производстве, их повторного использования или переработки;

- защиту биоразнообразия, естественных мест обитания и экосистем посредством прямого сохранения или косвенно посредством принятия решений о закупках, таких как покупка материалов из проверенных устойчивых источников;

- смягчение климатических изменений за счет предотвращения или сокращения выбросов парниковых газов или применения политики углеродной нейтральности в целях снижения конечного вклада в изменения климата;

- повышение качества воздуха и воды за счет исключения их применения, замещения или сокращения.

Предотвращение загрязнения

Предотвращение загрязнения может быть включено в жизненный цикл продукции или услуги, включая проектирование и разработку, производство, распространение, использование и конец жизненного цикла. Такая стратегия может помочь организации не только сэкономить ресурсы и снизить образование отходов и выбросов, но и снизить затраты и производить более конкурентоспособную продукцию и услуги. Руководящие указания по учету экологических аспектов при проектировании и разработке продукции можно найти в ISO/TR 14062 и ИСО 14006.

Сокращение источников загрязнения на практике часто может быть наиболее результативным, поскольку оно исключает образование отходов и выбросов и одновременно сохраняет ресурсы. Однако, в некоторых обстоятельствах предотвращение загрязнения за счет сокращения источников не всегда практично. Организация может решить для себя использовать иерархию подходов для предотвращения загрязнения, отдавая предпочтение предотвращению загрязнения, исходящего из соответствующего источника, например:

a) сокращение источников загрязнения или их исключение (включая экологически осознанное проектирование и разработку, замещение материала, изменение процесса, продукции или технологии, а также сохранение энергии и материальных ресурсов);

b) повторное использование или вторичная переработка материалов в рамках процесса или объекта;

c) повторное использование или вторичная переработка материалов вне организации;

d) восстановление и очистка (восстановление из отходов производства внутри или вне организации, очистка выбросов, а также размещение отходов внутри или вне организации для снижения их экологических воздействий);

e) механизмы управления, такие как сжигание или управляемое удаление отходов, где это возможно, однако организация должна использовать такие методы только после рассмотрения других возможных методов.

Блок практической помощи N 8 - Экологическая политика и экологическая устойчивость

Растущее число международных организаций, а также правительства, профессиональные ассоциации и группы населения, разработали руководящие принципы, направленные на поддержание экологической устойчивости. Эти руководящие принципы помогают организациям определить общий размер их обязательств в отношении окружающей среды как один из трех принципов устойчивости и предоставляют общий набор ценностей. Руководящие принципы могут помочь организации в разработке ее экологической политики, которая должна быть уникальной для организации, для которой она разрабатывается.

Экологическая политика может включать в себя и другие обязательства, такие как:

a) устойчивое развитие и связанные с ним руководящие принципы (например, Повестка дня ООН на XXI век/Глобальный пакт ООН (UN Agenda 21/Global Compact), Принципы Экватора (Equator Principles));

b) минимизация значимого неблагоприятного экологического воздействия новых разработок за счет использования интегрированных процессов экологического менеджмента и планирования;

c) проектирование продукции, принимая во внимание экологические аспекты и принципы устойчивого развития.

5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации


Успешные разработка, внедрение и поддержание системы экологического менеджмента и улучшение экологических результатов деятельности зависят от того, как высшее руководство определяет и распределяет ответственность и полномочия внутри организации (см. блок практической помощи N 9).

Высшее руководство должно назначить представителя(ей) или распределить функции с достаточными полномочиями, осведомленностью, компетентностью и ресурсами:

a) для обеспечения разработки, внедрения и поддержания системы экологического менеджмента на всех применимых уровнях организации;

b) для отчета для высшего руководства о системе экологического менеджмента, в том числе об экологических результатах деятельности и возможностях для улучшения.

Эти ответственность и полномочия могут быть объединены с другими функциями или ответственностью.

Высшее руководство должно обеспечить, чтобы обязанности, ответственность и полномочия лиц, работающих под управлением организации, чья работа влияет на систему экологического менеджмента, были определены и доведены внутри организации, при необходимости, для обеспечения результативного внедрения системы экологического менеджмента. Обязанности и ответственность в рамках системы экологического менеджмента не должны рассматриваться как ограниченные экологические функции, а могут включать и другие функциональные обязанности внутри организации, такие как ответственность за проектирование, закупки, инженерные вопросы или качество. Ресурсам, предоставляемым высшим руководством, следует создавать возможность для выполнения всех возложенных обязанностей. Обязанности, ответственность и полномочия следует анализировать, если в организации происходит изменение ее организационной структуры.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Текст документа вы можете получить на ваш адрес электронной почты, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

ГОСТ Р ИСО 14004-2017 Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению

Название документа: ГОСТ Р ИСО 14004-2017 Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по внедрению

Номер документа: ИСО 14004-2017

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2017 год
Дата принятия: 18 июля 2017

Дата начала действия: 01 мая 2018
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах