(с изменениями на 13 мая 2013 года)
(редакция, действующая с 17 мая 2013 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Администрации города Хабаровска от 28 апреля 2012 года N 1616
Постановлением Администрации города Хабаровска от 8 октября 2012 года N 4202
Постановлением Администрации города Хабаровска от 13 мая 2013 года N 1596
________________________________
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в целях развития молодежного предпринимательства в городе Хабаровске, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» администрация города
постановляет:
1. Утвердить городскую целевую программу «Вовлечение молодежи города Хабаровска в предпринимательскую деятельность на 2011-2013 годы» (далее Программа) согласно приложению.
2. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете «Хабаровские вести».
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-Мэра города Казаченко В.П. и заместителя Мэра города по социальным вопросам Шевченко С.И.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
И.о. Мэра города
В.П. Казаченко
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Вовлечение молодежи города Хабаровска
в предпринимательскую деятельность на 2011-2013 годы»
(с изменениями на 13 мая 2013 года)
ПАСПОРТ
городской целевой программы
«Вовлечение молодежи города Хабаровска
в предпринимательскую деятельность на 2011-2013 годы»
Наименование субъекта бюджетного планирования (распорядителя средств бюджета города) | Управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска (в редакции, введенной в действие с 12 октября 2012 года Постановлением Администрации города Хабаровска от 8 октября 2012 года N 4202 - см. предыдущую редакцию) |
Наименование программы | Городская целевая программа «Вовлечение молодежи города Хабаровска в предпринимательскую деятельность на 2011-2013 годы» (далее - Программа) |
Разработчик Программы Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения), или наименование и номер соответствующего акта | Управление экономического развития администрации города Хабаровска |
Номер и дата учета в управлении экономического развития администрации города | |
Цель программы | Создание в г. Хабаровске постоянно действующей системы вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность, включающей в себя: - пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности; - начальное предпринимательское образование; - поддержку создания субъектов молодёжного предпринимательства; - инфраструктуру поддержки субъектов молодёжного предпринимательства; - поддержку развития сообщества молодых предпринимателей |
Задачи программы | 1. Сформировать постоянно действующую и развивающуюся систему пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности и обеспечить её деятельность. 2. Создать городскую систему начального предпринимательского образования. 3. Организовать поддержку создания субъектов молодёжного предпринимательства в приоритетных отраслях. 4. Сформировать инфраструктуру поддержки молодёжного предпринимательства и обеспечить её деятельность. 5. Содействовать развитию сообществ молодых предпринимателей |
Целевые индикаторы и показатели | 1. Нормативный правовой акт, устанавливающий расходное обязательство городского бюджета по ежегодному финансированию системы вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность - 1. 2. Доля старшеклассников общеобразовательных учреждений города, вовлеченных в мероприятия по пропаганде и популяризации предпринимательской деятельности - не менее 40%. 3. Рост положительного отношения молодёжи к предпринимательской деятельности - не менее чем на 10%. 4. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, имеющих свой бизнес-проект - не менее 10%. 5. Число вновь созданных субъектов молодёжного предпринимательства - не менее 200. 6. Число субъектов молодёжного предпринимательства, получивших различные формы поддержки, - не менее 800. 7. Количество зарегистрированных членов виртуального сообщества молодых предпринимателей - не менее 300. 8 . Число субъектов молодёжного предпринимательства, вошедших в молодёжные структурные подразделения бизнес-ассоциаций, - не менее 100 |
Характеристика программных мероприятий | 1. Проведение конкурса молодёжных проектов, направленных на пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности. 2. Создание инфраструктуры поддержки субъектов молодёжного предпринимательства. 3. Проведение маркетинговых исследований в отраслях, являющихся приоритетными для развития предпринимательства в городе. 4. Подготовка обобщённых обзоров в отраслях, являющихся приоритетными для развития предпринимательства в городе. 5. Создание постоянно действующей информационно-коммуникационной площадки для молодых предпринимателей и обеспечение её деятельности |
Сроки реализации | Реализация программы рассчитана на период 2011-2013 годов |
Объемы и источники финансирования | Источники финансирования Программы - городской бюджет и иные источники. Общий объем средств, предназначенных для реализации Программы, составляет 14 846,0 тыс. рублей, в том числе по годам: - 2012 год - 8 160,0 тыс. рублей; - 2013 год - 6 686,0 тыс. рублей. Источником финансовых средств являются средства городского бюджета в сумме 14 846,0 тыс. рублей. (в редакции Постановления Администрации города Хабаровска от 13 мая 2013 года N 1596 - см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Создание системы воспроизводства молодежного предпринимательства в г. Хабаровске. 2. Улучшение ситуации с занятостью молодёжи (особенно с выпускниками учреждений профессионального образования) и снижение уровня социальной напряженности в молодёжной среде. 3. Уменьшение оттока и миграционных настроений молодёжи г. Хабаровска |
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации программы, анализ причин ее возникновения
Численность молодежи города Хабаровска (от 14 до 30 лет) составляет 156,5 тыс. человек. Это 27% всего населения города и 42% трудоспособного населения, при этом на рынке труда уровень молодёжной безработицы (от 16 до 29 лет) занимает лидирующие позиции. По данным Центра занятости населения города Хабаровска, по состоянию на 01.03.2011 уровень молодёжной безработицы составлял 26,8%, по состоянию на 01.06.2011 - 22,9%. Однако уже в ближайшие два месяца ситуация снова начнёт ухудшаться, поскольку учреждения профессионального образования окончат значительное число выпускников, не получивших направления на работу.
По данным Министерства образования и науки Хабаровского края, за последние годы количество выпускников-хабаровчан, не получающих направление на работу, колеблется от 36% в начальном профессиональном образовании до 68% в среднем профессиональном образовании (см. таблицу 1):
Таблица 1
N п/п | Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
1. | Общая численность выпускников начального профессионального образования | 2600 | 1972 | 1406 |
Численность выпускников начального профессионального образования, получивших направления на работу | 1778 | 1233 | 898 | |
2. | Общая численность выпускников среднего профессионального образования | 3340 | 3677 | 3360 |
в т.ч. бюджет | 2206 | 2103 | 2108 | |
Численность выпускников среднего профессионального образования, получивших направления на трудоустройство | 1308 | 1117 | 1066 | |
3. | Общая численность выпускников высшего профессионального образования | 6285 | 7545 | 6383 |
в т.ч. бюджет | 3157 | 3289 | 3067 | |
Численность выпускников высшего профессионального образования, получивших направления на трудоустройство | 2408 | 2414 | 2329 |
Итого в 2010 году не получили направления на работу после окончания профессиональных училищ, техникумов и вузов 6856 хабаровчан. В результате невостребованным на рынке труда молодым специалистам приходится идти работать не по специальности либо искать применение своим знаниям в других регионах страны и за рубежом.
По данным Государственной службы статистики Хабаровского края в последние годы из края ежегодно уезжает от 2,2 до 2,6% молодёжи в возрасте 16-29 лет. В частности, в 2007 году уехало 8968 человек, в 2008 году - 9078 чел., в 2009 году - 7631 чел. Экспертные оценки показывают, что уезжают те, кто, получив в крае хорошее профессиональное образование, не смогли найти достойную, а иногда и вообще какую-либо работу.
Очевидно, что работа по найму - это сегодня самая уязвимая стратегия профессиональной деятельности, так как она не даёт гарантий постоянной занятости. В сложившейся ситуации одним из наиболее оптимальных путей решения проблемы занятости молодых людей может являться вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, то есть в другую альтернативную стратегию трудовой профессиональной деятельности.
Однако для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность необходимы специальные условия и меры, которых пока нет в Хабаровске. На решение данной проблемы направлена данная городская целевая программа.
Для целей настоящей программы используются следующие понятия и определения.
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии с законами психологии и профессионального становления личности «жизненный цикл предпринимателя» может быть представлен следующей упорядоченной структурой:
Таблица 2
Этап 1. | Возникновение желания стать предпринимателем |
Этап 2. | Получение начального предпринимательского образования |
Этап 3. | Создание субъекта предпринимательства (физического или юридического лица) |
Этап 4. | Обеспечение эффективного функционирования субъекта предпринимательства |
Этап 5. | Развитие субъекта предпринимательства |
Этап 6. | Реорганизация, слияние, ликвидация субъекта предпринимательства |
Вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность - система мер, способствующих вхождению как можно большего числа молодых хабаровчан в «жизненный цикл предпринимателя» и поступательному движению по нему (переходу от этапа к этапу) с минимальными рисками и потерями.
Ниже приведен анализ каждого этапа цикла в соответствии с таблицей 2.
Этап 1. Возникновение желания стать предпринимателем
Социологические исследования, проведенные за последние годы, позволили выявить следующие данные о мотивации молодежи города Хабаровска к предпринимательской деятельности. По данным ДВАГС, более половины школьников (56,9% от числа опрошенных) и подавляющее число студенческой молодежи (68,7% от числа опрошенных) хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью (диаграмма 1).
_______________
В 2008 году - исследование Дальневосточной академии государственной службы (ДВАГС), результатом которого стала Аналитическая записка по итогам научно-исследовательской работы «Специфика и проблемы состояния молодежного потенциала в Хабаровском крае». В 2009 году исследования проводились автономной некоммерческой организацией «ОНТИНЕТ» в рамках проекта «СВЕЖИЙ ВЕТЕР».
По данным автономной некоммерческой организацией «ОНТИНЕТ», желание создать собственный бизнес среди студентов I - V курсов хабаровских вузов и техникумов выразили 54,7% молодых людей; категорически против -19,8% опрошенных, не определились 24,5%, а 1% уже имеют свой бизнес. Вместе с тем, большинство (92% от числа опрошенных) не знают примеров создания молодыми людьми собственного бизнеса, у них нет знакомых и друзей, которые занимаются предпринимательством, они не слышали о тех, кто открыл свое дело и добился успехов. Те немногие (8%), кто все-таки знают такие примеры, перечисляют в основном родственников.
Очевидно, что появление желания (мотива) заняться той или иной профессиональной деятельностью существенно зависит от имиджа данной профессии в обществе. Поскольку профессия предпринимателя сегодня в массовом создании особой популярностью не пользуется, то для вовлечения молодёжи в предпринимательскую деятельность необходимо осуществлять специальные меры, направленные на изменение стереотипов массового сознания. В терминологии Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», это есть ничто иное как «пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности».
Этап 2. Получение начального предпринимательского образования
По данным социологического исследования, проведённого ДВАГС, на пути реализации желания молодых людей стать предпринимателем имеются существенные препятствия (диаграмма 2):
Диаграмма 2
По данным автономной некоммерческой организации «ОНТИНЕТ», условия, необходимые для создания бизнеса, по мнению молодёжи, следующие (диаграмма 3):
Диаграмма 3
Что Вам необходимо для создания собственного бизнеса?
Очевидно, что молодёжь осознаёт потребность в знаниях для начала предпринимательской деятельности.
Под начальным предпринимательским образованием в целях реализации данной Программы понимается:
- ознакомление с основами предпринимательства путем преподавания в общеобразовательных школах города элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»;
- дальнейшее углубленное обучение основам предпринимательской деятельности в средних, начальных профессиональных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях;
- развитие качеств личности, которые требуются предпринимателю, на всех этапах обучения.
Этап 3. Создание субъекта предпринимательства