Недействующий

О краевой комплексной целевой программе "Развитие профессионального образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы" (с изменениями на 20 сентября 2013 года)

     

1. Характеристика текущего состояния системы профессионального образования края


Программа разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 09 сентября 2010 г. N Пр-2663 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 г.

Программа подготовлена в соответствии с положениями следующих документов: Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. N 61; Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р; Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр (далее - Стратегия развития края).

В связи с отсутствием полномочий субъектов Российской Федерации Программа не предусматривает реализацию мероприятий в области высшего профессионального образования.

1.1. Общая характеристика состояния и актуальные проблемы системы профессионального образования края

В настоящее время среди наиболее важных тенденций, характеризующих состояние и развитие системы профессионального образования края, можно выделить следующие:

- характерные для современной России демографические процессы продолжают оказывать серьезное влияние на ситуацию в сфере образования на всех его уровнях;

- продолжаются реструктуризация и оптимизация сети учреждений профессионального образования;

- обновляется содержание образования, повышается его качество;

- осуществляется переход на двухуровневое образование в системе высшего профессионального образования;

- вводятся федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) начального и среднего профессионального образования на основе профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда;

- совершенствуется система оценки качества образования на основе объективных показателей результатов обучения;

- совершенствуются межбюджетные отношения в сфере образования;

- введена новая система оплаты труда работников образовательных учреждений;

- улучшились условия работы образовательных учреждений, обновляется их материально-техническая база;

- развивается общественная составляющая в управлении образованием;

- используются для развития инновационной деятельности образовательных учреждений возможности приоритетного национального проекта "Образование";

- на территории края реализуются переданные полномочия Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства, контролю качества образования.

В 2010/2011 учебном году в учреждениях профессионального образования края осуществлялась подготовка кадров по 213 специальностям высшего, 94 специальностям среднего и 67 профессиям начального профессионального образования. Началась подготовка по четырем новым специальностям и двум рабочим профессиям в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования. Программы бакалавриата реализуются в 13 учреждениях профессионального образования, в том числе в одном учреждении среднего профессионального образования, магистратуры - в восьми.

Из общего числа выпускников учреждений профессионального образования в 2010 году выпуск по программам высшего профессионального образования составил 62,5 процента, или 17,7 тыс. человек, среднего профессионального образования - 24,3 процента, или 6,9 тыс. человек, начального профессионального образования - 13,2 процента, или 3,7 тыс. человек. При этом из общего числа студентов очной формы обучения получили направление на работу 71,2 процента выпускников учреждений высшего профессионального образования, 50,3 процента выпускников учреждений среднего профессионального образования и 56,9 процента выпускников учреждений начального профессионального образования.

В части кадровой обеспеченности системы профессионального образования края необходимо отметить, что в учреждениях среднего профессионального образования работают 77,3 процента аттестованных педагогических работников, в учреждениях начального профессионального образования - 69,5 процента. Доля инженерно-педагогических работников учреждений начального профессионального образования, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, составляет 93,4 процента.

Важным направлением комплексных изменений в системе образования с 2009 года стал переход на новые условия оплаты труда. С 01 апреля 2009 г. переведены на новую систему оплаты труда все учреждения, подведомственные министерству образования и науки края. В настоящее время продолжается работа по внедрению новых эффективных финансово-экономических механизмов. Введение нормативов подушевого финансирования в соответствии с типом и видом образовательного учреждения, его местонахождением, ступенью обучения позволило улучшить качество планирования расходов бюджета на образование, обеспечить справедливость и прозрачность при распределении финансовых средств, повысить эффективность бюджетных расходов в сфере образования.

С 2009 года министерство образования и науки края приступило к исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области образования в части осуществления государственного контроля качества образования. В связи с этим был утвержден порядок проведения контрольно-оценочных процедур в образовательных учреждениях края, сформированы варианты диагностических работ. На сайте министерства образования и науки края опубликованы демонстрационные варианты диагностических работ.

Обновлению содержания образования, внедрению в учебный процесс современных педагогических технологий, совершенствованию образовательных услуг способствует научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность учреждений образования, педагогов, учащихся и студентов. Среди краевых экспериментальных площадок лидируют краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт развития образования", краевые государственные бюджетные образовательные учреждения среднего профессионального образования "Хабаровский технический колледж", "Комсомольский-на-Амуре политехнический техникум", "Хабаровский технологический колледж", "Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса", "Хабаровский государственный медицинский колледж", "Комсомольский-на-Амуре строительный колледж", краевые государственные бюджетные образовательные учреждения начального профессионального образования "Профессиональный (авиастроительный) лицей N 2", "Профессиональное училище N 3", "Профессиональное училище N 40".

В рамках содействия созданию малых инновационных предприятий в шести вузах созданы инновационные структуры, в том числе два бизнес-инкубатора, деятельность которых направлена на внедрение научных достижений в производство.

В крае продолжает формироваться целостная структура государственно-общественного управления образованием. В настоящее время действуют соглашения, заключенные между министерством образования и науки края и отраслевыми министерствами края, региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края", членами которого являются 92 процента краевых учреждений профессионального образования.

Вместе с тем перспективное развитие системы профессионального образования края сопряжено с наличием ряда проблем.

Этими проблемами являются: