Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54134-2010     


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экологический менеджмент

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ОЦЕНКИ РИСКОВ. ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

Environmental management. Guidance for organizational safeguards application and risk assesment. Greenhouse gas emissions



ОКС 13.020

Дата введения 2011-09-01

     

Предисловие

    

1 РАЗРАБОТАН Научно-техническим центром "ИНТЕК"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 880-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Изменение климата было идентифицировано как одна из самых значительных проблем, стоящих перед странами, правительствами, деловыми кругами и населением на предстоящие десятилетия. Изменение климата чревато серьезными последствиями как для человеческих, так и для природных систем и может привести к значительным изменениям в использовании ресурсов, производстве и экономической деятельности. В ответ на это разрабатываются и внедряются международные, региональные, национальные и локальные инициативы по ограничению концентраций парниковых газов (ПГ) в атмосфере земли. Такие инициативы по ограничению концентрации ПГ основываются на количественном определении, мониторинге, отчетности и верификации выбросов ПГ и/или их устранении.

Общей целью деятельности по валидации и верификации ПГ является обеспечения доверия всех сторон, которые полагаются на заявления по ПГ.

Эффективный менеджмент рисков и результативное управление окружающей средой являются вопросами первостепенной важности для надежного корпоративного регулирования, и по этой причине нормативное регулирование в этой области требует эффективного менеджмента рисков. Подтверждение надлежащей практики менеджмента рисков также становится все более необходимым до получения страхования.

Настоящий национальный стандарт обеспечивает регулирующие органы и организации, заинтересованные в снижении рисков, связанных с выбросами парниковых газов, а также выполняющие программы по ПГ, основой для проведения организациями процедур оценки рисков в своей деятельности с использованием информации о выполнении проектов по ПГ.

4 ноября 2004 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон N 128-ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", а 16 февраля 2005 года Киотский протокол вступил в силу на территории Российской Федерации в качестве международного соглашения, обязательного для всех его участников.

Киотский протокол предусматривает три механизма реализации его положений через проекты: совместного осуществления, "чистого развития" и торговли выбросами.

Проекты совместного осуществления (ПСО) предполагают вложение иностранных инвестиций в производства на территории Российской Федерации с целью проведения технологических и организационно-технических мероприятий, ведущих к снижению выбросов парниковых газов от установленного для данного производства уровня.

Проекты чистого развития (ПЧР) сводятся к переводу электростанций на другие виды топлива, сжиганию метана на свалках, использованию энергии воды, использованию биотоплива, ветровой и геотермальной энергии, сжиганию твердого топлива. Осуществление ПЧР в большей степени относится к категории малых проектов.

Проекты торговли выбросами (ПТВ) предусматриваются "механизмом ранних сделок" путем продажи имеющегося у субъекта деятельности запаса квот на выбросы парниковых газов в рамках национального плана с учетом правовой природы эмиссионных квот. Выгода от осуществления ПСО должна иметь не только экологическую составляющую. Применение новых существующих технологий приведет для тех или иных конкретных производств к повышению качества продукции, снижению ее себестоимости, увеличению удельного объема выпуска продукции за счет мер по энерго- и ресурсосбережению.

Описание механизмов Киотского протокола приведено в приложении А.

Целью настоящего стандарта является предоставление руководства по проведению оценки рисков с целью снижения выбросов и повышения удалений парниковых газов за счет участия в механизмах Киотского протокола (на примере механизма чистого развития (МЧР)) или проведения собственной политики предприятия, направленной на последовательное снижение выбросов и повышение удалений парниковых газов, валидации и верификации проектов или данных. На рисунке 1 представлена предлагаемая последовательность осуществления организацией мероприятий экологического менеджмента по снижению выбросов и повышению удалений парниковых газов.



Рисунок 1 - Последовательность этапов экологического менеджмента в области снижения выбросов парниковых газов

При подготовке настоящего стандарта использованы материалы издания "МЧР и СО в схемах", подготовленного в 2005 г. в рамках программы интегрированного укрепления потенциала механизмов МЧР/СО Министерства охраны окружающей среды Японии.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает требования по оценке рисков с целью снижения выбросов и повышения удалений парниковых газов и распространяется на механизмы участия в деятельности по снижению выбросов и повышению удалений парниковых газов (ПГ), проведению валидации или верификации данных.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 14.09 Экологический менеджмент. Руководство по оценке риска в области экологического менеджмента

ГОСТ Р ИСО 14064-2-2007 Газы парниковые. Часть 2. Требования и руководство по количественной оценке, мониторингу и составлению отчетной документации на проекты сокращения выбросов парниковых газов или увеличения их удаления на уровне проекта

ГОСТ Р ИСО 14064-3-2007 Газы парниковые. Часть 3. Требования и руководство по валидации верификации утверждений, касающихся парниковых газов

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17000-2009 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты", за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 14.09, а также следующие термины с соответствующими определениями:

     3.1 Термины, относящиеся к парниковым газам

3.1.1 парниковый газ (ПГ): Газообразная составляющая атмосферы, естественная и антропогенная, которая поглощает и выделяет излучение на определенных длинах волн в рамках спектра инфракрасного излучения, выделяемого поверхностью земли, атмосферой и облаками.

Примечание - Парниковые газы включают двуокись углерода (СО), метан (СН), закись азота (NO), гидрофторуглероды (HFC), перфторуглероды (PFC) и гексафторид серы (SF).

3.1.2 заявление по парниковому газу: Фактическая и объективная декларация, сделанная ответственной стороной.

Примечание 1 - Заявление по ПГ может быть представлено в точке по времени или распространяться на период времени.

Примечание 2 - Заявление по ПГ, представленное ответственной стороной, может быть однозначно и ясно идентифицируемым и отвечать требованиям последовательной оценки или измерения, проводимых экспертом по валидации или верификации на соответствие установленным критериям.

Примечание 3 - Заявление по ПГ может быть представлено в форме отчета по ПГ или плана проекта по ПГ.

3.1.3 консультационные услуги по парниковым газам: Обеспечение услуг по конкретному количественному определению ПГ для организации или проекта, мониторингу данных по ПГ или регистрации, информационной системе по ПГ или внутреннему аудиту или обучению и подготовке, которые поддерживают заявление по ПГ.

3.1.4 информационная система по парниковым газам: Политика, процессы и процедуры, определяющие установление, менеджмент и ведение информации по ПГ.

3.1.5 проект по парниковым газам: Деятельность или виды деятельности, которые изменяют условия, идентифицированные в газовом сценарии, и обеспечивают сокращение выбросов ПГ или улучшение их устранения.

3.1.6 программа по парниковым газам: Добровольная или обязательная международная, национальная или поднациональная система или схема, которая регистрирует, представляет отчет или осуществляет менеджмент выбросов ПГ, их устранение, сокращение выбросов или улучшение их устранения за пределами организации или проекта ПГ.

     3.2 Термины, относящиеся к сотрудникам и организациям

3.2.1 клиент: Организация или лицо, обращающееся с просьбой о проведении валидации или верификации.

Примечание - Клиент может быть ответственной стороной, администратором программы по ПГ или другим участником процесса.

3.2.2 предполагаемый пользователь: Отдельное лицо или организация, идентифицированные ответственными за представление информации по ПГ как лицо или организация, полагающиеся на эту информацию при принятии решений.

Примечание - Предполагаемый пользователь может быть клиентом, ответственной стороной, администраторами программы по ПГ, регуляторами, финансовым сообществом или другими заинтересованными участниками процесса, например, местными общинами, правительственными департаментами или неправительственными организациями.

3.2.3 организация: Компания, корпорация, фирма, предприятие, орган или учреждение, или их часть, или комбинация, с ограниченной ответственностью или нет, государственные или частные, имеющие свои собственные подразделения и администрацию.

3.2.4 персонал: Сотрудники, работающие с органом по валидации и верификации от его имени.

3.2.5 ответственная сторона: Лицо или лица, ответственные за представление заявления по ПГ и обеспечение информации по ПГ.

Примечание - Ответственной стороной могут быть или отдельные лица, или представители организации, или проекта, а также сторона, нанимающая эксперта по валидации или верификации. Эксперт по валидации или верификации может быть нанят клиентом или другими сторонами, например администратором программы по ПГ.

3.2.6 технический эксперт: Лицо, обеспечивающее представление специфических знаний или опыта группе по проведению валидации или верификации.

Примечание 1 - Под специфическими знаниями или опытом имеется в виду информация, относящаяся к организации или проекту, которые подлежат валидации или верификации, или соответствующему языку или культуре.

Примечание 2 - Технический эксперт не выполняет функции эксперта по валидации или верификации в группе по проведению валидации или верификации.

Примечание 3 - Заимствовано из ГОСТ Р ИСО 19011-2003, определение 3.10.

3.2.7 высшее руководство: Лицо или группа лиц, которые управляют и контролируют организацию на самом высоком уровне.

     3.3 Термины, относящиеся к валидации и верификации

3.3.1 валидация: Систематический, независимый и документально оформленный процесс, целью которого является оценка заявления по ПГ, относящегося к плану проекта ПГ, на соответствие согласованным критериям валидации.

Примечание 1 - В некоторых случаях, например при валидации первой стороны, независимость может быть продемонстрирована свободой от ответственности, связанной с разработкой данных и информации по ПГ.

Примечание 2 - Содержание плана проекта ПГ описано в ГОСТ Р ИСО 14064-2:2007, подраздел 5.2.

Примечание 3 - Заимствовано из ГОСТ Р ИСО 14064-3:2007, определение 2.32.

3.3.2 эксперт по валидации: Компетентное и независимое лицо или лица, ответственные за выполнение работы и представление отчетности по результатам валидации.

Примечание - Заимствовано из ГОСТ Р ИСО 14064-3:2007, определение 2.35.

3.3.3 орган по валидации и верификации: Орган, выполняющий проведение валидации или верификации заявлений по ПГ в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Примечание - Органом по валидации и верификации может быть отдельное лицо.

3.3.4 заявление по валидации: Официальная письменная декларация для предполагаемого пользователя, представленная после проведения валидации плана проекта ПГ, которая обеспечивает гарантию заявлений ответственной стороны по ПГ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs