ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2012 года N 118-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр
"О краевой целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
проживающих в Хабаровском крае, на 2012-2014 годы"



В целях совершенствования нормативного правового регулирования и повышения эффективности государственного управления в области развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, а также в связи с переходом на программно-целевое планирование расходов краевого бюджета Правительство края

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр "О краевой целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012-2014 годы" следующие изменения:

1.1. Наименование изложить в следующей редакции:

"Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае".

1.2. В пункте 1 слова "краевую целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012-2014 годы" заменить словами "государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае".

2. Внести изменения в краевую целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012-2014 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 14.09.2011 N 303-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 17 апреля 2012 года N 118-пр)

     

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"

     

     

ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"

     

Наименование программы

- государственная целевая программа Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

- министерство природных ресурсов Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

- министерство сельского хозяйства и продовольствия края;

министерство образования и науки края;

министерство социальной защиты населения края;

министерство культуры края;

министерство здравоохранения края;

министерство строительства края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство экономического развития и внешних связей края;

комитет по спорту Правительства края;

комитет по информационным технологиям и связи Правительства края;

администрации Амурского, Аяно-Майского, Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов (по согласованию);

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный гуманитарный университет" (далее - ДВГГУ) (по согласованию);

федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Хабаровский институт искусств и культуры" (по согласованию);

региональная общественная организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края" (далее - РОО АКМНС) (по согласованию);

филиал федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Дальневосточный региональный центр" (далее - ДВРЦ) (по согласованию)

Долгосрочная краевая целевая программа

- отсутствует

Основные мероприятия Программы

- сохранение исконной среды обитания коренных народов;

повышение эффективности работы общин коренных народов;

содействие в развитии традиционных отраслей хозяйствования;

содействие в развитии народных художественных промыслов и ремесел коренных народов;

проведение мероприятия по профессиональному обучению, организации общественных работ и временному трудоустройству граждан из числа коренных народов;

развитие системы образования, культуры, здравоохранения и социальной защиты коренных народов;

создание и обеспечение деятельности в г. Хабаровске краевого этнокультурного центра коренных народов;

обеспечение государственной поддержки сохранения традиционного образа жизни коренных народов, традиционных видов деятельности, самобытной культуры, родных языков, национальных видов спорта;

разработка в населенных пунктах-территориях традиционного проживания коренных народов, планов развития социальной инфраструктуры;

обеспечение социальной инфраструктуры, тепло- и энергообеспечения, развития коммуникаций мест традиционного проживания коренных народов;

оказание содействия в расширении ассортимента, обеспечении своевременности и в необходимых объемах завоза товаров повседневного спроса в северные и отдаленные населенные пункты края;

содействие росту общественной активности коренных народов

Цель Программы

- устойчивое развитие на основе создания в крае благоприятных и комфортных условий для проживания и традиционного хозяйствования аборигенного населения, сохранения самобытной культуры и духовных ценностей коренных народов

Задачи Программы

- сохранения исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, обеспечение их занятости;

повышения образовательного уровня, сохранения национальной культуры, традиций и родных языков коренных народов, обеспечение социальной защиты и укрепление здоровья коренных народов;

создание необходимой социальной инфраструктуры в населенных пунктах - местах традиционного проживания коренных народов;

повышения общественной активности и самоорганизации коренных народов

Целевые показатели (индикаторы) Программы

- увеличение занятости трудоспособной части представителей коренных народов (процентов);

ежегодное обучение представителей коренных народов востребованным профессиям (человек);

прирост численности поголовья оленей (голов);

ежегодная подготовка мастеров традиционных художественных промыслов и ремесел (человек);

увеличение доли детей коренных народов, изучающих родной язык коренных народов (процентов);

увеличение числа представителей коренных народов, обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях края (человек);

увеличение числа представителей коренных народов охваченных профилактическими осмотрами (человек);

удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (процентов);

число газифицированных населенных пунктов - мест традиционного проживания коренных народов (единиц);

ввод в действие общеобразовательных учреждений в населенных пунктах - местах традиционного проживания коренных народов (мест);

ввод в действие учреждений дошкольного образования в населенных пунктах - местах традиционного проживания коренных народов (мест);

строительство и капитальный ремонт объектов энергоснабжения населенных пунктов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов (единиц);

ввод в действие автомобильных дорог местного значения (километров);

число мероприятий проведенных совместно с общественными организациями коренных народов (единиц)

Этапы и сроки реализации Программы

- программа реализуется в два этапа:

первый этап - 2012-2015 гг.

второй этап - 2016-2020 гг.

Финансовое обеспечение реализации Программы

- общий объем финансирования - 5214,831 млн. рублей, в том числе:

1) субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края бюджета - 2 125,000 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 26,500 млн. рублей;

2013 год - 29,500 млн. рублей;

2014 год - 259,000 млн. рублей;

2015 год - 59,000 млн. рублей;

2016-2020 годы - 1751,000 млн. рублей

2) из краевого бюджета - 2309,131 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 180,680 млн. рублей;

2013 год - 218,820 млн. рублей;

2014 год - 330,633 млн. рублей;

2015 год - 317,333 млн. рублей;

2016-2020 годы - 1 261,065 млн. рублей

3) из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 591,300 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 83,600 млн. рублей;

2013 год - 83,570 млн. рублей;

2014 год - 96,730 млн. рублей;

2015 год - 67,400 млн. рублей;

2016-2020 годы - 260,000 млн. рублей

4) внебюджетные источники (по согласованию) - 189,400 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 52,100 млн. рублей;

2013 год - 26,700 млн. рублей;

2014 год - 25,300 млн. рублей;

2015 год - 14,300 млн. рублей;

2016-2020 годы - 71,000 млн. рублей

Конечные результаты реализации Программы

- увеличение занятости трудоспособной части представителей коренных народов до 75 процентов;

повышение образовательного уровня коренных народов - на 10 процентов;

повышение уровня медицинского обслуживания, в том числе увеличение доли охвата коренных народов ежегодными профилактическими осмотрами - до 20 процентов;

увеличение доли населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов - до 70 процентов;

создание и (или) модернизация объектов социальной инфраструктуры, в населенных пунктах - местах традиционного проживания коренных народов - не менее 2-х объектов ежегодно;

проведение с участием общественных организаций коренных народов не менее 13 мероприятий ежегодно

     

1. Характеристика текущего состояния в области развития коренных народов


Согласно всероссийской переписи населения, в Хабаровском крае проживает 23,87 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные народы), для 8 этносов - нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, эвенков и эвенов, Хабаровский край является исторической родиной. Представители этих народов составляют 98,5 процента от общей численности коренных народов, проживающих в Хабаровском крае.

По количеству коренных народов, Хабаровский край занимает пятое место в Российской Федерации, после Тюменской области, Республики САХА (Якутия), Камчатского и Красноярского краев.

В общей численности жителей края на долю коренных народов приходиться 1,7 процента.

Из общей численности коренных народов 54,2 процента составляют мужчины и 45,8 процента женщины. В трудоспособном возрасте находится 63 процента представителей коренных народов, в том числе молодежь в возрасте от 18 до 35 лет составляет 28,7 процента, пожилые граждане (от 55 лет и выше) - 8,7 процента.

На долю сельского населения приходится 75,5 процента от общей численности коренных народов.

В 13 муниципальных районах края определены 59 населенных пунктов отнесенных к территориям компактного проживания коренных народов, в которых численность коренных народов составляет 30,0 и более процентов от общего числа жителей этих населенных пунктов.

Основным источником существования, обеспечивающим жизнедеятельность коренных народов края, являются традиционные виды хозяйствования и промыслов - рыболовство, охота, оленеводство, народные промыслы и ремесла, позволяющие сохранять традиционный, самобытный уклад жизни.

Переход страны к рыночным отношениям разрушил существовавшую ранее экономическую основу жизнедеятельности коренных народов и привел к резкому снижению качества жизни коренных народов.

Основной задачей государства, начиная с 2000 года, стала выработка мер направленных на создание условий и предоставление финансовой поддержки в целях сохранения традиционного образа жизни, исконной среды обитания и самобытной культуры коренных народов.

В этих целях была создана федеральная законодательная база, определяющая основу защиты традиционного образа жизни коренных народов, включающая три специальных федеральных закона: от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", 07 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Отдельные нормы в сфере обеспечения прав коренных народов внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодексы Российской Федерации, в отраслевые федеральные законы и другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

Для формирования системы приоритетов деятельности органов государственной власти, при решении вопросов социально-экономического и культурного развития коренных народов Правительством Российской Федерации принята "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2009 г. N 132-р (далее - Концепция развития коренных народов). В настоящее время Концепция развития коренных народов является основным документом, на основе которого проводится работа по сохранению и поддержке традиционного образа жизни коренного населения страны.

Финансовыми инструментами государственной поддержки определены федеральные целевые программы и субсидии, выделяемые из федерального бюджета. Общий объем федерального финансирования, полученный Хабаровским краем для создания условий устойчивого развития коренных народов, составил за последние десять лет 183,2 млн. рублей.

В Хабаровском крае вопросы содействия коренным народам также не остаются без внимания.

В 2001 году в Хабаровском крае первым в России создан институт уполномоченных представителей коренных народов. В 2003 году сформирован Совет уполномоченных представителей коренных народов при Губернаторе края, в который входят уполномоченные от 14 муниципальных районов края, а также городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Основной задачей уполномоченных представителей является обеспечение реализации прав и законных интересов аборигенного населения.

По инициативе Правительства края вся территория края, включая города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, признана местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, что позволяет оказывать государственную поддержку всем коренным народам независимо от места их проживания в крае.

Начиная с 2002 года, Правительством края принимаются основные мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие коренных народов на трехлетний период. Общий объем финансирования этих мероприятий составил 1177,9 млн. рублей, в том числе в 2009-2011 году выделено 469,5 млн. рублей.

В целях обеспечения традиционной хозяйственной деятельности национальным общинам, большинство из которых занимается рыболовством, определен 141 рыбопромысловый участок, что на 15,6 процента больше чем в 2009 году. Вблизи 384-х населенных пунктов края установлены участки для свободного и бесплатного доступа населения, в том числе коренного, к водным биологическим ресурсам (117,4 процента к уровню 2009 года).

Ежегодно увеличивается объем водных биологических ресурсов, выделяемый общинам и коренному населению в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. В 2011 году на традиционное рыболовство предоставлено водных биологических ресурсов на 25,5 процентов больше чем в 2010 году.

Для осуществления охотопользования национальным хозяйствам переданы в долгосрочную аренду охотничьи угодья на площади 13,0 млн. га, что составляет около 23,3 процента от общей площади охотничьих угодий переданных в долгосрочную аренду охотопользователям края.

В соответствии с заявками на добычу диких животных национальным хозяйствам выделяются промысловые виды охотничьих ресурсов, объемы которых ежегодно увеличиваются. Кроме этого, для представителей коренных народов ежегодно бесплатно выделяются лимиты добычи охотничьих ресурсов (дикие копытные животные и медведи) для осуществления традиционной охоты. На охотничий сезон 2010-2011 годов лимит добычи таких животных составил 297 особей, а на сезон 2011-2012 годов увеличен до 418 особей, или на 40,7 процента. По сравнению с охотничьим сезоном 2009-2010 года прирост составил 80,2 процента.

Для поддержки северного оленеводства сельскохозяйственным организациям предоставляются субсидии федерального и краевого бюджетов на содержание поголовья северных оленей. За 2009-2011 годы общий объем финансирования выделенный на эти цели за счет федерального и краевого бюджетов составил 1710,7 тыс. рублей, из них средства краевого бюджета составили 740,5 тыс. рублей.

За счет бюджетного финансирования решаются вопросы укрепления и развития общин, подготовки национальных кадров, сохранения национальной культуры, строительства объектов инфраструктуры.

В крае создана и постоянно поддерживается сеть учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку национальных кадров в области образования, здравоохранения, культуры, управления, где ежегодно обучается около 400 человек молодежи из числа коренных народов. За период 2009-2011 годов 1300 человек получили различные виды профессионального образования.

В целях сохранения этнических культур для коренных народов ведется преподавание родных языков, постоянно обновляется учебно-методическая база, издаются произведения национальных авторов.

Расширилась сеть национально-культурных и историко-краеведческих центров, которые сейчас есть практически в каждом муниципальном образовании края.

Создано 26 национальных творческих коллективов, принимающих активное участие не только в краевых, но и во всероссийских и международных мероприятиях, где систематически становятся победителями и призерами.

В национальных районах действует 20 национальных ансамблей, 26 национально-культурных и историко-краеведческих центров, систематично издаются произведения национальных писателей и поэтов, регулярно проводятся районные и краевые мероприятия по сохранению национальных традиций и обрядов коренных народов.

В крае принимаются меры направленные на повышение эффективности подготовки кадров из числа коренных народов, проводятся мероприятия по профессиональному обучению и переподготовке безработных граждан из числа коренных народов, их постоянному и временному трудоустройству. Значительные инвестиции, вкладываемые в развитие горнодобывающего, лесопромышленного и рыбохозяйственного комплексов, позволяют создать условия для увеличения занятости коренных народов. В настоящее время нетрадиционными видами деятельности занято 80 процентов работающих граждан из числа коренных народов.

Вместе с тем, несмотря на проводимую работу, еще остается достаточно проблем, требующих дальнейшего внимания и системной работы со стороны всех уровней государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций коренных народов.

Первоочередной проблемой остается состояние традиционных отраслей хозяйствования, которые не вписываются в рыночную экономику и не выдерживают рыночной конкуренции, несмотря на оказываемую государственную поддержку.

Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена внедрением рыночных элементов в отношения связанные с использованием природных ресурсов, малыми объемами производства продукции традиционной хозяйственной деятельности, отсутствием современных перерабатывающих мощностей и технологий комплексной переработке сырья и биологических ресурсов в местах традиционной проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, сложными транспортными схемами доставки продукции на основные рынки сбыта.

Внесенные изменения в законодательство о рыболовстве фактически разрушили существовавшую ранее систему организации традиционного рыболовства, в том числе внеконкурсное предоставление рыбопромысловых участков. Введение заявительного принципа выделения рыбы для личных нужд, лишило прав тех представителей коренных народов, которым было отказано в удовлетворении заявок из-за нарушения порядка их подачи по формальным признакам.

Не поддерживаются аборигенным населением законодательные инициативы федеральных органов власти по исключению общин из понятия "традиционное рыболовство", так как общины являются исторически сложившейся формой самоорганизации коренных народов и не должны быть ущемлены в своих правах на приоритетный доступ к природным ресурсам, в том числе водным биологическим ресурсам.

Правовое положение северного оленеводства до настоящего времени не определено. Объем финансовой поддержки не достаточен, его направления ограничены сельскохозяйственными товаропроизводителями, получающими субсидии на содержание северных оленей. При этом 84,4 процента поголовья содержится в личных подсобных хозяйствах. В результате, в Хабаровском крае, государственная поддержка оказывается только одному хозяйству - территориально соседской общине коренных малочисленных народов Севера (ТСО КМНС) "Виточан". При этом объемы финансирования ежегодно снижаются, что обусловлено сокращением поголовья северных оленей.

В результате оленеводство как отрасль сельского хозяйства, практически прекратило в крае свое существование. Между тем, природные условия северной части края благоприятны для ведения оленеводства, в связи с этим оно имеет в крае перспективы развития, при условии сокращения потерь поголовья от болезней и хищных зверей.

Недостаточно материально-техническое оснащение общин коренных народов, что не позволяет производимой ими продукции конкурировать на рынках сбыта и формирует демпинговую ценовую политику в отношении к продукции традиционных видов деятельности.

Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов в местах традиционного проживания коренных народов существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов. При этом в течение десяти лет, из-за отсутствия необходимых подзаконных актов, не реализуется Федеральный закон от 07 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока российской Федерации". Также требует доработки компенсационный механизм возмещения ущерба нанесенного исконной среде обитания коренных народов в ходе промышленного освоения хозяйствующими субъектами территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.

Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к безработице, уровень которой превышает средний по краю в 3 раза, а также сохранению социальных проблем.

Реальные доходы аборигенного населения края, в том числе занимающегося традиционной деятельностью, в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения.

Остро стоят вопросы охраны здоровья коренных народов, среди которых остается высоким уровень заболеваний органов дыхания, нервной системы, инфекционных и венерических заболеваний, психических расстройств. В учреждения здравоохранения, расположенных в местах традиционного проживания коренных народов, сохраняется высокая потребность в медицинских кадрах. Слабо реализуется право на льготное лекарственное обеспечение, которым в настоящее время пользуется только 15,0 процентов коренного населения, обладающего таким правом.

Всего 23 процента коренных народов владеет родным языком, что приводит к трудностям связанным с сохранением исторического наследия, самобытной культуры и традиций коренных народов.

Недостаточна подготовка молодежи коренных народов, поступающей в высшие и средние профессиональные учебные заведения края. Имеющиеся в местах компактного проживания коренных народов учебные заведения испытывают потребность в педагогических кадрах. В результате 74 процента молодежи из числа коренных народов имеют только общее образование.

Усугубляет ситуацию удаленность мест традиционного проживания коренных народов от экономически развитых центров, имеющиеся транспортные проблемы, низкий уровень развития социальной инфраструктуры на территориях компактного проживания коренных народов, где большинство объектов (школы, детские сады, клубы, культурные центры, фельдшерско-акушерские пункты и т.п.) требуют капитального ремонта. Ухудшаются жилищные условия населения. Отсутствие свободного жилищного фонда не позволяет привлекать в населенные пункты - места традиционного проживания коренных народов, специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры.

Имеющейся комплекс проблем свидетельствует о необходимости повышения внимания государства к выработке и реализации практических мер финансовой, правовой, организационной и других форм поддержки коренных народов, которые требуют согласованного действия на всех уровнях власти.

Решение указанных проблем возможно путем реализации настоящей государственной целевой программы края, основной целью которой является устойчивое развитие на основе создания в крае благоприятных и комфортных условий для проживания и традиционного хозяйствования аборигенного населения, сохранения самобытной культуры и духовных ценностей коренных народов.

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики
в области развития коренных народов


Основными приоритетами краевой государственной политики в области устойчивого развития коренных народов определены:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»