Недействующий

Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (утратило силу с 31 января 2017 года)

7.7. Основные направления бюджетного прогнозирования

Общий вывод, сделанный на основе проведенного анализа, заключается в том, что ситуация в городе Хабаровске с точки зрения бюджетной политики достаточно стабильна и устойчива. Диверсифицированное производство, «столичный статус», относительно благоприятная (по отношению к другим городам Дальнего Востока) демографическая ситуация, и - что немаловажно - разумная и ответственная бюджетная политика, проводимая администрацией города Хабаровска, не дают серьезных оснований для беспокойства в бюджетной сфере.

Даже в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. бюджет города пострадал меньше, чем бюджеты других схожих с ним городов. В городе создана достойная «бюджетная платформа» для развертывания новых действий как собственно по укреплению финансовой базы, так и по созданию условий функционирования бюджетного сектора.

Однако кризис - как и везде по Российской Федерации - заставил пересмотреть чересчур оптимистичный подход к формированию бюджетной политики на местном уровне.

Кроме того, есть пока вопросы и относительно возможности реализовать задуманные инвестиционные планы.

Серьезные изменения в бюджетной сфере, которые должны произойти в среднесрочной перспективе (сокращение государственных и муниципальных служащих, которых относительно много в Хабаровске, реорганизация учреждений социальной сферы и т.п.) создают высокие риски ухудшения ситуации в городе.

В этой связи представляется не просто желательным, а необходимым полноценный переход на среднесрочное финансовое планирование (принятие и исполнение трехлетнего бюджета), активизация долговой политики (хотя бы на уровне отработки ее инструментов), создание новой платформы для реструктуризации бюджетного сектора.

Цель бюджетной политики городского округа «Город Хабаровск» в среднесрочной перспективе - это создание условий для повышения эффективности деятельности городского округа по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей города в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города.

Для достижения поставленной цели в городе, с учетом изменений, которые планируется осуществить на федеральном уровне, следует принять решения по следующим основным направлениям:

- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;

- применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета города;

- переход к утверждению «программного» бюджета города;

- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в том числе путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;

- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;

- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

Для повышения эффективности деятельности городского округа «Город Хабаровск» необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым, в частности, относятся:

- реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

- формирование бюджета городского округа с учетом долгосрочного прогноза;

- недопустимость увязки объемов расходов бюджета города с определенными доходными источниками;

- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей Стратегического плана, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, имущество;

- планирование бюджетных ассигнований исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

- принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;

- принятие новых расходных обязательств с учетом сроков их реализации и принципов реализации (разовых или «условно-постоянных»);

- соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращении) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);

- систематический анализ и оценка бюджетных рисков развития города.

Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления требует изменения формата составления и утверждения бюджета городского округа на основе новой бюджетной классификации. Ожидается, что после соответствующих изменений федерального законодательства, а именно внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, муниципальным образованиям будет дана возможность определять целесообразность, степень подготовленности, порядок и сроки перехода от традиционного (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов, условно - функциональной классификации расходов) к программному (по долгосрочным и ведомственным целевым программам) формату составления и утверждения местного бюджета.

Для этого необходимо принять правовые акты, регулирующие разработку, реализацию и оценку эффективности муниципальных программ, как систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов политики, реализуемой на уровне городского округа, обеспечивающих в рамках реализации ключевых муниципальных функций достижение приоритетов и целей долгосрочного социально-экономического развития. Муниципальная программа в таком понимании будет включать в себя городские целевые программы и ведомственные целевые программы, а также отдельные мероприятия органов местного самоуправления.

Аналогичный порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».