Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2012 года N 3957


Об утверждении Концепции дизайнерского и архитектурно-художественного
облика городского округа «Город Хабаровск»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации города Хабаровска от 01.06.2017 N 1771, вступившего в силу со дня официального опубликования (обнародования) (опубликовано в "Хабаровских вестях" - 06.06.2017).
____________________________________________________________________



В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом городского округа «Город Хабаровск» администрация города

постановляет:

1. Утвердить Концепцию дизайнерского и архитектурно-художественного облика городского округа «Город Хабаровск» согласно приложению.

2. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести»

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра города, директора департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Сергейчука С.В.



И.о. Мэра города
В.Д. Безлепкин



Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации города Хабаровска
от 13 сентября 2012 года N 3957


КОНЦЕПЦИЯ
дизайнерского и архитектурно-художественного облика городского округа «Город Хабаровск»


1. Общие положения


Настоящая концепция дизайнерского и архитектурно-художественного облика городского округа «Город Хабаровск» (далее - Концепция) разработана с целью определения главных стратегических направлений развития городской среды, обеспечения престижа города Хабаровска, повышения его инвестиционной привлекательности, вовлечения в концептуальный процесс роста интеллектуального и творческого потенциала города, создания условий для внедрения новых технологий и современных материалов при проведении работ по дизайнерскому и архитектурному оформлению города.

Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», Уставом городского округа «Город Хабаровск», Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.

Концепция носит рекомендательный характер для разработки и реализации муниципальных целевых программ и планов действий, практической деятельности органов местного самоуправления города Хабаровска, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа «Город Хабаровск», а также общественных организаций и средств массовой информации.

2. Термины и определения


Концепция - генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ.

Стратегия - долговременные планы, установки, намерения в отношении чего-либо.

Городская среда - представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов, социальных явлений, формирующих определенное предметно-пространственное окружение во взаимосвязи с протекающей жизнедеятельностью людей. Основой ее функционирования выступает человек и его деятельность.

Архитектурная среда - совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики.

Комплексное благоустройство территории - совокупность работ и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации, рекламы и иных средств.

Ландшафтный дизайн - дизайнерская деятельность, направленная на формирование окружающей предметно-пространственной среды с использованием в качестве основного материала творчества природных материалов, объектов, комплексов и явлений.

Геопластика - пластическая обработка поверхности земли с использованием приемов вертикальной планировки для достижения решения утилитарных и архитектурно-художественных задач.

Единая визуальная информация - организованная совокупность графических и технических средств, информации об управлении объектами, об их местонахождении, направлениях движения к ним, предписывающая определенные правила поведения в среде и т.п.

Световой дизайн - функционально-художественное средство визуализации и виртуализации предметных и пространственных решений, создаваемой человеком среды, объективная основа формирования зрительных образов в дизайнерском искусстве за счет использования осветительных приборов и техники.

Цветовая среда - элемент среды обитания человека, оказывающий на него психофизическое и психоэмоциональное воздействие и зрительно воспринимаемый во времени и пространстве.

3. Существующее состояние дизайнерского и архитектурно-художественного облика города

В свое время здания центра города были оформлены в стилистике ведущего направления российской архитектуры: модерна, классицизма, неоклассицизма, эклектизма.

Архитектура советского времени долго ориентировалась на аналогичные композиции. Дополнив в новом направлении конструктивизм, стали преобладать постройки жилых домов из белого силикатного кирпича, железобетонных панелей.

В настоящее время данные фасады частично реконструируются или приобретают отличное от других цветовое решение. Применяются современные отделочные материалы. Однако в случае размещения в здании нескольких фирм, как правило, каждый собственник оформляет принадлежащую ему часть фасада или входную группу без учета существующей архитектуры здания и без общего проектного решения, что приводит при больших затратах к отрицательному результату.

Немаловажной проблемой на сегодня является размещение кондиционеров на фасадах зданий, абсолютно не учитывающих архитектурные элементы здания. Отсутствие единой системы кондиционирования всего объекта, хаотично размещенные наружные блоки кондиционеров на фасадах зданий, а также самовольное остекление балконов и лоджий приводят к уничтожению архитектурного замысла объекта, к ухудшению общего восприятия архитектурного облика города.

Неотъемлемой частью художественного оформления города является благоустройство и комплексное озеленение города. Сегодня сохраняются и закладываются новые лесопарковые массивы, производится реконструкция и идет развитие существующих парков и скверов, бульваров и аллей, однако отсутствие достойного посадочного материала сказывается на качестве озеленения. Озеленение как элемент комфортной городской среды приобретает формальный характер.

Одним из основных элементов украшения городских территорий в летний период является цветочное оформление. С каждым годом увеличивается количество цветников, но, как правило, работы проводятся локально без учета благоустройства и единого стилевого решения.

Существенную роль в оформлении облика улиц, площадей, скверов, бульваров и парков города играют малые архитектурные формы (МАФ). Это оригинальные скамейки, цветочные вазоны, декоративные скульптуры, урны. Недостаток, зачастую отсутствие МАФ на улицах приводит к обезличиванию города и создает ощущение дискомфорта.

Наряду с новыми объектами застройки, проведенными работами по благоустройству наружная реклама изменяет облик города Устаревшие вывески, рекламные щиты заменяют на новые. При производстве рекламы применяются современные материалы и новые технологии. Все эти положительные тенденции не всегда приводят к улучшению внешнего вида города, потому что имеют один общий недостаток - нет гармоничного сочетания рекламы с окружающей средой. В результате появляются перегруженные информацией участки улиц, обезображенные разномастной рекламой фасады зданий, что приводит к затруднению (иногда к невозможности) восприятия рекламы потребителями и ухудшению внешнего вида зданий, улиц и площадей города.

Всему предшествуют следующие причины:

- в существующей застройке не предполагалось размещение рекламных конструкций;

- размещение производилось локально без общего учета рекламного пространства,

- размещение производилось в отрыве от благоустройства;

- размещение производилось без учета сложившейся архитектуры зданий и сооружений;

- размещение производилось в соответствии с «типовым решением» внешнего вида рекламной конструкции, без учета сложившейся градостроительной ситуации.

Поэтому только оптимизация рекламного пространства, комплексный подход к размещению рекламоносителей, а также отношение к рекламным конструкциям как элементам создания комфортной городской среды позволят снять значительную часть обозначенных проблем.

Следует отметить, что уличное освещение, архитектурное освещение фасадов, витрин, ландшафтное освещение, световая информация, реклама, праздничная иллюминация являются основными элементами в создании комфортной городской среды в вечернее время суток. Сегодняшнее состояние данных направлений носит локальный характер, затрагивая только центральную улицу города и некоторые отдельно стоящие объекты.

В настоящее время на территории города действует большое количество интернет-провайдеров, операторов связи, иных владельцев линейных объектов. Многие владельцы используют преимущественно воздушный способ прокладки своих кабелей. При этом каждый оператор, как правило, прокладывает собственную воздушную трассу, что приводит к бесконтрольному росту количества кабельных трасс на опорах и ведет, в свою очередь, к перегрузке последних. На настоящий день ресурсы размещения линий связи на опорах в городе исчерпаны. Дальнейшее увеличение количества кабельных трасс создаст опасность обрушения несущих опор. Кроме того, подобный способ прокладки кабельных систем крайне негативно сказывается на внешнем виде улиц города и его эстетическом восприятии в целом.

Неотъемлемой частью городского пространства является городской транспорт. В настоящее время состояние общественного городского транспорта оставляет желать лучшего - серые транспортные потоки автомобилей с безвкусным размещением рекламной информации. Вместе с тем, яркая цветовая палитра общественного транспорта (включая такси) во многих городах мира является визитной карточкой, вносит неповторимый колорит в городскую среду.

4. Основная цель и приоритетные задачи

Основной целью Концепции является определение главных стратегических направлений развития городской среды города Хабаровска, создание благоприятной городской среды, отвечающей функциональным, эстетическим, социальным и экологическим потребностям жителей и гостей города.

В процессе реализации Концепции решаются следующие приоритетные задачи:

- формирование городской среды;

- комплексное применение передовых технологий и новых материалов,

- создание необходимой нормативно-правовой, инженерно-технической базы;

- формирование благоприятных условий для привлечения материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов в развитие городской среды, создание инвестиционной привлекательности города.

5. Главные направления развития городской среды

Городская среда рассматривается как постоянно развивающаяся и изменяющаяся. Поэтому формирование ее должно осуществляться комплексно, поэтапно:

- организация городской среды при проектировании и возведении объектов;

- формирование городской среды в процессе освоения объектов;

- совершенствование среды как результат инициативной деятельности при эксплуатации объектов.

Комплексное формирование города следует понимать как постоянный социально-культурный процесс развития города в его совокупности и во всех его частях. Цель при этом - создание целесообразного и привлекательного городского окружения, где люди чувствуют себя уютно и комфортно.

Концептуальная модель городской среды формируются на основе следующих основных направлений (аспектов) в их совокупности:

- архитектурная среда;

- цветовая среда;

- комплексное благоустройство;

- ландшафтный дизайн;

- световой дизайн;

- единая визуальная информация и наружная реклама;

- праздничное оформление.

Чем более четко и однозначно будут разработаны эти основные направления (векторы) комплексного формирования города, тем эффективнее можно скоординировать действия всех участников архитектурно-строительной деятельности, исключить или минимизировать случайный неэффективный параллелизм.

Архитектурная среда

В Хабаровске сформирована и продолжает корректироваться градостроительная политика, в ходе реализации которой необходимо получить качественное изменение архитектурной среды, иметь больше уникальных, выразительных объектов федерального, регионального и местного значения. Это позволит Хабаровску сформировать неповторимый и уникальный облик.

Сеть улиц, площадей и пешеходных пространств следует формировать как единую общегородскую систему, взаимоувязанную с функционально-планировочной организацией города. Общее инженерное и архитектурное решение улиц, дорог и искусственных сооружений должно быть направлено на достижение органической связи с окружающим ландшафтом и учитывать требования охраны окружающей среды.

Для системного решения градостроительных проблем города и создания многообразия и высоких эстетических качеств застройки назрела необходимость проведения комплексной реконструкции существующих улиц и кварталов с целью гармонизации городской среды, завершенности застройки центра, кварталов, районов, архитектурно-пространственной связи старых и новых частей города.

Существующие объекты жилого, социального и производственного назначения должны получить новые потребительские качества, соответствующие возросшим требованиям общества, включая функциональные, экологические, социальные, экономические и эстетические требования.

Цветовая среда

В современных условиях с появлением новых отделочных материалов и технологий происходит активное развитие цветовой среды города. Основным пунктом разработки цветовой среды города являются не определенные цвета и цветовые сочетания, а степень цветового контраста, не только сила контраста в целом решении элементов городской среды (большой, средний, малый), но и характер по отношению к архитектурному окружению (контраст по цветовому тону, контраст по светлоте, контраст по насыщенности улицы), создание цветовых и тональных ритмов.

Основными принципами в построении комплексной системы цветовой среды города служат:

- выявление функциональных зон;

- выделение цветом пространственных ориентиров;

- соответствие стилистики архитектурного сооружения;

- создание «переменных» (изменяющаяся цветовая гамма рекламы, витрин, входов и вывесок организации) и «постоянных» цветов цветовой среды;

- создание яркой цветовой палитры общественного транспорта;

- повышение информативности среды;

- влияние географического расположения на колористическое решение различных участков города.

При комплексном использовании вышеперечисленных принципов можно получить:

- своеобразный неповторимый цветовой облик города;

- визуальную комфортную среду;

- утвержденную цветовую палитру в руках проектировщиков.

Комплексное благоустройство

Палитра комплексного благоустройства города состоит из геопластики, обработки пешеходных зон современными материалами, озеленения, цветочного оформления, колористики, архитектурного освещения, средств визуальной коммуникации, малых архитектурных форм.

Исходя из этого, объектом благоустройства является весь город. Городские территории дифференцируются на 4 основные группы:

1-я группа - исторически сложившаяся часть города Хабаровска (центр города);

2-я группа - сложившаяся застройка (жилые кварталы, промышленные зоны, транспортные артерии);

3-я группа - объекты нового строительства;

4-я группа - различные озелененные территории в зависимости от категории их защиты (рекреационные зоны, лесопосадки и т.д.),

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»