Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 марта 2011 года N 59-пр


О Стратегии развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 3 декабря 2021 года N 596-пр

__________________________



В целях мобилизации действий органов исполнительной власти Хабаровского края, органов местного самоуправления края, хозяйствующих субъектов на территории края по обеспечению дальнейшего устойчивого и динамичного развития сферы культуры края Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Министерству культуры края (Федосов А.В.):

2.1. Обеспечить координацию деятельности всех заинтересованных сторон в реализации Стратегии.

2.2. Организовать работу по подготовке и принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих достижение целевых индикаторов Стратегии.

3. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться основными положениями Стратегии при разработке среднесрочных и долгосрочных прогнозов, планов, подготовке краевых и территориальных программ развития.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления края при разработке программ развития сферы культуры муниципального образования руководствоваться основными положениями Стратегии.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края по вопросам внутренней политики Мкртычева А.Н.

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 16 марта 2011 года N 59-пр

     

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
сферы культуры Хабаровского края
на период до 2025 года


ПАСПОРТ
Стратегии развития сферы культуры
Хабаровского края на период до 2025 года

     

Наименование

- Стратегия развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года (далее также - Стратегия)

Основание для разработки

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р "О Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы";

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года";

постановление Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года";

постановление Правительства Хабаровского края от 20 августа 2010 г. N 230-пр "О ходе реализации Комплекса мер по развитию культуры в Хабаровском крае в 2009-2011 годах"

Государственный заказчик

- Правительство Хабаровского края

Основной разработчик-координатор

- министерство культуры Хабаровского края

Главная цель

- наиболее полное удовлетворение растущих и изменяющихся культурных запросов и нужд населения Хабаровского края

Основные задачи

- сохранение культурного наследия и расширение доступа граждан к культурным ценностям и информации;
развитие художественно-творческой деятельности;
развитие регионального потенциала в сфере культуры

Срок реализации

- 2011-2025 годы

Исполнители основных мероприятий

- министерство культуры Хабаровского края, министерство образования и науки Хабаровского края, министерство социальной защиты населения Хабаровского края, министерство здравоохранения Хабаровского края, министерство природных ресурсов Хабаровского края, министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края и другие заинтересованные органы исполнительной власти Хабаровского края

Конечные общественно значимые результаты

- доля свободного времени населения Хабаровского края, занятого потреблением услуг культуры, составит 30 процентов и более;
индекс удовлетворенности населения Хабаровского края качеством и доступностью предоставляемых услуг в сфере культуры составит 90 процентов;

индекс реализации Стратегии (доля индикаторов задач, по которым достигнуты целевые значения, среди всех индикаторов задач) составит более 90 процентов

   

  

1. Общие положения


Стратегия развития сферы культуры Хабаровского края на период до 2025 года представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Хабаровского края (далее также - край), других краевых органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры.

Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормативными правовыми актами Хабаровского края.

Стратегия является составной частью системы социально-экономического развития края и в целом ориентирована на реализацию преобразований в сфере культуры, осуществляемых в крае на период до 2025 года.

В Стратегии развиваются и конкретизируются в части, касающейся вопросов культуры края, соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, на научно обоснованное определение объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения развития данной сферы, а также на системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем, отечественного и зарубежного опыта.

Положения Стратегии являются основой для консолидации усилий органов государственной власти края, органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты и др., а также общественных объединений и населения по обеспечению комплексного решения проблем развития сферы культуры в крае.

Стратегией определяются главная цель, задачи, сценарии перспективного развития, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы и приоритеты, комплекс основных мероприятий, необходимые условия, риски и механизм контроля развития сферы культуры края.

Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития сферы культуры, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития сферы культуры края.

В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:

главная цель - желаемое конкретное состояние отдельных характеристик сферы культуры Хабаровского края;

государственное (муниципальное) задание в сфере культуры - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в сфере культуры;

государственные (муниципальные) услуги (работы) в сфере культуры - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными организациями, иными юридическими лицами в сфере культуры;

задача - конкретная, измеримая, привязанная к определенным срокам деятельность, направленная на достижение конечных общественно значимых результатов, требуемых для успешной реализации поставленной главной (долгосрочной стратегической) цели;

заинтересованные стороны - министерство культуры Хабаровского края, министерство образования и науки края, министерство социальной защиты населения края, министерство здравоохранения края, министерство природных ресурсов края, министерство сельского хозяйства и продовольствия края, министерство экономического развития и внешних связей края и другие заинтересованные органы исполнительной власти края, органы местного самоуправления муниципальных образований края, общественные организации, имеющие в соответствии с законодательством интерес к результатам деятельности в сфере культуры, которые могут оказывать влияние на развитие указанной сферы;

контроль за реализацией Стратегии - процесс мониторинга, анализа и оценки реализации Стратегии в рамках имеющихся ресурсов, оценки достижения главной цели и задач, выработки и принятия корректирующих управленческих решений;

культурные индустрии - деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест в отрасли культуры путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности;

мониторинг - непрерывный процесс наблюдения за реализацией Стратегии;

направление - комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи, описываемый измеряемыми целевыми индикаторами;

непосредственные результаты - результаты реализации мероприятий Стратегии, характеризующие количество (объем) и качество предоставленных услуг;

конечные общественно значимые результаты - результаты реализации Стратегии, характеризующие решение поставленных задач и достижение установленной цели, в том числе эффекты от реализации Стратегии для основных заинтересованных сторон;

организация культуры - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере культуры в качестве основной деятельности и действующее в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;

результативность - тип измерения результатов деятельности, отражающий степень достижения целей и задач;

риск - вероятность наступления обстоятельств, препятствующих достижению главной цели, решению задач и получению запланированных результатов Стратегии;

стратегия развития сферы культуры - совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Хабаровского края, других органов государственной власти края и органов местного самоуправления в сфере культуры;

уровень удовлетворенности - показатель, позволяющий оценить удовлетворенность потребителей качеством и доступностью услуг культуры с учетом значимости факторов, влияющих на качество и доступность указанных услуг;

целевое значение показателя - желаемое значение показателя достижения главной цели, задачи; значение показателя, к достижению которого следует стремиться;

эффективность - тип измерения результатов деятельности, отражающий преобразование входных ресурсов в выходные результаты.

2. Характеристика и основные проблемы сферы культуры


Хабаровский край обладает богатым культурно-историческим наследием. В крае насчитывается 1 354 объекта культурного наследия, представляющие интерес для развития отрасли культуры, а также культурно-познавательного и этнографического туризма. Из них 39 объектов культурного наследия - памятники федерального значения и 465 - регионального (краевого) значения. Уникальный памятник древней культуры края - петроглифы Сикачи-Аляна - внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

По количеству объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения, находящихся под государственной охраной, Хабаровский край занимает четвертое место среди девяти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

Хабаровский край является одним из самых многонациональных регионов в России. Здесь проживают представители 142 национальностей. Особый этнографический ареал образуют коренные малочисленные народы Севера, обладающие уникальными знаниями, сохраняющие свои национальные культурные ценности и традиции. Среди них представители тунгусо-маньчжурского этноса: нанайцы (более 10 тыс. человек), эвенки (более 3,5 тыс. человек), ульчи (более 2,7 тыс. человек), эвены (более 1,8 тыс. человек), удэгейцы (более 670 человек), орочи (около 600 человек), негидальцы (более 490 человек), а также представители палеоазиатских народов - нивхи (более 2,3 тыс. человек).

В настоящее время сеть краевых и муниципальных учреждений культуры Хабаровского края включает: 16 музеев, 328 библиотек, шесть театров, 288 учреждений культурно-досугового типа, пять парков культуры и отдыха, филармонию, цирк, 46 детских школ искусств, восемь кинотеатров, колледж искусств. В отрасли "Культура" Хабаровского края на сегодняшний день занято 7 036 человек, что составляет 3,5 процента от общего количества занятого населения, из них 1 713 человек - в краевых учреждениях, 5 323 - в муниципальных.

В состав негосударственных учреждений культуры в Хабаровском крае входят 10 учреждений культурно-досугового типа, две библиотеки, один музей и 10 кинотеатров (кинозалов).

Основными потребителями услуг учреждений культуры являются жители Хабаровского края, общая численность которых на сегодняшний день составляет 1,4 млн. человек. Отдельную группу потребителей составляют российские (около 381 тыс. человек в 2009 году) и иностранные (около 10 тыс. человек в 2009 году) туристы, посещающие край.

К приоритетным категориям потребителей культурных услуг в крае относятся:

дети - 257 тыс. человек, из них 59 тыс. человек проживают в сельской местности;

лица с ограниченными возможностями - 90,8 тыс. человек;

представители национальных организаций, национальных культурных центров - 24,3 тыс. человек;

сельское население - 273 тыс. человек.

Успешное развитие сферы культуры Хабаровского края является необходимым условием достижения стратегических целей и приоритетных задач Правительства края в долгосрочной перспективе. Выполнение данного условия предполагает решение ряда ключевых проблем, характеризующих современное состояние сферы культуры края:

- снижение уровня доступности культурных продуктов и образования в сфере культуры для населения края вследствие факторов: сокращение сети учреждений культуры; неразвитость универсальных передвижных систем и информационных продуктов; резкие диспропорции в обеспечении населения услугами организаций культуры, которые выражаются в наличии высокой концентрации организаций культуры в административных центрах и их дефиците в малых городских и сельских поселениях; высокие цены на платные услуги и товары в сфере культуры для определенных категорий населения; низкий уровень обеспеченности учреждений культуры инфраструктурой (пандусы, лифты и т.д.) и оборудованием (кресла и др.), необходимыми для предоставления услуг гражданам с ограниченными физическими возможностями; низкий уровень информированности населения об услугах в сфере культуры и возможностях их получения; неудобный график работы ряда организаций культуры и др.;

- низкий уровень разнообразия и качества услуг в сфере культуры;

- физическая утрата (разрушение) ряда объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе за счет природных, техногенных и антропогенных факторов;

- уровень обеспеченности учреждениями культуры не соответствует социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 г. N 1063-р, причем самые низкие показатели обеспеченности отмечаются на уровне сельских поселений;

- устаревание и недостаток материально-технической базы учреждений культуры, в том числе зданий, оборудования, реквизита и т.д.;

- недостаточно активная маркетинговая политика по продвижению региональных культурных продуктов на российском и международном рынках;

- проблемы, связанные с недостаточным финансированием сферы культуры, неразвитость механизмов привлечения внебюджетного финансирования, низкий уровень доходов от собственной деятельности учреждений культуры и др.;

- проблемы обеспечения сохранности имущества организаций культуры, в том числе в части установки и функционирования систем противопожарной безопасности, сигнализации и др.;

- кадровые проблемы, включая невысокий престиж профессии работников сферы культуры, низкий уровень заработной платы, проблемы жилищной обеспеченности работников, слабый приток молодых специалистов в отрасль, как следствие, старение кадров и др.;

- процесс культурного взаимодействия затрудняет нарастание негативных тенденций разрыва культурных связей между европейской частью Российской Федерации и Хабаровским краем, обусловленных, прежде всего, высокими тарифами на авиаперелеты и т.д.;

- крайне медленное внедрение современных информационных технологий и инноваций в сферу культуры в условиях радикального изменения информационного пространства Российской Федерации, нарастания темпов процессов глобализации, массовой компьютеризации, технологического развития сетей связи нового поколения и роста числа пользователей этими сетями.

Особое беспокойство вызывает проблема обеспечения равных возможностей для культурной и творческой деятельности представителей приоритетных категорий населения (детей, молодежи, граждан с ограниченными возможностями, граждан, проживающих в сельской местности, представителей национальных культурных центров), которые в наибольшей степени нуждаются во внимании со стороны государства.

Несмотря на осуществляемые в регионе проекты поддержки творческих инициатив детей и молодежи, возможности для самореализации и самовыражения данных категорий населения в сфере культуры ограничены недостаточным оснащением специализированным оборудованием (музыкальные инструменты, сценические костюмы и другие средства) организаций, предоставляющих культурно-досуговые услуги.

Остро данная проблема стоит перед гражданами, проживающими в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах Хабаровского края, что в большей степени обусловлено низким доступом к высококачественным услугам организаций культуры.

Для граждан с ограниченными физическими возможностями трудности реализации прав на участие в культурной жизни, в первую очередь, выражаются в отсутствии у значительной части организаций культуры необходимых условий для беспрепятственного доступа данной категории граждан к зданиям учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»