СП 35-104-2001
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ С МЕСТАМИ ТРУДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
Buildings and premises with working places for disebled
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация при участии ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)
2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации
3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и проектных работ и Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России
4 УТВЕРЖДЕН приказом директора ГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) от 20 июня 2001 г. N 5 г.
5 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. N 69
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Свод правил СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов" разработан по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" в соответствии с Государственным контрактом N 5.1.1. 227юр-98 от 25 июня 1999 г. по теме: "Создание единой системы отраслевых требований по проектированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".
________________
На территории Российской Федерации документ не действует. Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия 31.12.2005 г. - Примечание изготовителя базы данных.
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, глава 3, статья 9 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563) предусматривает "профессиональную реабилитацию инвалидов", которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. В законе также предусматривается обеспечение занятости инвалидов (статья 20) с помощью специальных мероприятий, в том числе: квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов (статья 21), создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (статья 22), создания соответствующих условий труда (статья 23) и определения прав, обязанностей и ответственности работодателей в обеспечении занятости инвалидов (статья 24).
Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по адаптации существующей среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, призван стать 35-й комплекс нормативных документов в области проектирования и строительства. Основным документом федерального уровня для данного комплекса является СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Кроме СНиП 35-01-2001, в состав базового блока нормативных документов нового поколения по 35 комплексу входят:
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов".
Настоящий Свод правил, дополняющий и детализирующий требования СНиП 35-01-2001, должен применяться совместно с СП 35-101-2001.
На предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий. На основании перечня таких профессий в учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы разрабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в которых даются рекомендации по профессионально-производственной адаптации и трудоустройству. С учетом этих рекомендаций трудоустройство инвалидов может осуществляться по двум направлениям.
Первое направление - создание специализированных предприятий, производственных зданий, цехов, мастерских и т.п. для тех категорий инвалидов, физиологические особенности которых предъявляют сложный комплекс специфических санитарно-гигиенических, архитектурно-строительных и эргономических требований к производственной среде. Это направление целесообразно преимущественно для инвалидов: слепых, глухих и глухонемых, инвалидов со сниженным интеллектом и инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками, хотя и для них могут быть подобраны и организованы рабочие места в отдельных цехах и помещениях на предприятиях общего типа, а также в учреждениях.
Второе направление - подбор на предприятиях общего типа и в учреждениях помещений, цехов, производственных участков, вспомогательных служб, в которых отсутствуют противопоказанные для инвалидов производственные (технологические и санитарно-гигиенические) факторы, или же они легко устранимы с помощью несложных мероприятий, и в то же время имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов той или иной категории. В этих случаях достаточными могут стать сравнительно несложные архитектурно-строительные, эргономические и организационные мероприятия, обеспечивающие оптимальные условия труда для инвалидов.
Свод правил содержит рекомендательные нормы и правила в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.
_________________
Документ утратил силу на основании Постановлением Госстроя России от 10.09.2003 N 164. - Примечание изготовителя базы данных.
В данной разработке учтены опыт отечественных и зарубежных специалистов в освещаемой области, а также новые разработки различных авторов и авторских коллективов.
Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе: руководитель темы, научный редактор, канд. архитектуры A.M.Гарнец, руководитель разработки; ответственный исполнитель Свода правил - канд. архитектуры Л.А.Викторова; канд. мед. наук О.С.Андреева, канд. экономических наук В.В.Петрова; ответственные исполнители (компьютерная графика): арх. К.В.Карпач и инж. А.И.Цыганов, при участии: канд. архитектуры Б.П.Анисимова, арх. Н.П.Малиночки и инж. М.М.Миловидова.
Внесен Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России (И.В.Лебедев, А.Е.Лысенко).
Представлен к утверждению Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (В.В.Тишенко, Н.Н.Поляков, Л.А.Викторова), Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России (Э.А.Шевченко, Н.Н.Якимова, В.Г.Хахулин).
Согласован Государственной противопожарной службой МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.
В работе использованы материалы "Рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения: Вып.20. Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий" /Минстрой России, Минсоцзащиты России, АО ЦНИИпромзданий. - М.: ГП ЦПП, 1994 (канд. архитектуры Л.А.Викторова, арх. Н.Б.Сипкина, инж. О.И.Алексютина).
Использован также ряд положений ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения" /Госстрой России. - М.: ГП ЦПП, 1994 (ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева, ЦНИИЭП жилища, ЦНИИП учебных заведений и ЦНИИП курортно-туристических зданий и комплексов Госкомархитектуры).
1.1 В данном Своде правил из всех маломобильных групп населения принимаются во внимание в основном инвалиды трудоспособного возраста, так как остальные маломобильные группы: люди старшей возрастной группы, временно нетрудоспособные, в том числе женщины в декретном отпуске, не учитываются при организации рабочих мест на предприятиях и в учреждениях. В связи с этим в последующем тексте данного Свода правил будет употребляться термин "рабочее место для инвалида".
1.2 Настоящий Свод правил распространяется на проектирование предприятий, учреждений, зданий и помещений с целью создания рабочих мест для инвалидов всех групп и большинства нозологий (заболеваний, являющихся причиной инвалидности), в том числе для инвалидов, передвигающихся с помощью кресел-колясок и других вспомогательных средств. Это обусловлено тем, что ориентация на все категории позволит более полно охватить трудоустройством инвалидов, проживающих в пределах пешеходной доступности, что в свою очередь облегчит решение транспортной проблемы. При этом также следует учитывать, что контингент инвалидов, проживающих в близлежащем к учреждению или предприятию районе, достаточно изменчив.
В каждом конкретном случае в зависимости от особенностей контингента населения территориальными органами социальной защиты населения в задании на проектирование могут быть установлены требования к рабочим местам по определенным нозологиям. Однако во всех случаях должны выполняться мероприятия по обеспечению доступности рабочих мест для инвалидов, передвигающихся с помощью специальных средств, так как эти мероприятия обеспечат доступность рабочих мест для большинства инвалидов других категорий, в том числе для наиболее многочисленной группы инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний.
1.3 Данный Свод правил распространяется на проектирование предприятий различных отраслей промышленности, в том числе: машиностроения, приборостроения, электроники, радиотехнической, электротехнической; легкой, пищевой, местной промышленности, предприятий бытового обслуживания населения, ремонтных предприятий и других, где имеются профессии и специальности, медицински показанные для инвалидов; а также на проектирование административно-управленческих зданий, зданий проектных и научно-исследовательских институтов и других общественных зданий, где могут быть организованы отдельные рабочие места для инвалидов. Порядок организации доступности рабочих мест для инвалидов при проектировании предприятия общего типа или учреждения приведен в приложении А.
1.4 Настоящий Свод правил не распространяется на проектирование специализированных предприятий, а также на организацию рабочих мест в квартирах для инвалидов-надомников.
2.1 Отправными точками проектирования предприятия или учреждения с учетом интересов трудящихся инвалидов являются: во-первых, изначальное наличие рабочих мест, пригодных для труда инвалидов, во-вторых, их размещение в объемно-планировочной структуре предприятия, учреждения, здания, помещения, в-третьих, доступность рабочих мест для инвалидов, в-четвертых, безопасность и комфортность этих рабочих мест, в том числе оптимальные (или допустимые) санитарно-гигиенические условия в помещениях, где размещаются рабочие места для инвалидов.
2.2 В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г., N 181-ФЗ, глава 3, статья 21 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4563) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливается для каждого предприятия, учреждения, организации квота рабочих мест для инвалидов в процентах среднесписочной численности работников, если она превышает 30 человек; при этом квота должна быть не менее 3%. Квота рабочих мест, виды и группы инвалидности работников, которым может быть предоставлена работа, уточняются в задании на проектирование с участием в его составлении территориальных органов социальной защиты населения в соответствии с правилами, установленными в РДС 35-201 (нормативные документы, на которые есть ссылки в СП, приведены в приложении Б).
2.3 Рабочие места для инвалидов на каждом конкретном производстве или в учреждении могут быть одиночными, рассредоточенными или сконцентрированными на специализированных производственных участках или в специализированных цехах. Принцип размещения рабочих мест зависит от особенностей технологических процессов и организации производства (структуры учреждения), а также от контингента инвалидов, определяемого территориальными органами социальной защиты населения в задании на проектирование.
2.4 Рабочие места в зависимости от специальности (профессии), для которой они предусмотрены, и нозологии инвалидности могут быть обычными, то есть с оборудованием, предназначенным для здорового работника, или специализированными для определенной нозологии инвалидности, что устанавливается в задании на проектирование.
Профессии и специальности, присущие данному производственному процессу и пригодные для инвалидов, определяют территориальные органы социальной защиты населения в соответствии с рекомендациями органов медико-социальной экспертизы, записанными в утвержденную "Индивидуальную программу реабилитации инвалида".
2.5 Доступность рабочих мест для инвалидов должна обеспечиваться:
комплексным определением принципов их размещения, в том числе - в структуре населенного пункта, предприятия, учреждения или организации; - в объемно-планировочной структуре здания (производственного, административного, общественного, в ряде случаев - жилого);
устранением или преобразованием элементов среды жизнедеятельности, которые могут являться барьерами на путях передвижения инвалидов к местам приложения их труда;
информативной оснащенностью путей передвижения инвалидов.
2.6 Комплекс мероприятий, обеспечивающий доступность мест приложения труда для инвалидов, должен быть рациональным. Из него, по возможности, должны быть исключены дорогостоящие мероприятия, например, устройство лифта в малоэтажном здании при наличии одного рабочего места для инвалида, передвигающегося с помощью кресла-коляски, или устройство для этих инвалидов подземного перехода с пандусом на территории небольшого предприятия. В таких случаях доступность рабочих мест и безопасность передвижения к ним может обеспечиваться другими архитектурно-планировочными или организационными мероприятиями.
2.7 Комфортность рабочего места обеспечивается хорошо подобранными в соответствии с физиологическими особенностями инвалида комплектом оборудования, различных вспомогательных приспособлений к нему и мебели, а также созданием необходимых санитарно-гигиенических условий в рабочей зоне.
Безопасность рабочего места обеспечивается специальными защитными приспособлениями, входящими в набор его оборудования, а также созданием условий для своевременной эвакуации инвалида в экстремальных случаях, например при пожарной опасности.
3.1 Территория предприятия (учреждения) должна быть доступна для инвалидов всех категорий, так как невозможно предусмотреть, инвалиды какой нозологии будут трудоустроены, какой контингент будет проживать в близлежащих жилых районах.
3.2 Для обеспечения доступности территории предприятия (учреждения) ее генеральный план должен формироваться в комплексе с прилегающей территорией города, поселка или другой территориальной единицы, в которую входит данное предприятие или учреждение. При этом должны быть предусмотрены элементы, обеспечивающие связь мест проживания инвалидов с местами приложения их труда. К ним относятся: стоянки личного транспорта инвалидов, специально оборудованные остановки общественного транспорта (если это предусматривается в задании на проектирование), контрольно-пропускные пункты, оборудование которых обеспечивает проезд кресел-колясок.
На крупных предприятиях для обеспечения наиболее коротких связей возможно устройство дополнительных контрольно-пропускных пунктов и остановок общественного транспорта, рассредоточенных вдоль границы территории, а также размещение стоянок личного автотранспорта инвалидов непосредственно на территории предприятия вблизи цехов, где предусмотрены рабочие места для инвалидов (рисунок 1).
3.3 Остановки общественного транспорта и стоянки личного автотранспорта инвалидов должны размещаться не далее 50 м от контрольно-пропускных пунктов. На крупных и реконструируемых предприятиях, где расстояния от автостоянок общего пользования превышают лимитируемые 50 м до проходных, а от проходных пунктов до входов в здания, где расположены рабочие места инвалидов, в сумме превышают 300 м, автостоянки для инвалидов следует делать обособленными и размещать их в производственной зоне предприятия рассредоточенно, вблизи входов в бытовые корпуса. В этих случаях в планировке контрольно-пропускных пунктов или проходных предусматривают возможность пропуска личного автотранспорта инвалидов на заводскую территорию.
3.4 Количество мест на автостоянке для работающих инвалидов (без учета инвалидов-посетителей) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от принятой на данном предприятии (учреждении) квоты рабочих мест для инвалидов, но не менее одного места при общем количестве мест на стоянке до 100.
3.5 Контрольно-пропускные пункты, оборудованные турникетами, должны иметь проезды для инвалидных колясок шириной не менее 1,2 м. На пути передвижения инвалидов со сниженным интеллектом, слепых и слабовидящих устройство турникетов-вертушек нежелательно (рисунок 2).
3.6 Планировка территории предприятия (учреждения) и ее оборудование должны обеспечивать (рисунок 3):
минимальную протяженность пешеходных путей передвижения;
безопасность передвижения по территории;
отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения инвалидов.
3.7 Планировка территории предприятия, на котором предполагается трудоустройство слабовидящих или слепых инвалидов, должна быть предельно простой для удобства ее запоминания и ориентации в пространстве, пешеходные и транспортные пути спроектированы по прямоугольной схеме.
3.8 На заводской территории не допускается пересечение пешеходных путей инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками, слабовидящих и слепых инвалидов с грузовыми потоками. На крупных предприятиях, где на таких пересечениях предусмотрены подземные переходы, последние целесообразно оборудовать пандусами и перилами.
3.9 Уклоны и габариты пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов на путях передвижения инвалидов, а также пересечения этих путей с внутризаводскими проездами должны обеспечивать безопасное передвижение инвалидов на креслах-колясках.