ХАБАРОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 16 сентября 2003 года N 388


Об утверждении программы «Переселение граждан города
Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах

(с изменениями на 16.12.03)

Название решения изменено - Решение Хабаровской городской Думы от 16.12.03 N 438 - См. предыдущую редакцию

     __________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными
     Решением Хабаровской городской Думы от 16.12.03 N 438
     __________________________________________________


В соответствии с подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, на основании постановления Главы администрации Хабаровского края от 20.08.2001 N 356 "О разработке краевой целевой программы "Переселение граждан Хабаровского края из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 - 2010 годах", Устава муниципального образования города Хабаровска Хабаровская городская Дума

решила:

1. Положения программы «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах» (приложение), регулирующие отношения, касающиеся мероприятий 2003 года, считать обязательными для исполнения.

Положения программы «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах», регулирующие отношения, касающиеся мероприятий 2004 - 2010 годов, считать проектными.

Пункт 1 изменен - Решение Хабаровской городской Думы от 16.12.03 N 438 - См. предыдущую редакцию


2. Поручить администрации города доработать проектные положения программы «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах» после принятия краевой целевой программы «Переселение граждан Хабаровского края из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 - 2010 годах» и внести их на утверждение Хабаровской городской Думы.     

3. Опубликовать решение в газете "Хабаровские вести".

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за исполнением решения возложить на первого заместителя Мэра города Крейса И.А., заместителя Мэра города, директора департамента архитектуры, строительства и землепользования Новицкого В.А. и комиссию по городскому хозяйству (Суворова Л.А.).

Пункт 2 дополнен, пункты 2-4 считать соответственно пунктами 3-5 - Решение Хабаровской городской Думы от 16.12.03 N 438 - См. предыдущую редакцию


 Мэр города
     А.Н. Соколов



     Приложение
     к решению Хабаровской
     городской Думы
     от 16 сентября 2003 года № 388

ПРОГРАММА
"Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах"


ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ГОРОДА ХАБАРОВСКА ИЗ ВЕТХОГО
И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2003-2010 ГОДАХ"

Наименование Программы

Программа "Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах"

Основание для разработки Программы

Постановление Главы администрации Хабаровского края от 20 августа 2001 г. № 356 "О разработке краевой целевой программы "Переселение граждан Хабаровского края из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах"

Государственный заказчик Программы

Правительство Хабаровского края

Цель и задачи Программы

Основными целями Программы являются:
обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, в благоустроенные жилые помещения;
ликвидация до 2010 г. включительно существующего в настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2001 года.
Основными задачами Программы являются:
подготовка условий и реализация механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания;
обеспечение развития территорий, занятых в настоящее время жилищным фондом, непригодным для проживания.

Разработчик Программы

Администрация г. Хабаровска

Сроки реализации Программы

2003-20 10 годы:
первый этап - 2003-2005 годы;
второй этап - 2006-2010 годы

Исполнители Программы

Департамент городского хозяйства администрации города, департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города, управление экономического развития администрации города, финансовый департамент администрации города, департамент муниципальной собственности г. Хабаровска, управление социальной защиты населения администрации города, организации, привлекаемые на конкурсной основе, независимо от формы собственности, имеющие лицензии на проведение инженерно-изыскательской, проектировочной, строительной и другой деятельности, связанной с реализацией Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы (в ценах 2002 года) составляет 4641,0 млн. руб.

В этом числе:
средства федерального бюджета;
средства краевого бюджета;
средств бюджета муниципального образования г. Хабаровска;
средства инвесторов.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Выполнение государственных обязательств по переселению граждан из жилых помещений, непригодных для постоянного проживания:

обеспечение граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде г.Хабаровска, благоустроенными жилыми помещениями и ликвидация на территории г. Хабаровска соответствующего ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым на 1 января 2001 г.

Организация контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Хабаровского края и Законодательной Думой Хабаровского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Хабаровского края администрацией г. Хабаровска и Хабаровской городской Думой в соответствии с Уставом муниципального образования города Хабаровска.

Система организации контроля за исполнением Программы

Государственный заказчик осуществляет общее руководство реализацией Программы в Хабаровском крае в целом, организует формирование нормативной базы, управляет средствами, выделяемыми из федерального, краевого бюджетов. Средствами, выделяемыми из бюджета города, инвесторами управляет администрация города Хабаровска.

Администрация города Хабаровска представляет государственному заказчику регулярные отчеты о ходе реализации Программы.

     
ВВЕДЕНИЕ


Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе. В течение последних лет ввиду неудовлетворительного финансирования объемы проводимых капитальных работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что, в конечном счете, обусловило его неуклонное ветшание.

В этой связи Правительство Российской Федерации, основываясь на государственных гарантиях обеспечения проживания граждан в жилом помещении, отвечающем установленным социальным нормам, утвердило постановлением от 22.01.2002 г. № 33 подпрограмму "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", которая входит в Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Как сказано в этой подпрограмме, государство являлось до недавнего времени основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащей системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы жилья, непригодного для проживания. При этом сами граждане в настоящее время не в состоянии сами приобрести или получить на условиях социального найма новое жилье.

Программа "Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах" (далее - Программа) разработана администрацией города в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", утвержденной постановлением Правительства РФ от 22 января 2002 г. №33 и входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - федеральная Программа), решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 г. № 211 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Хабаровске", постановлением Мэра города от 05.03.2003 г. № 323 "О социально-экономической ситуации в г. Хабаровске в 2002 году и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития на 2003 год".

Программа включает в себя комплекс правовых, финансовых и организационных мероприятий по обеспечению переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. В Программе определены сроки пообъектного переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда с учетом выделяемых в соответствии с краевой Программой финансовых ресурсов.

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

     
1.1. Анализ динамики ветхого и аварийного жилищного фонда


Город Хабаровск занимает территорию около 0,4 тыс. кв. км. По результатам проведенной переписи численность постоянного населения города на 01.01.2003 г. составила 598,1 тыс. человек. По официальным данным население города Хабаровска сокращается. В частности, только за 2001г., согласно официальной статистике, оно сократилось на 6,0 тыс. чел. Однако по неофициальным данным численность населения в городе значительно превышает данные статистики, видимо, за счет лиц, проживающих в городе без официальной регистрации.

В г. Хабаровске, как следует из таблицы 1, сосредоточено 11295,5 тыс. кв. м жилья (43 % всего жилищного фонда края), из которых ветхим является 274,1 тыс. кв. м или 2,4%, а аварийным - 15,3 тыс. кв.м или 0,14% всей жилищного фонда города. То есть, располагая почти половиной всего жилищного фонда края, Хабаровск отличается сравнительно невысокой долей площадей ветхого и аварийного фондов в структуре всей площади жилищного фонда края. Она на начало 2001г. не превышала 1,2%. В целом же обращает на себя внимание общая тенденция снижения общей площади жилищного фонда в городе.

Таблица 1

Площадь жилищного фонда в г. Хабаровске в 1999-2001 гг.  


(тыс. кв. м)

Виды жилого фонда

Общая площадь (всего)

В том числе



Ветхий

Аварийный


01.01.99

01.01.01

01.01.99

01.01.01

01.01.99

01.01.01

Муниципальный жилищный фонд

7262,6

7698,3

127,5

131,2

5,5

6,7

Ведомственный

3640,2

2555,0

104,0

95,8

1,7

1,8

Индивидуальный

613,3

608,6

62,8

47,1

6,8

6,8

Дома ТСЖ, ЖСК

433,6

433,6

Всего

11949,7

11295,5

294,3

274,1

14,0

15,3


Преобладающая часть (более 7,6 млн. кв.м или 68%) жилищного фонда расположена в так называемых муниципальных жилых домах, т.е. домах, имеющих нескольких собственников, самый крупный из которых орган местного самоуправления, в которых не созданы товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы (далее - ТСЖ, ЖК) и другие объединения домовладельцев. 2,5 млн. кв.м или 22% приходится на ведомственный жилищный фонд. В остальные 10% входят малоэтажные жилые дома, находящиеся в собственности физических или юридических лиц (далее - индивидуальный жилищный фонд) и жилые дома, входящие в кондоминиумы и управляемые ТСЖ, ЖК и другими объединениями домовладельцев.

___________________________________

Это многоквартирные дома, часть квартир которых находятся в муниципальной собственности и сдается нанимателям по договорам социального найма (в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" - муниципальный жилищный фонд), а другая часть квартир находится в частной собственности физических и юридических лиц (частный жилищный фонд).

Под ведомственным жилищным фондом в Программе понимаются жилые здания и помещения, которые после приватизации государственных или муниципальных предприятий не были переданы в муниципальную собственность и остались числиться по бухгалтерскому учету у организаций, а также государственный жилищный фонд Российской Федерации и Хабаровского края, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений, который планируется передать в муниципальную собственность.

________________________________________

Ввиду того, что формы объединения жильцов в ТСЖ, ЖК и жилищно-строительные кооперативы характерны для новостроек, то ни ветхого, ни аварийного жилья там нет. В составе ветхого и аварийного фондов удельный вес, точнее 48% и 44% соответственно, приходится на жилищный фонд, расположенный в муниципальных жилых домах. Этот жилищный фонд управляется жилищными предприятиями муниципальной формы собственности. За последние 3 года происходит увеличение муниципального жилищного фонда за счет передачи в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда, что соответственно влияет на аналогичную динамику ветхого и аварийного ведомственного фонда. Масштабы состояния ветхости и аварийности и численности проживающего в соответствующем фонде населения не находятся в линейной зависимости от размеров площадей жилищного фонда.

Наибольший объем ветхого жилья находится в муниципальном жилищном фонде. С другой стороны, заброшенность ведомственного жилищного фонда обуславливает его ускоренное ветшание. Это предопределяет необходимость скорейшей передачи ведомственного фонда в муниципальную собственность.

В Хабаровске в муниципальном жилищном фонде проживает 389,4 тыс. чел. или почти 65% населения, из них в ветхом муниципальном жилищном фонде 10,2 тыс. чел., что составляет те же 65% всего ветхого жилищного фонда города. В индивидуальном фонде, в котором проживает 45,1 тыс. чел. или 7,5% населения, на долю ветхого фонда приходится 31,1% населения. Заметно ниже численность проживающих - всего 1,3 тыс. чел. (591 семей) в аварийном жилищном фонде, но и здесь наибольшая доля приходится на индивидуальный фонд, в котором проживает больше половины всего населения аварийного жилищного фонда города. Общая численность граждан, проживающих в ветхом и аварийном фондах равна 24,5 тыс. чел., что составляет 4,0% от численности всего городского населения. Существенная доля индивидуального жилищного фонда в ветхом состоянии в значительной степени создает возможность его сноса с целью многоэтажной застройки этих городских территорий (таблица 2).

Таблица 2

Структура численности населения и количество семей
по видам жилищного фонда в г. Хабаровске в 1999 и 2001 гг.

Вид фонда

Численность населения (тыс. чел.)

Кол-во семей

Численность населения в ветхом фонде (тыс. чел.)

Кол-во семей

Численность населения в аварийном фонде (тыс. чел.)

Кол-во семей

01.01.99

01.01.2001

01.01.99

01.01.2001

01.01.99

01.01.2001

Муниципальный

373,9

389,4

129897

9,8

10,2

3852

0,3

0,3

120

жилищный фонд

Ведомственный

146,3

148,4

35253

8,0

7,9

2508

0,2

0,1

31

Индивидуальный

48,4

45,1

16090

6,9

4,8

1716

0,9

0,9

440

Дома ТСЖ, ЖСК

18,9

18,8

6715

-

-

-

-

-

-

Итого

587,5

601,7

187955

24,7

22,9

8076

1,4

1,3

591


Анализ динамики показателя обеспеченности жилой площадью на 1 человека в городе Хабаровске показал, что в течение рассматриваемого периода наблюдается рост этого показателя. В муниципальном жилищном фонде повысилась обеспеченность жилой площадью на 1 человека. В ведомственном и индивидуальном фонде не наблюдался рост этого показателя.

Следует отметить, что в городе Хабаровске были ранее приняты программы сноса ветхого и аварийного жилья и программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Среди них городские районы Хабаровска, а также ведомственные программы Управления почтовой связи Хабаровского края и ФГУП "Дальавиа". В этих программах указаны адреса домов, подлежащих сносу и количество жителей, которые в связи с этим нуждаются в переселении. При этом источниками реализации ведомственных программ в отличие от программ районных администраций города предполагаются свободные средства самих ведомств. Очевидно, что успешная реализация этих программ возможна только при наличии устойчивого их финансирования.

Проведенный анализ показал, что в течение рассматриваемого периода происходило увеличение площадей ветхого и аварийного жилищного фонда и численности проживающего в нем населения. При этом ведомственный фонд ветшает быстрее, чем остальные виды жилья.

1.2. Положение в сфере строительства и на вторичном рынке жилья


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»