Недействующий

О долгосрочной краевой целевой программе "Государственная поддержка развития муниципальной системы дошкольного образования в Хабаровском крае в 2011-2013 гг." (с изменениями на 30 декабря 2013 года)

Доля детей в возрасте с 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги

(в процентах)

Место в рейтинге

Наименование муниципального образования

2009 год

2010 год

1

Аяно-Майский муниципальный район

68,8

72

19

Тугуро-Чумиканский муниципальный район

28,6

48



В целом ситуация с обеспеченностью услугами дошкольного образования по данным органов местного самоуправления в крае по состоянию на 01 января 2011 г. складывается следующим образом:





________________________

*ДО - дошкольное образование.


Главной причиной сложившейся ситуации является то, что в период "демографической ямы" середины 90-х годов, когда наблюдался очередной закономерный спад рождаемости, многие муниципальные дошкольные образовательные учреждения были перепрофилированы или приватизированы. Кроме того, прекратили свое существование многие ведомственные детские сады в связи с банкротством крупных предприятий в период перестройки экономики.

Приведенные данные свидетельствуют, что органы местного самоуправления края в сложившихся демографических условиях и при имеющихся ресурсах не могут самостоятельно обеспечить эффективное решение вопроса об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, предусмотренного статьями 15 и 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В этом случае, в соответствии с концепцией субсидиарного государства, им требуется поддержка вышестоящих уровней власти.

1.2. Обоснование связи проблемы с приоритетами социально-экономи-ческого развития края

Главной целью Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения. Только в этом случае край может быть привлекательным как для эффективных бизнес-структур, так и для тех групп населения, которые отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки.

Для реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года в части обеспечения государственных гарантий и повышения качества услуг в сфере образования постановлением Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. N 104-пр утверждены Основные направления модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы. В документе указывается, что очередность детей с 1 года до 6 лет на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях на начало 2010 года составила свыше 6 тыс. детей. Не в полной мере используются возможности создания вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования, в том числе групп на базе других помещений, семейных групп и др. Недостаточно развит негосударственный сектор предоставления услуг дошкольного образования. В связи с этим одна из основных целей модернизации системы дошкольного образования определена как обеспечение доступности дошкольного образования, установлены следующие целевые показатели для ее достижения:

- повышение процента удовлетворения потребности в услугах дошкольного образования (не менее 85 % к 2013 году);

- увеличение доли первоклассников, прошедших обучение по общеобразовательным программам дошкольного образования (не менее 90 % к 2013 году);

- увеличение доли детей-инвалидов, получающих дошкольное образование (не менее 40 % к 2013 году).

Необходимо констатировать, что без решения проблемы обеспечения доступности дошкольного образования в муниципальных образованиях края невозможно будет решить ряд задач, поставленных краевыми органами государственной власти. В частности:

1) в постановлении Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. N 104-пр "Об Основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы" определены следующие цели и задачи развития в сфере дошкольного образования:

Основные цели по направлению - обеспечение доступности дошкольного образования.

Задачи:

- удовлетворение потребности в услугах дошкольного образования через расширение вариативных форм его предоставления;

- обеспечение доступности дошкольного образования для детей-инвалидов;

- организация предшкольного образования с использованием вариативных форм его предоставления;

2) постановлением Правительства Хабаровского края от 28 мая 2010 г. N 136-пр "О Программе развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы" в подпункте 3.2.6 установлено, что в связи с дефицитом сети муниципальных дошкольных учреждений необходимо стимулировать создание частных и ведомственных детских садов, таких форм предоставления услуг дошкольного образования, как мини-сады, группы кратковременного пребывания в детских садах, гувернерство и др.

1.3. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Программно-целевые методы в государственном управлении используются в том случае, когда возникшая социально-экономическая проблема не может быть решена в рамках текущей деятельности и текущего финансирования органов власти, а также когда для ее решения требуется межведомственное взаимодействие различных органов власти.

В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования является вопросом местного значения городских округов и муниципальных районов края, однако, в рамках текущей деятельности, имеющихся ресурсов и в условиях подъема рождаемости последних лет органы местного самоуправления края не могут решить данную задачу самостоятельно.

Применение программно-целевого метода для решения имеющихся проблем в сфере обеспечения населения края доступным дошкольным образованием позволит наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении наиболее актуальных задач.

Без использования программно-целевого метода возникшую в крае проблему обеспечения доступности дошкольного образования решить невозможно.