ВВЕДЕНИЕ
Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (далее - Стратегический план) был разработан в 2006 году и утвержден решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 N 306 «О принятии Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года».
Поскольку Стратегический план - это не догма, а живой документ, требующий постоянной работы по сверке намеченных в нем целей и задач с реальным положением дел и вектором общественных интересов, был поставлен вопрос о его корректировке.
Он вызван наличием новых возможностей и вызовов, которые дает нам день сегодняшний. Это прежде всего значительные изменения, произошедшие за последнее время в социально-экономическом развитии города. Это также изменившиеся ожидания хабаровчан. Растет их содержательный уровень и требования, особенно самой активной и растущей части горожан - среднего класса. Не ответить на их ожидания реальными действиями будет серьезным сдерживающим фактором развития. И, конечно же, нам необходимо сохранить и усилить свои позиции.
Потребность корректировки и встраивания Стратегического плана в систему регионального и федерального стратегического планирования обусловлена также сменой тенденций в национальной экономике и обозначенными Президентом и Правительством Российской Федерации приоритетами социально-экономического развития России до 2020 года.
В процессе корректировки учтены разработанные к настоящему времени стратегические документы федерального и регионального уровней, подчиненные целям и задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основные направления социально-экономического развития города Хабаровска до 2020 года были актуализированы также с учетом целей и задач Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Одними из базовых принципов актуализации Стратегического плана стали сохранение миссии и стратегической цели развития города Хабаровска, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации - «устойчивому повышению благосостояния российских граждан», и преемственность концептуальных основ стратегического планирования и структуры Стратегического плана.
Наиболее значительные структурные изменения произошли в разделе «Формирование селитебного социально-политического центра России на Дальнем Востоке» Стратегического плана, что обусловлено результатами реализации мероприятий Стратегического плана на протяжении 2006-2010 годов, изменениями тенденций развития соответствующих сфер и уточнением или формированием новых приоритетов в долгосрочной перспективе.
Произведена актуализация всех стратегических направлений, включая уточнение целей и основных задач, мероприятий, а также ожидаемых результатов. Дерево целей Стратегического плана было переструктуризировано в связи с необходимостью формирования комплексного стратегического подхода и аккумуляцией ресурсов в наиболее перспективных сферах социально-экономического развития города.
Анализ конкурентных возможностей города Хабаровска и особенностей его развития предопределил не только ориентиры развития города на долгосрочную перспективу, нашедшие свое отражение в стратегических направлениях и проектах, но и позволил обосновать необходимость усиления отдельных направлений развития экономики и социальной сферы города, выявил новые стратегические возможности.
Наиболее значимые новации Стратегического плана связаны с повышением требований к качеству социальных услуг, усилением значимости духовно-нравственного воспитания молодежи, укреплением института семьи и повышением ответственности членов общества за свое здоровье, здоровый образ жизни в целом.
Первое стратегическое направление «Создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечение высокого уровня жизни» потребовало постановки новых задач, отсутствующих в прежней редакции Стратегического плана по усилению модернизации и инновационных процессов развития экономики города.
Здесь также сделан акцент на улучшение экологической обстановки и повышение безопасности жизнедеятельности в целях создания комфортных условий проживания населения. Особое внимание уделено формированию экологического мировоззрения и культуры, что будет содействовать становлению активной гражданской позиции и ответственности, консолидации усилий жителей для решения проблем сохранения и улучшения окружающей среды.
При формировании второго стратегического направления «Инновационное развитие социальной сферы», учитывая результаты мониторинга реализации Стратегического плана, определяющим фактором стало изменение ориентира с количественного обеспечения на качество, комфортность и доступность обслуживания населения на основе инновационных технологий.
Новые стратегические приоритеты в развитии города как центра международного сотрудничества расширили состав задач третьего стратегического направления «Создание административно-политического центра России на Дальнем Востоке», усилили требования к конкурентоспособности рынка товаров и услуг на региональном, межрегиональном и международном уровнях.
В этом направлении предложен также комплекс задач по продвижению имиджа Хабаровска в качестве административно-политического центра России на Дальнем Востоке, включающих опережающее развитие всей сопутствующей бизнес-инфраструктуры.
Направление дополнено задачами и мероприятиями по формированию «электронного муниципалитета», включению информационных ресурсов местного самоуправления в единое городское интернет-пространство, созданию новых механизмов взаимодействия с использованием электронных технологий, повышению уровня информированности населения о всех сферах жизни города.
В четвертом стратегическом направлении «Формирование регионального торгово-транспортного логистического центра» раскрыта необходимость развития улично-дорожной сети, учитывая приоритет общественного транспорта, и строительство объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих улучшение дорожно-транспортной ситуации и комфортное передвижение по территории города.
В целом обеспечение реализации Стратегического плана города определяется с учетом инновационного потенциала территории, выявления и использования уникальных особенностей города, формирования благоприятной среды жизнедеятельности горожан.
Корректировка и актуализация Стратегического плана позволила сформулировать новые задачи, мероприятия и целевые ориентиры для конкретных стратегических проектов, к реализации было предложено несколько новых стратегических проектов.
Корректировка Стратегического плана основывалась на следующих методологических принципах:
- широкое привлечение граждан, представителей бизнеса и общественных организаций к партнерству с органами местного самоуправления в процессе определения целей и задач стратегического развития;
- активное общественное обсуждение стратегических направлений городского развития на общегородских семинарах, совещаниях, конференциях и в СМИ в процессе определения приоритетов и особенностей этапов стратегического развития;
- учет в Стратегическом плане современных тенденций глобализации экономики и новейших методов стратегического управления как российскими, так и зарубежными городами;
- актуализация Стратегического плана от долгосрочного видения в перспективе до конкретных проектов и целевых программ;
- использование результатов современных экономических научно-прикладных разработок, достижений и опыта активных зарубежных и российских городов, экспертно-практического потенциала сотрудников администрации города.
В процессе модернизации Стратегического плана использованы следующие научные методы и модели: