2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности городского округа по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей города в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития города.
Для достижения поставленной цели в реализации положений программы Правительства Российской Федерации в городском округе Хабаровск в 2012-2014 годы предлагается осуществить решение ряда задач:
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета городского округа;
- переход к утверждению программного бюджета городского округа;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг, в том числе путем реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
- реформирование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;
- совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
- создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы, разработанные в соответствии с основными положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и рекомендациями федеральных органов исполнительной власти по внедрению аналогичных региональных и муниципальных программ. Кроме того, реализация мероприятий Программы предусматривает необходимость выполнения в городском округе комплекса действий по внедрению положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления требует изменения формата составления и утверждения бюджета городского округа на основе новой бюджетной классификации. Ожидается, что после соответствующих изменений федерального законодательства, а именно внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, муниципальным образованиям будет дана возможность определять целесообразность, степень подготовленности, порядок и сроки перехода от традиционного (по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов, условно-функционально и классификации расходов) к программному (по долгосрочным и ведомственным целевым программам) формату составления и утверждения местного бюджета.
При создании порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городе необходимо ориентироваться на вышеупомянутый аналогичный порядок, принятый на федеральном уровне, а также лучшую практику субъектов Российской Федерации и других муниципальных образований в этом вопросе. При этом общими принципами разработки и реализации муниципальных программ в городском округе являются:
- формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития города, обозначенных в Стратегическом плане устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, принятом решением Хабаровской городской думы от 26 сентября 2006 года N 306, и индикаторов их достижения;
- определение структурного подразделения администрации города, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
- установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
- охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
- наделение органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
- проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов развития городского хозяйства с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Такие изменения потребуют изменений и дополнений в порядки разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ, а именно в постановления Мэра города Хабаровска от 29 июня 2007 года N 1114 «О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов» и от 15 ноября 2007 года N 1753 «О порядке принятия решений о разработке, формировании, реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске», а также иные акты.
С учетом требований времени основными направлениями повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в среднесрочной перспективе должны стать:
- противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
- продолжение работы по оптимизации состава и полномочий структурных подразделений администрации города, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий этих подразделений, а также исключение вопросов, не отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления;
- передача функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги;
- оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления.
Целевыми ориентирами решения задачи повышения качества предоставления муниципальных услуг являются:
- повышение доступности муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;