ГОСТ Р 12.2.144-2005 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний (с Поправкой)

     6 Контроль выполнения требований безопасности. Методы испытаний

6.1 Отбор образцов для испытаний должен соответствовать установленному порядку в стандартах и нормативных документах на пожарную технику конкретного вида.

6.2 Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть подвергнуты поверкам и ревизиям в соответствии с ПР 50.2.009 [6].

6.3 Контроль выполнения требований 5.1.1 - по ГОСТ Р 41.13.

6.4 Контроль выполнения требований 5.1.2 проводят визуально в соответствии с ГОСТ Р 50574.

Размеры наносимых контрастирующих полос определяют линейкой по ГОСТ 427 с погрешностью ±5 мм.

6.5 Контроль выполнения требований 5.1.3 проводят путем сравнения ПА с нормативным документом на него и по ГОСТ 8769, ГОСТ Р 41.3, ГОСТ Р 41.4, ГОСТ Р 41.6, ГОСТ Р 41.7, ГОСТ Р 41.23, ГОСТ Р 41.48, ГОСТ Р 41.65, ГОСТ Р 41.87, ГОСТ Р 41.91, ГОСТ Р 52230.

6.6 Контроль выполнения требований 5.1.4, 5.1.8 проводят путем сравнения ПА с нормативным документом на его изготовление визуально и (или) методом экспертных оценок.

6.7 Контроль выполнения требований 5.1.5 проводят путем сравнения ПА с нормативным документом на его изготовление визуально и по ГОСТ Р 41.42, ГОСТ Р 41.93.

6.8 Контроль выполнения требований 5.1.6 проводят по ГОСТ Р 51709.

6.9 Контроль выполнения требований 5.1.7 проводят визуально по СНиП 23-05 [7].

6.10 Контроль выполнения требований 5.1.9 проводят путем сравнения с нормативным документом на ПА и по ГОСТ 21752, ГОСТ 21753.

6.11 Определение нагрузок на оси ПА проводят на соответствие проверки требований 5.1.10, 5.1.11.

6.11.1 При определении нагрузок погрешность измерений не должна превышать 1,5% определяемых величин.

6.11.2 Измерения следует проводить на автомобильных весах среднего класса точности.

Размеры и грузоподъемность весов должны допускать установку на них ПА всеми колесами одновременно, а также колесами одной оси, двух смежных осей и одного борта.

Допускается применение вместо весов других весовых устройств (тензостанций и т.п.), аттестованных в установленном порядке по ГОСТ 8.568 и обеспечивающих необходимую точность измерений.

6.11.3 Перед проведением измерений ПА должен быть:

- в технически исправном состоянии, очищенным от грязи;

- полностью укомплектован ПТВ и огнетушащими веществами в соответствии с НД;

- полностью заправлен горюче-смазочными веществами.

Давление воздуха в шинах должно соответствовать инструкции по эксплуатации базового шасси.

Массу боевого расчета допускается имитировать балластом из расчета 75 кг на каждого члена боевого расчета плюс 10 кг персонального снаряжения. При этом 85% груза размещается на сиденьях и 15% на полу СПА.

6.11.4 При определении осевой нагрузки на дорогу колеса взвешиваемой оси в момент взвешивания должны находиться на весовом устройстве, а колеса остальных осей - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с платформой весового устройства. Допускается проводить определение нагрузки на одну из осей расчетным путем по результатам предыдущих взвешиваний (одной или нескольких осей и всего автомобиля в целом).

6.11.5 При определении распределения нагрузки на дорогу по бортам колеса, расположенные по одну сторону относительно продольной оси ПА, должны находиться в момент взвешивания на весовом устройстве, а расположенные по другую сторону оси - на твердой поверхности, лежащей в одной горизонтальной плоскости с платформой весового устройства. По результатам этого взвешивания и взвешивания всего автомобиля расчетным путем определяют нагрузку на другой борт.

6.12 Определение угла поперечной статической устойчивости ПА проводят на соответствие проверки требования 5.1.12.

6.12.1 Определение угла поперечной статической устойчивости проводят на стенде опрокидывания с платформой соответствующих грузоподъемности и размеров. Платформа должна обеспечивать угол наклона в горизонтальной плоскости, при котором испытуемый автомобиль теряет устойчивость, но не менее чем на 50°. Для определения угла следует использовать средства измерения с погрешностью не более 15'.

Платформа стенда должна иметь устройства, позволяющие зафиксировать момент потери устойчивости (отрыв колес от поверхности платформы) и в то же время предотвращать опрокидывание машины.

Стенд опрокидывания, используемый для испытаний, должен быть аттестован в соответствии с ГОСТ 8.568.