Базовым условием для повышения эффективности государственного управления в сфере финансов является обеспечение сбалансированности и реалистичности консолидированного бюджета края, в связи с чем предполагаются следующие меры:
- формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы. Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития страны - роста уровня и качества жизни населения.
Составление среднесрочного финансового плана края позволяет обеспечить тесную увязку и взаимозависимость стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями.
Расширение горизонтов бюджетного планирования повышает требования к надежности и обоснованности долгосрочных прогнозов. Реалистичность доходов краевого бюджета будет обеспечена в результате планирования доходов на основе прогноза социально-экономического развития края.
Достоверность прогнозируемых расходов гарантируется ежегодной инвентаризацией расходных обязательств в ходе составления реестра расходных обязательств. Включение расходного обязательства в реестр подтверждает его соответствие установленным полномочиям края и служит основанием для планирования бюджетных обязательств. Соответствие расходных обязательств полномочиям края, оптимальное распределение бюджетных средств является основой устойчивости бюджетной системы.
Многолетнее бюджетное планирование, опирающееся на реалистичный прогноз по доходам и составленный в соответствии с требованиями законодательства реестр расходных обязательств, обеспечит долгосрочную сбалансированность и устойчивость краевого бюджета;
- переход к программной структуре расходов краевого бюджета.
Одна из основных задач бюджетной политики, озвученных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2011-2013 годы - обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов. Эта задача будет решаться на основе перехода к программно-целевому принципу деятельности органов исполнительной власти края. Таким образом, доля расходов краевого бюджета, формируемых в рамках долгосрочных целевых программ, будет постепенно увеличиваться.
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ будет осуществляться в соответствии с нормами, установленными статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Хабаровского края от 06 октября 2008 г. N 236-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ".
Переход к составлению части расходов краевого бюджета в структуре долгосрочной целевой программы повысит эффективность бюджетных расходов, а также ответственность главных распорядителей бюджетных средств за достижение стратегических целей развития края;
- изменение механизмов финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений.
Изменения в правовом положении государственных учреждений, предусмотренные Федеральным законом от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" обеспечили предпосылки для разработки и внедрения нового механизма финансового обеспечения путем предоставления бюджетным учреждениям и иным некоммерческим организациям субсидий в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (на выполнение государственного задания, а также на иные цели).
В целях создания нового механизма будет разработана новая нормативная правовая и методическая база, в том числе:
- новый порядок формирования и финансового обеспечения государственного задания;
- порядок перевода краевого бюджетного учреждения, являющегося получателем бюджетных средств, на финансовое обеспечение деятельности путем предоставления субсидии из краевого бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- порядок определения объема и условия предоставления субсидий бюджетным учреждениям из краевого бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), а также на иные цели;
- порядок санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- порядок взыскания в краевой бюджет неиспользованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям.
Практическая реализация механизма предоставления субсидий на выполнение государственного задания позволит уйти от платы (бюджетного финансирования) только за факт существования учреждения вне зависимости от результатов его работы. Тем самым будут обеспечены условия для оптимизации бюджетной сети и сокращения внутренних издержек государственных учреждений;
- совершенствование организации государственного контроля за правомерным, в том числе целевым и эффективным использованием бюджетных средств с соблюдением требований бюджетного законодательства.
Такой контроль обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины, ответственности и подотчетности в использовании бюджетных средств, способствуя повышению эффективности и прозрачности управления государственными финансами.
Ожидаемым результатом решения данной задачи является снижение уровня нарушений бюджетного законодательства при исполнении краевого бюджета, в том числе снижение уровня нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того, повысится соотношение выявленных и устраненных нарушений бюджетного законодательства.
Регулятивная деятельность по решению этой задачи состоит в разработке нормативных правовых актов в сфере контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Административная деятельность состоит в проведении контрольных мероприятий и устранении выявленных нарушений;
- оптимизация управления государственным долгом Хабаровского края заключается в обеспечении приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга, сокращении стоимости его обслуживания, а также совершенствовании механизмов управления государственным долгом.
Объем государственного долга поддерживается в объеме, необходимом для обеспечения финансирования дефицита бюджета и не превышающем ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. Привлечение заимствований на конкурсной основе позволяет сократить стоимость обслуживания государственного долга края. Предоставление государственных гарантий Хабаровского края направлено на поддержку приоритетных направлений развития экономики края.