(с изменениями на 29 марта 2013 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 9 января 2014 года N 3-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр
________________________________
______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию.
Во исполнение распоряжения Правительства Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 718-рп "О работе сельскохозяйственных организаций Хабаровского края по выполнению основных показателей развития сельского хозяйства Хабаровского края в 2011 году и о задачах по их достижению в 2012 году", в целях устойчивого развития малых форм хозяйствования Правительство края
постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную краевую целевую программу "Развитие малых форм хозяйствования на селе в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год".
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
ДОЛГОСРОЧНАЯ КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие малых форм хозяйствования на селе в Хабаровском крае
на период с 2013 по 2020 год"
(с изменениями на 29 марта 2013 года)
______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию.
ПАСПОРТ
долгосрочной краевой целевой программы
"Развитие малых форм хозяйствования на селе в Хабаровском крае
на период с 2013 по 2020 год"
Наименование долгосрочной краевой целевой программы | - долгосрочная краевая целевая программа "Развитие малых форм хозяйствования на селе в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края (далее также - край) |
Участники Программы | - крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее также - малые формы хозяйствования) (по согласованию); организации (по согласованию) |
Цель Программы | - повышение производительности и финансовой устойчивости малых форм хозяйствования |
Задачи Программы | - обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы малых форм хозяйствования; создание условий для развития инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования; создание условий для оформления земель в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств; стимулирование инноваций в деятельности малых форм хозяйствования |
Мероприятия | - поддержка начинающих фермеров; развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств; оказание содействия развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов; оказание поддержки в оформлении земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств; развитие и укрепление малых форм хозяйствования; оказание содействия развитию личных подсобных хозяйств; оказание содействия малым формам хозяйствования в использовании инноваций в сельском хозяйстве |
Показатели (индикаторы) | - количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки; количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, осуществивших проекты, с помощью государственной поддержки, ежегодно; объемы субсидированных кредитов и займов, привлеченных малыми формами хозяйствования; площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, с использованием государственной поддержки, ежегодно |
Этапы и сроки | - 2013-2020 годы. Программа реализуется в один этап |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов внебюджетных средств на реализацию целей Программы | - прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы в 2013-2020 годах составит 452,44 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 43,73 млн. рублей; 2014 год - 50,16 млн. рублей; 2015 год - 52,56 млн. рублей; 2016 год - 55,11 млн. рублей; 2017 год - 58,29 млн. рублей; 2018 год - 61,05 млн. рублей; 2019 год - 64,10 млн. рублей; 2020 год - 67,44 млн. рублей; из них за счет средств: из краевого бюджета - 375,42 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 35,48 млн. рублей; 2014 год - 41,46 млн. рублей; 2015 год - 43,56 млн. рублей; 2016 год - 45,71 млн. рублей; 2017 год - 48,42 млн. рублей; 2018 год - 50,83 млн. рублей; 2019 год - 53,51 млн. рублей; 2020 год - 56,45 млн. рублей; за счет внебюджетных средств (по согласованию) - 77,02 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 8,25 млн. рублей; 2014 год - 8,70 млн. рублей; 2015 год - 9,00 млн. рублей; 2016 год - 9,40 млн. рублей; 2017 год - 9,87 млн. рублей; 2018 год - 10,22 млн. рублей; 2019 год - 10,59 млн. рублей; 2020 год - 10,99 млн. рублей; |
Конечные результаты выполнения Программы | - увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших свои проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, на 40 единиц; увеличение количества построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, осуществивших проекты, с помощью государственной поддержки, на 8 единиц; увеличение объемов субсидированных кредитов и займов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, на 33 процента в 2020 году по отношению к 2010 году; увеличение площади земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, с использованием государственной поддержки, на 200 гектаров |
(Паспорт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию).
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию.
Проблема продовольственной безопасности и повышения качества жизни населения остается одной из важнейших в агропромышленном комплексе. За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.
Малые формы хозяйствования играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении, формировании предложения на продовольственном рынке края и требуют не столько количественного роста, сколько качественных изменений и эффективного функционирования.
В сельской местности на 01 января 2012 г. проживает 244,3 тыс. человек, или 18 процентов от общей численности граждан, проживающих на территории края. В крае существует 427 сел и мелких поселений, в которых занято производством сельскохозяйственной продукции 714 крестьянских (фермерских) хозяйств.
На долю малых форм хозяйствования приходится 39 процентов крупного рогатого скота, 32,7 процента свиней, 8,6 процента птицы; производится 47,8 процента мяса, 44,8 процента молока, 8,6 процента яиц; выращивается 98,0 процентов овощей и 95,9 процента картофеля. За 2011 год малыми формами хозяйствования произведено 77,1 процента от всего объема продукции сельского хозяйства края (13,1 млрд. рублей), что говорит о решающей роли крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения в продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональных и локальных продовольственных рынках.
Показатели производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами имеют стабильную тенденцию к росту. Производство мяса (в живом весе) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2011 году по отношению к 2008 году увеличилось в 5 раз, производство молока за аналогичный период увеличилось в 1,9 раза.
Личные подсобные хозяйства также оказывают существенное влияние на рост сельскохозяйственной продукции края. По сравнению с 2008 годом к концу 2011 года личные подсобные хозяйства увеличили производство мяса на 2,9 процента, картофеля - на 8,0 процентов.
Однако уровень экономического развития малых форм хозяйствования в крае так же, как и в целом по Российской Федерации, еще не отвечает современным требованиям. Необходимо решать проблемы повышения эффективности их деятельности, иначе в условиях жесткой рыночной конкуренции развитие малых форм хозяйствования становится проблематичным.
Существует ряд проблем, которые не позволяют малым формам хозяйствования более эффективно использовать свой производственный потенциал, из которых можно выделить следующие:
- трудности в реализации собственной продукции и ее низкая конкурентоспособность;
- дефицит финансово-кредитных и имущественных ресурсов в силу недостаточной доступности рынка коммерческого кредита;
- низкое материально-техническое и производственное обслуживание малых форм хозяйствования;
- трудности в обеспечении кормами, удобрениями;
- недостаток сельскохозяйственной техники и оборудования;
- высокая стоимость нефтепродуктов;
- низкий процент участия молодежи в производстве сельскохозяйственной продукции.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом проблем. Они испытывают недостаток первоначального капитала. Создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте. Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизингу.
Низкое количество семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств не позволяет должным образом увеличить производство животноводческой продукции, увеличить поголовье крупного рогатого скота молочных и мясных пород, других видов животных и птицы, что в целом негативно сказывается на уровне организации животноводства в крае.
Развивающиеся рыночные отношения в настоящее время диктуют потребность в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов по различным видам деятельности, которые будут способствовать объединению финансовых, материальных и трудовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, особенно малых.
Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах - одна из важнейших задач, так как развитие личного подсобного хозяйства - это не только дополнительные трудовые ресурсы на селе, но и в дальнейшем - создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств.
Развитие и укрепление малых форм хозяйствования(1) может быть достигнуто за счет оказания поддержки на приобретение новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий (в том числе ресурсосберегающих), концентрированных кормов для крупного рогатого скота, на компенсацию части затрат на приобретение племенного скота, в том числе коров, компенсацию части затрат от фактической стоимости использованных нефтепродуктов, приобретение минеральных удобрений, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
______________
(1)Кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Поддержка гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, может быть оказана путем предоставления субсидий на:
- содержание поголовья коров, свиноматок и приобретение кормов;
- обеспечение доступности кредитных ресурсов.
Оказание содействия малым формам хозяйствования невозможно без использования инноваций в сельском хозяйстве.
Производительность труда в сельском хозяйстве в Российской Федерации в 5 - 6 раз уступает европейским показателям. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах - инновации. Малым формам хозяйствования необходима государственная поддержка края, стимулирующая использование инноваций в сельском хозяйстве, в том числе направленная на распространение передового опыта, содействие организации и участию в сельскохозяйственных ярмарках, выставках на территории края и за его пределами, содействие в реализации сельскохозяйственной продукции на электронной торговой площадке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оказание информационной, консультативной помощи по порядку предоставления государственной поддержки малых форм хозяйствования, расширение методической помощи органам местного самоуправления в разработке программ или мероприятий по развитию и поддержке малых форм хозяйствования в муниципальных районах края.
Настоящая Программа является инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов в агропромышленном комплексе края.
Создание условий для развития малых форм хозяйствования позволит увеличить объемы сельскохозяйственного производства, долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, привлечение населения в сельское хозяйство, а также решить социальные проблемы развития села.
Достижение поставленных задач целесообразно решать на основе программно-целевого метода, так как этот метод позволяет взаимоувязать мероприятия Программы, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, обеспечить контроль за ходом реализации мероприятий и ожидаемых результатов.
Абзацы 29-31 исключены Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию.
______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию.
Основной целью Программы является повышение производительности и финансовой устойчивости малых форм хозяйствования.
Для достижения намеченной цели предусматривается решение следующих задач:
- обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы малых форм хозяйствования;
- создание условий для развития инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования;
- создание условий для оформления земель в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств;
- стимулирование инноваций в деятельности малых форм хозяйствования.
Абзацы 7-12 исключены Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию.
3. Прогноз конечных результатов реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для повышения производительности труда и финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе в Хабаровском крае за счет модернизации производственной базы малых форм хозяйствования, создания условий для развития инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, стимулирования инноваций в деятельности малых форм хозяйствования.
В результате реализации Программы произойдет увеличение к 2020 году:
- количества крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших свои проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, на 40 единиц;
- количества построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, осуществивших проекты, с помощью государственной поддержки, на 8 единиц;
- объемов субсидированных кредитов и займов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, на 33 процента в 2020 году по отношению к 2010 году;
- площади земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, на 200 гектаров.
(Раздел изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию).
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап в течение 2013-2020 годов.
(Раздел изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 года N 58-пр - см. предыдущую редакцию).
5. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Показатели (индикаторы) Программы предназначены для оценки результатов ее реализации. Основными целевыми показателями Программы являются: